мой черновик

Валерий Кузьмин 2


    Российские СМИ о Вологодской области

22.08.2014 09:54
Издан первый номер «Вологодского ЛАДА»

Первый в 2014 году номер областного литературно-художественного журнала «Вологодский ЛАД» вышел из печати.

«Вологодский ЛАД» представляет читателям прозу вологжан Александра Цыганова и Ольги Селезнёвой, Дмитрия Ермакова и Виктора Плотникова, Ольги Кузнецовой и Сергея Багрова. Свои стихи публикуют в свежем номере журнала Ольга Фокина, Василий Мишенёв, Ната Сучкова, Андрей Алексеев.

Немало материалов посвящено Году культуры. Среди них – статьи о художниках Владимире Паскине и Сергее Дилакторском, а также о большой выставке «Вологодский портрет».

Алексей Колосов в материале «Дом, который построил Зураб…» анализирует творчество режиссёра Зураба Нанобашвили и областного драматического театра, который он возглавляет.

Очерк Юрия Жигайлова «Кругосветка Станислава Зайцева» рассказывает о тотемском музейщике и художнике, который многое сделал, чтобы вологжане-современники узнали о своих земляках – первопроходцах Русской Америки. Продолжает тему географических открытий исследование Игоря Ваганова «Вологжане - первооткрыватели Русской Америки», эта работа опубликована в разделе «Представляем литобъединение». Игорь Ваганов вместе с прозаиком Александром Дёшиным и поэтом Валерием Кузьминым представляют литературный Кадуй.

В разделе «И ныне, и присно» опубликована беседа вологодских журналистов с епископом Вологодским и Великоустюжским Игнатием, а также материал о владыке Иннокентии (Пустынском), уроженце грязовецкой глубинки, погибшем за веру в лагерях Казахстана.

Журнал подводит итоги конкурса лучших публикаций «Вологодского ЛАДА» за 2013 год. Среди победителей – Ольга Кузнецова, Александр Цыганов, Ольга Фокина, Вадим Дементьев и другие авторы.

*********************************************************

Подборка моих стихов в журнале "Вологодский ЛАД"

УПЛЫТЬ БЫ МНЕ...


На тройке

 Какие белые снега!..
 Какие радостные лица...
 Как вдаль дорожка пролегла -
 несемся, не остановиться!

 Коням без надобности кнут -
 они почувствовали волю!
 И, обезумевши, несут
 нас по заснеженному полю!

 Летим - и бес не устрашит!
 Забыты беды и печали...
 И лишь юродивый кричит:
 "Куда же вы? В овраг помчали!"


Другие и разные

 Мы другие - мы разные.
 Мы не белые и не красные!
 И леса наши не зелёные,
 и снега - ядовито-жёлтые!
 Мы не грустные... не весёлые.
 Мы пленённые, но не связаны!
 Мы, как краски те, густотёртые,
 по лицу планеты размазаны...


Игорь Северянин

 Зал ликовал, гремел. Триумф был полный!
 Поэт же с равнодушьем на лице
 вдруг удалился в занавеса волны,
 как бы терпеть не мог подобных сцен.
 Что в этом было: маска или поза,
 презренье к тем, кем был боготворен,
 чьи внуки бросят в гроб Поэта розы,
 забвения нарушив долгий сон?..
 Но прежде так: король без королевства,
 без шума залов, без своих "поэз"
 он для души найдет лекарство… средство
 в местечке тихом с красотой окрест.
 И двадцать лет без славы,  словно дачник,
 в "квадрат квадратов" жизнь свою вписав,*
 он проживет удачник-неудачник,
 любовь и боль нешуточно познав.

                2

 Вот дом-музей, где голубая Суда
 так хороша в сиянье после гроз.
 Сирень в саду и гости отовсюду,
 и юный Игорь в венчике из грез.
 Звучат стихи, звучат "поэз" напевы.
 (Мир изменился: лучше  - хуже ль стал?
 Я рад и тем кто справа и кто слева,
 и кто еще ни слова не сказал...)
 Букетик роз к последнему портрету
 поэта века молча положу,
 и вдруг услышу: "Королю карету!",
 и в путь неблизкий взглядом провожу...


 * Квадрат квадратов - одна из форм стихосложения, изобретённая Иг. Северянином


Песня

 Твои слова как приговор
 Мне сердце мучают.
 Пускаю мысли на простор
 Счастливым случаем.

 Простишь ли ты мои грехи
 Ещё не ведаю.
 Слагаю грустные стихи
 Своими бедами.

 Веду незримый разговор
 С тобой единственной.
 А за окном осенний бор,
 Гудки на пристани!

 Уплыть бы мне, все позабыв
 В края родимые,
 Под ветра песенный мотив
 В те ночи дивные!

 В краю былинном и лесном
 Унять отчаянье.
 Залить тоску свою вином,
 Печаль - печалями...


Успеть за солнцем

 Мне бы успеть за солнцем,
 тень на моих руках.
 Странным первопроходцем
 вязну в холодных мхах.

 Дух от трясин-болотин
 голову мне кружит.
 Время не "за", а  "против"
 торной тропой бежит!

 Где же моя заметка -
 в небе светляк-маяк?
 Больно хлестнула ветка,
 это ль не добрый знак?

