По конкурсу Уроки истории

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/10/25/3885  Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/11/30/5838 Итоги конкурса

В конкурсе приняло участие 85 авторов, 70 заявок было мною принято. Почему не все? Я не включала в пакет  те стихи, которые не соответствовали условиям приема, но предлагала всем участникам до конца приема заменить стихотворение или исправить в нем лексические ошибки, которые помешали бы его автору занять достойное место в списке участников – попасть в число номинантов конкурса. Как обычно, соглашались на работу над своим стихотворением не все, тогда я принимала их стихи в исходном виде, и в результате они не были замечены судьями. Обидно.

Что же требовалось для успешного участия?  (Или что всегда указывается в моих объявлениях, но редко внимательно прочитывается участниками):

Выписка из объявления о конкурсе:

«УСЛОВИЯ ПРИЕМА КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
Рифмованное стихотворение  в жанре «ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА»
                По особенностям жанра см. http://www.stihi.ru/2012/06/09/4374 .

 Тема стихов - «Уроки истории»: размышления об истории и судьбе своей страны, тех уроках, которые мы можем извлечь из своего прошлого, чтобы понять современную жизнь. Стихи не должны быть сиюминутны – не быть посвящены  одному  нашумевшему общественному событию последних дней, а так же - не должны  состоять из одного только гневного набора проклятий и обличений того, что не нравится в современной жизни. Желательно поэтическое размышление, написанное не форме лозунгов, а как лирическое стихотворение, имеющее прозаическую основу (иметь законченную тему, а не быть зарисовкой ни о чем, созданную эффектным набором рифм и притянутых ради интересного ритма образов). 
 
Обязательное условие номинации произведения - изложение ПРАВИЛЬНЫМ русским языком и (что желательно!) с грамотной записью».

Сразу скажу – за безграмотную запись никто из нашей команды оценок не снижает, но то, что она портит общее впечатление о стихотворении, это очевидно. Почему бы перед публикацией авторам не проверить свои стихи в редакторе (Word, например), который подчеркивает все сомнительные места? Не знаю. Для меня это – необъяснимо.

Стихи с безграмотной речью я тоже принимала, но всегда после долгих уговоров перечитать, подумать над постановкой фраз и использованием слов и по возможности поправить стихи. Поверьте, это – не мне нужно: я довольно редко голосую в своих конкурсах, это больше всего нужно самим участникам, которые (я так думаю!) хотят победить, а не просто подать заявку.

Еще сложнее было с соответствием заявленному жанру. По условиям конкурса – жанр гражданской лирики (в объявлении была дана ссылка на статью, где описаны особенности этого жанра). Ключевое слово здесь – ЛИРИКА, которая предполагает образный поэтический язык и личные авторские размышления, в данном случае – размышления о судьбах своей страны, об уроках истории, которые остались у нас за плечами и чему-то учат нас. Гражданская лирика – это не зарифмованные воззвания и не политические лозунги, написанные простейшей рифмой и в повелительном наклонении (в лучшем случае –от лица неопознанного «мы» и столь же непонятного «вы»). Такие стихи – тоже стихи, и они нужны, но жанр не тот – это не лирика! И эту мысль мне тоже крайне сложно было довести до участников, которые на меня обижались, спорили, именовали мои претензии нехорошими словами и были приняты мною в список участников, но, как я и ожидала, остались неоцененными судьями. Почему меня воспринимают как врага или соперника – я не знаю. С 2012 года я в собственных конкурсах не участвую и, если и сужу их иногда, то от одного моего голоса ничего не зависит. Я заинтересована в успехе своих участников, а вовсе не в их провалах.

Теперь о судьях. Многим участникам почему-то кажется, что их стихи с самого начала приема заявок рассматривает команда «дружбанов», сидящих за одним столом и сплоченных полным единомыслием. Это совсем не так. Только после формирования МНОЮ (в одном лице) анонимного пакета из 70 принятых на конкурс произведений, я начинаю думать о том, кто из судей свободен и кого можно будет попросить об участии в голосовании, после чего рассылаю им пакет электронной почтой. Судьи – из разных городов (а то и стран!), они далеко не все знакомы друг с другом даже виртуально, и уж точно - реально. Я стараюсь набирать в каждую конкретную команду жюри равное количество мужчин и женщин, авторов разных возрастов, разных убеждений – чтобы  не было перекоса мнений в какую-то одну сторону. Каждый раз мой состав жюри – наполовину новый, и никто заранее не знает, кто именно будет судить данный конкурс.

К чему я это все веду? К тому, что не стоит удивляться тому, что какому-то стихотворению один судья присвоил высший балл (десятку), а другие судьи его даже не отметили. Сколько людей – столько и мнений. Моя задача единственная – не пропускать в число номинантов стихи, написанные с лексическими ошибками и с грубыми сбоями стихосложения. Это – непрофессионализм автора и отчасти – непрофессионализм судьи, а значит, мой недосмотр.

Судить конкурсы – желающих мало. Что-то я не помню, чтобы кто-то из авторов сайта сам предложил мне свою помощь в судействе, зато, попробуй я возрази против чьего-то судейского выбора… будет обида, возражения. А с ними и мои сомнения: а может быть, я не права? Страх, что потеряю и тех немногих авторов, умеющих писать поэзию, а не халтуру и  ХОТЯ БЫ СОГЛАШАЮЩИХСЯ тратить на других свое личное время. Уже произведенный выбор стихов судьями я отменить не вправе. Поэтому, дорогие наши участники, не судите и меня строго: я делаю для вас, что могу, но стараясь делать это как можно лучше.

В этот раз анализировать стихи участников я не буду. Тема конкурса «Уроки истории» мне очень понравилась: подавались стихи умных, думающих людей, не равнодушных к судьбам своей страны. Весь спектр мнений, все горести и радости самых разных граждан нашей страны и наших бывших соотечественников были отражены в этих прекрасных стихах. Читать пакет было чрезвычайно интересно. Я хочу поделиться этой радостью с вами – прочтите самые лучшие (пусть даже и не во всех отношениях  совершенные) произведения этого пакета – они стоят того! Если бы у меня была такая возможность, я обязательно издала бы их отдельным типографским сборником.

Итак – см. далее «Уроки истории – Избранные стихи» и пишите  на них свои отзывы: 

http://www.stihi.ru/2012/12/02/6775 Избранное, часть 1
http://www.stihi.ru/2012/12/02/6863 Избранное, часть 2