Здравствуй, Франция. Париж

Любовь Черм
Здравствуй, Париж. Твое послевкусие от прошлогодней поездки не покидало меня всю зиму. Я перечитала массу информации о тебе, пересмотрела множество роликов. Не зная, будет ли у меня возможность увидеть тебя еще раз, я исподволь моделировала мечту. И вот она сбылась.
Здравствуй, Париж.

По графику поездки на Париж выпадало всего 2 дня, в один из которых предлагалась поездка на целый день в Нормандию. Как от такого откажешься?  Поэтому на оставшийся день пришлось построить личные наполеоновские планы. Программа-минимум включала Монмартр, очаровавший меня в прошлый раз, и квартал Маре, в который в прошлый раз я не попала. Эти 2 района Парижа плюс Латинский квартал в свое время не успел снести перфект Осман, который в эпоху Наполеона третьего  полностью перестроил город, проложив длинные и широкие платановые бульвары, застроенные однотипными домами. Этот османский Париж, запечатленный на полотнах многих художников, шикарен и блистателен. Но это один Париж. А есть другой, со старинным духом, блуждающим в кривых улочках Монмартра, Латинского квартала и Маре. И пройти по этим районам надо обязательно пешком, так как только ножками можно хоть немного познать город.

В программу-максимум были добавлены канал Сен-Мартен, Люксембургский сад и квартал Дефанс.  Я понимала, что для одного дня программа невыполнима, но небеса восприняли всё буквально и всерьёз принялись за выполнение поставленной задачи.

Итак, ранним парижским утром, мы выехали на обзорную экскурсию из отеля, который находился за Переферик на северо-востоке Парижа. И чтобы избежать утренних пробок, Мариуш повез нас совершенно неожиданно, где бы вы думали? – по набережной канала Сен-Мартен! Канал с высокими горбатыми мостиками, старинными шлюзами, утопающий в зелени, выглядел как на фото из интернета, но налюбовавшись им из автобуса, я поняла, что тратить драгоценное парижское время на него я уже не хочу. Но один пункт программы оказался выполненным.

Первая остановка была, как и в прошлый раз, на острове Сите у собора Нотр-Дам. И вот здесь произошло нечто странное в душе, и с этого момента и до конца поездки чувство недовольства собой не покидало.

-Оля, со мной что-то не так. Я помню свое прошлогоднее состояние здесь. Я стояла оглушенная и счастливая: неужели, это Париж? неужели, я рядом с Нотр-Дам? Даже на фото это состояние было отчетливо видно. А сегодня я стою здесь и думаю: ну, да – Париж, ну, да –Нотр-Дам… ну, и что? Почему я не испытываю тот прошлогодний щенячий восторг?

А Оля, к моему удивлению, ответила:
-Я сама сейчас стою и раздумываю над такими же своими чувствами.

В общем, обескураженные, мы не пошли с гидом в собор, а погуляли по набережной и мостам Сены.

Когда Наташа решала с нами всякие организационные вопросы по Парижу, она в очередной раз предостерегла нас от воров и мошенников, рассказывая о разных схемах. Одна из схем состояла в том, что:

-К вам подойдут цивильно одетые женщины цыганской национальности и спросят: против ли вы наркотиков, войны и т. п. Вы, естественно, ответите, что против. Тогда вам подадут планшет с опросными листами, где нужно всего лишь поставить свою подпись. Вы, горя праведным протестом, ставите. Но теперь, оказывается, надо оказать посильную финансовую помощь. При этом, откуда ни возьмись, набегут цыганята, которые, прыгая возле вас, могут вытащить всё, что плохо лежит.  Полиция с ними не борется. У них нет рычагов. Разве что проводят воспитательные беседы.

И вот я, оторвавшись от увлеченного фотографирования Сены, поворачиваюсь и вижу «картину маслом»: две женщины той самой национальности, но в офисных костюмчиках, подают Оле планшет, и она уже готовится поставить  подпись.
-Оля, Оля – это же подстава!
Оля, как будто просыпается, отдает им назад ручку и мотает головой.
-Надо, же. Ведь я всё помнила, а тут... заговорили…
А цыганки, очень недовольные, ушли за угол Нотр-Дам в засаду, поджидать очередную жертву.

После обзорной поездки мои интересы с группой разошлись, и я в гордом одиночестве  отправилась обследовать квартал Маре.
У меня была распечатана карта квартала, где разными цветами были отмечены интересующие меня места.  До чего же я люблю карты, люблю изучать их до поездки, во время и обязательно после, чтобы увиденный город наложился на карту и стал с ней единым целым.

