Учимся мастерству-2, 2012

Творческая Мастерская Алкоры
                Или анализ стихов из конкурсного пакета  «Мастер класс-2012»

Все пояснения к статье – см. http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170
 (прочтите обязательно! )

из http://www.stihi.ru/2012/09/23/5544

№9
Там где-то далеко серебряный ковыль,
Степей абориген, царит на сотни миль...
А ветер-горлопан дотла сжигает землю...
Там синий спит прибой, обнявши жар земной,-
Морской аквамарин прохладою живой
Тревожно дышит там, покорно зною внемля...

Однажды я вернусь в старинный город твой,
Где хаток хоровод хранит людской покой...
А в зелени садов беспечно зреют вишни...
И нежно горизонт целуется с бахчой,
Даря её плодам свет солнца щедрый свой,-
И нежится бахча, шепча про дождик лишний...

На яхте голубой в сияющий простор
Тебя я увезу ...И песнь кавказских гор
Спою под арфы звук ( как пел Орфей!)...И верным
Я курсом выйду вдаль, минуя старый порт-
Приют императриц, что ночи напролёт
Купались нагишом ...(легенда лишь, наверно!)

А яхта поплывёт, ворвавшись в моря гладь,
На остров, что земным соперником мог стать
Библейского, давно придуманного рая...
И нас средь райских кущ осыплет звездопад...
До утренней зари внимать тебе я рад...
И страсти карусель пусть вихрем нежным кружит...

Лишь плеск морской волны, да трели певчих птиц...
Ювента и Орфей - твой долгожданный принц...
И сказки той сюжет пусть всем примером служит...

Нельзя сказать, что в этих стихах есть какая-то особо редкая форма  - четко оформленная шестистрочная строфа с рифмовкой  ааБссБ, 6-стопный ямб:
01 00 01 01 00 01
01 00 01 01 00 01
01 00 01 01 01 01 0
01 00 01 01 00 01
01 00 01 01 00 01
01 01 01 01 01 01 0

В стихах подкупает чистый ритм, содержательность, разнообразие языка. Интересных авторских рифм, правда, немного, есть и некоторые ритмические заплатки: в первой строфе хочется сократить число повторов «там», а в остальных – реже начинать предложения с союзов «И» или «А». Кроме того, я бы подумала о замене  определений «синий» <прибой> и «голубая»  <яхта> на более интересные  характеристики прибоя и яхты -  данные слова кажутся вставленными случайно, только для заполнения строки.   

№10
На сердце невозможно ноябристо, как будто Новый год ещё в пути…
А я, похоже, стану январисткой, такой неутомимой юмористкой, что Новый
год сумеет снизойти, с небес спуститься, разбросав монисто, просыпать
снегопады, как в кино… И мир преобразится, став искристым... чистейше-
белым... даже серебристым... А январю, похоже, всё равно…

Иду по тротуару… Скользко, льдисто… И воздух влажный… томно моросит…
Задумчиво, туманно, серо-мглисто… Осенние финты? Жаль, нет уж листьев…

Зима же не по-зимнему форсит! Она заключена, как Монте-Кристо? Не
вырвется из плена и оков... Иль то проделки злыдней, аферистов? А, может
быть, игра каламбуристов? Скорее, колористов-сценаристов! А я - как
пленэристка облаков...

И, всё-таки, по-зимнему слоисто плывут в белёсом небе облака...
И на травинках стынущих - зернисто... Загадочно-игристо, сахаристо...
Пол-января уж минуло... Пока...

Стихи записаны в формате мнимой прозы, где обыгрываются  рифмы к «ноябристо».
Мнимой, потому что метрическая запись стиха выглядит знакомой:

На сердце невозможно ноябристо,
как будто Новый год ещё в пути…
А я, похоже, стану январисткой,
такой неутомимой юмористкой,
что Новый год сумеет снизойти,

 с небес спуститься, разбросав монисто,
просыпать снегопады, как в кино…
И мир преобразится, став искристым...
чистейше-белым... даже серебристым...
А январю, похоже, всё равно…

Строфа -  пятистрочник с рифмовкой  АбААб, написанная 5-и стопным ямбом
01 00 01 00 01 0
01 01 01 01 01
01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 01 01 00 01

№11
Ты сам-то веришь, что это - дружба?
Что больше дружбы нам впредь не нужно?
Что даже порознь мы можем счастливы быть вполне?
Что мы с тобою - родные души:
нам просто славно друг дружку слушать?
И то, что грежусь тебе, а ты - часто снишься мне?..

Ты сам-то веришь, что, не лукавя,
в день свадьбы сможешь меня поздравить,
мол, дай вам Бог подарить друг другу большие крылья?
Что между ней и тобой не встану
воспоминаньями и стихами?
А ей при случае накажу, чтоб тебя любила?

