Двухнедельное ревью 93. Обзор Александра Спарбера

Психоделика
                _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Александр Спарбер       http://www.stihi.ru/avtor/ass222

.......................

"Из всех определений поэзии – от Кольриджа до не знаю кого – мне больше всего нравится высказывание Мандельштама: «Поэзия – это сознание своей правоты».
Дело в том, что поэзия – самое синтетическое из всех видов искусства (во удивил!). Есть еще, правда, театр (или кино), но там конечный результат достигается именно суммированием отдельных компонентов – текста, режиссуры, игры, музыки, сценографии, etc. Поэзия же на компоненты не делится – она возникает сразу как единство.  И мысль в ней – совсем не основное. Во-первых, потому, что «мысль изреченная есть ложь», во-вторых, потому, что всё, что можно было сказать умного, уже давно сказано; в-третьих, потому, что на любой тезис можно найти антитезис. (Впрочем, это то же, что «во-первых».) А поэзия, в силу своей синтетичности – неопровержима.
Итак, первый критерий настоящей поэзии – ее неопровержимость. ))

Определение искусства, как « отражения действительности в художественных образах» – мне не очень нравится. Хотя, возможно, так оно и есть. Мне приятнее думать, что искусство (и поэзия в частности) – это создание своей, новой реальности. Которая ничем не хуже той, что дана нам в ощущениях. Разумнее, конечно, говорить об этом на основе всего творчества автора, но и отдельный стих – это отдельный мир со своими законами. Если это удается – хорошо.
У Шекли в "Обмене разумов", помнится, было бесконечное количество миров, первый из которых отличается от нашего одной деталью, второй – двумя и так далее. Чем ближе созданная автором реальность (если она вообще создается) к нашей – тем стих становится уязвимей именно в силу опровержимости.
Другое дело, что мир внутри стиха должен быть цельным. Абсолютно неважно – о чем стих, в каком жанре написан, пусть даже он будет сумасшедшим – но пусть в этом сумасшествии будет своя последовательность, как говорил Полоний. Хотя на самом деле все это фигня, потому что правил без исключений не бывает. Может, ваще, поэзия – суть исключение из правил.
 Кроме того, все критерии, кроме чисто технических – все равно субъективны, поскольку в настоящий момент именно я, например,  определяю, неопровержим стих или нет. Стих пишется заново (не моя мысль, как и все остальные) каждый раз, когда его читают."

Александр Спарбер

                _______________  ИТОГИ РЕВЬЮ  _______________


Господа поэты, так, к сожалению, получилось, что я в эти дни (вполне случайно) попал в цейтнот. Знал бы заранее, выбрал бы другое время для ревью. ))
Так что не обессудьте, но мой обзор будет краток.
Было много стихов, которые я называл любопытными или интересными. Так оно и есть.

Это, например, стихи Учёного Кота http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/20/12110 ,
Крупинина (разумеется) http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/22/8721 ,
Дмитрия Матюхина http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/19/1654 ,
Сережи Богомолова (конечно) http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/24/939 ,
Капитана Буратино http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/17/10253 ,
Регины Мариц http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/18/15154 ,
Нины Злаказовой http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/17/6382 ,
Андрея Мартынова http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/26/6635 ...

Ну, и Георга http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/21/9830
- неинтересные стихи он не пишет - но об этом сам все сказал.
Часть из них я понимал, часть не очень, но во всех из них есть образ и есть загадка - мимо не пройдешь. И если еще поработать над ними (ну, это кто как хочет) могут получиться весьма и весьма...

В другую группу отнесу стих Нэйл http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/22/13585
- он "не мой" по сути, но звучит как колокол на башне вечевой -
и стих Клавдии Дмитриевой http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/17/4718
- четкий, ясный и законченный, несмотря на некоторые мои претензии.

Наконец, лучшим стихов ревью я считаю стих Камирры:
"Неназывное" http://www.stihi.ru/2010/12/01/1942
[отзыв http://www.stihi.ru/rec.html?2013/10/20/13385].

Вот все. Прошу извинить за паузы в течение ревью и за краткость сего обзора. Также прошу извинить меня тех, кого я не назвал - может быть, кого и пропустил, бо руководствовался только памятью. ))

Александр Спарбер