И Амфору, полную разных открытий...

Анатолий Артюшкин
Полёты небесные дарят просторы,
Полёты земные- открытье чудес,
Наука заменит вполне шум моторов,
Таких ощущений есть много и здесь.

По части открытий я соревнованье
Смог выиграть бы, чтобы тем доказать
Вполне заслужил я учёное званье,
О многом бы новое мог рассказать.

Во-первых, легко нам копилку дополнить
Тем знанием, что у микробов я взял,
Их много так стало, что все их запомнить,
Обычно, как принято, всё же нельзя.

И чтоб облегчить ту работу, я создал,
Из этих открытий старинный сосуд,
В стихи все одел те открытия, роздал,
Украсив наукой любимый досуг.

И "АМФОРУ", полную разных открытий,
Теперь в Интернете вам можно найти,
Но автор, как в сказке, сидит у корыта,
Какой-то на клаве играет мотив!

В стихи все одел те открытия, роздал,

И вот 28 декабря 2010 года, дата, которую когда-нибудь будут отмечать, как значимую. Попытаюсь объяснить. Меня всегда интересовали судьбы вершинные. Как мы в этом мире открываем новое- в науке,в поэзии, в музыке? Открытие Х-лучей, плесени, опыты М. Фарадея, читал его записи, новгородских берестяных грамот.
 А МУЗЫКА?! Школьные годы, "БОЛЬШОЙ ВАЛЬС"- на всю жизнь запомнилось- в И. Штраусе в такт кибитки рождается мелодия. А раньше, где-то в 43-ем натягивал нить между ножками табурета- звучало "Ши-ро-ка стра-на..." 53-ий ...на гитаре подбираю Ночную серенаду" Шуберта, в 55-ом...по нотам, куда мне до Марии Луизы Анидо-"Воспоминания об Альгамбро" Ф. Таррега с чарующим тремоло, тогда же мелодия Ч. Чаплина, неповторимая Нар. Артистка СССР Л. Гурченко как-то её напела на Первом, стала гимном моей жизни. А губная гармошка проиизводства ГДР?! Шедевром считаю вот это- "Одинокий пастух". Вспомнил- в командировке (п. Кубатлы- я энтомолог РСЭС, с Ю.Арутюновым- 1961, горланил во весь лес- "О. Марекьяре, Марекьяре...) Ещё раньше, студентом АГУ им С.М. Кирова "пел" в перерывах однокурсницам (Алла Алексеева- как она была прекрасна на фото-стенде вокзала в Баку!), Нелли Мишанова, Гала Андрианова, Римма Аванесова, Светлана Попова, Инна Качалина.) мелодию Луи Армстронга- Иф ай смайл, иф ай чери, ю маст aндестанд, зат ай мери, Анд ит уил трууз, бикоуз ай лав ю, ай неве фогет анд уейт фо ю...и- This is the Voice of America Radiostation in Tangue..Our programm is coming to you...and forty two meter band...This is the Switzerlnd cooling...Радио Италиана...С Валентином Восканоым, не могу его найти- Белла, Белла Донна, Белла, Белла мия, коммимире драбе, унтер клайне о стерия...
 Всё это подготовило почву, для моих открытий 70-ых в Науке и в музыке, где счёт мелодий дошёл до... трёх тысяч.
 ПРИСЛАЛИ АНАЛИЗАТОР КИСЛОРОДА из головного ВНИИ ВОДГЕО- повёл диалог с микробами и они поделились тайнами (опишу в 2-х вариантах: прозой и как открытия отразил я в ДАО, в аллегорической Древнегреческой АМФОРЕ Открытий) Что и как на них влияет:

 1- ГЕОМЕТРИЯ биореактора- В ЛИЧИНАХ ТРЁХ УГЛЕКИСЛОТА. Оказалось, процесс ухудшается с высотой. Аллегория- предствьте себя в роли воздушного шарика в воде- вы долго, долго всплываете наверх, отдавая ей кислород. А в роли шарика с углекислотой вы сразу отдаёте её воде- она подкисляется. А в микробиологии это чревато, на языке учёных, блокированием реакции конечным продуктом. Где-то это и полезно т.к. некоторые такие продукты, их называют промежуточными, ценнее исходного. А в технологии очистки это называется неполным окислением- вода, попадая в реки, моря поглащает кислород, а это называется замором рыбы. Такая вот аллегория! А с чего всё началось? Измеряя динамику рН в сосудах разной высоты, я не мог не заметить, что она очень зависит от...геометрии Биореактора. А раньше на это не обращали внимания. Мне писали- её воздействие незначительно. Ан нет!