 Что там за дальней гривой?
 Тот же болотный мох,
 иль уголок счастливый,
 радостный чей-то вздох?

 Домик с резным оконцем.
 Та, что давно ждала...
 Мне бы успеть за солнцем!
 Вот бы... и все дела


Над родиной крупные звёзды

 Над родиной крупные звезды.
 Дым к небу от каждой избы...
 Идем мы дорогою поздней
 с веселых поминок - гульбы.

 Грешно. Да такой уж народ мы:
 на свадьбах я видел - ревём,
 меха разрываем, как громы
 печалью наполненным днём!

 Уж коль веселимся, так с дракой,
 в заборах родные колы!
 Осудит, наверное, всякий...
 Да мы и не ждем похвалы.

 Но Север для нас не обуза!
 И наши заботы легки:
 Прошли бы до льда сухогрузы
 по взрытому руслу реки.

 Да дровец запасец солидный
 у рубленной каждой избы...
 ...Идем мы тропинкой, чуть видной,
 с веселых поминок - гульбы.

 Над родиной крупные звезды.
 И жизнь наша ярче видна!
 Вернутся назад, знаешь, поздно:
 поминки сыграли сполна!

*****************************************************

23 ноября 2013 г. Кадуйская районная библиотека

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕМИНАР

что-то  вроде протокола с уст Дудкина,
а если, точнее, с диктофона


 (от себя добавлю : на мероприятии не присутствовал, но стихи мои читали.
 Уж, какие не знаю... Не уверен, что рукопись моя попала в руки уважаемых. Половины  произведений в подборке которая приведена выше (а это ранние стихи) в рукописи представленной на семинар (63 стихотворения, отобранные по наибольшему количеству полученных на них рецензий) не было. Откуда они взялись не знаю... Понятно, одно, что на семинар попало лишь "угодное" моим недоброжелателям. И ещё удивляет странное поведение руководителя литобъединения  и её приближённых из союза российских писателей и не союза тоже... Объяснить мне, как так получилось, как я не добивался, не смогли...)

далее Дудкин:

Проводят члены Вологодской писательской организации М. И. Карачев, В. Н. Бараков, А. А. Цыганов и В. А. Плотников
Карачев. Литературное пространство разорвано на всех уровнях. Но люди хотят общаться.
Последний областной семинар состоялся семь лет на(63зад. Область сейчас не может собрать всех, поэтому возникла такая практика – ездить по районам. Приводит слова Кожинова: Москва ничего не творит, только признаёт. (На асфальте мало что вырастает, - добавляет Цыганов.) Важно вовремя поддержать, важно не сбиться с пути, выбрать правильных учителей, водителей в литературе. А заблудиться сейчас легко. В одиночку трудно, важно видеть литературное пространство. Оторваться от традиций, от народных смыслов очень легко.

1. Александр Дёшин. Проза и стихи

Дёшин. Родился и вырос в Заозерье, в местах, воспетых Северяниным. Не писал всерьёз,
печатался в периодической печати. Стихи свои серьёзно не оценивает. Читает стихотворение «Старушка-мать» и отрывок из очерка «Сплав».
Цыганов. Есть большая разница по степени ответственности авторов, по отношению авторов к оформлению рукописей. Плохая подготовка рукописей к семинару у всех, за исключением Ваганова. Прокурорские работники пишут в основном басни. У Дёшина есть все признаки хорошего писателя: он не издал ни одной книжки. Пишущие люди отравлены публикациями. В «Сплаве» есть главное – интонация. Автор владеет своим языком. «Сплав» - крепкое художественное произведение. Рассказ, скорее всего, не очерк. Пейзажи зримы, экономны. У автора есть чувство художественной меры. В конце появляется некоторая авторская торопливость.
Торопливость текста. Нужно вернуться к «Сплаву». Работы там немного. «Мой первый
пенсионный день» написан торопливо, не прописан. Длинное название. Ирония и самоирония позволяют владеть языком гибко. В основном рассказы напоминают зарисовки, не рассказы ещё, требуют доработки. Нужно избегать таких слов как «бесенята». Необходима усидчивость, усидчивость и усидчивость. «Дым» написан плотно, об этом рассказе вспоминалось. «Люди- птицы» наравне со «Сплавом» более удачное произведение. У автора большие перспективы, нужно отнестись к этой деятельности более ответственно, серьёзно.
Бараков. Прозу писать никогда не поздно. Она требует опыта. Зависит от того, рассказчик человек или нет. У Дёшина есть стиль и есть язык. Язык не причесан и не прорежен. Лексика: канцеляризмы, журнализмы. Интонация должна быть выдержана. Необходимо устранение
лишнего, но лишнего для автора. Убрать многословие, которое изначально присутствует у всех. Должна быть лаконичность. Перспектива у «Сплава» хорошая, но надо много работать. Должна быть ударная концовка. На название, начало и конец нужно обратить самое пристальное внимание. Нет потрясения. Но оно появится тогда, когда текст будет прорежен.
Плотников. «Сплав» - образцово-показательный очерк. Даны характеры. Разные временные пласты. Капитана видишь великолепно. «Пленник нашего детства». Хороши детские характеры, речь идёт о времени начала 60-х. Но абсолютно не прописан. Автор умеет показать природу.
Карачев. Боюсь ложных интонаций, ложного пафоса. Стихи дело не Дешина. «Сплав» - один из лучших рассказов, представленных на семинаре. Стихи, но не поэзия. Пишите их – это оттачивает речь. Стихи дисциплинируют прозаика.
Бараков. Поэзия – мышление образами. Этого нет в стихах. Не нужно их обнародовать.
Карачев. Невоплощённого поэтического мира не чувствуется. Невоплощённый прозаический мир есть, виден.
Цыганов говорит о Белове как о поэте.
Карачев. Белова ведь не заставишь не писать стихи, публицистику.


