Могильник Три меча

Анатолий Цепин
Тот самый могильник на горе Барун-Монтан-Ула.

     Как часто ожидания наши не оправдываются, и мы сожалеем об этом, но бывают моменты, когда желание, даже не оправдавшееся, не приносит грусти, а дарит надежду. Вот и мы возлагаем большие ожидания на эту последнюю экспедиционную поездку. Вернее, сезон экспедиционный уже закончился, и пора бы уже уехать в столицу, но начальство дало нам возможность немного порыбачить, и, вроде как между этими приятными заботами, отыскать место бериллиевой минерализации – совместить приятное с полезным. Оно надеется, и мы надеемся, а время покажет, чьи ожидания скорее воплотятся в жизнь.

     Переночевав в долинке с небольшой речушкой (1), с утра мы опять в дороге и до самого обеда едем не останавливаясь. Опять чудесный солнечный день и мы катим и катим, и на обед мы останавливаемся уже под Муреном. Только успели поставить кипятить чайник, как прихватил нас сильнейший град и загнал в салон нашего газика – далее обедаем уже в салоне, в тепле, а на воле бушует стихия. Град хоть и крупный, но ведь не снег, которым нас пугали при отъезде из Улан-Батора. А вообще, пока погода нас милует, снег, скорее всего, уже растаял и стоит что-то вроде монгольского бабьего лета. Продержалась бы такая погода хотя бы недельку, нам бы вполне хватило.

     После обеда с градом заезжаем в Мурен – заправиться горючим и купить хлеба, и катим дальше. Как вы знаете, у нас две задачи – отдых с рыбалкой и поиски бериллиевой минерализации. До рыбных мест мы еще не добрались, но и по дороге Эдик с Мансуровым уже потчевали нас с Аркашей свежей рыбкой, даже немного уже засолили.
 
     К вечеру добираемся до места и разбиваем лагерь на красивейшем берегу Эгин-Гола, почти в самых его верховьях. Два месяца назад мы уже стояли на Эгин-Голе, но почти у самых его низовий, практически у впадения его в Селенгу. Всего после выезда из Улан-Батора за пару дней проехали 800 километров. Теплый вечер, и наши рыбаки сходу, почти с колес взялись за рыбалку. Общими усилиями выловили трех ленков – хватает и на уху, и на жаркое. Нет только спиртного под уху, но мы с этим неудобством как-то миримся.

     Теплый вечер плавно перешел в такую морозную ночь, что вода в ведерке вне палатки промерзла почти до дна, и поутру в пределах видимости белая от инея замерзшая трава. Счастье наше, что в радиаторе нашего авто, укрытом телогрейками, вода не замерзла, а то на этом наше путешествие и закончилось бы. Я, как жаворонок, просыпаюсь раньше всех, умываюсь до пояса в ледяной речке, разжигаю паяльную лампу и ставлю ее в палатку. Через две минуты в палатке уже жара, как в бане. В такой атмосфере и просыпаться приятно, и мои спутники потянулись из спальников.
 
     Пока готовлю завтрак, ребята успешно рыбачат – поймали и засолили еще четырех ленков. Теперь у нас по две большие рыбины на нос. И, наконец-то, мы пьем кофе. Третий день хотим кофе, каждый раз в спешке забываем о нем, и завариваем в чайнике чай. Всякий раз договариваемся не заваривать, и опять забываем. Но сейчас мы на месте, мы не торопимся и завтракаем почти по-царски – к кофе у нас хлеб с маслом и сыром, а перед кофе была жареная рыба. После завтрака мы наконец-то выбираемся в маршрут. Выбираемся не все – охранять лагерь и ловить рыбу, оставляем Мансурова.

     Уезжаем недалеко, километров за десять, но надолго – у нас сегодня поиски. Поиски по принципу: пойди туда – неведомо куда, принеси то – неведомо что. Хотя, что ищем, мы все-таки знаем – бериллиевую минерализацию. Но поскольку о ней стало известно нам в самый последний момент перед отъездом и только по слухам, то и точных координат у нас нет. Известно только, что неподалеку от минерализации расположена вершина с триангулярной вышкой и могильником с тремя мечами. Но в каком виде, в каком минерале «сидит» бериллий, в какой породе находится этот неизвестный минерал – сведения об этом крайне туманны и противоречивы. А потому мы, не пасуя перед трудностями, лазаем по горам весь день. Не знаю, как насчет бериллия, но кое-что интересное мы подцепили – разбираться будем уже в столице.