 2- ДУФ-330нм, ДУФ- Длинноволновый УльтраФиолет- ГЛЯНЬ, СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ КАК "ЗАСТРЯЛ" В СТЕКЛЕ. Оказалось, процесс обратим, а у микробов ЕСТЬ ПАМЯТЬ. "Нас привлекло, что солнечный луч Вы сделали деталью своих экспериментов..."- признались учёные Института цитологии АН СССР, пригласив с докладом на Первый симпозиум по фотобиологии (Ленинград. 1977)

 3- ИЗБЫТОК питания- ДЛЯ НАС СЛАДКИ ОСТАТКИ ФЕНОЛА. Оказалось, есть ДВА типа фенольных бактерий, лишь один из которых легко привыкает к АНИЛИНУ.

 4- ФЕНОЛЬНЫЙ ПАРАДОКС- ДЕЛЯТСЯ ТАЙНОЙ МИКРОБЫ СО МНОЙ. Оказалась возможной СТИМУЛЯЦИЯ микробов к усвоению фенолов. "...Ваши данные по стимулированию окисления фенольных соединений, по мнению специалистов могут иметь определёное значение..."- из письма академика Е.Н. Мишустина от 21 сент. 1976 года.

 5- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ внесения спиртов- СМОТРИ, КАК КРИВАЯ "УТОНУЛА". Оказалось, усвоение спиртов С2-С3 ряда зависит...от последовательности их внесения в биореактор.

 6- СВЕТ 254нм- О, ЧУДО! СТАНОВИТСЯ ВОЛНОЙ! Оказалось возможным воздействием области 254нм вызвать СИНХРОННЫЕ АВТОКОЛЕБАНИЯ КИСЛОРОДА И рН в...СМЕШАННЫХ КУЛЬТУРАХ В ДВУХМЕСЯЧНОЙ ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ. "Повторяю, Ваши данные интересны..."- из письма д.б.н. Ю.Н. Карасевича (Институт микробиологии АН СССР, лето 1978 года)

 7- СОЛИ МЕДИ И СЕРЕБРА- ТОКСИЧЕН МЕТАЛЛ- РЕШИТ КИСЛОРОД. Оказалось, Максимум бактерицидности солей Ag и Cu проявляется в условиях, разных по кислороду (ОВП).

 8- ОРТО-КСИЛОЛ- КСИЛОЛ- "ЗАКРЫЛИ БАКТЕРИИ РОТ". Оказалось, в присутсвии Орто-ксилола фенольные бактрии теряют чувствительносить к фенолам.

 9-НЕДОСТАТОК БИОГЕНОВ- ФЕНОЛ, ГРАММ БЕЗ ЭН И П ОКИСЛИЛ. Оказалось, лимитирование микробных культур по БИОГЕНАМ может иметь положительные практические следствия.

 Тайн этих оказалось так МНОГО и задели они такие высокие академические АМБИЦИИ (АКХ им. К.Д.Памфилова, АН СССР), что их решили...НЕ ЗА-МЕ-ТИТЬ!
 И даже сочли, что АВТОР НЕРАЦИОНАЛЬНО РАСХОДОВАЛ СРЕДСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (из 2-х страничной рецензии на открытия, в котором НИ ОДНОГО СЛОВА!!! ПО СУЩЕСТВУ?!- Академик РАЕН Н.А. Дёмина, начало века).
 После такого вердикта КАК БЫЛО НЕ ВОЗНИКНУТЬ ОЩУЩЕНИЮ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МИРА?!
 ПОДАРИЛА БАБУШКА НАШЕЙ ДОЧЕРИ ИРИНЕ ПИАНИНО "БЕЛАРУСЬ" и настал момент, когда пальцы стали нажимать на нужные клавиши- десятки тетрадей с записями, мелодий за тысячи.
 МОЛОДАЯ ПОЭТЕССА ЕВГЕНИЯ ПЛАТАШ ИЗ ВЯЗЕМСКОГО ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯ ВВЕЛА МЕНЯ В СТИХИ.РУ ...и полились стихи за тысячу.
 И подумалось- включили бы меня в группу, занятую освоением Марса- оно бы приблизилось. Как, почему? По одной причине- к чему НИ ПРИКОСНУСЬ, ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ!
 Ну, разошёлся! А всё просто- когда твои открытия незаслуженно оказались в омуте забвения, вспоминаешь незабвенного горинского Мюнхгаузена и хочется себя вытащить оттуда...за волосы. Так появился новоявленный Цезарь! Где? В моём стихотворении от 27 декабря "Завтра вечером я встречу..." с С СУММАРНОЙ ЦИФРОЙ ДОСТИЖЕНИЙ В НАУКЕ, В ПОЭЗИИ И В МУЗЫКЕ 4787 с тенденцией возрастать. Когда и где?
 Там, где Я ОКАЖУСЬ РЯДОМ С ФОРТЕПИАНО- ПАЛЬЦЫ САМИ НАЙДУТ, НА КАКУЮ КЛАВИШУ НАЖАТЬ.
 В ЛАБОРАТОРИИ МИКРОБИОЛОГИИ, ГДЕ Я ПОПЫТАЮСЬ "УГОВОРИТЬ" МИКРОБОВ СООБЩИТЬ О СЕБЕ ПОБОЛЬШЕ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ЭТОМУ РОБОТА.
 И ещё. Прочитав впервые "Один день из жизни..." в первом журнальном варианте (принёс мой дядя Иван Семёнович Санников, всю жизнь носивший в себе металл от войны, что тебе пишут из Москвы- часто спрашивал он) подумал- вот бы на мгновение оказаться в том времени, когда решётка отделяла людей от жизни порой из-за горстки зерна или по желанию соседа увеличить жилплощадь. Думалось- неужели так было?! В холоде и в голоде пилили лес, все в мыслях- как там родные. И вот я сам оказался в более фантастической ситуации. Отлучили от науки- за ОТКРЫТИЯ. ФАНТАСТИКА! МИСТИКА! Ошущение ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МИРА, в который, Вас, дорогой читатель и приглашаю! Приглашаю теперь уже в Вязьму, где в новогодние дни на окне пятого этажа дома 48 по улице Ленина знаменитая в СТИХИРЕ АМФОРА будет сиять (вернее, просияла никем незамеченной- 04.03.11. 0:32) гирляндой. "Оно бы напомнило Трою!"
http://www.stihi.ru/2010/12/29/4572
 Это- ЭКСПЕРИМЕНТ! Цель его- определить, учат ли нас чему уроки истории? Судьбы О. МАНДЕЛЬШТАМА, Н. ВАВИЛОВА, А. ЧИЖЕВСКОГО- могут ли они повториться уже в новом тысячелетии? Судя по всему, по молчанию самых влиятельных СМИ, по моей электронной "переписке"- кажется нет газеты, какую я не ставил бы в известность е-мейлом, мол, пропадают открытия- всё повторится, и всё повторяется. Даже на обращения, что пересылались в РАН Администрациями Президентов и Совета Федерации в РАН, не пришло овета. Хоть пиши в чеховском духе- "Кому повём печаль мою?!" с таким эпиграфом:

