9. Хорошие рифмы ч. 1. Авторские рифмы

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/12/07/5384

В двух предыдущих главах мы с вами обсудили, каких рифм следует избегать, чтобы они не испортили художественного впечатления о нашем стихотворении. Сегодня поговорим о том, что стихи может украсить. Хотя… неумелое и рискованное использование некоторых из этих «украшений» может стать и роковой ошибкой. 

Несколько новых определений, касающихся рифм.

АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию:

грешно – конечно, красавица – кудрявиться, ящик - оснастчик, рыться – злится, существо – ничего, снова - младого...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные.

ОБЪЕКТИВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ РИФМЫ строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково:

мышь - рыж, слуг – стук, сыр - пир, вот – комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз,
детский – немецкий, колоться – колодца, страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...

Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». -
«Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
Поговорим о старине»…
                (А. Пушкин)

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
                ( И. Бродский)

Как призрачно мое существованье!
А дальше что? А дальше - ничего...
Забудет тело имя и прозванье,-
Не существо, а только вещество.
                (С.Маршак)

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
                (А. Блок)

СУБЪЕКТИВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ РИФМЫ - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других:

Ступа – рупор, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный - дивный...

Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные – к приблизительным

Здесь для сравнения с акустической вспомним еще раз ГРАФИЧЕСКУЮ РИФМУ (рифму, которую лучше не использовать)-  рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни в поэзии почти не применяется:

 Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый)…

Наиболее подходящими для использования в стихах являются все богатые рифмы.  БОГАТАЯ РИФМА – это сочетание рифмующихся слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма.

Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
                (Ф.Тютчев)

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
                (С. Есенин)

Тем не менее, наши стихи украшают вовсе не богатые рифмы, а рифмы, которые употребляются редко и имеют особенности. Например, рифмы, составленные из нескольких слов – составные рифмы.

СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными:

небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...

Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы.

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!
                (А.М. Жемчужников)

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
                (С. Есенин)

Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
                (В. Онуфриев)

АВТОРСКАЯ РИФМА - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, является единственной в своём роде:

исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы ...

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
Если такие, как вы, творцы –
мне плевать на всякое искусство.
                (В. Маяковский)

Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, -
Не докинул никто их до звёзд никогда!
                (В. Брюсов)

РАЗНОСЛОВНАЯ РИФМА - рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более  сложная: 

Солнце - сон целое, судорог - разнесу дорог, раб расти - храбрости, тех, кто рушаещееся - архитектор, шёпот - хорошо под, за сто и – глазастые

Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
строгий судия.
                (Фёдор Сологуб)

Интересной и довольно редко встречающейся рифмой является  ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из омонимов (слов, имеющих одинаковое написание, но разный смысл и происхождение):

мой - мой, вина - вина, жаль - жаль, века - веко, пророк - про рок, пари - пари,
том - том, прав - прав...

В отличие от омонимической, ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ  РИФМА (слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) рифмой не является и представляет собой обычный звуковой повтор.

На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.

Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
                (И. Сельвинский)

Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
                (Я. Козловский)


КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими.

Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...

В год за три щёлки тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
                (А.С. Пушкин)

Он скажет слово «за»
И кается…
Он постоянно
За-икается.
                (Эмиль Кроткий)

И, наконец, в этой же статье о «хороших» рифмах есть смысл упомянуть и рассеченную рифму.

РАССЕЧЁННАЯ РИФМА – рифмосочетание слов, основанное на внутрисловном переносе: последнее cлово в строке «разрывается» и переносится в следующую строку:

зна(мя) - казна, живуч ям(б) - созвучьям, нигде - приведе(ние), ксива - красивы(ми), палачу - чу(вствую), Химер - мер(цаньи)...

Редким, но весьма интересным является вариант рассечённой рифмы, состоящий из трёх рифмующихся слов в строфе, при этом третье слово зарифмовано по частям и с первым, и со вторым (ОБЪЕДИНЁННАЯ РИФМА).

Пальцы корявой руки
Буквы непослушные гнут:
"Врангель оп-
раки -
нут..."
                (В. Маяковский)

Раскланялись все, осклабились враз;
кто басом фразу, кто в дискант дьячком.
- С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праздничком!
С праз-
нич-
ком!
                (В. Маяковский)

А кто до того к подписям привык,
что снова к скале полез,-
у этого всегда закрывается лик-
без.
                (В. Маяковский)

Разговор о «хороших»  рифмах - интересных, оригинальных, талантливых – еще не закончен. Мы продолжим его в следующей статье.

Продолжение см.  http://www.stihi.ru/2012/03/21/6272