По конкурсу Мастер Класс-2012

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/06/06/6698   Страничка конкурса
http://www.stihi.ru/2012/09/15/5789   Итоги конкурса

Завершился еще один ежегодный конкурс лучших стихов года - «Мастер класс-2012», прием заявок на который проходил почти все лето: начался он в День поэзии - 6 июня, а закончился - 23 августа 2012 года. За это время я рассмотрела 214 заявок, из которых приняла в конкурсный пакет только 80. Остальные стихи сохранены во Внеконкурсном пакете. Примеры  некоторых из них (наравне со стихами Конкурсного пакета) я буду постепенно, в течение всего года, приводить качестве подходящих примеров в разных тематических статьях Ликбеза.

Стихи Конкурсного пакета, анонимно  (то есть, без знания судьями имен авторов, названий произведений и пояснений по технике) оценивались командой из 14 судей разного пола и разных возрастов. Большинство стихов (60 из 80) получили очки - их номинировали.

Сразу замечу, что если ваше стихотворение получило номинацию в конкурсе «Мастер класс» (и даже не столь важно – сколько вы получили очков) хотя бы от одного, а еще лучше – от нескольких судей, то это – отличная  оценка вашего умения, ибо стихи отобрались из списка 80-и очень достойных произведений. В тематическом конкурсе таковых – без ошибок исполнения и со своим лицом – обычно набирается не более 25!
Как признали все голосовавшие, выбор лучших стихов в этот раз было делать очень трудно.

  По каким критериям я отбирала стихи на конкурс? Этот вопрос мне постоянно задавали многие участники, несмотря на то, что условия приема были оговорены  на странице конкурса достаточно ясно. 

В этой статье я как раз и буду рассказывать вам не о стихах-победителях, а о том, какие стихи мною НЕ ПРИНИМАЛИСЬ и почему. Начну с самых очевидных причин.

1. Стихи начинающего автора, написанные с целым букетом технических ошибок:

- потерянные или очень слабые рифмы, почти сплошь – грамматические(где рифмуются одинаковые части речи в одинаковой  форме);
- сбивки ритма (изменение количества стоп в стихах, вида стоп):
- распады ритмического ударения;
-лексические неточности в построении фраз, подборе слов.

№1
Дул легкий ветер, снег летел, кружа.
Я жду, который поезд проезжает.
И озябшая, мертвая листва
Мне дорогу к дому устилает.
Мне мимолетною молодость казалась.
И я летела в ней, как мотылек в огонь,
А, когда первою с рассветом просыпалась,
Хотелось мамину почувствовать ладонь.
И никогда не знала я ответа
На те вопросы, что сыпались, как снег.
В туман неведенья с ментолом сигарета
Манила нежно так, как путника ночлег.
И слов не слышала, и не хотела слушать.
И не желала себе помочь самой,
Но так мечтала, что все благополучно
Польется вдаль послушною рекой.
И провожая, в серость уходящий,
Вагон, в котором уютно и тепло,
Я не хотела жить так в настоящем
И от того на сердце тяжело.
Затихли стоны длинного состава.
И на снегу остался лишь мой след.
Я не скажу, что я совсем пропала,
Но точно знаю – назад дороги нет.

Я не буду здесь подробно пояснять каждую ошибку – о типичных  «недоглядах» начинающих уже есть на «Ликбезе» другие статьи, – здесь меня поразил комментарий автора, который уверенно посчитал свое стихотворение мастерским: «оно было написано за пару часов, но в минуты пылкого вдохновения. И это первое стихотворение, которое ложится на музыку!». К сожалению (или к счастью), музыка, как утюг у плохого портного («портной гадит, а утюг гладит!»), сглаживает всё: самые невероятные ритмические ляпы можно спеть, где-то потянув, а где-то произнеся текст скороговоркой. Тексты песен – это, вообще, отдельная история, о которой мало чего  хорошего хочется сказать, если рассматривать их как отдельное стихотворение. Да и замечание «оно было написано за пару часов, но в минуты пылкого вдохновения» меня тоже не особо радует. Мы все так пишем – в минуту пылкого… но перед публикацией все же неплохо перечитывать свое творение более придирчиво. Тем более, перед подачей его на «Мастер класс»! Кстати, подобные объяснения причин  любви к своим стихам на нашем сайте встречаются довольно часто.

2. Стихи, содержащие хотя бы одну из ритмических ошибок, которую автор просто проглядел, а не применил намеренно (ради смыслового акцента в отдельной строфе, например). 