2. Игорь Ваганов. Проза

Ваганов. Родом с Урала. В Кадуй семья переехала, как началось строительство ГРЭС. Пишет лет 30, ещё со студенчества.
Плотников. Не все рассказы являются рассказами, скорее всего, зарисовками. Неожиданная концовка может перевернуть все представление о рассказе. Хорошая концовка даже несостоявшийся рассказ, недописанный делать рассказом. Четкое описание событий, но не было попытки выскочить из этого, нет художественного осмысления. Роман. Легкая ирония. Прочитан с интересом и удовольствием. 34 главки имеют один сюжет: привозят, оформляют, выпивают. Кроме 24-й.
Карачев. Хроники много, рассказов меньше. «Гвардия не сдается» не понравился. Автор не заметил тему для прозы, которая в рассказе есть: проблема взаимоотношений поколений военного и подростков. Автор прошёл мимо темы. «Аллергия» по-настоящему состоявшийся рассказ. Есть пища для размышлений. «Укольчик» - в образах слишком много авторского насилия.
Бараков. Физиологические очерки: факты, факты и ещё раз факты. Есть попытка сделать
художественное произведение. Отсутствует проблематика. Читать интересно, но ощущения, что это художественный текст нет.
Цыганов. Автор путает жанры, это не беда. У скорой помощи всегда положительный образ. Нужна небольшая правка, излишнее количество медицинских терминов. Симпатичен образ самого автора. Когда врачи жалуются на свою жизнь, тогда мы чувствуем уже свою беззащитность, уязвимость. «Хроники линейной бригады». Состоявшийся автор, нужно больше нарабатывать материала. Разобраться с самим собой – что за жанр? Нужен профессиональный редактор.
Смирнова Елена читает своё стихотворение «Спасибо доктору хорошему…»
Гусева. Авторы пытаются сохранить то, что происходит, отложив осмысление на потом.
Бараков. Тенденция к новеллистке. У новеллистки неожиданная концовка. Может, стоит поставить
диагноз нашей действительности?


3. Валерий Кузьмин. Стихи

Карачев. У Кузьмина присутствует свобода поэтического дыхания. Есть в его стихах неуловимое, о котором трудно говорить. Есть инобытие поэтическое. Кузьмин не стихотворец, а поэт, но поэт невоплощённый. Лирический поток вдруг срывается с той траектории, которая была предназначена для полета. Происходит разрушение начатого поэтического мира. Чего не хватает?
Либо лирической дерзости, либо литературной образованности. Раздробленность поэтического мира, нереализованные возможности. Наверное, не хватало разговоров, выбора учителей. У Кузьмина есть тонкие смыслы, которыми он живет. Пожелание: воплотить поэтический мир в слово. Мир есть, попытки воплощения есть, но целостности не находится. Творчество, о котором готовы говорить и рассуждать, не о рифме и прочем, а о более главном, чем и является поэзия.
Гусева. У Кузьмина есть привычка сто раз переписывать. Первый вариант был более удачным.
Карачев. Почему прозаик завидует поэту? Прозаик пишет задним местом.


4. Владимир Николаевич Борисов


Борисов. 74 года. Родился в доме Ганнибала. Отец – агроном, мать – медицинский работник. Пишет о личном. Читает свои стихи о ягодах: о морошке, о клюкве. Творит на болоте, места не хватает творить в трёхкомнатной квартире. Состоялся без Союза писателей. Однажды обманул Белкова. Выдал своё стихотворение за рубцовское. Белков вроде бы поверил. Но присутствующая при этом женщина сказал, что в стихах Рубцова вряд ли могло появиться слово «набирушка», так как слово это не архангельское, а новгородское, устюженское.
Бараков. Много человечности, неясности.
Плотников. Владимир Николаевич - состоявшийся человек. Благодаря таким людям и живёт Россия. Вспомнил слова Белова: «Пускай лучше пишет, чем водку пьёт».
Карачев. В литературе есть люди, которые вроде бы не пишут, но литературу делают. Не поэзия, хорошее стихотворчество.


