Итоги декабря. Михаил Придворов

Большой Литературный Конкурс
Современная поэзия на Стихире довольно занимательная штука. Нечто, напоминающее наказание для золушки – сортировка разных злаков,  сваленных  в одну кучу. Самую тяжелую работу сделали редакторы,  на предварительном следствии. Спасибо им за эту черную  работу. А то тут мнишь себя элитным дегустатором в дорогом ресторане...  Ага. Размечтался. Обычный привокзальный буфет. Есть чудесный,  свеженький салат, а есть  и холодные, суточные щи. Как обычно,  вкусного совсем немного.
Новая информационная среда дает очень много легкодоступных поверхностных знаний, которыми можно эффектно блеснуть в читательской среде. Прослыть эрудитом,  оставаясь по сути таким же неотесанным литературным провинциалом. Так же дело обстоит и с чувствами. Не все они пережиты, где-то взяты напрокат. Что имеем в итоге? Имеем одноразовые тексты,  проверенные электричеством. Надорвал пакетик,  утерся,  выбросил,  забыл. Нет. Забываешь еще раньше. Еще в процессе чтения. Море сверхкалорийных образов,  собранных без  меры и вкуса. Жуешь их и, либо давишься, либо глотаешь, абы быстрее прошло. Вдруг дальше будет нечто. А ведь можно читать и забывать дышать, вне зависимости от размера написанного. Может  остановиться сердце и забиться с удвоенным ритмом. Можно просто намокнуть  глазами  и несколько  минут бессмысленно пялиться в окружающее пространство. И не важно,  семантически сложный это текст, или нет. Внешне банальный или невероятно оригинальный, длинный или короткий. Старожилы Стихиры помнят наверное двух-трехстишья Лены Шмарцевой (LenaS), где рифмовались  кровь и любовь, но не  возникало никакого чувства протеста.  Или невероятно изящный и внешне вычурный Сергей Шестаков, читающийся так же просто как детская азбука.  Ты главное люби, а слова найдутся,  если дан талант. Как сказала одна моя знакомая: «настоящее стихотворение, это когда ты пишешь,  про тапочки,  а получается про любовь.»

Я читаю предложенную  подборку финалистов и испытываю противоречивые чувства. Колоссальный разброс в уровне стихов. Не очень съедобная смесь. Хотя,  увидев «Пчёлы», понадеялся,  что дальше не хуже. К сожалению,  из  тридцати финалистов, для себя я оставляю три, хотя, предварительно отобрал семь.  Повторные вдумчивые прочтения сократили до минимума и эту выборку.  А «Пчёлы» однозначно и безоговорочно превосходят почти всё,  что есть в подборке. Здесь неделимо связан ритм и рифма,  смысл и слово, и каждая строчка пронизана Любовью. С большой буквы. Спасибо автору.

УЖЕ ДРУГАЯ  "Пчелы"
http://www.stihi.ru/2013/06/19/132  номинатор Сергей Македон

У прадеда были дети. Сначала их было много,
но к возрасту патриарха остались лишь дочь и сын.
У прадеда были пчёлы — он был для них добрым богом,
и часто терялись пчёлы в пространствах его седин.

Младенец, без года ангел, мой брат, вызволял их смело
из дебрей колючих прядей окладистой бороды,
и мама — почти девчонка — тревожилась и немела,
не зная ещё касаний прожорливой пустоты.

А прадед смеялся басом и целовал ладошку,
и пах молоком и мёдом день старшего из мужчин,
но время брело к закату, серело ничейной кошкой
и вышло совсем в итоге к полудню сороковин.

Я видела бы всё это, когда родилась бы прежде,
чем прадед мой лёг на лавку и сделал последний вдох,
но, выждав четыре года, поймал меня частой мрежей
в бездонной пучине света уже не пчелиный бог.

Нет брата, а я осталась — не лучший хранитель рода,
во мне много слов и хлама и мало родной земли,
но видела — шёл мой прадед по мостику над Смородой.
... А может, не шёл он вовсе, а пчёлы его несли?...