Сначала я пошла полюбоваться дворцом Пале-Рояль. Честно говоря, нашла не с первого раза. Здесь меня ждал «облом»: весь внутренний дворик, все стены были закрыты лесами. Следующей целью была маленькая площадь Побед, из дома на которой выходит героиня фильма «Турист», а так как мне нравится фильм, нравится актриса Джоли, то мне было интересно взглянуть на эту площадь. Утолив свое желание, двинулась дальше к парижской ратуше Отель-де-Виль, дворцу на набережной Сены напротив Нотр-Дам, дворцу, куда «Д-Артаньян доставил подвески». Потом отыскала по карте центр Жоржа Помпиду. Его называют: здание, вывернутое наизнанку. Все коммуникации выведены наружу и расположены вдоль стен. Эдакое современное уродство в старинном квартале. Плутая по узким улочкам среди старинных особняков-дворцов, вышла к площади Вогезов, одной из самых красивых площадей Парижа. А дальше путь лежал к конечной точке путешествия - площади Бастилии. Здесь я всё-таки не удержалась и немножко прогулялась по бульвару, под который подныривает Сен-Мартен, чтобы потом вынырнуть из-под площади Бастилии и впасть в Сену.

С этого места я начала «пробовать Париж на зуб». Для начала решила посетить на бульваре бесплатный автоматический туалет, довольно большое, овальной формы, сооружение. Хорошо, что была очередь в 2 человека, чтобы понаблюдать и понять, как им пользоваться. Когда загорается зеленая лампочка, посетитель нажимает на кнопку, дверь отодвигается, внутри что-то говорят по-французски, остается только догадываться что, и дверь задвигается. Когда человек выходит, внутри опять что-то говорят по-французски, дверь задвигается и загорается красная лампочка. И ничего не происходит. Через минуту, очевидно оценив масштабы уборки, туалет включает синюю лампочку, и становится слышно, как внутри льются потоки воды. Такое впечатление, что помещение моется всё до потолка (уже дома я прочла, что ни в коем случае нельзя проскальзывать в туалет, когда оттуда выходит посетитель, иначе вы окажетесь помытым в темноте вместе с унитазом). Потом всё стихает и через какое-то время загорается лампочка зеленая. Я нажала на нее, с опаской зашла внутрь. Дверь задвинулась. Мне что-то пожелали  по-французски. Помещение большое. В нем унитаз  и раковина с краном, мылом и сушилкой  на фотоэлементах, зеркало. Руками ничего не трогаешь. Моешь руки и нажимаешь на кнопку у двери, дверь открывается, тебе что-то желают вдогонку или поздравляют, дверь задвигается. Очередь стоит, ждет дальше.
Уфф, слава богу!  Меня не помыли!

Пока стояла в очереди, по бульвару в направлении площади прошла какая-то демонстрация в сопровождении полицейских, с транспарантами, флагами, бубнами и криками-песнями. Выйдя из туалета, я решила к ним присоединиться. Дома на митинги не хожу, так хоть здесь попробовать. Потусовалась немного среди митингующих. Судя по транспарантам, митинговали театральные деятели. Среди публики шныряли координаторы митинга: эдакие артистичные мужчины, одетые в строгие костюмы, но с шарфом, обмотанными по-французски вокруг шеи. Жаль, что я не догадалась попросить в руки транспарант и сфотографироваться с ним. Чудненькая была бы фотография: я бастую на площади Бастилии.
 
Теперь мне надлежало спуститься в метро и доехать до станции Анвер, где в 15 час начиналась экскурсия по Монмартру. Так как я торопыга, и сделать мне всё надо быстро, то  решила, что быстрее будет, если я попрошу помочь купить мне  билет в автомате, чем изучать самой этот автомат ради одной поездки. Что я и сделала. Попросила молодую пару, покупающую билет, о помощи. Они, улыбаясь так, как будто я осчастливила их своей просьбой, радостно понажимали на кнопки, показывая мне, как надо действовать. Из автомата в лоток выпала  сдача и какой-то чек. Я их поблагодарила, взяла сдачу и чек довольно-таки больших размеров. Удивилась, разглядывая его. Но решила, что, видимо, на одну поездку билет так странно и выглядит, и пошла к турникету, где попыталась найти, куда же мне этот чек засунуть. Но солидный чек, конечно же, никуда не влез. Пришлось обратиться  в справочный пункт. Там мне показали, как должен выглядеть малюсенький такой билет, и послали обратно к автомату.
 
