Пианино, судьба, дети. Санто-ЛЕС

Человечецкий Фактор
СТ
Да, Любушка, сильные поступки совершать – сила нужна.
Когда я выгнал мужа-иждивенца (подруги моей жены), она была счастлива, что освободилась, но сказала:
– Мне его жалко!
– Сейчас я его приведу и поставлю на место! Живи!
– Не надо, Санто!!!
Тогда иди, освежись и начинай другую жизнь – свободную! Без пьяницы и драчуна!
Я еще должен уговаривать?!!

Л.С.
"Мне его жалко" – это мне тоже понятно. Мне всегда было их жалко, как бы они ни глумились надо мной. Я оставила мужа, знала, что он такой и сякой, знала, что он там без меня пустится во все тяжкие – и жалела его, несмотря ни на что, потому что жизнь, которая у него сложилась после нашего отъезда (и которую он сам "заработал") – это уже не жизнь. И щемит у меня это до сих пор, хотя знаю, что сам виноват, но это сознание не исключает этой щемящей жалости. Ведь когда-то был любимым, ведь детей общих нажили...
В связи с вашим "давай я его (мужа этого) приведу и поставлю на место" вспомнился эпизод.
Когда мы уже обосновались в Новороссийске и было куда забирать пианино, я приехала за ним в свой бывший дом.
Оно бывшему мужу не нужно было абсолютно, только мешало. Вот я приехала, с нанятой грузовой машиной, но без грузчиков. Мы общались с ним совершенно миролюбиво. Он собрал мужиков-соседей, чтобы вытащить пианино из квартиры – первый этаж, всего несколько ступенек с лестничной площадки во двор. Главное – вытащить на площадку. (Кстати, так называлась моя первая книжка стихов – «Первый этаж».)
Стали вытаскивать пианино. А оно застряло! Когда заносили в квартиру – прошло свободно, но потом коридор был обшит плинтусной планкой, плюс встроенный шкафчик – коридор сузился, и пианино застряло на повороте, заклинилось – и ни туда, ни сюда. Назад уже тоже не идёт. С мужиков пот градом, доски трещат и т.п. Но наконец дотащили до двери. А дверь открывается вовнутрь. В квартиру заносить было удобно, а выносить – дверь мешает. Надо снимать дверь с петель. А она не снимается, т.к. над дверью надстроена антресоль и не пускает. Короче, выдавили дно у антресоли, сняли дверь, в полном изнеможении вытянули пианино на площадку. Он отёр пот с лица и говорит: "А может, Любаш, ну его, этот развод, сойдёмся да будем жить по-прежнему?" Я ему: "Уговорил, давай! Заноси пианино взад!" Ну, он, конечно, заржал.

СТ
Пианино Ваше – да, сцена.
Но, Любчик,  не жизнь была, а мучение. Правильно, что ушли.
Нах с этим жить?
Вы ни одного хорошего эпизода не вспомнили. Просто, ну не знаю. Жаль... да.
А знаете, это можно переплавить в стихи!
Вот тема для вас: «Жизнь сыграло пианино»..
Нужен стиш про пианино!
Как легко вошло в жизнь, как трудно выдвигалось из нее это пианино.
Все-все написать как было.
Как соседи понесли, как застряло. Лица взмокшие, напряжные,
такие, как эта ургентно прожитая жизнь.
(Катрен – они тащут, оно упирается, она вспоминает.)
Понимаете?
Как сняли антресоль, поранили пианинные бока, и эту концовку:  останься! – ну ладно, заноси!
Это стих, Любчик, это высокая, горькая, трогательная ирония.
А само ПИАНИНО – это образ, оно обощает.
Как жизнь развело пианино.
Ваша жизнь, Ваша. Напишите, блеск тема!!!!
Слышу Вашим голосом этот стиш.
ЛС
Подумаю про пианино, Санто. Пока смутно представляю, но подумаю, как его можно подать. История, конечно, памятная, но о символике и метафоричности ее как-то не думалось.
Пока посылаю вам свои замечания по вашим стихам.

СТ
Спасибо, Любушка, углублюсь, вникну.
А что с темой пианино?!!
Улёт тема, зверь!
Чувствую, что напишете, я вижу как написать, слышу стиш уже готовый.
Красивая тема,  внятная. От и до ясно, что надо сказать, о чем, какие акценты.
Понятно как по стиху протащить это пианино.
Протащите, протащите меня к нему!!!!!..........
Я хочу видеть этого Пианина!!!!!!!!!

ЛС
Санто, благодаря вынужденному простою (целый день не было света, комп не работал, ноутбуки разрядились), написала-таки про пианину!
Щас наберу на компе (а то ведь, тряхнумши стариной, писала на бумажке) и пришлю.

