Заметки книгочея - одним файлом

Дюринг Евгений
Хоррор от Жюля Верна – Лицо в зеркале – Как БИЭ стал моим любимым современным писателем – Электрическая любовь

============================================

ХОРРОР ОТ ЖЮЛЯ ВЕРНА

     Уже не вспомнить, с чего это началось. Может быть, просто с визита в гости. Когда тебе десять лет, или примерно столько, ты, конечно, не делаешь визиты, а просто заходишь в гости. Но сказать «началось с захода» было бы странно.
     Соседи жили в первом подъезде, а я – во втором. Соседей звали «дядя Боря», «тетя Катя» и «Митька». Дядя Боря преподавал автодело. Тетя Катя была домохозяйкой. А Митька учился в другой школе и был на несколько лет старше меня.
     В квартире еще жил кот Тимка – черно-белый, большой, ленивый.
     И еще там стояло пианино. И где-то, не помню уж, где, стоял книжный шкаф. Главным сокровищем того шкафа, было собрание сочинений Жюля Верна. Каких-то других сокровищ не вспоминается. Но все равно, это сокровище было главным.
     И вот я повадился брать у соседей тома этого собрания – почитать. В каждом томе было несколько романов. Хватало мне их, наверное, недели на три. Потом я шел к соседям и обменивал прочитанный том на следующий. Осилив последний том, я снова принимался за первый.
     Постепенно я выучил наизусть содержание каждого тома. Не так уж крепко. Мне, однако, не приходило в голову записать его на листке.
     После того, как я прочел все собрание раза три-четыре, соседка предложила матери купить у них для меня эти книги – со скидкой в двадцать процентов. Скидка была сделана не только потому, что книги были подержанными (а «держал» их, в основном, я), но и потому, что в собрании не хватало последнего, двенадцатого тома. Я хорошо это помню. Но помню также и то, что роман «Матиас Шандор», помещенный в этом томе, я читал, и не один раз. Но, наверное, это было уже позднее, и я брал книгу в библиотеке.
     Митька, похоже, не ценил главное сокровище и не понимал, чего он лишается.
     Предложение было принято. Книги перекочевали в мою комнату. И теперь я мог читать любой том, когда вздумается. И даже несколько томов сразу.
     Самыми любимыми были первые семь: от «Пяти недель на воздушном шаре» до «Гектора Сервадака». «Архипелаг в огне», «Вверх дном», «Драму в Лифляндии» и прочие вещи из второй половины собрания я читал реже и знал не так хорошо. За исключением «Пятисот миллионов бегумы». Посещение двумя французами города-призрака описано Верном вполне по-хичкоковски. А сцена с замерзшим герром Шульце в восемнадцатой главе казалась вообще жуткой.

«18. ТАЙНА РАСКРЫВАЕТСЯ

   Когда они поднялись на верхнюю  ступеньку  стальной  лестницы,  которая
оказалась на уровне паркетного пола, они очутились в большом круглом  зале
без дверей и окон. Если бы не  яркий  молочный  свет,  проходивший  сквозь
толстое стекло иллюминатора, вделанного  в  дубовый  пол  и  напоминавшего
светящийся диск полной луны, зал был бы погружен в полную темноту. Мертвая
тишина царила в этих глухих стенах, не пропускавших ни  звука,  ни  света.
Молодым людям казалось, словно они вступили в склеп.
   Там, за этим стеклом, скрывалась разгадка тайны. Они  чувствовали  это,
но какой-то безотчетный страх удерживал их, не позволял им приблизиться.
   Наконец,  стряхнув  с  себя  оцепенение,   они   медленно   подошли   к
иллюминатору и,  опустившись  на  колени,  заглянули  в  светящийся  диск.
Страшное и неожиданное зрелище открылось перед ними. Этот диск представлял
собой; сильное увеличительное стекло наподобие линзы, и из  него,  как  из
фонаря маяка, шел яркий свет от двойной электрической  лампы,  горевшей  в
стеклянном колпаке и питаемой гальваническим током мощной батареи. В  этом
ослепительном свете они увидели внизу чудовищную, увеличенную человеческую
фигуру, застывшую,  словно  каменное  изваяние.  Вокруг  все  было  усеяно
мелкими осколками снаряда.
   Да, теперь уже можно было не сомневаться - это был  стальной  король  в
своей  секретной  лаборатории,  герр  Шульце,  с  его  зловещей  усмешкой,
обнажающей  звериные  зубы,  но  герр  Шульце,  напоминающий   гигантского
сфинкса, герр  Шульце,  превращенный  в  ледяную  глыбу  действием  жидкой
углекислоты, распространившейся от взрыва снаряда.
   Он сидел за письменным столом, зажав в руке  громадное,  словно  копье,
перо, и казалось, еще продолжал писать. Если бы не эта застывшая  усмешка,
не этот неподвижный, остекленевший взгляд, можно было бы подумать, что  он
жив. Словно ископаемые мамонты, которых находят в зоне вечной  мерзлоты  в
полярных широтах, этот труп, скрытый от всех взоров, сохранялся здесь  уже
больше месяца. Вокруг него все  замерзло  -  реактивы  в  банках,  вода  в
сосудах, ртуть в чашечке барометра».

