Экспертный обзор. Тимур Раджабов. Сентябрь-2014

Большой Литературный Клуб
Доброго времени суток!
Третий обзор этого тура будет не совсем обычным. В процессе разговора о БЛК и поэзии вместо экспертного монолога внезапно образовалась дискуссия, перекинувшаяся на сентябрьский лонг. Темой беседы стал обзор Валерия Волкова и стихотворные «цеплялки»: почему одно стихотворение задевает, а другое - нет. Почему одни стихи запоминаются, а вторые проходят фоном. Для каждого автора сработает что-то своё, но Тимур Раджабов предложил эксперимент: один из редакторов БЛК выступит в качестве оппонента и попробует рассмотреть экспертный шорт-лист с точки зрения выбранной темы: зацепит или нет? А Тимур прокомментирует стихи со своей стороны - что именно ему понравилось в некоторых работах.
Редакция БЛК приняла вызов. Обозревателем от редколлегии выступил Тейт Эш.
Всех желающих обсудить тему приглашаем высказаться в комментариях.


ТИМУР:
Подборка очень неровная. Есть весьма сильные стихи, есть и  послабее, но откровенно слабых в лонге не было, что уже само по себе порадовало.

ЭШ:
Поскольку меня выбрали по принципу противоположности поэтических вкусов, предвижу, что некоторые стихи из шорт-листа Тимура не будут мне близки. С другой стороны, «цепляющие» стихотворения не обязательно должны нравиться. Дело поэтического текста - привлечь к себе читательское внимание. А какими средствами это делается и каков результат встречи человека и стихотворения - это уже следующие вопросы.


АЛЕКСАНДРА ИНИНА «Сон серой пичуги»
http://www.stihi.ru/2014/07/15/4060 отборочный тур для резидентов БЛК
 
ТИМУР:
Сила Поэзии не только (и даже не столько!) в красоте образов. В конце-концов, не надо делать из еды культа. Техника и образность - это всего лишь еда, средство жить, а не цель жизни. Главное для меня здесь - мироощущение и мировосприятие, поэтика.

ЭШ:
Если Тимура это стихотворение задело мироощущением автора, то мне достаточно было даже технических средств. Рефрен - штука спорная, но в умелых руках работает безотказно. А вместе со звукописью так тем более.
Стихотворение в моем случае и нравится, и задевает. Причем, довольно хорошо удается прочувствовать созданный автором мир, а это всегда большой плюс. Где-то здесь, на мой взгляд, и начинается узнаваемость авторского стиля: не по типу метафор или стихотворной записи, а по особенностям показанного мира. Как создан, чем заполнен, до какой степени проработаны детали. На этом слое погружения в стихи многие авторы узнаваемы довольно точно.
Подвожу итоги. Запоминается? Да. Интересно читать? Вполне.


ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «В гости к дракону»
http://www.stihi.ru/2013/11/07/10268 номинатор Александр Коковихин

ТИМУР:
Читая стихи многих современных (в том числе и признанных) авторов, прихожу к мысли, что главным в Поэзии для них является возможность и способность выразить свои мысли как можно более свежо, оригинально, мастерски. Нет, сие само по себе, конечно, неплохо. Ни в коем случае не отрицаю. Но ужас в том, что этим всё и ограничивается.
А здесь и не надо дополнительного оригинальничания.

ЭШ:
Тимур отметил точность авторского замысла и простоту исполнения. Оригинальная идея (вроде как) цепляет уже сама по себе? Проверю.
Первая моя реакция на название - любопытно. Все-таки драконы и прочая героика продолжает коварно пользоваться читательским интересом (в данном случае - моим). Но на этом всё и закончилось. Я неплохо знаю творчество Владимира, и многое мне нравится, но даже этот факт не стал для меня решающим и не заставит к стихотворению вернуться. То ли я где-то промахиваюсь в сюжете, то ли стихотворение написано для другого читателя.
Зацепило? Да. Запомнится? Вероятнее всего, нет. Но вот какая странность: что-то в этой идее есть такое, что едва ли для меня погаснет полностью. И основа этого ощущения - как раз чувство противоречия. Вполне допускаю, что внутренний спор и поиск разгадки сюжета через время реализуется во что-то в моих собственных стихах. В народе сие называется: «на ту же тему, но иначе». Причем, я едва ли вспомню, кто бросил первый камешек... Где-то здесь и рождается перекличка, которая потом для всех становится очевидной.


ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР «В колодец»
http://www.stihi.ru/2014/08/01/554 отборочный тур для резидентов БЛК

ТИМУР:
Самым большим страхом современного рифмователя является фобия банальности. Авторы пугаются не только таких слов как Отечество, Родина, но уже и слова любимая, любимый вызывают у них приступ страха. Страх показаться пошлым, наивным и (о ужас!) неоригинальным. Будь ты влюблён сколь угодно беззаветно и безоглядно, всё равно не смей говорить этого запретного слова. Для многих сейчас говорить «Я тебя люблю» - расписаться в собственной бездарности.

ЭШ:
Соглашусь с Тимуром, но по другой причине. Стиш меня задевает однозначно. Когда масштабное повествование в финальной строфе сужается до прицела, и человек видится сквозь него - это, как минимум, интересно. Хотя и не скажу, что данное стихотворение мне очень близко. В моем случае стиш запоминается отдельными образами, часть повествования проходит мимо. Если через время попробовать пересказать стихотворение своими словами, у меня это едва ли получится. Но финал запомнится наверняка.