Ты сам-то веришь, что нам удастся
построить рядышком пару сказок
и иногда заходить к соседу на сладкий чай?
И только раз упадут вдруг маски -
под ними вряд ли увидим счастье -
когда столкнемся в дверях распахнутых невзначай...

Еще одна  шестистрочная строфа ААсББс, но в данном примере  – разностопная. Ритм составной:  строчный логаэд, составленный из чередования стоп  амфибрахия и хорея:  4 стопы - в 1, 2 4 и 5 строках, и 6 стоп -  в 3 и 6 строках.
010  10 010 10
010 10 010 10
010 10 010 10 010  1
010 10 010 10
010 10 010 10
010 10 010 10 010  1

Закручено сложно, но выполнено гораздо более небрежно, чем в предыдущем примере. Очень неточные рифмы (удастся-сказок, маски-счастье и др.), рисунок  ударных и безударных слогов не везде точно повторяется из строфы в строфу.  Над этими стихами надо бы поработать. 

№12
Мой город и дом продуваются ветром насквозь,
Ни осени здесь, ни весны – только лето и лето,
И солнце в зените торчит, как расплавленный гвоздь,
Избыток тепла подкрепляя обилием света.

Мой город и дом на распутье прошедших времён.
Золы зачерпну из ещё не остывшего слоя –
И вздрогнет земля от падения римских колонн,
И вскрикнет солдат, поражённый пернатой стрелою.

Мой город и дом расположены в Райском саду –
Когда-то Господь создал здесь и Адама, и Еву
И прочь их прогнал, на свою и на нашу беду,
И Сына явить честь досталась овечьему хлеву.

Путями судьбы никому управлять не дано,
На этой земле оказался и я не случайно.
Не знаю пока, что же мне совершить суждено,
Но правильный путь изберу – и откроется тайна.

На этой земле чудеса происходят везде…
КинЕрет блестит, как в небесные дали дорога.
В душе помолюсь и босой побреду по воде –
Прощенья просить у Тебя – мной забытого Бога…

Катрены с рифмовкой аБаБ, написанные 5-и стопным амфибрахием.
010 010 010 010 01
010 010 010 010 010
010 010 010 010 01
010 010 010 010 010

Прекрасное по поэтичности языка и по техническому исполнению стихотворение. Обратите внимание на чистоту его ритма – автору нигде не понадобилось вставка безударных стоп – ритм везде соответствует амфибрахию. Наши авторы часто ставят себе задачей как можно больше усложнить структуру своих строф и своего ритма – поиграть с формой, но при этом оставляют в стихах много  погрешностей.  Мне кажется, гораздо важнее написать выверенные по ритму и рифмам стихи: при том же самом содержании они гораздо лучше звучат и потому больше понравятся читателям!

№13
имени моего Рим –
куда бы ни шёл, придёшь.
архангел с мечом над ним –
времени моего дождь.

знамени моего лист
баюкает тишина.
коснулась ладонь земли
темени моего сна.

к Бремену моему путь
лежит по чумным лесам.
послушай, какая грусть
в имени моего пса.

стремени моего сталь –
на чёрном боку козла.
травой приворотной стал
семени моего злак.

племени моего грех
червлёным платком сотру –
смотри: на глухой горе
пламени моего круг.

Катрены с рифмовкой абаб
100 001 1
01 001 01
01 001 01
100 001 1

Казалось бы, простейшая строфа – катрены из одних мужских рифм с перекрестной рифмовкой. Оригинальность стихотворения в его ритме -  сложный (доселе мной не виданный!) строчный и стопный логаэд. Его рисунок  повторяется из строфы в строфу, а сами строки представляют собой группы разных стоп: дактиль-анапест – односложник ударный (в 1 и 4 строках) и ямб-анапест-ямб (в 2 и 3 строках).При этом содержание стихов – не лишено смысла: оно не производит впечатления случайно всунутых фраз ради игры с формой. Стихи отличные!

Что не понравилось – это форма их записи. Почему автор решил, что запись без заглавных букв в начале предложения – это «круто», я не знаю. Я этой крутизны не чувствую. Дешевый прием, который здесь (как и везде) не служит достоинством стихов.   

№14
Мы сегодня парашютисты,
Держим стропы, паря над бездной.
Нас пилот один неизвестный
Утром выгнал из самолёта.
К ночи мы разобьёмся о землю
По плану того пилота.
001 00 001-
001 001 01 0
001 01 001 0
001 00 001 0
001 001 001 0
01 001 01 0

Нам один конец уготован,
Раньше, позже - не столь и важно,
Будь робки мы или отважны,
Приземленье нас всех остудит...
Даже если сейчас, на время,
Мы обо всём забудем.
001 01 001 0
001 001 01 0
001 000 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
1 001 01 0
На вопрос "почему?" не стоит
Ждать ответа нам понапрасну,
Слишком день для того ненастный.
Не узнать никогда причину,
Побудившую вдруг пилота,
Встретить утро таким почином.
001 001 01 0
001 01 001 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
Нам одно лишь искать пытаться:
На вопрос "для чего?" ответа -
Верить в то, что сознаний светом
Не случайно сверкнули ладно!
Утверждение ведь иного
Было б страшным и безотрадным...

