Мой Лермонтов. Воспоминания современников

Ольга Николаевна Шарко
При копировании рисунка - просьба
сохранять целостность изображения.




МОЙ ЛЕРМОНТОВ


Молод. И – щеголеват.
Чёрный шёлк косынки шейной…
Лермонтов: Мишель Лермант…
– Ах, Мишель!..
                Мой дивный гений.
Как не оценить талант?!.
Не влюбиться в тайну бездны
          Ваших чёрных глаз,  Lermant?!.
В стих Ваш, – дерзкий и прелестный!?.

…«Некрасив»?.. То – не про Вас:
Вы – блистательны, поверьте!

…Восхищаюсь – без «прикрас»:
имя  ЛЕРМОНТОВ  –  вне  смерти.

14.09.2007



Дорогой Читатель!

О внешности и характере М.Ю. Лермонтова можно прочесть много противоречивого. Но нам хотелось бы, конечно, иметь о нём - по возможности - наиболее точное представление. Я приведу здесь воспоминания современников Лермонтова:
один из которых был ему другом, а второй - убийцей...

Из воспоминаний Акима Павловича Шан-Гирея, троюродного брата М.Лермонтова:

"В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре, также играли мы часто в шахматы... Всё это неоспоримо убеждает меня в мысли, что байронизм был не больше как драпировка; что никаких мрачных мучений, ни жертв, ни измен, ни ядов лобзанья в действительности не было; что все стихотворенья Лермонтова, относящиеся ко времени его пребывания в Москве, только детские шалости, ничего не объясняют и не выражают; почему и всякое суждение о характере и состоянии души поэта, на них основанное, приведёт к неверному заключению..."

"...большая часть произведений Лермонтова этой эпохи, то есть с 1829 по 1833 год, носит отпечаток скептицизма, мрачности и безнадёжности, но в действительности чувства эти были далеки от него. Он был характера скорее весёлого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме; часто посещал театр, балы, маскарады; в жизни не знал никаких лишений, ни неудач: бабушка в нём души не чаяла и никогда ни в чём ему не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках; особенно чувствительных утрат он не терпел; откуда же такая мрачность, такая безнадёжность? Не была ли это скорее драпировка, чтобы казаться интереснее, так как байронизм и разочарование были в то время в сильном ходу, или маска, чтобы морочить обворожительных московских львиц? Маленькая слабость, очень извинительная в таком молодом человеке. Тактика эта, как кажется, ему и удавалась..."

"...в конце 1832 года он отправился с бабушкой в Петербург, чтобы поступить в тамошний (университет), но вместо университета он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в лейб-гвардии Гусарский полк. Через год, то есть в начале 1834, я тоже прибыл в Петербург для поступления в Артиллерийское училище и опять поселился у бабушки. В Мишеле я нашёл опять большую перемену. Он сформировался физически; был мал ростом, но стал шире в плечах и плотнее, лицом по-прежнему смугл и нехорош собой; но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, чёрные и мягкие волосы, очень красивые и нежные руки; ноги кривые (правую, ниже колена, он переломил в школе, в манеже, и её дурно срастили)".



Отрывки из автобиографических записок Мартынова Н.С., убийцы поэта:

"В 1832 году поступил юнкером в лейб-гусары, в эскадрон гвардейских юнкеров, М.Ю. Лермонтов. Наружность его была весьма невзрачна; маленький ростом, кривоногий, с большой головой, с непомерно широким туловищем, но вместе с тем весьма ловкий в физических упражнениях и с сильно развитыми мышцами. Лицо его было довольно приятное. Обыкновенное выражение глаз в покое несколько томное; но как скоро он воодушевлялся какими-нибудь проказами или школьничеством, глаза эти начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте, зрачки же передвигались справа налево с одного на другого, и эта безостановочная работа производилась иногда по несколько минут сряду. Ничего подобного я у других людей не видал. Свои глаза устанут гоняться за его взглядом, который ни на секунду не останавливался ни на одном предмете. Чтобы дать хотя приблизительное понятие об общем впечатлении этого неуловимого взгляда, сравнить его можно только с механикой на картинах волшебного фонаря, где таким образом передвигаются глаза у зверей. Волосы у него были тёмные, довольно редкие, с светлой прядью немного повыше лба, виски и лоб весьма открытые, зубы превосходные - белые и ровные, как жемчуг. Как я уже говорил, он был ловок в физических упражнениях, крепко сидел на лошади..."




Отрывок из воспоминаний Эмилии Александровны Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей):

«Как сейчас вижу его,- вспоминает она о поэте,— среднего роста, коротко остриженный, большие красивые глаза; говорил он приятным грудным голосом; любил повеселиться, посмеяться, поострить, затевал кавалькады, распоряжался на пикниках, дирижировал танцами и сам очень много танцевал. В продолжении последнего месяца перед смертью он бывал у нас ежедневно. Здесь, в этой самой комнате (зал, где произошла ссора с Мартыновым), он любил рассказывать, танцевать, слушать музыку; бывало, сестра заиграет на пианино, а он подсядет к ней, опустит голову и сидит неподвижно час, другой. Зато как разойдется да пустится бегать в кошки-мышки, так, бывало, нет удержу... Характера он был неровного, капризного, то услужлив и любезен, то рассеян и невнимателен».


Источник:"М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников", Москва, "Художественная литература", 1989.

Продолжение:
Воспоминания современников о Лермонтове-2: http://www.stihi.ru/2016/02/28/12411


ЕЩЁ о ЛЕРМОНТОВЕ: (это о том, что к стихотворению "Прощай, немытая Россия" - Михаил Юрьевич - никакого отношения - не имеет): Клевета ядовитая. Заметки адвоката. - http://www.stihi.ru/2014/10/07/6755

И ЕЩЁ: "Лермонтов. Убит выстрелом в спину" - http://www.stihi.ru/2016/06/27/4580




С любовью к Читателю - Шарко Ольга Николаевна, 06.05.2013.