5. Елена Смирнова. Стихи

Смирнова. Пишет, когда пишется. Не считает себя поэтом. Уже слышит все доводы, которые могут ей на её стихи сказать. Книгу «Монастыри Белозерского края» пыталась писать прозой, не получилось. Пишет песни, но к слову никогда не относилась второстепенно. Автор строевой песни о подводниках «Кондора». Под неё строевым шагом ходят подводники лодки «Псков», 77 офицеров. Ни на что не претендует, спасается стихами. Причину того, что её книгу о монастырях не взяли на распространение видит в конкуренции. Только одна женщина с горы Мауры не понимала цельности истории и нашла её в книге Смирновой.
Бараков. Различие между поэзией и прозой не в форме, в образной системе. Это определённый взгляд на мир, художественный взгляд. В поэзии вымысла нет, в поэзии нельзя сочинить, можно только увидеть. Поэтов очень мало, по большому счёту 3-4 на страну. Неточные рифмы у Пушкина исключение, у Лермонтова нет совсем.
Непричёсанная поэзия у Смирновой. Неточные рифмы, недоработанная. Надо обращать внимание на детали. Многословие – это беда, беда нашего времени. Самый яркий поэт настоящего времени Николай Зиновьев пишет четверостишиями, восьмистишиями. Надо стремиться к лаконичности. Книга о монастырях – попытка экскурсии в
стихах, без претензии. Техническая вещь, носит прикладной характер. Всё можно рассказать прозой. Не чувствуется поэтической интонации. Идёт просто рассказ. Такие стихи читают на юбилеях. Обратить внимание на запятые.
Карачев. Создается звуковое и стиховое пространство, не только трехмерное, скорее нервное.
Плоскостное отображение, не создается видимого жизненного объема. Когда слово поется, оно обретает другую реальность. Больше строгости и работы. Обратить внимание на техническую часть.


6. Мария Куликова. Стихи и проза


Плотников (?). Сказка «Волк и машина счастья» - самая удачная вещь, с которой можно работать с детьми. Эпатажность «Черной женщины» нужна для маскировки непрофессионализма. «Шапка- невидимка» - рассказ не прописан. Из представленного на семинаре может получиться удачная небольшая детская книжка.
Цыганов. Торопливость в диалогах. Опасно, когда в героя вселяется другой дух. Опасно и для героя и для автора. Автор идёт против логики повествования. Нету досказывания. Только авторская воля, но этого мало – поверит ли читатель? К мистике надо готовиться, не с пустого места начинать. Губит дело многословие. Есть с чем работать. «Черная женщина» абсолютно неудачная. Автор идёт опасным интересным путём.
Карачев. Мир поэзии – мир тонких чувств, неясных ощущений. Автору нужно преодолевать штампы и банальности. Пишет о сложной субстанции. Эпитеты слёзы, розы, красивости – мусорные слова. Фет вольно или невольно отразился. Есть поэтические возможности. В одном стихотворении речь идёт о тонком чувстве и вдруг появляется веревка. Нужно выходить из состояния творческого опьянения и читать себя как редактор.
Бараков. Рваный ритм повествования, диалоги скороговорками. Нужна интонация и тогда содержание войдёт в четкую форму. Стихи требуют внимательного редактирования. Много ошибок. Перспектива – обратить внимание на стихи для детей. Там есть ритм, которого нет в прозе. Некоторые стихи четко сформировались. «Водолаз» - всё к месту.


7. Людмила Шарина. Проза и стихи

Плотников. О каком-то рассказе. Грубый приём. Не шутка – подлость.
Цыганов. В книжке, которая была представлена на обсуждение нет тех рассказов, которые читал как-то. (Шарина соглашается, говорит, что книжку составляла не она.) Пишет крепко, но странно, без всплесков. Всё на своем месте, но рассказы сдержанные, холодноватые, выверенные по смыслу. Возникает чувство недоговорённости. К технике придираться довольно сложно. Нужно раскрываться. «Письмо» - многословно. Нету изюминки, которая помогла бы раскрыться. Лишними словами не балуется. Зачем написан «Снеговик» (?)? Шарина. Ради любопытства, найти себя в другом жанре.
Цыганов. «Ветка вербы» на биографическом материале. Нужно дотягиваться до «Ветки…».
Карачев. Цитирует стихи, в которых называется муза. Когда Вы эту музу заставите работать? Не поэтический дар.



8. Александр Дудкин.

