Итоги декабря. Ольга Нечаева

Большой Литературный Конкурс
Несколько лет назад мне уже доводилось оценивать тексты для этого конкурса, и что тогда, что теперь впечатление одинаковое – ровности, усредненности представленных текстов. Это традиция не в самом лучшем ее понимании – когда некие представления до того уже устоялись, что некритично воспринимаются как обязательные, без вариантов. И поэтому вместо динамического взаимодействия ритма и слова мы получаем давно уже знакомые слова в давно уже знакомом порядке. Это все психологически объяснимо – лучше твердо стоять на отработанной почве, чем бродить по неосвоенным зыбям. Тем более что известное лучше неизвестного хотя бы тем, что оно понятнее, а значит – безопаснее. Для массового искусства это сознание безопасности вообще очень важно, а опасными делами занимаются одиночки. Да и у привычных форм куда больше шансов снискать симпатии, чем у каких-то экспериментов, а для любого автора чужие симпатии очень важны. Но все это, мягко говоря, неполезно для поэзии, которая должна быть всегда нова. Я не имею в виду то, что традиционность плоха сама по себе – нет, плохо именно некритичное к ней отношение. Знакомые формы тянут за собой знакомые словесные конструкции, знакомые словесные конструкции тянут за собой знакомые мысли – и в результате получается не поэзия, а риторика. Нет ни динамики, ни новизны, ни жизни, ничего – одни мертвые слова, которые, как известно, дурно пахнут.

С этим не самым радостным общим впечатлением я перейду к конкретным текстам. Конкурс нынче стал анонимным, и это, наверное, правильно, только вот в данном конкретном случае очень уж кажется, что все эти стихи написаны одним человеком. Это, кстати, еще одно следствие некритичного подхода к устоявшимся формам – знакомые слова в знакомом порядке лишают автора индивидуальности, по большому счету – самой авторской сути. Впрочем, несмотря на анонимность, одно стихотворение я все же опознала – это стихотворение Дмитрия Мурзина "Врач пишет о живом на мёртвом языке"
http://www.stihi.ru/2011/09/23/2769 (номинатор Елена Ширимова)
По-моему, уже довольно давнее стихотворение, оно было в мурзинской книжке «Клиническая жизнь» несколько лет назад. Стихотворение, как это часто бывает у Мурзина, построено на осмыслении устойчивого словесного оборота; по большому счету, к этому приему оно и сводится. Я бы сказала, что среди мурзинских стихов это – одно из многих, у него есть вещи и более впечатляющие. Но, увы, оно характерно для этой конкурсной подборки в целом – и не лучшее, и не новое. Тут все такое – не вызывает отторжения, иногда чем-то симпатично – но и только. А этого мало. Оттого задача выбрать десять текстов из трех десятков практически одинаковых представляется мне непосильной.

Однако я взялась за гуж, так что продолжу. Наиболее заслуживающим внимание в подборке представляется мне первое же стихотворение

УЖЕ ДРУГАЯ  Пчелы
http://www.stihi.ru/2013/06/19/132  номинатор Сергей Македон

Тут я ощущаю некое живое чувство, дающее тексту глубину, - за словами стоит больше, чем кажется. Длинная строка принуждает, конечно, иногда заполнять пустоты случайными словами, но тут как раз тот редкий в подборке случай, когда форма адекватна содержанию, - эта попытка осознания движения времени, рода, собственных корней (почти эпическая по задачам) невозможна в короткой строке. Это стихотворение вызывает у меня в памяти стихотворение Наты Сучковой «Он приносит дымарь…» - где примерно те же задачи решены с лирической стороны.

Далее я бы отметила стихотворение
 
АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ "мир в погружении рыбов"
http://www.stihi.ru/2013/12/08/5577  отборочный тур для резидентов БЛК (квота Л.Поклонной)

за пусть робкую, но все же попытку собственной речи. И пусть словесные конструкции здесь довольно неуклюжие, они выделяются на фоне общей гладкости конкурсной подборки, привлекают внимание. Автор, на мой взгляд, довольно прямолинеен в понимании того, что стихотворная речь – дело особое, но саму попытку следует отметить.

Еще одно стихотворение – еще более робкая попытка собственной речи – тоже про рыб

СЕРГЕЙ БЕРЕГОВ "Рыбка песенку поет"
http://www.stihi.ru/2012/03/11/9917 номинатор Кира Леонидова

Тут ощущаются некие легкость и непритязательность, некоторая необязательность – и оттого, наверное, в стихотворении нет словесных пустот и упражнений в риторике. Опять-таки, конечно, это на общем фоне конкурсной подборки, но в ней вообще так трудно найти что-то живое, что радуешься и крупицам.

Еще бы я отметила стихотворение

СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ "Молитва"
http://www.stihi.ru/2012/08/22/3186  номинатор Регина Мариц

за те же слабые признаки жизни
песенность интонации, естественность речи. Здесь есть то, чем часто занимается поэзия, - попытка сказать о глобальном через частное, мелкое. Концовка «пошли мне кошку» выглядит комической – стоило ли огород городит, замах не соответствует удару. Стоило, если речь идет о невыносимом одиночестве – и то, что говорится об этом не прямо, только намеками, - опять-таки придает тексту глубину и делает его неслучайным.

И еще я, пожалуй, отмечу стихотворение

ТАТЬЯНА КАДЕСНИКОВА "букашка"
http://www.stihi.ru/2013/10/01/1014 отборочный тур БЛК

 тоже за простоту и непритязательность, за стремление выйти в финале к чему-то большему, глобальному. Правда, на мой взгляд, в стихотворении многовато лишних слов для такой легкой формы.

Я заметила, что слишком часто по отношению к этим текстам употребляют слово «попытка» - но на самом деле так оно и есть, это все в лучшем случае приближение к возможному.

Все остальное в подборке, как я уже говорила, производит впечатление ровное и безрадостное. Приношу извинения тем авторам, которых я не отметила, - я понимаю, что ужасно обидно читать обзор, в котором ты не упоминаешься. Но, как ни жаль, уж слишком тут все приличненько да средненько – а хочется все-таки сильных впечатлений.