Учимся мастерству-5, 2012

Творческая Мастерская Алкоры
Или анализ стихов из конкурсного пакета «Мастер класс-2012»

Все пояснения к статье – см. http://www.stihi.ru/2012/09/23/4170
 (прочтите обязательно! )

из http://www.stihi.ru/2013/06/04/3152

Продолжаю анализ наиболее интересных по исполнению стихов из конкурсного пакета «Мастер класс по стихосложению-2012»

№29
Вчера закапало, ручьями потекло.
А у весны такое мягкое дыханье...
не запах трав, обласканных теплом,
но обещанье...
Фантазий вешних восхитительный виток,
непредсказуемый, капризно-быстротечный
мне шепчет: "Всё возможно, но ничто
не бесконечно"
Пусть снегом окна занавесятся опять,
но перезвон капелей радует авансом.
И я весну не стану укорять
в непостоянстве.
Трещат границы безупречного нуля.
И предвкушая миг тотального цветенья,
щенками ветры стылые скулят
от нетерпенья.

Строфа: разностопный катрен мЖмЖ

Ритм: ямб - 6 стопный, 6 стопный, 5 стопный, 2 стопный
01 01 00 01 00 01
00 01 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01
00 01 0

№30
Темень кромешная, дума неспешная - грешная, грешная...
И неизбежная память безбрежная - нежная-нежная!

Облако образа: золото волоса, музыка голоса...
Вот мы и порознь. Два наших полюса - два мегаполиса.

В сказке ли, в были мы были? Любили мы? Болью: а были - "мы"?
В облаке пыли мы крыльями били, но не воспарили мы...

Сколько нам лживости с недругов "милости" выпало вынести:
Заросли вымыслов, несправедливости выполоть, вымести!

Видно, мы делали всё неумело, и счастье несмелое
тихо истлело, золою став белою - что ж мы наделали?

Дума нездешняя - грешная, нежная...Быль безнадежная:
улица снежная, темень кромешная, память безбрежная...

Строфа: двустрочник с попарной рифмовкой сдвоенных строк с женским окончанием рифм, использована  внутренняя рифмовка полустрок.

Ритм: 6-и стопный дактиль.
100 100 100 100 / 100 100
100 100 100 100 / 100 100

Удачно использован прием аллитерации  (при прочтении создается ощущение эха).

№31
Небо плачет, город плачет, сердце плачет.
Наш сосуд недоиспит и неистрачен.
Нет в нём дна, осадка нет и даже ила...
Я живой воды без страха пригубила...

После засухи всегда бывает ливень...
Знаю, бред мой и желанен и наивен...
Это вовсе не похмелье, а начало.
И сегодня, сколь ни пей, всё будет мало...

Дышит ночь, звенит хрусталь, дыханье робко.
Шоколада с миндалём пуста коробка.
Бриллианты и шелка... Окно вспотело...
Отражение объятий оголтелых...

Истомившихся фигур переплетенье...
Ярость фраз и слов сумбур от нетерпенья...
Все " нельзя" смывает дождь по тротуару.
Мы отменим по любви нелепый траур...

Полушепот, полустон под одеялом...
Мы на цыпочках придём к любви началу...
И цепляя полукрик за полустрочки,
К единению придём поодиночке...

Мы безумцы, мы в бреду, и мы играем
В передышку озорную перед раем...
Нас к рассудку призовёт рассвета бубен...
Мы проснёмся, но не верю, что разлюбим!

Строфа: катрен с рифмовкой ААББ (все рифмы - женские)

Ритм: пеон3 – 3-х стопный
0010 0010 0010
0010 0010 0010
0010 0010 0010
0010 0010 0010

№32
Величие, вбирающее боль
безмолвную коленопреклонённых...
Идущих не кончаются колонны
за истиной прозрачно-голубой.
Глядятся в отражение небес,
но сбитая веками шерсть овечья
плотнее. И нельзя очеловечить
ни крик в себе, ни посланную весть.

В пространстве полумрака древних стен
сорвется с губ растерянное «верю»,
замрут на миг полуночные звери,
и рухнет за спиною Карфаген,
и станет невесомою сума,
сгорит свеча… но также безответно
пугает зной, безумствующий летом,
и душит равнодушием зима.