 Стихи, краеведение, рецензии, записки
Дудкин. Стихи и записи пишет потому, что возникает такое желание. Краеведение появилось от любопытства, критика по заказу. Читает стихи, написанные в последние лет 5-6.
Плотников. Обращает внимание на краеведческие материалы и записки «Лес как цивилизация».
На пути краеведения автор может много раз услышать «спасибо» от своих земляков. Мало кто этим занимается. Нашёл для себя новое в «Говорунах и протестующих…» и в «Сухоче».
Цыганов. Нужно закавычить название «Говорунов…» Снабдить краеведческие статьи своими личными комментариями. Критика написана поверхностно, торопливое отношение. Об идеальных редакторах: мало о Кутузове, он не был агрессивным. Дело Дудкина, скорее всего, стихи и краеведение.
Карачев. Говорит о лесе, краеведении, что-то о публицистике. Стихи же не стезя Дудкина. Они умственные, от культуры и ума идущие. О глобальных категориях, о времени и пространстве нужно говорить образно. Исходит из не цельного, раздробленного мира, который сам и осмеивает. Насмешливое отношение к культурному образованию. Никогда не тянулся к литературному пространству. Лирический герой проявляет себя неадекватно. Со стороны не очень умно и красиво. Мир культурный разбит вдребезги. Нет поэтической культуры и смыслов для того, чтобы рассуждать. Завышает свои права на категориальные понятия. Любое стихотворение – автопортрет. Стихи не совсем дело Дудкина. Ёрничанье: «беснуется совесть». Поэзия же рождается из не оскорбляемой части души. Огрызается на внешний мир, это слабость духа.
Отсутствует иерархия ценностей. Моральность и аморальность авторского «я». Нужно не
забываться. Стихи от головы, от наполненности информацией. И не получается поэзии. Не нужно играть с бесами. Не нужно. Поза, жест во многих стихах. Игра в умствование. Надмирная позиция.
Стихи про себя да не про себя. Цитирует стихотворение, написанное одними существительными. Попытки какого-то самовыражения. «Самовыражение» для Карачева ругательное слово. Из позы поэта. Но вот в стихах, посвящённых отцу, всё это уходит. Нет позы. Нормальная попытка сказать
то, что есть в душе. Снимите маску, если хотите писать стихи.
Бараков. Есть явная претензия на оригинальность. Банальность в обёртке ёрничества. Поэзия должна состоять из души, из душевных порывов. Есть несоответствия. Нет поэзии, рифмованная проза. Таких стихов вал идет по всей стране. Критика – первоначальный, школьный взгляд на литературу. Навыков нет. Непонятно для чего написаны ЖЖаписи, смутило название.
Гусева. Пишется, чтобы разозлить других.
Карачев. Как раз ЖЖаписи (название) не смутили.
Бараков. Цитирует запись со с. 168 седьмого «Семизерья». Содержание не соответствует форме.
Так не говорят. Поза игрока. Нужно убрать. Серьёзнее стать.


9. Анна Смирнова. Стихи и проза

Смирнова. Когда показывала свои стихи другим людям, они, вроде как, им нравились. Понесла стихи по многим вологодским поэтам. Была у Натальи Сидоровой. Человек позитива Виктор Полуэктович предложил их напечатать. Стихи вызывают удивление у тех людей, которые хорошо знают автора и которые впервые знакомятся со стихами.
Бараков. Цитирует рифмы, одинаковые рифмы из стихотворения в стихотворение. Очень много предсказанных образов. Рифмы напрашиваются. Непродуманность. Мелодия есть. Музыка хорошая. Любовная тема – это нормально. Поэзия сердечная, поёт не раздумывая. Много тавтологии. Есть звук, но он не отточен.
Карачев. Заштампованности много. Форма соответствует содержанию, не хватает большого бокала и папиросы, вставленной в длинный-длинный мундштук. Манерность то ли автора, то ли лирического героя.
Плотников. Пересказывает рассказы «Ружьё» и «Шерстяной шарф». Нужна большая-большая работа над текстом.


10. Марина Гусева. Проза и детские стихи

Гусева. Печатается в Израиле, Москве, С. Петербурге. Выпустила сборник прозы «Несостоявшийся рассказ». Название соответствует содержанию. Составлен под давление Щекиной. Поэтический сборник «Бабье лето» - виденье Щекиной. Участвовала в семинаре 2006 г. Пишет детские стихи. Читает «Косточку».
Плотников. Рассказ «Малыш, где ты?». При чтении первых полутора страниц не въезжаешь в текст. Вторая часть, действие происходит в больнице. Врач Сергей Ив. Перекличка: женщина, отец – где ты? Где ты? Только, читая третью часть, начинаешь въезжать. Попытка рассказа, всё в подвешенном состоянии. Существование малыша так и остаётся тайной. Попытка создать что-то.
Попытка слишком литературная. Психологически не удалась. Печатать вполне можно. Работает на читателя, его сознание. Немножко легковесно. «Кукушонок». Серьёзный рассказ о маленьком мальчике. Психология хорошо передана. Вопрос. Приезжает отец. Зачем приезжает непонятно.
Необоснованно вырывает из привычного мира, не объясняет. Мотивировка не прописана.
Психологии поступка нет. Нет ни одной игрушки у 4-х летней девочки. Излишне демонизировать мать не стоит.
Цыганов. Правда жизни отличается от факта.
Плотников. «Я буду лучше всех». Неизвестно где происходит. Из двух страниц ничего не понял. «Я буду лучше собаки» - весь рассказ написан ради этой фразы. Три страницы пустого текста. Текст совершенно не прописан, не подготовлен к главной фразе. Автор понимает, что хочет сказать, но не знает, как передать это в тексте. Не хватает техники. Много лишних слов. «Мужегон». Задумка хорошая, всё выстроено. Интересен задумкой. Автор даёт надежду одной из женщин в конце рассказа. Выстроен на цветке, он главный герой. Концовка должна быть более ударной. Рассказ силен присутствием цветка. «Я не соперница». Рассказ состоялся. Интрига хорошо закручена.
Реакция не должна быть такой презрительной. Нужно показать сложность натуры Тамары. Эпизод
с т. Пашей лишний, информацию, которая содержится в нем, нужно разбросать по рассказу. Эпизод в сельпо прописать более аккуратно. Великолепная концовка. «Выход». Автор, не смотря на название, не даёт выхода своим героям.
Одиночество автор хотел показать и показал. «Лягушка на асфальте». Не веришь: пол сплошным живым ковром. «За черникой». Не прописан.
Не мотивированы поступки, не понятны. В целом всё печатаемое. Вы можете работать спокойно и дальше.
Цыганов. Согласен полностью. Нужно довести до ума некоторые рассказы. Нравится как
составлена автобиография. Советует всем прочитать очерк Ю. П. Казакова «О мужестве
писательства». «Нежить». Нужно дать другое название. «Липочка» - несделанный рассказ,
вызывает недоумение, нужно обладать мужеством, чтобы вот так… Рассказ откровенно
декларативный. «Дом на взломе» не продуман, нет внутреннего сюжета. Не всё, что было в жизни, можно выдавать за художественную правду.
Бараков. Согласен со всем абсолютно. Некоторые излишки («Нежить»). Что-то выпадает.
Стихи для детей. О них говорить тяжелее. В прозе есть способности и они реализуются. В стихах нет четкости, сбой ритма, размер меняется. Слишком много глагольных рифм. Они размазывают стих.
Стихи для детей совсем маленького возраста. Какое-то сюсюканье. Посерьёзнее относиться нужно к детям. Пластичности не видит.
Карачев. «Кукушонок» - хороший, социально-правильный рассказ. Автор уподобляется детскому сознанию, забывая о взрослом читателе. Слащавенький лиризм. Передергивает, когда автор уподобляется детскому образу. Хочется по-взрослому разговаривать. Умильненькая позиция, иногда доходит до сюсюканья. Наверное, мы тут обманываемся. «Мужегон» не по живому написан (Карачев переходит почти на крик). Цветок – действующее лицо. Наверное, все же люди.
«Липочка» - мерзость. Попробуйте реально. (Говорит так и то, что не воспринимается. И у Гусевой тоже нашёл бесов. Перешёл к политике.)