СТ
Поздравляю, Любчик!
Блеск баллада! Просто Молодец!
Кррастота пианино!
Уже стоит на странице?!
Пойду погляжу.

ЛС
Значит, баллада вас удовлетворила? Оля сказала, что две строфы (про детей) лишние, они ничего не добавляют к сюжету, и их лучше убрать. А вы что скажете?
На стихиру я пока балладу не вешала, решила утром прочитать свежим взглядом, да и вашей реакции дождаться.

СТ
У вас, Любчик, тон повествовательный, кагбэ неспешно вспоминается жизнь.
Но можно чуть ужать, ведь если б у Вас было, как у жены Абрикосова, 22 дитя,
Вы б не стали перечислять, кто что играл.
Думаецца мне, вот эти два катрена можно в один заключить
И под музыку дней и ночей подрастало дитя,
Начинался суровый этап: музыкальная школа! (не нра суровый этап, слово этап каторжное)
Мой ребёнок играл – то дуэтом со мною, то соло, (очень хорошая строчка)
С пионерским усердьем по клавишам в лад колотя  (не нра пионерское, что-то советское, социальное вторгается в личное, в теплое)
А за старшею – младшая тоже тянулась к нему, (ненужная строчка, могут обе быть в одной строке)
Извлекала из клавиш случайные звонкие ноты…(очень хорошая)
Отзвучало, замолкло оно без весёлой работы –
И пылится, скучая, томясь в опустевшем дому. (уже про это сказано –  пылесборник в начале прозвучал)
Итак, хорошие строки:
1 катрен 1 - 3
2 катрен 2 - 3
В эти находочки уложить двоих детей.
Старшая, младшая можно: доченьки, девочки, дети – сестры  – чеховское слово.
Напрягались мужчины – до стона, до вздувшихся жил,
Пианино ответно рыдало, стонало, гудело,
Голосило: «Я против разрыва, развода, раздела!
Не хочу никуда! Не тащите! Я здесь старожил!»
Какофония звуков сливалась в тягучую боль:
«Люди судьбы ломают – а вещи, скажите, в ответе ль?»
…Протолкнули его через дверь, еле снятую с петель,
Поцарапав бока и попутно сломав антресоль…
И когда завершилась нелепая эта страда,
Он сказал, поглядев на царапины: «Экая жалость!»
Помолчал и добавил: «Зачем мы с тобой разбежались?
Может, всё же сойдёмся – и вновь заживём, как тогда?
И уже не расстанемся больше во веки веков…
Может, всё ерунда, может, мы поспешили напрасно?»
И, блефуя, ответила я: «Хорошо, я согласна.
Заноси пианино обратно. Зови мужиков!»
Пианино получилось одушевленное.
Вот тут заметил:
"И, блефуя, ответила я: «Хорошо, я согласна». два я – ту мач!"
Понятно же, что "я" ответила, а кто же?
И, блефуя, ответила ДА!: «Хорошо, я согласна». Так мне лучче.
Хотя в этих двух «я я» есть ирония,  в их созвучии что-то детское.
Но лучше убрать.

Разве я объясню, каково – до предела, за край?..
Что досталось душе испытать, вырываясь из ада?..
Усмехнулся: «Обратно? Ну нет уж, пожалуй, не надо. (Тут бы хотел я, чтоб он сказал: правда? надо? а там уже ждет другая жизнь, где сын будет, и переход к последнему катрену, такой мостик, чтоб звучали сестры и сын.)
Уезжай, коли так. И бренчалку свою забирай!»  (не нра вообще! Убивает трепет, сомнение, качание обратно в прежнее, убрать бэ брынчалку.)
…Вот и всё. Растворилось ушедшее в давней дали,
Прижилось пианино, на новом освоилось месте.
И сложились в сюиты иные житейские песни.
А года – то пиано, то форте – всё дальше текли…
И концовка мне  оч хорошо! Но  сына, который будет потом надо внести в текст вместо брынчалки!!!!!!!!!!!!!!! 
Сын! Да, так хотел бэ сына сюда.

ЛС
Я Оле сказала то же самое: у баллады свои законы, это рассказ, повествование, и детали, подробности работают на достоверность, поэтому убирать совсем детей не хочется.
Но сократить, видимо, действительно стоит. Или изменить, убрать лишнее, но добавить иное, нужное.
По поводу сына: если следовать "правде жизни", то его тогда ещё не было. Между моим уходом от мужа и рождением сына пролегло 4 года. Никакой "другой личной жизни" в момент возвращения пианино у меня ещё не намечалось.
Конечно, можно историю исказить, никто с меня за это не спросит, а можно Костю и вообще другую семью упомянуть просто как некое будущее, иное, о котором я ещё не знаю, но которое ждет... Короче, пока не ставлю балладу на стихиру, буду думать о ваших замечаниях. В основном я с ними согласна.