     В «Туманности Андромеды» тоже есть замерзшие мертвецы – незабываемая картина (особенно в том издании, где была иллюстрация к этому эпизоду).

Глава I. ЖЕЛЕЗНАЯ ЗВЕЗДА

     Наконец они увидели крохотную блестящую точку спутника. Звездолет
стал описывать орбиту вокруг планеты,  постепенно приближаясь к ней по
спирали и уравнивая свою скорость со скоростью  спутника.  "Тантра"  и
спутник  как  бы  сцепились  невидимым канатом,  и звездолет повис над
быстро  бегущей  по  своей  орбите  маленькой  планеткой.  Электронные
стереотелескопы  корабля  теперь  прощупывали поверхность спутника.  И
внезапно перед экипажем "Тантры" появилось незабываемое зрелище.
     Огромное плоское  стеклянное  здание горело в отблесках кровавого
солнца.  Прямо  под  крышей  находилось  нечто  вроде  большого   зала
собраний.  Там застыло в неподвижности множество существ, непохожих на
землян, но, несомненно, людей. Астроном экспедиции Пур Хисс, новичок в
космосе,   заменивший  перед  самым  отъездом  испытанного  работника,
волнуясь,  продолжал углублять фокус инструмента.  Ряды смутно видимых
под стеклом людей оставались совершенно неподвижными. Пур Хисс повысил
увеличение.  Стало видно возвышение,  обрамленное пультами приборов, с
длинным  столом,  на  котором,  скрестив ноги,  перед аудиторией сидел
человек с безумным, устремленным вдаль взором пугающих глаз.
     - Они мертвы, заморожены! - воскликнул Эрг Hoop.
     Звездолет продолжал висеть над спутником  Зирды,  и  четырнадцать
пар   глаз,   не  отрываясь,  следили  за  стеклянной  могилой  -  это
действительно была могила.  Сколько  лет  сидят  здесь  эти  мертвецы?
Семьдесят лет назад замолчала планета, если прибавить шесть лет полета
лучей - три четверти века...»

     Ну и жутью потчевали советских детишек!
     А сейчас катят бочку на американские слешеры-трешеры – мол, они виноваты в преступности и упадке нравов.
     Но куда там этому парню с бензопилой…


ЛИЦО В ЗЕРКАЛЕ

     Из всех «морских» романов Жюля Верна самый впечатляющий, без сомнения, – ««Ченслер». Дневник пассажира Ж.-Р.Казаллона».
      «Дети капитана» и «Двадцать тысяч лье», по сравнению с «Ченслером», – детская литература.
     В каких-то романах у ЖВ наверняка попадаются дикари-каннибалы. Но тут цивилизованные белые собираются есть других цивилизованных белых – и это круче!
     Когда Жюль Верн, сочиняя «Ченслера», смотрел в зеркало, он видел лицо Джека Лондона.
     Интересно, связан ли «Ченслер» с историей фрегата «Медуза» (1816). Картина Жерико – первое, что на ум приходит. Конечно, нетрудно заглянуть в Википедию или комментарии к 7-му тому и узнать, какие события лежат в основе романа. Но не это главное.
     В «Ченслере» речь идет не о приключениях, а о выживании.
     Между прочим, Папа Римский косвенно санкционировал каннибализм в безвыходной ситуации – см. историю потерпевших крушение в Андах а также http://www.stihi.ru/2008/06/03/3587).