Итоги

Карачев. Члены лито вполне самостоятельны, серьёзны и профессиональны. Развиваться надо, но внимательно быть к учителям своего выбора. Отрицание традиции не раз происходило, но всё равно всё возвращалось на круги своя.
Дёшин. Просит помочь найти редактора для альманаха.
Карачев. Учителей выбирайте сами.
Цыганов. Часть материалов семинара будет напечатана в одном из первых номеров «Лада» следующего года. Обещает помочь с редактором.

союз писателей России:

Виктор Бараков      http://cultinfo.ru/literature/barakov/


Михаил Карачёв       http://www.rospisatel.ru/smolin-karachev.htm


Виктор Плотников    

Александр Цыганов   http://cultinfo.ru/home2/5813/15.htm





союз российских писателей:

Дудкин  http://stihi.ru/avtor/adudkin      http://vosrp.narod.ru/dudkin.html

Гусева ( Гусева Мари стихи РУ)  http://www.stihi.ru/avtor/aniram256

Людмила Шарина


мимо союзов:   Игорь Ваганов проза РУ   http://www.proza.ru/2014/03/05/1915

Елена Смирнова стихи ру  http://www.stihi.ru/avtor/ledyes

Валерий Кузьмин    http://www.stihi.ru/avtor/vyshka12


и все остальные...



БЕСЫ В СТИХАХ И ПРОЗЕ И БЕСЫ НА ЯВУ - реакция Дудкина или впечатления
от лит семинара в Кадуе

    3 дек, 2013 at 1:00 PM

дома

Впечатления от литературного семинара

В Кадуе 23 ноября состоялся литературный семинар, который провели члены Вологодской писательской организации Карачев и Бараков, Виктор Плотников и Александр Цыганов. Обсуждались стихи и проза участников районного объединения «Семизерье». Начался семинар в 10 утра, закончился в восьмом часу вечера.

Вердикты

Дёшин. Не поэт, а прозаик.

Ваганов. Не прозаик, а хроникёр.

Кузьмин. Не стихотворец, а поэт. Только поэт невоплощённый.

Борисов. Не поэт, а хороший стихотворец. Поэт районного масштаба.

Смирнова Елена. Стихотворец без претензий.

Куликова. Поэт детский.

Шарина. Пишет крепко, но странно, без всплесков. Выверено, но холодновато. Дар не поэтический.

Дудкин. Не поэт, а краевед.

Смирнова Анна. Поёт не раздумывая. Есть звук, который не отточен.

Гусева. В прозе есть способности и они реализуются. О детских стихах говорить тяжелее: какое-то сюсюканье.

Как обсуждали

Метод такой: немножко похвалить вначале, затем же в пух и прах разнести. Чем больше автор себя во вступительном слове унижает: я, мол, хорошо понимаю, что мои стихи к поэзии, а проза к художественной литературе отношения не имеют, пишу, вот, для себя, ни на что не претендую, - тем мягче они к нему относятся. В этом случае критика спокойная и конструктивная, а не нервная и не крикливая. Хорошо это, мол, очень хорошо, - давали понять «мэтры», - что вы в один ряд с нами не становитесь и знаете своё место. А уж если разбираемый между делом лягнет кого-нибудь из соперников Вологодской писательской организации, то снисхождение уж точно заслужит.

