О Полонии и Польше как исторической Родине

Валентин Валевский
на фото: польский и российский флаги на Катынском мемориале,
см. веб-источник: https://i.postimg.cc/T3krjcLz/Memorial-Katyn.jpg

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                                  Быть поляком – значит любить людей.
                                  Быть поляком – значит не жить без надежды.
                                  Быть поляком – значит в ворохе дней
                                  Не примерять на себе чужие одежды.
                                   «Быть Поляком», Валентин Валевский
                                       http://www.stihi.ru/2010/08/01/3584


                                          во имя мира и дружбы народов


                Моя историческая Родина — Польша, ее продолжением является Полония, диаспора польская. Полония — название польской диаспоры во всем мире. Ее символ — Польша и мир на Земле. Во имя добра и мира поляки трудятся на благо тех стран, в которых живут. Где бы поляк ни родился, где бы ни жил, он уважает законы на территории своего проживания, неукоснительно выполняет их и старается быть законопослушным гражданином. Никто не может отнять у поляка его польского самосознания и его диаспоры — Полонии, ибо это — территория его выживания. Территория любой диаспоры не имеет границ, т. к. не является государственным образованием. Диаспоры существуют для сохранения национального самосознания людей. В большинстве диаспор на нашей планете делается всё, чтобы сохранять национальную культуру, язык и традиции. Представители этих диаспор во всем мире пытаются защитить свои права. Нарушать права и свободы этих лиц никто не имеет права, тем более унижать их честь и достоинство. Законы многих государств защищают права представителей различных диаспор. Также Конституция РФ защищает права представителей некоренных национальностей. Любое унижение и оскорбление национальных чувств и национального самодостоинства является нарушением части 1 статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ, которая предусматривает различного рода наказания и меры взыскания за подобные действия. Также согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации (источник: http://www.kremlin.ru/acts/constitution/item ) : «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.» Кроме того, из одного из моих эссе можно узнать, что в Конституции РФ имеются правозащитные статьи ст. 17, ч. 3 и ст. 21, которые надежно охраняют наши права, а касательно понимания понятий Родина и Отечество хочу сказать следующее.
                Никто не имеет права никому навязывать чужую волю и ущемлять личную свободу изъявления, это нарушение прав человека. Чтобы человек ощущал себя полноценным гражданином в той или иной стране проживания, там должны быть созданы нормальные условия для проживания его некоренной этнической общности. Слово Отечество того же корня, что слово «отец». Любой из представителей некоренных национальностей, из двух отечеств его родителей имеет право определять его по отцу и стремиться к возвращению в страну с его этническим большинством. Точно также любой из них имеет право отказаться от одного из двух гражданств, если политика того или иного государства может не соответствовать нормам его этнической общности. Также следует учесть, что представители некоренного народа или сам народ на чужой территории проживания мог подвергаться репрессиям и в этом случае упрекать выезжающего с данной территории проживания, несмотря на то, где он родился, просто неэтично. Не место рождения определяет Отечество, а та этническая общность, которая его выкормила и взрастила. Я вырос среди поляков, я думаю на польском языке (это даже видно по тому, как я строю фразы) и своим Отечеством считаю также и Польшу. По этой причине понятие Родина для себя разделяю как Родина настоящая и Родина историческая. Моей настоящей Родиной считаю Советский Союз, а моей исторической Родиной исключительно Польшу. У человека может быть несколько гражданств, но настоящая Родина может быть только одна. Я являюсь этническим поляком, и несмотря на то, что я родился в Москве, до 14-и лет детского возраста провел в Польше, осознаю поляков как своих соотечественников, и нет моей вины в том, что моя мать после смерти моего отца вернула меня из Польши в Советский Союз, так как для нее в этой стране были трудные условия для проживания в то смутное для Польской Народной Республики время. Очень важно понять, что она меня именно вернула, потому что Советский Союз был местом моего рождения.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

О Полонии

Согласно POLANDINFO.RU, «Полония — польская диаспора в мире»:

«Полония или Польская диаспора — обобщающее название поляков, проживающих за пределами Польши. Многие экономические и политические причины, существующие в Польше вплоть до XIX века, способствовали развитию одной из самых больших мировых эмиграционных волн. Размеры сегодняшней Полонии составляют приблизительно 15 миллионов жителей. Несомненно, самой большой Полонией является американская Полония (около 8-10 млн.), проживающая прежде всего в Чикаго (в польском районе Яцково — от польского имени Яцек). В Европе самое большое количество поляков-эмигрантов проживает в Германии и во Франции (всего 2 млн.), а также в Великобритании, куда первая большая волна эмигрантов пришла во времена Второй Мировой войны.» Источник: http://polandinfo.ru/Container/Details/2469

«Польские эмигранты не забывают о своем происхождении и стараются культивировать польские традиции и обычаи. Свое чувство народной тождественности они переносят на своих детей.» Источник: https://mybiblioteka.su/1-67727.html