     Все-таки отсутствие женщин сказывается. Как и раньше с кофе, так и сейчас в самый неподходящий момент – во время обеда. Налазившись по горам, спускаемся в долинку к машине, чтобы перекусить. А когда дело доходит до чая, то обнаруживаем, что не захватили с собой воды. Кое-как из мизерного ручейка нацеживаем полчайника, кипятим чай и обнаруживаем, что забыли в лагере кружки. Но у хорошего шофера в бардачке всегда что-нибудь найдется подходящее. Всегдашние кружки заменяют нам стеклянная банка, консервная банка и маленькая (грамм на пятьдесят) рюмочка из арсенала Мансурова.

     После обеда решаем действовать более целенаправленно – искать вершину с  вышкой и могильником. Очень хочется на эту вершину взобраться и посмотреть на старинный монгольский меч, и привезти домой если не его самого, то хотя бы его снимки.  В бинокль осматриваем окрестные вершины и обнаруживаем-таки на одной из них триангулярную вышку – это как раз то, что нам нужно. На машине сначала по распадку, потом по сухому руслу ручья поднимаемся в горы, как можно выше, оставляем Эдика сторожить машину, и вдвоем с Аркашей и с рюкзаками идем, вернее, лезем на эту самую вершину. Зовется она Барун-Монтан-Ула. Она хоть и господствует над окружающей местностью, но не очень высока – всего 2301.5 метра. А превышение ее над руслом высохшего ручья, где мы оставили наш грузовик, составляет всего 660 метров.

     Сначала от ручья идут мелкие горки, мы так и идем с горки на горку, поднимаясь все выше и выше, и в какой-то момент теряем из виду нашу цель. Однако переваливаем еще через одну горку, и вот она перед нами во всей красе – прямо от подножья крутой подъем  к вершине. Немного отдыхаем и лезем вверх. Аркаша уже в возрасте и выдыхается довольно быстро, договариваемся, что я пойду вперед, а на вершине его подожду. Так и делаем, я тороплюсь, и на одном дыхании, но изрядно устав, добираюсь до могильника и вышки. Аркадий подходит только через полчаса. Увиденное меня поначалу порядком разочаровывает – не очень старый могильник, сруб из бревен в виде колодца,  заложенный сверху камнями, как обо (*), высотой примерно в рост человека. Внутри сруба лежат два меча, но деревянные. Даже не мечи, а так, стилизация в виде двух плоских палок, слегка обработанных под мечи. Такой же третий «меч» воткнут между камнями обо. Внутри сруба многочисленные подношения – коробки со спичками, монеты и другие бытовые, но священные мелочи.
 
     Традиции надо чтить, и мы с Аркадием оставляем здесь по пять мунгов. Так мы в Монголии стараемся поступать всегда – не стоит разочаровывать, или даже обижать (если что-нибудь брать из обо) древних богов. У нас уже был такой негативный опыт, и повторять его не хотелось бы (2). А вот любые подношения обязательно приносят удачу.
 
          А потом начался долгий спуск по западному склону горы и рюкзаки наши, набитые под завязку взятыми образцами, становились, чем ниже, тем тяжелее. К сухому ручью спустились уже в сумерках, по нему еле-еле, на последнем издыхании дотащились до машины, и в лагерь вернулись только ночью. Мансуров к этому времени уже начал беспокоиться и за нас, и за себя, поскольку оставили мы его без ножа и спичек. За время нашего отсутствия поймал он пять больших хариусов, и на ужин было у нас много вкусной жареной рыбы. Отдых начал и продолжился вполне продуктивно. Надеюсь, что мое разочарование по поводу «мечей» с лихвой компенсируется грядущими удачами, но об этом как-нибудь в другой раз.

1) Смотри рассказ «В краю, где степь с горами спорит»: http://www.stihi.ru/2012/06/30/7325
2) Смотри рассказ «Месть богов»: http://www.stihi.ru/2009/12/24/1570


(*)    Обо  – древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам, сооружается в священных местах, где духи явили себя.
Обо – определяет место, где надлежит произносить молитву и преподносить жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для проживания в данной местности.