Предвзятость

Она для тех, кто знает в чем дело, очевидна. Ещё накануне во время встречи с читателями и библиотекарями Александр Цыганов назвал Союз Российских писателей так называемым. А Рулев-Хачатрян поддержал его: «Есть один Союз писателей, всё остальное самодеятельность». На семинаре же всех, кто имеет какое-то отношение к Вологодскому отделению СРП разбирали последними. Чтобы, наверное, свою ненависть на эту по-настоящему общественную организацию извергнуть тут (удобных случаев для этого, видать, недостаточно, воспользовались этим). И поставить вот такую эмоциональную и бескомпромиссную – жирную-жирную точку. Это получилось. Получилось некрасиво, ядовито.

Бараков

Он, наверное, думает, что представляет всю великую русскую литературу. Часто во время семинара апеллировал к классикам и к теории. На мой же взгляд, типичный представитель литературного чиновничества. Вряд ли является кем-то и чем-то ещё. Его высокомерность, его надменность делают все его умозаключения ничтожными, ничего незначащими.

Карачев

Любимое занятие главного литературного деятеля Вологды на этом семинаре - выискивать в текстах бесов, бесовщину. Ещё утром, по-моему, он призвал А. Дёшина избегать таких слов как «бесенята». Опасно, мол. Для автора же и опасно. Потом, ближе к вечеру, в перерыве, бегло посмотрев мою стихотворную подборку, он в начале её нашёл фразу «беснуется совесть», а в её середине с удовольствием встретил упоминание о мелком-мелком бесе. «Ожидания меня не обманули», - радовался Карачев. И в самом конце семинара, крича что-то якобы имеющее отношение к рассказу Марины Гусевой «Липочка», он опять стал бороться со всякой чертовщиной[1]. Боролся яростно, повысив голос, то есть методами-то той самой бесовщины-чертовщины. Волна яростного крика исходила от него. Уже ничего нельзя было понять, что он втолковывает аудитории. В ответ немало людей улыбалось, некоторые же просто смеялись. Я тоже чувствовал себя неуютно, вынужден был взять в руки фотоаппарат и снимать Карачева. А потом в блокноте своём сделал запись: «Можно на словах бороться с бесом, но быть при этом этим самым бесом». Во время семинара в основном от Карачева и не раз можно было услышать то наставление: «Важно выбрать правильных учителей, водителей в литературу», - то призыв: «Будьте внимательны к учителям своего выбора». Конечно же, понятно кого он считает наставником правильным, а кого ни на что негодным. Похоже, Карачев из поэта превратился в маленького политикана.

В. Плотников и А. Цыганов

Они были адекватны времени и месту. Их замечания не вызывали во мне никакого отторжения.

***

Если пройти по ссылке (http://yadi.sk/d/LHH4SkvdDh4Us), то можно скачать или посмотреть мои записи, сделанные во время семинара. Конечно, они будут интересны или тем, кто знаком с творчеством кадуйчан, или тем, кто присутствовал 23 ноября 2013 года в читальном зале Кадуйской районной библиотеки.



[1] Александр Цыганов во время обсуждения прозы Марии Куликовой сказал: «Опасно, когда в героя вселяется другой дух. Опасно и для героя и для автора».



О КАДУЙСКОМ СЕМИНАРЕ  Игорь Ваганов смотрите ссылку

http://www.proza.ru/2014/03/05/1915



О ПЛАГИАТЕ

извините, не отрывается...
именем плагиатора, а точнее вора, назвали школу...
Может, поэтому и не отрывается... В будущее с чистой совестью!)
(Под ссылкой была статья Генадия Сазонова о "поэзии" Валерия Судакова
Вологда



 МОЙ ЧЕРНОВИК   куда я пишу то что рождается и откуда иногда выходят стихи


***

...Конечно, прав: скудеет россыпь слов.
Не склеишь в золотые слитки.
Ползут одни уродцы и улитки
по глянцевитой выделке листов.
Шарахается в сторону Любовь.
Коробит от подмен святое чувство.
О чем пишу? Чем мучаюсь я вновь?
И отчего на сердце снова пусто?..
И руку даже некому подать...
Прости! Но это классика ... А нынче:
Последнее бы мне не потерять -
свое обличье...


***
 
Зажги свою звезду" -
шептал мне вечер.
"Спустись с небес!" -
взывал народ досужий...
А мне ответить, правда,
было нечем -
я просто жил:
не лучше и не хуже!


***

Оступится, упасть.
Не найти продолжения дня,
будто кончилось время,
разорвавшись на "было" и "после" -
не желай никому,
кто сегодня в пути и кто возле...
Подари, им надежду -
частицу живого огня...


***

Браниться - не так и страшно.
Лениться? Лениться - негоже...
Когда же ножом по коже:
спаси-упаси нас, боже!
Но только не это важно,
в другом, здесь вот, заковырка:
в душе - не на небе - дырка!
...Нет, снова руками машут...


* * *

Милая, прими в судьбе участие,
выведи из хмельного омута!
Иначе, жизнь моя разлетится на части,
погибнет от холода,
равнодушия окружающих...

О, как тяжёл меч карающий!


* * *

Когда на душе гадко
и сломаны крылья
невольно ищешь отдушину,
не считая попытки.
Разбавляешь вином серость утра,
заливаешь им внутренности...
и легче становиться будто,
и почти летаешь...


Юношеское - 3

Сумасшедшие дни. Ветер волосы треплет.
Я гоняюсь за тенью – ловлю, но не тень!
Обнимаю, держу... слышу ласковый лепет...
Это ты, это ты, - Наступающий день!