КАК БИЭ СТАЛ МОИМ ЛЮБИМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ПИСАТЕЛЕМ

     Началось все с «Американского психопата», выпущенного Адаптек’ом, издательством Алекса Керви, в 2003 году в серии Overdrive. Благодаря АК в том же году появились «Гламорама» и «Информаторы». «Гламорама» вышла в той же серии, над обложками которой работал Константин Комардин. Обложки сразу привлекали внимание. В них чудным (ударение произвольно) образом смешивались классика и попса. Так, например, обложка к роману Патрика Рамбо «1968» вызывала в памяти и Делакруа, и Гойю, и комиксы. На обложке «Психопата» стоял Патрик Бэйтмен, заложив руки за спину. Причем видели мы его как бы сверху. А за Патриком громоздились серые тела (трупы?) обнаженных женщин, пробуждая смутные воспоминания об иллюстрациях Доре к «Божественной комедии» и отчетливые –  о снимках из освобожденного Освенцима.
     В то время я больше увлекался французским сюрреализмом. И контркультурная жесть, пропагандируемая АК, меня не особенно интересовала. Но я покупал «про запас» и Overdrive, и «желтую серию».
     Интересно, что в те же годы солидное «Эксмо» издавало серию «Конец света», где тоже публиковались крутые, «жестяные» книжки, вроде «Потребителя» Майкла Джиры и «Железа» Роллинза. В основном, правда, были книги помягче: «Цветы для Гитлера» Коэна, «Испалец в колесе» Леннона… Похоже, эта серия накрылась так же быстро, как и Overdrive. Видимо, по той же причине, по какой закрылось издательство Кормильцева «Ультра. Культура».
     Зарядившись под завязку «Магнитными полями» Супо и Бретона, я стал искать что-нибудь посовременнее. И открыл (в смысле начал читать) «Психопата».
     Первым делом я почувствовал СТИЛЬ. Это была литература, а не психоделический набор слов, как у Берроуза. Эллис писал сдержанно и точно. Можно сказать, отточенно. И вот эта его фишка в «Психопате» – упоминание лейбла каждой вещи, которая попадает в кадр, – просто очаровывала. Кроме того, в книге был юмор, и я часто смеялся. Садистские сцены, конечно, шокировали – иногда больше, иногда меньше. Но они соответствовали эстетике книги в целом.
     Книга была сделана мастерски. Читать после БИЭ например, Гийота, было уже невозможно. И я его не прочел. Как и многих авторов из «желтой серии», которая, в конце концов, превратилась в третьесортный треш.
     Теперь у меня есть все романы Брета на русском и еще три-четыре на английском. Собираюсь как-нибудь перечесть их в хронологическом порядке.

     Последняя новость: только что на экраны вышел фильм CANYONS, сценарий для которого написал БИЭ. Брет очень много постил об этом фильме на Твиттере – все время, пока его снимали. И для него сейчас, конечно, очень важно, как его примут критики и публика.

     И еще: самым популярным его постом за последнюю неделю стал такой:

Bret Easton Ellis ;@BretEastonEllis 18 июля
Moronic outrage over Rolling Stone's Tsamaev cover is a depressing reminder of what a baby-sensitive and dumbed-down culture we've become...

     Если кто не в курсе: в Америке сейчас поднялась большая волна в связи с последним номером журнала Rolling Stone, на обложке которого помещено фото красавца-террориста Царнаева. Можно найти изображение в Картинках Гугла (Rolling Stone’s cover Dzhokhar Tsamaev)


     Между прочим, в Сети образовалось множество тинейджерских групп в защиту Царнаева. Вот интересная критическая статья на эту тему:


     И последнее. Полчаса назад Брет написал вот что:

Bret Easton Ellis ;@BretEastonEllis 36 мин

Because of my reluctance to judge characters it's easy for "humanist" critics to be dismayed by my work. I only believe in visible presence.


ЭЛЕКТРИЧСКАЯ ЛЮБОВЬ

     В рижском журнале «Радуга» времен перестройки (его тогда читал весь Союз) был напечатан рассказ «Электролиза». В сети его, видимо, нет. Я его читал когда-то – как и всю подшивку «Радуги» тех времен. Но сейчас уже не помню точно, о чем этот рассказ. О какой-то Электролизе и ее необыкновенных способностях в любви. Но это была настоящая, живая Лиза. Не электрическая кукла с подогревом. Может быть, имя ее писалось ЭлектроЛиза? Трудно теперь установить. Вот так уходят в забвение творческие плоды. А ведь человек писал, текст напечатали, тысячи его прочли. И забыли. Прощай, ЭлектроЛиза!