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                Таким образом, следует знать, что любая диаспора, в том числе и Полония, кроме того, что прививает всем лицам, входящим в нее, культуру и язык своей исторической Родины, также во многом способствует адаптации своих соотечественников и соплеменников к условиям той страны, где данная диаспора находится. Разумеется, что для некоторых национальных диаспор может быть ряд своих специфических черт, при которых понятия соотечественник и соплеменник могут несколько отличаться. Многие из нас, наверное, знают, что в некоторых странах Азии и Африки сохранились племена и племенные группировки. По этой причине в одной отдельно взятой стране представитель одного племени может назвать представителя другой страны соотечественником, но соплеменником уже назвать не может, т. к. каждый из них является представителем разных племен. Однако, немногим, наверное, известно, что современные поляки делятся на этнографические группы, которые сформировались из различных лехитских племен и по этой причине называть соплеменниками представителей польской нации из разных этнографических групп было бы скорее неправильно. По этой причине в случае поляков представителям разных этногафических групп следует считать друг друга не иначе как соотечественниками. Из наиболее распространенных этнографических групп поляков выделяются: великополяне, серадзяне и ленчицане, а также малополяне: гурали, краковяне и сандомирцы, и еще мазуры, вармяки, слензане или силезцы, кашубы и поморяне. Все эти этнографические группы поляков говорят на различных диалектах польского языка, а некоторые из них, такие как кашубы и силезцы, даже на отдельных языках, хотя относительно статуса силезского языка вопрос окончательно не решен. В настоящее время кашубы выделены как отдельный народ, а их наречию присвоен статус отдельного языка, хотя это скорее возврат к старому взгляду, когда кашубы считались каким-то отдельным, отличным от других поляков народом. У каждой из этнографических групп поляков свои особые обычаи и традиции, но между ними, конечно, немало есть общего. В Польше многое делается для сохранения их местных традиций, создаются фольклорные ансамбли и коллективы, в некоторых районах Польши на отдельных наречиях и диалектах выпускается специальная литература, и даже свои газеты и журналы (как в случае кашубов, например). Само собой разумеется, что и в диаспоре сохраняются свои этнографические отличия и по этой причине не стоит удивляться, что поляки из разных этнографических групп скорее всего будут избегать слова соплеменник и употреблять слово соотечественник. Не зная этой специфики, кто-то может подумать, что поляки преднамеренно разделяют эти понятия, но это не имеет ничего общего с реальным положением дел, ведь для поляков эти понятия действительно разделены.
                Также не следует забывать и о чисто шляхетских традициях, которые не особо выбиваются из общего фона этнографических групп, так или иначе опираясь на тот культурный слой, в котором были некогда сформированы. В Польше этот класс не испытывал на себе широкомасштабных репрессий даже в социалистическое время и по этой причине в полной мере сохранил всю специфику многих традиций. Для тех, кто не знает, напомню, что шляхта — привилегированное сословие в Речи Посполитой. В 1921 г. в связи с изменением строя были ликвидированы последние привилегии шляхты в Польше. Польша как республика просуществовала с 1918 по 1939 г., а также после освобождения с 1944 по 1952 г., а в 1952 г. стала еще и по-настоящему народной — благодаря ПОРП — польской объединенной рабочей партии. Однако, несмотря на некоторые экономические успехи ПНР (Польская Народная Республика), отдельные представители польского объединения профсоюзов в Гданьске под названием Солидарность, созданного в 1980 г. Лехом Валенсой, стали активно бороться с ПОРП, сделав немало для того, чтобы привести к краху сильно коррумпированный режим, не отвечавший нуждам польского народа, поскольку сама ПОРП на тот момент имела уже мало общего с Коммунистической Партией Польши, которая была распущена в 1938 г. Благо, что в идейном смысле КПП была все-таки воссоздана, но это случилось много позже, только в 2002 году. О самой партии в Коммунистической Энциклопедии говорится следующее:
                «Коммунистическая партия Польши [...] Создана 20 июля 2002 года. Партия считает себя историческим и идеологическим преемником Коммунистической партии Польши, существовавшей в 1918—1938 годах.» Источник: https://kommynist.ru/Коммунистическая_партия_Польши

                Напоследок, хотел бы добавить, что далеко не все поляки являются католиками. Католиков в Польше примерно 80%, есть немало православных и представителей других религиозных конфессий*. В связи с этим особо хотел бы подчеркнуть, что всегда следует сохранять взаимопонимание и веротерпимость.
                В Святом Писании сказано, что все люди — братья («Евангелие от Матфея», 23:8—10). Уважайте национальные чувства всех людей на этой планете.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Для дополнительного чтения:

* см. статью «О Пасхе и взглядах на жизнь вообще...»
http://www.stihi.ru/2012/04/16/6533

О поляках и этнографических группах:

Статья о поляках: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поляки
Википедия, см. раздел «Диалекты польского языка»:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалекты_польского_языка