Брошен вызова клич наговорам, сомненьям...
Дух окреп от дерев, от улыбки твоей,
от подаренных слов в этот вечер весенний,
от звенящих, летящих, обезумевших дней!


из раннего

Был вечер воскресный. Смородиной пахло...
Ты чай заварила на пару нам с Бахом.
Потом к пианино свой взор устремляла -
весь вечер играла, весь вечер играла!
И странным казались в твоём исполненьи
все наши тревоги, все наши волненья.
И ревность та к Баху и  клавишам чёрным
(а впрочем и к белым) казалась не вздором.
Казалось, казалось... Да, что там казалось!
За фугою Баха ты в Листа влюблялась!
А я же, как листик по ветру гонимый,
шептал своей Музы туманное имя...
Был вечер воскресный. Смородиной пахло...


***

                А. Дудкину      http://stihi.ru/avtor/adudkin 

Здесь бунтует скотина... А там, в небесах,
дева-Муза взывает плакатно!
И подумалось мне, что весь мир при рогах
и копытах, к тому же, понятно!
И решил я тогда, что я гриб-моховик,
и укрылся как мог подо мхами...
Но и здесь отыскал меня Саша-лесник,
и блокнотик раскрыл со стихами.
Нет уж, дудки, уволь! И блуждай-ка один...
Твоя Муза свихнулась, точно!
Я же гриб-моховик - сам себе господин! -
проживу, так вернее, молча.



***
                http://www.stihi.ru/2010/04/09/8956

На тетрадном листе нарисую
я домик под солнцем.
Чуть поодаль на клумбе цветы
и колодезный сруб,
день и ночь серебрящийся донцем,
и тебя нарисую с ведёрком воды!
Мне бы жить бы и жить
в этом радостном мыслей гареме
и не думать о море,
где чаек кричащий дозор,
где угрюмый валун всё стоит и стоит,
как на стреме
и туманы сползают по самому краешку гор...



Дед Авдей и пырей

"Засеял дурило всё поле пыреем" -
смеялись в деревне над дедом Авдеем.

Сажали картошку, а рядом овёс -
едва опахнуло дыханием гроз.

Но выдалась засуха - век не бывало!
Колосья скорючившись разом упали.

Сгорели и травы. Лишь только пырей
смотрел, как казалось, ещё веселей.

Довольно мычала бурёнка в хлеву,
и дед усмехался: "Не хай, поживу!"

Деревне же было совсем не до смеха:
садили картошку - собрали орехи!

На бойню вели отощавших коров.
Авдей усмехался: "Дурак, да таков!"


***

о себе

В день майский, в день зелёный
я в этот мир шагнул.
Мальчишкой несмышлёным
в июлях я тонул.

Купался в позолоте,
боготворил октябрь...
И может от того-то
в душе такая рябь?

Как в речке дна не видно,
лишь сверху ветерок.
И грустно и обидно
и всё чем жил не впрок.

Пестра моя рубаха:
цветочки, мотыльки...
Да, с топорами плаха -
про чёрные деньки...

В день майский, в день зелёный
на небо сигану,
как юноша влюблённый
я в вечном утону.

***

Осень проходит равниною русскою.
Дождиком брызнет, с улыбкою грустною
глянет в поля на стога одинокие,
в рощи заглянет и в сёла далёкие.
И будто в праздник - по золоту синим
платьем взмахнёт и замрёт в ожидании,
сердце наполнит забытым и милым,
и не поверишь, что близко прощание...


***

Блеснувшая слеза через мгновенье водою станет...


***

Наверное так бывает:
за тысячу вёрст от любви,
не мучаясь, не страдая
поют ни о чём соловьи.

Идти в никуда так больно.
Ещё больнее понять
того кто вольно-невольно
готов не жить - доживать...



***

Небо тучами вдруг наполнилось
и дождями на землю вылилось.
И явилось мне и привиделось,
что вернулась обратно молодость!

Рукава у рубахи порваны,
И по струнам летают пальчики.
И почудилось – птицы вольные,
и поверилось - что не мальчики!

Суматошные и нетрезвые.
По карманам рубли рассованы...
"И куда ж это мы - да резво так,
и куда ж это мы – от родины?"

Полетели – а крылья странные
и пути-дороги не вызнаны...
Не усвоив урока главного:
то, что небо, оно - для избранных!

***

Бродит чёрное
убивая белое,
убивая лучшее,
убивая красное.
А мы разные
и не смелые,
мы какие-то
г а з о о б р а з н ы е
Мы как облачко -
дунь и нет его
А мечталось...
Винить же некого!


***

(К...)

Лучше - по траектории,
чем перед кем-то ниц...
Будет тебе "история" -
шелест иных страниц.
Будет тебе признание:
памятник на ветру.
Жизнь проведёт дознание
как, от чего помру.
С вечных небес опустится
вечная благодать...
Ну, а пока мир крутится -
грех, ведь, не полетать!



***

Зима с осторожностью
снег бросает,
боится Землю
закрыть до времени...
И я боюсь:
бытие убивает -
не дотянуться до стремени...
А мне бы надо -
как всем другим,
в какой-то миг
обескрыленным -
порвать оковы рывком одним
и в небо
на тройке взмыленной...