ВЛАДИМИР ПЛЮЩИКОВ «Люцифер»
http://www.stihi.ru/2010/06/12/6813 номинатор Ольга Алёшина

ТИМУР:
Сила поэзии - в бесстрашии. Эта нехитрая истина банальна до невозможности, но верна. В сущности, слово банальность означает в том числе и вечность. Уверен, что в вечных ценностях нет ничего плохого. Другое дело, что озвучивать их автор будет своим собственным голосом, «глядя со своей колокольни», с высоты своего жизненного опыта - пережитого лично или услышанного. Подсмотренного в жизни, - и тем самым тоже пережитого. Потому упрёки в банальности несостоятельны. Это не банальность, а бесстрашие, творчество, свобода. Именно в этом радость и сила художника.

ЭШ:
Опять же, в своем случае наблюдаю совсем другие причины. Во-первых, в рамках такого конкурса произведение задевает объемом :) Не то чтобы меня пугало прочтение очередной поэмы, но по сравнению с остальными произведениями шорт-листа она выглядит кипарисом на фоне разнотравья. Обращает ли стиш таким способом на себя внимание? Безусловно. Идет ли подобное внимание ему на пользу? Не факт, потому что «условно ленивый» читатель едва ли доползет до середины текста. А может и закроет сразу - чтобы не мучиться.
Второй момент: выбранная тема. Название меня цепляет сразу и наверняка. Это шанс, что читатель все-таки попробует прочесть поэму целиком (и если кто считает, что название не особо важно для стихотворения - хороший шанс убедиться в обратном).
О самом тексте можно говорить долго. Здесь работает и структура, и разная форма записи, и сюжет.
Подвожу итоги. Зацепило? Да, и не раз. Понравилось? Увы, опять не совсем моё. Но «цеплялки» свою задачу выполнили.


АЛЕКСАНДР КАРПЕНКО «Врачи рекомендуют только время»
http://www.stihi.ru/2013/02/19/422 номинатор Международный поэтический клуб  «Рифма.ру»

ТИМУР:
На многих конкурсах сейчас сплошная постпостмодернятина в чести. А поэзия - это не упражнения в словесной эквилибристике. Лучше не усложнять искусственно свои мысли или образы в надежде понравиться окружающим. Если нео-эстетам не нравится такое творчество - никто не запрещает читать то, что им по душе.

ЭШ:
А вот здесь мы с Тимуром полностью противоположны. Если бы это стихотворение попалось мне в ленте других стихов (особенно - подобных по тематике), слилось бы с остальными почти наверняка. Я понимаю, о чем хочет сказать автор, написано достаточно убедительно, но в данном случае текст меня ничем не зацепил. Имеет место быть, но не моё. Поскольку к нео-эстетам себя не отношу, видимо, кроме тимуровской классификации есть еще какие-то подразделения читателей. И этот стиш, конечно же, своих поклонников найдет.


ЕВГЕНИЙ СЕЛЬЦ «Из тех времен»
http://www.stihi.ru/2014/09/04/2963 отборочный тур для резидентов БЛК

ТИМУР:
Современные эстеты не думают о том, что у каждого стихотворения должно быть что-то типа свидетельства о рождении, как у ребёнка. Стихотворение должно быть рождено, сочинено-зачато почему-то, для чего-то, а самое главное - КЕМ-ТО конкретным.
В каждой строфе, в каждом предложении я вижу хорошего автора, как можно видеть черты родителей в чертах ребёнка.

ЭШ:
Нравится. Вот буквально с первых строк. Причем, не чем-то отдельным, а скорее совокупностью всего. Получается этакая солидная вещь в себе, да еще и со знаком качества. Можно ли это считать цепляющим элементом? Почему бы и нет. В той же степени, в которой привлекательным является любое мастерство. Даже если финальное изделие не представляет интереса лично для меня, за процессом его создания наблюдать интересно.
Но в данном случае звёзды сошлись полностью: и нравится, и цепляет, и моё.


АЛЕКСАНДР БЕЗУГЛОВ «Ел бы - да не солоно»
http://www.stihi.ru/2009/01/20/4433 номинатор Юлия Вольт

ТИМУР:
Автору лучше всегда оставайся собой - что бы ни случилось - похвалили или погладили против шерсти.

ЭШ:
Это стихотворение цепляет сразу, потому что пользуется моей любовью ко всяческим стилизациям. Еще раз убеждаюсь, что у каждого типа стихов есть некоторое количество «полностью своих» читателей, которые любят предложенную тему или авторский стиль. Перечитываю - и хочется всё больше спорить и с автором, и с собой, потому что это как раз моё, но в представленном виде не особо нравится. Подобным приемом тоже можно пользоваться, ведь читатель как минимум:
- вернется пересмотреть,
- попробует сформулировать свои претензии и подумает на тему: «а как бы сделал я сам»,
- поспорит с автором,
- а там, глядишь, и само стихотворение запомнится. Или начнет больше нравиться. Мало ли, какие случаются чудеса :)
Путь для автора опасный, но интересный.



--------------------------
ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ТИМУР:
Шорт-лист. Надо лишь отметить главное, что касается мотивов моего выбора.  Представляю названия произведений, которые лично для меня соответствовали сразу трём критериям:
1) Мастерство исполнения.
2) Поэтика (тема,  раскрытие и средства её раскрытия)
3) «Нравится - не нравится» стихотворение мне лично, как читателю.

ЕВГЕНИЙ СЕЛЬЦ «Из тех времен»
АЛЕКСАНДРА ИНИНА «Сон серой пичуги»
ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР «В колодец»
ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «В гости к дракону»
ВЛАДИМИР ПЛЮЩИКОВ «Люцифер»
АЛЕКСАНДР КАРПЕНКО «Врачи рекомендуют только время»
АЛЕКСАНДР БЕЗУГЛОВ «Ел бы - да не солоно»


Впрочем, это субъективный выбор и другие члены жюри могут сделать и сделают свой.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями ко всем участникам конкурса,

Тимур Раджабов