 ОТ БЛИЗОСТИ ДУШИ С ПЕЧАЛЬЮ ЭТОТ СТИХ ВОЗНИК,
 КОГДА И КТО ПРИЗНАЕТ, Я КАКИХ ВЕРШИН ДОСТИГ?
 И КАК НИ ЖАЛЬ, ОБ ЭТОМ НЕ УЗНАЮТ НИКОГДА
 НИ МАТЬ С ОТЦОМ, МОИ, ЖЕНЫ, НИ СВАТЫ- ВОТ БЕДА!
 И НЕ УЗНАЕТ МУЖ СЕСТРЫ МЕДЯНИК НИКОЛАЙ,
 И ОН ВЗЛЕТЕЛ В ТЕ НЕБЕСА, НАХОДИТСЯ ГДЕ РАЙ.

 Или в духе А.С. ПУШКИНА, Гению, котрому на прозе.ру я по-цветаевски посвятил "Пушкиниану в мраморе"- http://www.proza.ru/2011/01/12/93 и "Пушкинский треножник"- http://www.stihi.ru/2007/01/31/1928

 ОСТАНУСЬ Я СТРОКОЙ НЕПОСТИЖИМОЙ,
 НА ПАМЯТНИКЕ, ГДЕ-НИБУДЬ В ТЕНИ,
 ПРОЖИВШИМ В АТМОСФЕРЕ СТРАННО-ЛЖИВОЙ,
 АНАЛОГОМ НЕВИДИМОЙ СТЕНЫ!
 
Какой-то на клаве играет мотив!

