О модернизации основ религиозной культуры

Зера Черкесова 2
Продолжение цикла статей о месте религий в обществе настоящего и будущего.В частности, о новом видении религий и Нового Социализма.


http://www.stihi.ru/2013/03/22/1858
 Социализм и религия - опыт ошибок

Ответы опhttp://www.stihi.ru/2013/03/28/5576
О совместимости религии и естествозания

Ответы оппонентам
О модернизации  основ религиозной культуры 
1) 
 История религий как предмет преподования в светских учебных заведениях содержит в себе особую специфику, делающей её несходной не только с точными и естественными предметами, но даже и с гуманитарными. История религий по определению не может быть предметом академичным; нет, это огневой рубеж социальных процессов. Д.А.Медведев сказал на отдельной встрече с исламскими священнослужителями, что необходимо начать срочно искать пути преодоления кризиса идеологии. Понять причины того почему на Северном Кавказе молодежь все более поддается пропаганде экстремистских толков. Прозвучала даже из уст самого Президента РФ мысль о вероятии создания специального телеканала, с освещением истинных основ исламской религии и исламской культуры. Все это говорит о чрезвычайной серъезности ситуации на Северном Кавказе. В таких условиях существующий предмет История религий, по содержанию достаточно академичный и далекий от стоящих перед нашим обществом насущных проблем(практически спасения нации) не может считаться, мягко говоря, достаточным и отвечающим возложенным на этот предмет задачам.

  2)
 
 Поставленная задача не относится к числу таких, которые можно одним ударом разрешить раз и навсегда. Даже таким радикальным методом, как полное и безоговорочное запрещение всех религий — мы знаем к каким последствиям привела эта бескомпромиссная позиция коммунистического режима.
Прежде всего, она привела к исторически скорому краху самого режима с немедленным возрождением старых религий и появлением невиданного никогда прежде числа неподконтрольных гос.власти сект, куда устремились сотни тысяч.
 Общество, которое появилась »на обломках самовластья»,  нельзя назвать ни демократическим, ни плюралистическим в традиционных смыслах этих слов, но скорее бульоном, в котором происходит брожение, из которого рано или поздно выкристаллизуются новые формы с новым содержанием. В таком обществе, самая власть которой чистосердечно и во всеуслышание признает, что не распологает новой и привлекательной Национальной Идеей и даже не представляет себе как она должна выглядеть. В этих условиях атомизировавшийся и деморализованный Орден Росийской
   Интеллигенции, на которую ярлык“прослойка” презрительно навесила  большевистская власть с первых дней своего правления, должна объединиться с целью создания многонациональной и поликонфессиональной Империи на новых началах. Но никто не может сказать, что он один владеет всей полнотой истины.

3) Традиционные конфессии в том виде и содержании, как они догматизированы сегодня-это лишь вершина айсберга долгого многовекового пути.Содержание духовной культуры человечества,выразившееся в истории религии,как связи с Высшим, как космическое чувство Всеединства-неизмеримо шире!Необходимо провести работу по приведению содержания в соответсвие с ментальностью образованных людей нашего времени.Сложнейшая комплексная проблематика многих специалистов и мыслящих людей!
  Это  часть духовного наследия веков. Религии,  далеко не все,  лишь в исторически недавнее время отмежевались от многого, что составляло некогда ее богатое и многогранное содержание, оформившись в незыблемые ортодоксии.Понятно, что эта ортодоксальность была требованием далеких эпох  и исходила из тогдашнего контекста и целей общества. Но уже на грани 19/20 веков адепты религиозных культов не сумели переосмыслить свой багаж и найти новые адекватные контакты со стремительно входящей в силу революционной интеллигенцией, почему и были сброшены новым идеологическим режимом с корабля современности все религии скопом. В конце 80-х-начале 90-х 20 века глубокий общественный кризис, сумятица в умах, крушение идеалов социализма вновь повернули все слои общества, включая значительную часть интеллигенции,-к религии, заставив искать «дороги к храму». Но увенчались  ли эти поиски обретением истины, новых вдохновляющих идеалов всего нашего общества?
  Вопрос риторический. В лучшем случае, горстка обрела личный смысл в религии. На состоянии же всей ноосферы нашей бывшей Империи религии оказали, будем честны, минимальное воздействие и все еще многих раздражают своим архаичным содержанием, как и формами- недостаточно, выражаясь дипломатически, отвечающими нашему времени и , что называется, »вызовам цивилизации». Ныне принципильно иные времена, новое тысячелетие на дворе. Новый ментальный контекст и подходы, содержание религиозного образования-все должно подвергнуться коренной перестройке. Это, полагаю, осознают все. Здесь нет предмета спора.
 
5) 
Нет, суть  не в тотальном отрицании религии в современном обществе, как это делала коммунистическая власть, а в приведение их в некое логическое соответствие.
 Не стоит успокаиваться тем, что более половины, или пусть даже большинство граждан нашего государства относят себя к пастве той или иной традиционной конфессии. И считать на этом арифметическом основании будто с религиями, равно как и с духовным климатом общества, у нас все в полном порядке.В нашей еше не столь давней истории содержится неопровержимый аргумент против указания на многочисленность поборников той или иной идеологии, как на самодостаточную силу, поддерживающую устои государства. 



28.03.2013 22:46