№2
 В какой-то строке задуманного автором анапеста он вдруг увеличил число стоп или изменил их вид, в другой -не продумал расположение многосложных слов, которые не попадали в его ритм (их фонетическое ударение не совпадает с расположением Иктов):
 
Нежность с первых аккордов уносит в нирвану,
В этот лучший момент абсолютного счастья,
Перестанут болеть сердца рваные раны
И браслеты любви наши свяжут запястья.
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0

Растворят без следа одиночества иней
Поцелуев бесценных святые ожоги,
А под кожею вена, бьЁтся ленточкой синей,
Пусть забудут о нас на мгновение Боги.
001 001 001 001 0         
001 001 001 001 0
001 001 01 01 001 0              сбивка
001 001 001 001 0

Отключается разум, нет табу и запретов,
Нетерпение рук разрывает одежды,
В откровениях тел столько тайн и секретов,
Столько сладостных мук и на чудо надежды.
001 001 0001 001 0              сбивка
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0
Время, останови ход миров и пространства,
Мы ещё не успели напиться всей страстью,
И с ума не сошли от амурного пьянства,
В бесконечности чувств оставаясь во власти.
000 001 001 001 0  сбивка  (икт на 3 слоге дает 2 фонет. ударения  «ОстановИ»
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0
001 001 001 001 0

Или здесь, где мы видим уже совсем искаженный ритм:

№3
Дождь поёт, танцуя под окном,
Блещет небо всполохами молний!
В вышине гремит раскатом гром,
Приятен мне их рокот беспокойный!
10 10 10 00 1
10 10 10 00 10
00 10 10 10 1
01 01 01 00 01 0

Вокруг чарует красками природа,
От зноя пробуждаясь под дождём.
В облаках на синем небосводе,
Радуга повисла с торжеством!
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01
00 10 10 00 10
10 00 10 00 1
Дождинки бьют в оконное стекло,
Приглашают всех гулять по лужам!
Я, как в детстве, бегал босяком,
Также мчусь сегодня неуклюже!
01 01 01 00 01
0010 10 10 10
00 10 10 00 1
10 10 10 00 10
Летний дождь прошел, всё задышало,
Всё засияло, заиграло, расцвело!
В дождь моя душа возликовала,
Стало ей уютно и тепло!
10 10 10 00 10
10  01 00 01 00 01
10 10 10 00 10
10 10 10 00 1

3. Ритм - нормальный, рифмы - точные, но само содержание и форма его подачи простейшие – четверостишия с грамматическими, банальными рифмами, отсутствие  поэтического образного языка. У таких стихов нет авторского лица –  просто пересказ мыслей в рифму, иногда, как в приведенном ниже примере мы имеем по содержанию стихи ДСП  - для внутреннего пользования.

№4
Чемоданчик фанерный в руке,
В нём обмылок и тёплые вещи,
Утоплю злые мысли в реке,
И в бега, не по сердцу мне клещи.

Клещи тёщи, детишек, жены,
И семейных укладов моменты,
Что сначала мягки и нежны,
А в итоге всегда алименты.

Убегу в необъятную даль,
Не удержат меня ваши двери,
Будет кроною горный миндаль,
Будут мне побратимами звери.

Только холодно в горном лесу,
Неуютно осенней порою,
Может даму, какую спасу,
И семейную жизнь ей устрою.

Мне бы только зимУ пережить,
И развода с супругой невзгоду,
Надо взвесить, отнять и сложить,
И поправку принять на погоду.

Отзовись дорогая моя,
Где-нибудь, на окраине света.
Буду жить в ожидании я,
На просторах сети интернета.

4. Стихи  с ошибками речи – лексическими ляпами. Таковых мне было подано очень много, среди них попадались и неплохие работы, но отдельные ошибки построения фраз, неверное использование слов помешало им быть принятыми -их все равно бы не номинировали!

Приведу здесь только самые выразительные лексические ляпы:

№5
Если в небо тучи взвились,
Раскалилась добела,
Громом тронута земля,
Листьев полная луна
Отбирает мыслей силы,
Неожиданно сперва,
В круг вступает голова,
Ветру вовсе пОчем зря,
Ураганом смотрит в гости,
А у вас поёт душа,
Значит вы в любви и бросьте
Остальные все дела.

№6
Стихи, ошарашившие меня своим странным содержанием:

Ищу ответ на главное своё
Ответственное бытиё,
На главный признак неповтора,
Который на устах у хора
Звучит, как признак постоянства...
Довольно чванства! Суть - убранство
Той мысли, что в ноздрях засела...
Какая пища, какое дело,
Куда стремишься, ломая вёсла?
АУ! Вернись же! Вода замёрзла
От этих прений, анти-горений,
Горе-умений, муко-прозрений...
Зову не призрак - духовный признак
В районе сердца чудо-дверца
Не соразмерится, а мне не верится...
Нечистый щерится - ему отмерится,
А мы - как два себя не видящих ИА
Орём, как шарик потеряли...
Пузырь, воскресни!... Я - в печали,
И в тарары летит моё
Ответственное бытиё
В устах невидимого хора...
И коллективным приговором,
Пометив ноздри прото-ям,
Несусь беспутно по камням,
Что разбросала на бегу...
Хочу..? Ищу..? Терплю..? Могу..?

