Аллитерация и не только

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2012/04/11/5779

Вернемся к итогам конкурса лета 2011г - «Мастер класс»  и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации.  Что это за прием? Обращаюсь к учебникам.

«АЛЛИТЕРАЦИЯ - это особый, канонизованный в некоторых (особенно в народном творчестве), прием поэтической техники (или  фонетической организации стиха); иначе говоря – это один из видов "звукового повтора", отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы
 
1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора оказываются согласные звуки»

 В русской поэзии прием аллитерации использовали лишь некоторые поэты: Бальмонт («чуждый чарам черный челн»), Маяковский («Где роща ржуща ружей ржет»), Пушкин («НеВа вздуВалась и реВела, КотЛом КЛокоча и КЛубясь…»)

Итак, аллитерАция (лат. alliteratio – созвучие) есть повторение одинаковых согласных. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка.

Повторение одинаковых согласных или их групп в поэтическом языке сообщает стихотворной речи особое звучание - усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, например у М. Ю. Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой» - повторяющееся «л» создает впечатление текучести и плавности.

Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» — буквально передают шорох.

В стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны... Вы, чья плоть давно - обман воздушный», аллитерирующее «в» оправдывается замыслом стихотворения написанного в форме заклинания.

А теперь от примеров из творчества великих перейдем к стихам авторов СТИХИ.РУ, участников конкурса «Мастер класс».

№1
В путешествие! С шерпами шествуя,
с Гиндукуша шагали на Кушку.
С посошком - по дорожкам и с шестиком -
через шумно-шальную речушку.

Мы, чтоб не было страшно, шутили все.
Шесть шакалов за нами шагали.
Шерсть щенков за ушами щетинилась.
Шустро шастали шайки шакальи.

Пик вершины шипом завершается.
А ущелья, как швы горных шапок.
Вниз, к подножьям, те швы расшиваются,
словно в шалостях вспороты шашкой.

Мы, шурша в окружающих шорохах,
шли и шли. Выше все и все дальше,
чтоб шумнуть на всю Горную Шорию
сверху шепотом, самым тишайшим.
                (Павел Владыкин «В путешествие с шерпами …»)

Все стихотворение построено на повторе согласного звука Ш и хорошо тем, что здесь не просто игра словами (каламбур), а есть связный сюжет, поэтическое описание путешествия в горы, которое не только зримо, но и слышимо читателю.

№2.
В траве шуршавшие цикады шершавы, как в руке - цукаты,
И стебли павшие цикуты темнели в сумраке заката.

До росных звезд звенели косы на заливных лугах покоса,
Качались в такт работе бусы, под тонкой блузкой – абрикосы.

А ночью отдых тих и краток, и как молочнейший початок,
Улыбки жемчуг мил и кроток, и поцелуй несмелый сладок.

И, хоть блаженством сердце ноет, - прохлада сменит пекло зноя.
И я, конечно, это знаю: ничто не вечно под луною.
                (Репин В.  «В траве шуршавшие цикады...»)

Автор очень интересно обыграл аллитерирующее звучание внутренних рифм каждой строфы и, кроме того, использовал диссонансные рифмы, подробнее о которых вы можете прочитать в сборнике Ликбеза «Все о рифмах».

№3
Скука… Скука оплетает
паутиной липкой,
Тянут нежно вниз свинцовые слитки…
Ти-и-шше - скука предлагает
скучные сладости.

Дайте глоточек воздуха свежего,
таянья снежного
дайте глоточек!
Много не надо, отмерьте кусочек
отрезвляющей хладности...

Ти-и-шше, ти-и-шше – скучища ше-е-пчет,
Липкими лапами лакомство зата-а-лкивает
Ти-и-шше, сейчас будет ле-е-гче,
Ешь не спеша, да пома-а-лкивай…

Застит глаза мутной пеленой,
Угасает уголёчек тлеющий…
Кто это, кто стоит надо мной?!...
Дыханием теплым согрело лицо,
Скука, шипя, разжимает кольцо…
Ладонь жаркая на лоб леденеющий!

Пью жадно голосок звучный,
Трепетную радость бережно вбираю!
Мне уже лучше...
Пробило полночь.
Куда ты? А-а, понимаю –
Тебе со мной скучно…
Ах, скука! Сволочь.
              (Владимир Ваш. «Скука или бал глазами принца...»)

Здесь с помощью аллитерации автор по всему стихотворению делает акцент на согласные звуки С и Ш, передавая этим самым особую значимость словам «Скука» и «Шепот», которые поработили лирического героя. Подбором слов, построением фраз он удивительно точно создает ощущение  липкой и шепчущей в полной тишине  паутины скуки. Удивительные стихи.

№4
в тёплом баре гитара так безбожно фонила.
льнуло облако к шее, наливаясь текилой.
плыло, липло, шептало, это было занятно.
я звонила … два раза …зАнято.

ты ведь сможешь простить. он совсем не мужчина
или может не он, чё-ёрт, на всё есть причина.
он/оно было нежно, прядь убрал возле глаза.
зАнято… я звонила… два раза.

пропади оно пропадом, мы поднялись на крышу.
связь исчезла с землёй, не кричи, не услышу.
он /оно поманили, я взошла и поплыла…
зАнято…я два раза… звонила.
               (Елена Элентух «Облачный блюз»)

Здесь пример уже не аллитерации согласных звуков, а скорее намеренного подбора слов (звонила, текила, поплыла), а главное – использования тягучих женских рифм из глаголов, которые сами по себе создают ощущение ожидания, напряженной тоски, отчаяния лирической героини. Явно слышится  «блюзовый» мотив  всего стихотворения. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

И, наконец, последний пример, выполненный без явного использования приема аллитерации:
 
№5
ЖАР…
Что это мелькает? Птицы?
Зачем потолок кружится?
ЖАР…
Да прогоните же кошку!
Мне душно!
Откройте окошко!
ЖАР…

Как странно!
Летаю? Летаю….
Я умираю?
ЖАР…

Больно!
Горло! Кусает!
Что это?
Кто знает? Кто знает?
Пустите!
Я встану! Мне надо!
Воды!
Я горю, словно вата!
ЖАР…
Что это? Звон?
Звон! Звон!!!
Телефон?
Кто там? Кто пришёл?
Мама? Сын?
СОН… СОН… СОН… СОН…
               (Евгения Ткалич. «Жар»)

Здесь нет  акцента на повтор согласных звуков, вместо него сама форма написания передает то, что автор описывает – бредовое состояние больного: уходит его ясное сознание, а вместе с ним – разрушается строфа, пропадают четкие рифмы, стихотворение как будто бы само готово перейти в нерифмованный верлибр – в сон. И все это выполнено не по незнанию техники (автор – заслуженный мастер), а вполне целенаправленно.

По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

До встречи! Ваша Алкора.

Продолжение  см. http://www.stihi.ru/2012/05/17/8738