СТ
Нет, не надо искажать правду!!!
А то получится – от одного к другому ушла!
А ведь ушла в никуда и детей на себя....
Это важно!!!!!!!!
Это картина другая и личности, и характера Вашего, к тому же правдивая.
А сын впереди...
Будет сын! Но этого еще никто не знает!
Какая судьба этих клавиш коснется? – в тот момент казалось: ВСЕ.
Кончено.
Но в конце пребывало начало – вот эту мысль хочу!!!!

ЛС
Я поняла, Санто, я так и хочу. Постараюсь сделать. И подумаю, как убрать второе Я (альтер эго! :)) – наверно, есть и другие способы.

ЛС
Посылаю вам балладу (может, написать ее в строчку, в формате А4, как девочку?)

СТ
Красота!!! Сын неведомый появился – одно удовольствие!
Теперь звучит.
Не надо строчками А4. Красивый стиш! – Баллада. Классика!
Ставьте, Любушка!

ЛС
Ура!!!
…Я вернулась туда – не к нему, не к началу пути,
Не затем, чтобы в прежний поток окунуться повинно.
Там, в покинутом доме, осталось моё пианино.
Забрала бы давно – просто некуда было везти.

Ни тоски, ни волненья, ни радости… Прежняя быль
Отступила, поблекла и стала похожа на небыль.
Для него пианино – обуза, ненужная мебель,
Лишний хлам, бесполезный урод, собирающий пыль.

…А когда-то вкатилось оно в жизнерадостный дом
И в уютной новёхонькой комнате заняло место,
И текла наша жизнь – то виваче, то лярго, то престо,
И слагались из песен сюиты своим чередом.

И под музыку дней и событий росла детвора,
И звучали в дому голоса и согласные ноты…
Отыграло моё пианино. Стоит без работы –
Грустный символ того, что проиграна наша игра.

Здравствуй, мой инструмент! Собирайся, уедем скорей!
Ты не надобен тут, и молчанье тебе надоело.
…Добровольцы-соседи взялись безмятежно за дело:
«Не волнуйтесь, в минуту дотянем его до дверей!»

Не вникая в подробности (кто, мол, семью разберёт?),
Поплевали в ладони: задача нехитрая вроде…
Только намертво вдруг пианино застряло в проходе,
Зацепилось, заклинилось – и ни назад, ни вперёд.

Напрягались мужчины – до стона, до вздувшихся жил,
Пианино ответно рыдало, стонало, гудело,
Голосило: «Я против разрыва, развода, раздела!
Не хочу никуда! Не тащите! Я здесь старожил!»

Какофония звуков сливалась в тягучую боль:
«Люди судьбы ломают – а вещи, скажите, в ответе ль?»
…Протолкнули его через дверь, еле снятую с петель,
Поцарапав бока и попутно сломав антресоль…

И когда завершилась нелепая эта страда,
Он сказал, поглядев на царапины: «Экая жалость!»
Помолчал и добавил: «Зачем мы с тобой разбежались?
Может, всё же сойдёмся – и вновь заживём, как тогда?

И уже не расстанемся больше во веки веков…
Может, всё ерунда, может, мы поспешили напрасно?»
И, блефуя, покорно кивнула я: «Ладно, согласна.
Заноси пианино обратно. Зови мужиков!»

Разве я объясню, каково – до предела, за край?..
Что досталось душе испытать, вырываясь из ада?..
Усмехнулся: «Обратно? Ну нет уж, пожалуй, не надо.
Увози инструмент. Веселись. Всяким прочим играй».

Только не было "прочих"… По-прежнему дочки росли,
Не спешила судьба, новый путь предо мной расстилая,
Открывать свои тайны. И видеть ещё не могла я
Продолженья дороги, терявшейся в смутной дали.

И не знал инструмент в тряском кузове грузовика,
Что ещё зазвучат менуэты, этюды и вальсы,
Что неведомый сын мой опустит на клавиши пальцы,
Извлекая аккорды – не слышные миру пока…
______________
vivace, largo, presto (итал.) - оживленно, медленно, быстро (муз. термины)

Рецензия на «Баллада о пианино»

Мощно! Инструмент звучит.
Неведомый сын – жесть!
Замечательная Балладина, Любчик!
Я намедни написал тож в тему, но посмотрите, какие мы разные люди!
Фрагментик:
тусовкою с диеза на бемоль,
я ублажаю трепетную боль!
трам! – форте ударяю львиной долей,
гвоздями рук по клавишам снуя.
пиано – добираюсь до гармоний,
подушками конечностей: «до-ля».
а жизнь ударит, полоснув порезом
и полонозит по судьбе диезом!
молчи, зебророяль – мучитель плоти!
мой верный, музыкальный рукоблуд!
почти как на компьютерном киборде,
потерею растрепанных минут... и т.д.
А у Вас кино: кадры, драмы мизансцены – хорошо, душевно.