Я вновь попросила помощи, теперь уже у пробегающего мимо молодого человека. Он затормозил и, улыбаясь такой же осчастливленной улыбкой, начал мне показывать, как это делается. Он подсказывал, а я выбирала операции. Хочу сказать, что купить билет в парижском метро дольше, чем получить деньги в нашем банкомате. Рядом со мной с другой стороны остановилась пожилая пара. Они комментировали каждое нажатие кнопки радостными возгласами. Хорошо – не аплодисментами. Автомат на этот раз чек не выдал, а выдал сдачу и билет. Мы все разошлись очень довольными: молодой человек тем, что от меня отделался, я тем, что получила вожделенный билет, а пожилая пара, по-моему, радовалась тому, что обучили дикаря.

В вагоне, сев рядом с африканцем, достала карту метро, выданную нам Наташей. Карта была такая мелкая, что я даже в очках не могла прочесть названия станций, но заветная станция Анвер была предусмотрительно заранее обведена ручкой. Обратилась с просьбой о помощи к чернокожему соседу. Он опять радостно, как предыдущие помощники, схватил карту, повертел ее в руках и на пальцах показал мне, что он тоже в ней ничего не видит. Но обратился с просьбой к стоящей рядом девушке, объяснив, чего я хочу. Девушка оказалась зоркой и сообразительной. Она сразу подняла мой взор к табло, горящему над выходом из вагона, и на нем показала станцию, на которой мне надо делать пересадку. Станция называлась Сталинград. Так французы назвали одну из площадей города в память о сталинградской битве, в ходе которой были уничтожены три фашистские дивизии, которые в 1940г вошли в Париж. Французы считают, что этой битвой советские войска отомстили и за Париж.
  После пересадки я уже сама с удовольствием нашла дорогу. На станции Анвер  поднялась на бульвар Рошешуар, лежащий у основания Монмартра. Было 14.30.

На перекрестке расположено кафе.  Стулья за столиками стоят на французский манер вдоль стены здания. Попросила у бармена бокал вина, произнеся "пожалуйста" зачем-то по-французски, английски и по-русски, видимо,  для большей убедительности. На что бармен неожиданно спросил, по-русски спросил:
-Из России?
Я от неожиданности радостно ответила почему-то по-немецки:
-Я! Я!
И мы вместе рассмеялись. Вспомнился Никулин из "Бриллиантовой руки":
-Вы, что, глухонемой?
-Да.

Наконец после 4-х часовой прогулки я вытянула ноги под столом и, утоляя жажду вином, наблюдала за парижской жизнью. Напротив, на бульваре вход в метро в стиле арт-нуво, одна из визитных карточек Парижа:  кованые  из зеленого металла фонари-бутоны с красивой вывеской  "metropolitain". Чуть подальше рядом со скамейкой на притащенном со свалки диване расположились две бомжихи, вокруг штук 15 больших пакетов со скарбом. Потом, когда мы в темноте проезжали здесь по пути в "Мулен Руж", одна из них спала на диване, укрывшись одеялом, а вторая колдовала на импровизированном столике над каким-то снадобьем в чашке. В прошлую поездку видела клошара, среди белого дня спящего себе спокойно прямо на "завалинке" Лувра.
 
На другом углу перекрестка напротив кафе здание, в котором находилось легендарное кабаре "Элизе Монмартр", где впервые публике был продемонстрирован канкан, и где в 1977г дал три сольных концерта Владимир Высоцкий.
Да, что там это здание. Здесь буквально каждый дом таит в себе множество историй.

Мимо по тротуару неспешно проплывал народ. В этом районе очень много чернокожих. Не в первый раз обратила внимание на мам, ведущих за руку детей - ни разу не услышала окрика или нервного дерганья ребенка за руку, такого частого  у нас. Пухлые негритятки отставали, таращась по сторонам, а чернокожая мама с королевской осанкой, терпеливо дожидалась своего чада.

На противоположной стороне бульвара останавливались туристические автобусы, из которых вываливались толпы туристов и, переходя бульвар, направлялись вверх, на Монмартр.
 
А вот и наша группа выходит из автобуса. Последний глоток вина, и я иду воссоединяться с коллективом…

26.06.2014

 а здесь мой прошлогодний стих о Париже:
http://www.stihi.ru/2013/08/19/7445
и старый стих, где упоминается канал Сен-Мартне. Когда-то написала, а теперь захотелось увидеть, какой он Сен-Мартен:
http://www.stihi.ru/2011/11/27/2402