Почти всё, значит, что «Пчёлы» не одиноки».  «Кровинка»  - превосходный стиль, короткая, но богатая строка,  не просто понимание,  проживание исторического материала автором.  И всё та же Любовь, не спрятанная за дополнительными образами и  смыслами. Просто писать еще труднее, чем сложно. Еще одно спасибо.

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА РЕБРОВА "Кровинка"
http://www.stihi.ru/2013/05/20/9332 номинатор Павел Самсонов

Жене
князя Федора Рязанского
Евпраксии. 1237 г.


Узорочье разбойничьей зазнобе.
Сам атаман,
            чтоб обвенчаться с ней,
Часовенку поставил на сугробе,
На гробе ямщика и трех коней.

Часовня та
           на брошенной тесемке
Дороженьки
           была,
                как медальон,
Потерянный во время потасовки
Залатанных тулупов и корон.

Я помню,
        сшибла ржавые запоры,
И с крашеных досок сошел жених
И Лебедь свёл.
               А я,
                как на узоры
Заморские,
           смотрю на лица их.

А те,
      заслышав звякание вёдер,
Всё ждали,
          что сквозь чёрный лак пруда
Проступит золотая роспись вётел,
Как в Палехе.
              Поехать бы туда!

Как в зеркальце,
                вот склеим лишь осколки,
Я гляну в то отечество,
                где всласть
Бурмицкий жемчуг осыпает елки,
Ну а царевне с волка не упасть.

Какому же бесценному сиянью
Обязана береза,
                что не сыт
Взгляд проходимца.
                Муж мой под Рязанью
Одним из первых ворогом убит.

И я,
    с прижатым к сердцу малым князем,
храм обогнув по узенькой тропе,
Из терема выбрасываюсь наземь
К ногам народа
               и в пример толпе!

Ну, и не дотягивающее до моих лидеров, но стоящая выше всего остального  «Молитва». Несколько невнятная, собранная комками, но невероятно понятная и искренняя. К тому же прекрасна финальная кошка - последнее прибежище одиночки.

СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ "Молитва"
http://www.stihi.ru/2012/08/22/3186  номинатор Регина Мариц

Господи, как громко стучат часы в опустевшей квартире.
А когда-то делили ломоть на четыре…
…на четыре кусочка,
на четыре жевочка,
на четыре оскоминки,
на четыре соломинки…
И только пятому, тобой заклятому,
всегда было голодно,
всегда было холодно.
Пятому, привыкшему ситцы мять,
за рюшей рюшу, за пядью пядь…

А тепло – не делится.
А тепло – безделица.
А тепло вдыхается резью во глаза.
А оно на -лю, на -лю,
а оно скворцом в зарю,
а если в стеклышко смотреть то, как стрекоза.

Господи, сбилось с ритма сердце мое.
Задыхаюсь…
В последний вагон…
На подножку…

Господи, умоляю тебя!
пошли мне кошку.
 
По поводу остальных  27 произведений мог бы выделить

КАМИРРА "Здесь и там"
http://stihi.ru/2011/07/16/5630 номинатор Сергей Богомолов

где я понял, что хотел сказать автор, пусть довольно невнятно, и это не вызвало сильного отторжения. 

ДМИТРИЙ МУРЗИН "Врач пишет о живом на мёртвом языке"
http://www.stihi.ru/2011/09/23/2769 номинатор Елена Ширимова

очень симпатичная, но незавершенная внутри себя зарисовка.

АЛЕКСАНДРА АКСЕНОВА "Мой парень - гопник с Вторчермета"
http://www.stihi.ru/2013/01/21/2524  номинатор Ё.Ё. (Татьяна Ладошкина)

стихотворение никак не вписывающееся в группу довольно высокопарных произведений конкурса, но абсолютно живое и яркое.  К сожалению,  сыроватое в плане языка и чуть-чуть пошловатое, что совершенно не обязательно. Уровень мастерства автора вполне позволяет обойтись без этого.

Все что осталось вне моего обзора в большей части надумано, скомпилировано и высушено до хруста. Не спасает ни тематика, ни изобилие сложных конструкций, ни интеллектуальный блеск. Я не  смог понять ни что хотели сказать эти авторы, ни зачем они это делали. А у кого понял, тому не поверил. Ну, уж извиняйте.