ЛС
Санто, спасибо!
В вашем "зебророяле" хороша игра словами: до-ля. И эта доля перекликается с львиной долей, а это тоже обыгрывание фразеологизма, каламбур: "львиная доля" означает "большая часть", но тут думается о доле как о судьбе, уделе, юдоли – мол, да, я лев, но у льва тоже своя юдоль, хоть он и лев, хоть он и играет форте!
Не знаю, тот ли смысл я увидела-услышала в ваших строчках, или вы вкладывали в них совсем другое, а я "фарширую ваш голубец своим смыслом" :)
Само слово "зебророяль" тоже хорошее! И тоже перекликается с темой доли-судьбы, с ее черно-белой полосатостью. Утешает, что белого у этой зебры всё-таки больше. :)

СТ
Классическое прочтение, Любчик!
Канеша, доля смысловая + львиная и зебрИнная с преимуществом в белый цвет.
А «жизнь ударит, полоснув порезом
и полонозет по судьбе диезом» –
имелся в виду полонез Огинского, написанным им в тюрьме кровью.
Биографично- кинематографичная  Баллада – пианино.

Любушка, диалог о пунктуации поставил в ФАКТОР http://www.stihi.ru/2012/09/02/19
Хороший, глубокий, литературный разговор о знаках препинания.
Я не сказал Вам бай, потому что утром сёдня, часов 6 или что-то вроде того, Лешка позвал, я поднялся, он на улице спал, на втором этаже, там где домик его, парк, там кровать-качели большая.
– Папа, иди ко мне! – и ручки свои лапочки потянул, хлоп – за шею ухватился.
И я прилег к нему :))) Думал минут на 10 :)
Он завалил на меня свои распрекрасные ноги, свои расчудесные руки:
– Бож, что эт за ноги такие предлинные?!
И вдруг на чисто русском:
– Что ты думал, папочка? Этим нОгам уже три года!
Я чуть не свалилсо :)))
– Только зимой будет три, малыш!
– У нас не бываИт зима!
На кровати есть кнопка. Нажмешь качает, сильно, средне или слабо.
Мы нажали средне. Смотрели  на небо.
Сейчас гигантская полная луна. Лешенька сказал:
– Луна – футбольный мяч!
Я был вратарем, он забивал луну мне в ворота.
– Гол, папа!
– Как же гол, я поймал! Я был в правом углу!
– А я те гол ин лэфт!
А потом я ему закатил лунный пенальти и объяснил, что это.
Чувствую он ручки сложил на своем расчудесном грузике.
– Ю вонт пипи?
– Ноу! Ай стэй ин пенальти!
я вздрыгнулся от хоха!
И, канешна, промахнулся!
Он видел, как стоят футболисты, и так же стал лежа, защищаясь от луннапенальти!
А потом мы обнялись и отключились со счетом в его пользу :)))

ЛС
Как чудесно :))))
Какие они замечательные, эти детки.
А мне Тимур рисовал картину. Его домик и мой домик рядом. У него большой, у меня поменьше. Но окна одинаковые.А это, говорит, я выглянул из своего окошка и воскликнул: "Какой чудесный лес!" А это ты выглянула и говоришь: "Да, лес действительно чудесный!"
Так мы с ним перекрикивались из окошек. :)
Я имела неосторожность заикнуться Санмаринке, что вы приблизились к  медицинской книге, она невероятно воодушевилась. Ждёт. Тем более что у нее теперь будет больше свободного времени и больше тоски – дочь уехала  учиться. Пока не привыкнет, будет тосковать. Хорошо, что мой сын при мне, я бы тоже места себе не находила, если бы он уехал в другой город. Во всяком случае, первое время.
А от Мартыши вам привет и отдельная благодарность за то, что вы меня раскрутили на пианиновый стиш. Она в него влюбилась. Сказала, что это стихотворение на уровне моего "Реквиема". (Вы читали мой "Реквием"? http://stihi.ru/2010/12/15/3107 )
Пора спать, наверно.
Да, завтра как раз ровно 3 месяца с того момента, от которого пошёл отсчёт моего нового модуса вивенди. :))
Пойду посмотрю на наш диалог – и спать!