Открытия, мелодии, стихи...О том, что эти стихии могут быть тесно связаны между собой, и насколько всё это серьёзно, и как это кстати к завершению Олимпиады- можно узнать из прилагаемых строк-
  "Анатолий Д! Извините, пожалуйста, что задерживаю кассету. Получила огромное удовольствие, продолжайте сочинять! Мелодии полны лиризма, глубины и душевной простоты, просто замечательно!"- Письменно выраженное мнение педагога музыки В.Н. Кузнецовой о прослушанных мелодиях автора. Пользуясь случаем автор выражает благодарность В.Н. Кузнецовой за отзывы и педагогу СШ№9 Т.В. Старовойтовой за арнжировку и исполнение летом 1995 года на ф-но ( актовый зал школы) первых семи мелодий 1976 года. А в конце на магнитофоне "Сильвер" я записал в ёё же исполнении и собственном сопровождении восхитителное- Есть только миг! Жаль, что вас не было с нами!
        1- ИНТЕРЕСНАЯ МЕЛОДИЯ, ПЕВУЧАЯ, НАПЕВНАЯ, БОЛЬШОЙ ДИАПАЗОН.
        2- ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАНИЯ... КСТАТИ, В ЯНВАРЕ 2002 ГОДА ЭТА МЕЛОДИЯ ПРОЗВУЧАЛА ПО ВЯЗЕМСКОМУ РАДИО И НА ЕЁ ФОНЕ ОЧЕНЬ УМЕСТНО БЫЛО УСЛЫШАТЬ МОИ СТИХИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ТОЙ ДЕВОЧКЕ АЛЕ С ПОЕЗДА, В ЧЕСТЬ РУБИНОВОЙ СВАДЬБЫ, СОХРАНИВШИЕСЯ В МАГНИТОФОНОЙ ЗАПИСИ, ПРИ ЛЮБЕЗНОМ СОДЕЙСТВИИ ВЕДУЩЕЙ ВЯЗЕМСКОГО РАДИО И. БАРАНОВОЙ. "Вторая мировая глазами двух девчонок" на проза.ру. как раз о той кругосветке пятилетней Али Долженко в 44-ом.
        3- ШИРОКАЯ, НАПЕВНАЯ, ПРОСЯТСЯ СЛОВА! ХОРОШАЯ ГАРМОНИЯ.
        4- ВАЛЬСОВОСТЬ ИСЧЕЗЛА ВНАЧАЛЕ? МЕЛОДИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЕ.
        5- ГРУСТНЫЙ ТАНЕЦ, РАЗМЫШЛЕНИЕ У РОЯЛЯ.
        6- ФИЛОСОФИЯ! ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
        7- ДУШЕВНАЯ ПРОСТОТА, ПОКОЙ СЛЫШИТСЯ...МЕЛОДИЯ-РАЗДУМЬЕ, ФИЛОСОФИЯ МЫСЛЕЙ.
        8- МЕЛОДИЯ РИТМИЧЕСКИ НЕУСТОЙЧИВА, НАДО ВЫСЧИТАТЬ, НО ЗДОРОВО!
        9- УДАЧНО! ПРЕКРАСНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ, НАДО РАСШИРИТЬ.
       10- ПЕСЕННЫЙ МОТИВ.
       11- ПРОСЛУШИВАЕТСЯ ВАЛЬСОВОСТЬ, НО НАДО ЗАДЕРЖИВАТЬ КОНЦЫ ФРАЗ.
       12- КРАСИВО!
       13- НАПОМИНАЕТ ИТАЛЬЯНСКИЙ МОТИВ, НО ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ.
       14- РИТМИЧЕСКИ СЛОЖНА, НО ИНТЕРЕСНА.
       15- ВАЛЬСОВАЯ МЕЛОДИЯ, КРАСИВО!
       16- НУЖНЫ СЛОВА, МЕЛОДИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ.
         На первые семь мелодий 1976 г., их вышеупомянутых дам ссылу в Моём мире, на мейле-http://my.mail.ru/my/audio....-Артан 64


Иллюстрация из инета. Такой снимок удивил автора в п. Балаханы, где мы тогда жили. А поскольку в Баку мы переехали в 40-ом, значит мне было пять. И любопытсво детское (шрам на лбу от стекла) и детская гармошка, и о опыты с Луной (бежит за тобой) потом выльются в настоящие научные открытия, но прежде были и увлечённость шахматами, и наблюдение за фигурками на потолке (через щёлочку в затемнении) и радиокружок с запахом канифоли и поездки в Ахмедлы с другом детства В. Вьюником на свалку радиозавода за угольными српротивлениями- (о как он увлекался входящими в моду УКВ-волнами), и выход бабочек из куколок, и гитарное звучание "Воспоминания об Альгамбро" Ф. Таррега на балконе. А после аспирантуры (по материалам незащищённой кандидатской диссертации- концепция индикаторных простейших оказалась неподтверждённой) была написана научная сказка для  13-летней дочери "Страна чудес в Алисе, или несколько минут из жизни инфузорий", в которой, возможно была высказана идея мобильника и навигатора- хитроумная инфузория Алиса научила подружек находить дорогу домой, проглотив палочку с проволокой- получался колебательный контур. А ещё в начале 60-ых автору, тогда мы жили в п. Джейран Батан (я- микробиолог очистной станции), мне удалось найти и запаять обрыв в катушке телевизора "Заря". Так что и тысячи мелодий и от десяти научных открытий имели начало в детстве. Забыл, впрочем, в Балаханах, меня удивляла живущая у нас черепаха и множество копошащихся существ в тополиных галлах. Тополь, вернее запах тополиных листьев, врывающийся в окна лаборатории филиала ВНИИ ВОДГЕО на 3-ем этаже по Тбилисскому проспекту, 12, , как и мелодии Д.Руссоса по институтскому радио конца 70-ых, как бы переносят меня в те волшебные годы!