Молчит потертый камень, суховей
песчинками играет на потребу,
лишь вороны, горланя, с крыши неба
приносят хлеб, как прежде, для людей.
Идущих нескончаемый поток
мелодией молитвы переполнен.
Безмолвны золотого солнца волны,
плывущие на запад и восток.

Строфа: катрены с охватной рифмовкой аББа.

Ритм: 3-х стопный пеон2,последняя стопа урезана за счет мужской и женской концовки рифм.
0100  0100  01
0100  0100  010
0100  0100  010
0100  0100  01

Интересные образы, поэтический язык

№33
тянется вечер, тянется в Элисту,
я ухожу, проваливаюсь в мечту,
плеер, в ушах наушники и Тату,
милые девочки, тоже в пути. и тут
мимо проносится поезд (пока-пока)
по запасному, но выход из тупика
виден. его тоска не тоска — река
древняя, как рука моего клинка.
тянется, тянется, тянется на восток
русское сердце, просит найти исток.
Гиперборея — вера, вода в песок...
«мой Арканар, дон Реба, не так жесток».
на перепутье с небом пески, тиски
сердце сжимают, и боль его от тоски.
степи, полынь, а хочется быть морским
пусть не пиратом, но мысли мои резки.
тянется вечер, тянется в Элисту,
ладно стучат колёса: ту-ту-ту-ту.
наш паровоз — вперёд, за верстой версту
стадо баранов ведёт за собой пастух...
тянется, тянется, тянется на восток
русское сердце, просит найти исток.
русское сердце просит сперва по сто,
будущее потом,
будущее поток,
будущее потоп,
бу-у-у!..
и на этом — стоп.

Строфа: катрены с одной рифмой. Интересная рифмовка: ааааббббссссддддееее ….

Ритм: логаэд из чередований стоп дактиля и хорея.
100 10 100 00 1
100 10 100 00 1
100 10 100 00 1
100 100 100 10 1

Интересная игра со звучанием, но и по содержанию стихи очень хороши.

№34
Пытаюсь петь о власти губ и глаз,
о прелести улыбки, слов, движений,
заранее смирившись с пораженьем,
Будь это в первый или в сотый раз.

Не потому, что в сердце пыл угас,
что в душу веет ветерок сомнений,
что под рукою нет изящных фраз,
красивых слов, достойнейших сравнений.

Но всякий раз, едва начав мой стих,
я вижу – всё, над чем тружусь напрасно,
заключено в словах совсем простых:
ты – женщина, и этим ты прекрасна!

Сражённый этим фактом, как судьбой,
я в сотый раз смолкаю пред тобой.
*
Я в сотый раз смолкаю пред тобой –
душа устала слепо в чудо верить.
И только сердце бьётся, как прибой,
о твой спокойный, твой высокий берег.

Как можешь ты, чей мир привольем полн,
безропотно существовать в неволе?
Как смеешь не расслышать в гуле волн
мой зов, мой крик смятения и боли?

Довольно же! – теперь хочу, чтоб ты
ушла, как остров в пелену тумана,
пусть волны, ослепительно пусты,
покатят вспять, в просторы океана,

по прошлому не плача, не скорбя –
как будто нет и не было тебя!..
*
Как будто нет и не было тебя
и только где-то звёздочка погасла,
я не тоскую, память теребя –
над новой песней прежняя не властна.

И страх, и ревность, и печаль утрат –
всё смыли волны, всё развеял ветер.
Ещё я улыбаюсь по утрам
лишь оттого, что ты живёшь на свете,

но сердце всё спокойнее стучит,
когда тебя (как бы случайно) вижу,
и поцелуй уже прохладно-чист –
в нём только память, всех желаний выше.

Зачем же я опять, в сто первый раз
пытаюсь петь о власти губ и глаз?..

Строфа: сонет. Мини-венок или Трио-сонет: вместо четырнадцати сонетов обычного венка, здесь всего три, вместо магистрала - закольцованность текста по последним и первым строкам.

Ритм: 5-и стопный ямб
01 00 01 00 01
01 01 00 01 01 0
00 01 01 01 01
01 01 01 01 01 0

        См. далее - заключение http://www.stihi.ru/2013/06/04/3199