№7
Авторский комментарий к нижеследующим стихам: «Здесь очень много игры звуков, созвучных слов, а так же некоторые авторские словосочетания-находки».
Увы. Мне показалось, что находки – странные. Ибо подбор слов (не говоря уже о содержании) для меня здесь более, чем сомнителен:

Сыплет белая мошкара,
подтуманивая окрести,
словно сон (через сон – игра)
о благой и далёкой вести…

Отдышусь, и в темницах век
скрепощу, остужу усталость,
и на пристанях полных рек,
у перил, наклонённых малость,

Помолчу. Постою часок,
Рыбака угадав везенье,
На волне растворю песок,
На песке напишу прощенье…

И прощанье кольнёт висок,
Как опальное очищенье…
Но ворвётся вдруг голосок
Комариного возвращенья…

Я открою темницы век,
Чтобы ВЕК коротать в прозреньи…
А на пристанях дальних рек,
За души моей воскрешенье,

Словно сон (через сон – игра),
Сыплет белая мошкара…

О  случайной игре словами только ради звучания (но без смысла), мы с вами еще поговорим далее, а пока - самый потрясающий шедевр поэтической лексики:

№8
Начну с авторского комментария к стихотворению: «Я не очень поняла о какой технике написания идет речь... стих выдержан в как мне кажется классической форме, по звучанию музыкален... Я вообще-то когда пишу не думаю о понятие "техника", просто слышу размер в голове и пишу».

Разлито кофе на столе,
Светильник блеклый;
Мотыль озябший не в тепле
Таранит стекла.

И гуща зябнет у каймы,
Где след помады
На чашке с запахом хурмы
И мармелада.

А под столом залег штиблет;
В углу к кровати
Приставлен стул, на нем жилет,
Пальто на вате.

Камин устал от жарких дел,
Вздыхает кошкой;
Подушка сбилась, плед слетел,
Накрыв сапожки.

Кровать скрипучая тиха,
И сверлит взглядом.
Она, как прыткая блоха
Вдали, но рядом.

Сверкает портмоне нутром -
Набито густо.
Распахнут рот ее, а в нем
Темно и пусто...

Вы уже перевели дух? Тогда давайте продолжим дальнейшее озвучивание причин моего нежелания включать некоторые стихи в основной пакет.

5. Следующий недостаток стихов можно обозначить так: «Есть оригинальная форма, нет смысла».

Все эти «непонятки» начались с прошлогоднего ежегодного конкурса «Мастер класс-2011», состоявшего из двух частей, в одной из которых действительно отбирались новаторские формы.

В этом году я неоднократно повторяла (и это есть на странице конкурса), что в «Мастер классе» оценивается не форма, а художественное впечатление от стихов, мастерство их написания. Оригинальная форма, авторские рифмы, находки форм – это не более, чем пропуск на конкурс – некоторый ограничитель количества участников!

На сайте много любителей плести стихи по заданной схеме рифмовки, звучания, структуры стихотворения. Чем сложнее – тем лучше! Что там внутри, о чем стихи, где душа автора – да какая разница! Главное, побольше «крутых» рифм всунуть в текст, а уж к месту ли они там, что они выражают – не важно! И начинается не поэзия, а игра –наподобие составлений кроссвордов, шарад! Я не очень люблю эти игры, но они в стихосложении есть и, если уж автор взялся плести нечто сложное по правилам игры, то, будь добр, – сохрани связное и глубокое содержание, осмысленность и уместность образов! А вот это – безумно трудно. Тем не менее, все сложно закрученные по какой-то формуле стихи (доставшиеся мне от участия в конкурсах чужих игровых площадок), я не принимала, если не находила  в них поэзии и содержания! Приведу несколько примеров:

№9.
Все слова на П:

По привычке пошел после полудня
Прогуляться по праздничной Пресне.
Пугачевское пел, похоже, - «Полно…»,
Про прекрасный подарок, про песню…

Пел, прохожими пренебрегая, -
Пусть подумают – пьяный парниша…
Пусть подумают, пусть погадают,
Пусть печалью-прощаньем подышат.

Интересно… Но в чем содержание-то? Где поэзия?