Еще один шестистрочник, рифмовка - АББСБС  - написан одними женскими рифмами. Определить его метр здесь сложно – стихи написаны в тонической системе стихосложения: строка определяется последовательностью 3 Иктов, между которыми может быть разное число безударных слогов – где два, где один. Назвать это произведение логаэдом нельзя: здесь нет закономерности в повторении рисунка ритма.
Мои  уговоры автора подработать текст успехом не увенчались (он из тех, кто «пишет душой») -  в итоге стихи не были номинированы. А жаль. У них есть свое лицо, есть содержание. Все хорошо, за исключением одного предложения: «Нам одно лишь искать пытаться: На вопрос "для чего?" ответа - верить в то, что сознаний светом не случайно сверкнули ладно!»  Вы из него что-то поняли? Я – нет! Дикая конструкция фразы! (уговорить автора ее поправить – не удалось….).

№15
Падая в бездну голубоглазую –
в ситец небесный – дымкой измазанный,
в ветер – привязанный к гривам деревьев,
в бездну безвременья падая – верую!
100 100 00 100
100 10 100 100
100 100 100 10
100 100 100 100
Верую в песню – летящую клином
над трепетом леса и звоном равнины,
над нивой – умытой дождями косыми –
я верую в чистую душу России:
100 100 100 10
0 100 100 100 10
0 100 100 100 10
0 100 100 100 10
в жгучий хрусталь родниковой воды,
бьющийся сердцем у рощи в груди,
в правду тропинки, бегущей меж сосен,
в мудрость седого тумана над плёсом,
100 100 100 1
100 100 100 1
100 100 100 10
100 100 100 10
в девичью стать хороводов берёз,
ветер вплетающих в шелест волос,
в горькую память гроздьев рябины,
в скорбные слёзы плачущей ивы,

в первую трель в предрассветной тиши,
в светлый покой в заповедной глуши,
в запах печальный – веточку вербную,
в матушку-землю русскую – верую!

Верую в радость родного раздолья –
ой! – да по полю, да по-над рекою –
да в небо – упасть! – захмелев от росы –
я верую – верую в чистую душу России!!!

Стихи из тех, что были номинированы скорее по недоразумению или из любопытства. Автор тоже из тех, кто пишет душой, не признавая теорий и правил. Вроде бы простые катрены с попарной рифмовкой ААББ, но в них то три дактилических концовки и одна женская (первая строфа), то все женские (вторая строфа), то две мужских, две женских. Да еще во второй строфе ни с того ни с сего использован затакт – «анакруса»! Написано 4-стопным дактилем, и все бы было хорошо, введи автор хоть какую-то систему в использовании конечных рифм, в схему ритма, но, увы...  Уговорить  его мне не удалось. А стихи-то хорошие! Пример этот привожу только для того, чтобы  показать, как из неплохого материала МОЖНО сделать отличные стихи, если немного потрудиться и не брезговать теорией.

№16
Вечерний город музыкой наполнен,
Что состоит из сотни тысяч капель,
Стекающих непрошеным дождем
По разноцветным зонтикам и лицам.
01 01 01 00 01 0
00 01 01 01 01 0
01 00 01 00 01
00 01 01 00 01 0
Из сотни тысяч золотистых листьев,
Летящих прочь с намокших черных веток,
Рассыпанных по мокрым тротуарам,
Шуршащих под ногами в такт дождю.
01 01 00 01 01 0
01 01 01 01 01 0
01 00 01 00 01 0
01 00 01 01 01
Из шелеста троллейбусов усатых,
Въезжающих неспешно важно в лужи,
Везущих в чреве ярко освещенном
Промокшую примолкшую толпу.

Из раздающегося в глубине аллеи
Чуть с придыханьем молодого смеха.
Из простенькой мелодии, звучащей
В распахнутом окне под самой крышей.

Из тихих долгих нежных разговоров
У столиков за дымной кисеёй
Оконными квадратами устало
На старый парк глядящего кафе.

Вечерний город музыкой наполнен...

Белые стихи – у них нет концевых рифм, но есть метр – 5 стопный ямб. За счет ритма отсутствие рифм слуху совершенно не мешает ( мешало бы, если бы где-то рифмы были, а где-то  вдруг пропадали: хаос форм всегда звучит  отвратительно!). Ритм здесь, правда, тоже не совсем чистый: безударные стопы стоят на случайных местах, не вписываются в рисунок строф. Но в целом – хорошие стихи! Что в них особенно нравится – это  осмысленная речь и образы – к месту. Поэтический язык – естественный и не притянутый за уши ради украшения.

На этом опять сделаем остановку в разборе стихов «Мастер класса»-2012.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/11/21/6335