№10
Стихи из  спондеев:

Матрас
в клетку
выдают
нам.
Устал он терпеть-
студент -
хам.
Учитель пришел -
опять -
в хлам.

И – как? Познавательно? Поэтично? Да – никак! Слеплено, из того, что нашлось…

№11.
А вот это - смешение всего сразу: пеона, аллитерации, ассонансов, дактиля… А о чем стихи – не сразу и сообразишь: все их содержание поглотила форма:

Творожные туманности гранатные,
Чарующие снежные и статные.
Их кромку окропили точно золотом-
Владетели жемчужных вожделений;
Предвестники глазуревого холода
И простыни в серебреные блестки;
Знаменье фиолета отражений.
И мыслей леденящих отголоски-
Внимают округленные мазки.
Вы музы музыкальной тишины.
Художники, поэты вам верны.
Творения божественной руки.

№12
Еще пример - интересная игра с разностопными строками, местами очень неплохо написано, но далеко не все куски осмыслены – нет цельности и ясности содержания, заметны ритмические заплатки – притянутые ради формы случайные образы и умозаключения. Если только наслаждаться ритмом этих стихов, то они могут понравиться, но если вдуматься в смысл каждого отдельного предложения, в логику повествования – возникает ощущение бреда:

Разбавлено вино
Нас.
Посмейся надо мной
Всласть,
Брани меня, гони
Вон.
В святилище проник
Вор,
К источнику приник
Бес.
Мы снова не одни
Здесь.
Поэтому опять
Мрак,
И проклят – не распят –
Враг.
Глаза твои хранят
Яд,
Ведь проклят, не распят –
Я!
В презрении твоем –
Суть.
МОЛЧАНИЕ ПОЕТ
ГРУДЬ.
НА САВАНЕ – СТАЛЬНОЙ
КРЕСТ.
Мы умерли с тобой
Здесь:
Мы научились лгать,
Красть,
В пути не поднимать
Глаз,
Оправдывать любой
Бред
И отпускать любовь
В брешь.
Мы осквернили ночь
Днем,
Испачкали вином
Дно,
Но демон посулил
Вздор –
Нельзя просить судьбы
В долг!
И пусть еще горит
Кровь –
Брани меня, гони
Прочь.
Развей, разрежь клубы
Снов,
Не дай мне полюбить
Вновь!
И, может быть, пройдет
Мрак,
Забудется, падет
Враг,
И мы отыщем сад
Роз,
Где будем воскресать –
Врозь!

№13
Игры с панторимами. Панторим здесь есть – содержания нет!

Дойчланд, Дойчланд, убирались в чёрно-красное аллеи.
Ночью - прочий юбер аллес.
В чём-то разное? А Ленин?
Пломба, кайзер, на подхвате..
А парады в Нюрнберге?
Помпа, Май, зерна-то хватит?
Аппараты - дурень сверху.

№14
А вот автор провел огромную работу, попытавшись совместить сразу несколько техник, описанных в Ликбезе, и даже увековечил «светлое имя» странички акростихом.
Авторский комментарий: «В акростихе заключена фраза "Ликбез для начинающих".  Поскольку в этом словосочетании всего 19 букв, то первые два слова (9 букв) уложились в спенсерову строфу, а третье - в ямбическую дециму».
Итак, Акростих + Спенсерова строфа + децима:

Лежит валун недвижной парадигмой
И рушит волны разной вышины.
Как я хочу сейчас тебя настигнуть
Беспечной брызгой разбитной волны! –
Еще не разрушая целины
Застывшей неизменности покоя.
Добиться обрушения стены
Легко потоку нового устоя…
Я ж - только капля, и сама стряхнусь без боя.

Но может, капля камень точит,
А тот недвижимый валун,
Что был упорно непорочен,
Играя силой древних рун,
На самом деле – искушенье,
А я – простое подношенье?
Юдолью собственною горд,
Щемящей грусти неподвластен,
Испепеляющее не страстен,
Харизматичен. Как и черт.

Работа проведена большая, а что толку? Вчитайтесь в лексику фраз, поищите общий смысл, поэзию… Я не нашла. И не приняла.

Ну, и напоследок я дарю вам еще один авторский комментарий к стихам для конкурса: «Когда пишу, я не задумываюсь о правилах стихосложения. Предлагаю на рассмотрение эти три вирша, так как уж точно они, на мой взгляд, ни в какие рамки не вписываются».

Не могу не согласиться: не вписываются! И ни в какие рамки! Но разве в этом состоит наше поэтическое мастерство?

P.S. Анализ техники исполнения стихов конкурсного пакета см. в сб. "Учимся мастерству",  начало http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170