Михаил Фокс. Заметки о декабрьском лонг-листе БЛК

Большой Литературный Клуб
"картинки злаковых растений
ульяновский районный суд
доска бесплатных объявлений
автосалон рено сургут
ремонт квартир под ключ в гальчино
план по рассказу чиполлино
осенняя подкормка роз
правосторонний нефроптоз
гуманитарная проблема
простая жизнь скачать торрент
зук музыкальный инструмент
октаэдр из бумаги схема
несчастный случай снег идёт
рабочий календарь на год"

1 октября 2013, под звездами

http://autopoet.yandex.ru/onegin/35/

   Знаменитый автопоэт "Яндексов" вполне мог бы поприсутствовать в лонге БЛК, ибо язык его поэзии актуален и насыщен ассоциациями и аллюзиями...А проблема "языка" всегда актуальна. Вспомнились две идеи, не нуждающиеся в ссылках: "язык - дом Бытия" (Хайдеггер) и "языковые войны интеллектуальных элит" (Р.Барт)...И вспомнились прежде всего из-за активных дискуссий вокруг и около экспертного обзора С.Лейбграда - http://www.stihi.ru/2014/12/22/8180 . Данное послание, а по-иному и не назвать сей текст, воскресило в памяти(генетической, наверное)) образ склонившегося откуда-то сверху "комиссара в пыльном шлеме",  вопрошающего с пристрастием - "а что там, в твоей внутренней Монголии? артикулируешь ли в соответствии с новыми требованиями свободного языка?"...И, кстати, кое-кто из дискутантов забеспокоился по этому поводу и огляделся окрест в поисках архаистов и консерваторов)...И их можно понять - самое удачное место для проживания в постсоветском локусе это пересечение проспекта Свободы и улицы 26 Бакинских комиссаров...И видно всех, и определённость в суждениях  легкодоступна))...
   Все поэтические "языки" релевантны в той или иной степени - за каждым своя картина мира, свои цели и "нагруженность" определёнными авторскими мотивациями. Но некоторые языки, безусловно, кажутся "релевантнее" прочих)), ибо агенты поэтического действия)) собираются в сообщества, обладают разной степенью авторитетности и выделяют зачастую тот или иной "язык" в качестве доминирующего...Но бежать рьяно за "авторитетами" совсем не обязательно - читатель найдёт Вас и в "Грушевом переулке", и даже в гипотетическом "подземном переходе" - главное, чтобы там было двухстороннее движение: от автора к читателю и наоборот...В общем, всё как всегда - "язык" говорит не только о Вас, но и о степени Вашей ангажированности, принадлежности к неким интеллектуальным сообществам.
   Декабрьский лонг-лист БЛК можно структурировать и по этой линии вечного противостояния: архаисты-новаторы, но может ли быть любопытным то, что поменяется через год-другой... Тем более, новаторские поиски в нашей постсовременной культуре - это только "игры" со смыслами, непрерывный конвейер цитирования, ибо, всё, что следовало сказать, культура уже сказала, а посему "пыльные шлемы" стоит оставить среди музейных экспонатов и предоставить каждому право свободного пути в не обязательно свободной внутренней Монголии)...И критерии оценки остаются теми же, что были мной некогда обозначены в "Читательском обзоре июньского конкурса БЛК" - http://www.stihi.ru/2014/06/30/7370  ...
   Раздавались голоса и во время  обсуждения лонга, и в процессе оформления читательских "шортов" на НГ, что декабрьский лонг - потрясающий по уровню. А вот у меня ощущение, что он один из самых невыразительных в 2014 году...Средний "балыкастый" уровень наличествует, но вершина, пожалуй, только одна - АНДРЕЙ МОИСЕЕВ «Обратный отсчет» http://www.stihi.ru/2009/03/01/373  (квота Главной редакции)...И концепт глубинный, а если не принимать в расчёт всякие заполошные идейки "апокалиптического" или политического "разлива", то глыбже и не бывает, и, главное, суть всех кругов человеческого бытия "схвачена" и явлена с надлежащей энергией и художественной выразительностью - то, что я называю - высокая эстетика)...И стихи из тех, что называется "около") - СТОЛЕТОВ «Тень отца» http://www.stihi.ru/2014/09/27/6011(номинатор «Термитник поэзии»), STERVA (ЯНА ЮШИНА) «Сыновья» http://stihi.ru/2014/11/19/3393 (номинатор Международный поэтический клуб  «Рифма»), ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «пальчиком по ножу»http://www.stihi.ru/2011/02/19/10990 (квота Главной редакции), ИГОРЬ ТУРУНТАЙ "маленькие зимы"http://www.stihi.ru/2014/12/11/9972 (Отборочный тур для резидентов БЛК)...
   "Тень отца" впечатлила ещё на осеннем ЛФР - богатство коннотаций и всяческих аллюзий в том самом количестве, когда возникает новое качество - юмор, становящийся сатирой...Ощущение тотального "фортинбраса"...И вот, кстати, неиспользование именно этого образа - Фортинбраса - снизило для меня всё эстетическое напряжение в тексте...А использование слова "слегонца" - совсем из иного юмористического ряда - ещё на пару ступенек опустило текст...
   "Сыновья" - стихотворение, которое обычно читается молча, сама тема уже таит в себе инструментарий катарсиса и в этом сложность  объективного оценивания подобных стихотворений. Этика подчиняет себе эстетику. Когда это происходит вполне естественно, без "педалирования" эмоций и игры на "ключевых пунктах", то принимаешь стихотворение на равных в мир поэтического агона...Но поправку всё равно делаешь - на этическое "программирование" и этот самый инструментарий...Поэтому всё же не вершина...
  "пальчиком по ножу" и "маленькие зимы"...Про значимость "остранения" в моей эстетической картине мира я уже как-то говорил в одном из прошлых обзоров. А в этих двух стихах вся эта механика со сменой в системе причинно-следственных и субъект-объектных отношениях налицо и сделано сие ловко,  я бы даже сказал - заподлицо, а посему стихи дельные и любопытные))...Правда, остался вопрос к Игорю Турунтаю - а почему всё-таки вес кота 72 кг? Есть вот ощущение некой перверсивности - то ли политической, то ли эротической, хотя они суть одно)...
Вообще сложно было читать стихи декабрьского лонга на фоне только что читанных финальных подборок...Тем заметнее были некие провалы.
   Отбор для нерезидентов, с моей точки зрения, оказался именно таким. Понимаю, что у солидной конкурсной площадки  своя "экономика", своя маркетинговая политика, но порой то, что попадает на "витрину" БЛК наносит такой удар по бренду, что лучше бы ему туда не попадать.
   СЕРЖАНТ ТУЗИКОВ «Скучно в армии солдату» http://www.stihi.ru/2014/10/23/9492  (отборочный тур) - откровенный стёб, что и сами редакторы прекрасно понимали, говорить серьёзно о художественных достоинствах текста невозможно)...Но четвёрку заполнило)...КАТЮША ОРЛОВА «Не успела опомниться я»  http://www.stihi.ru/2014/10/30/9527  (отборочный тур) - профанное, говорить о котором тоже нет никакой необходимости - поэтической или эстетической. Не потаённая истина Простеца, но сиюминутное, "неопомнившееся")...С вопросом к редакторам - а как они прочитали строку "Юность жаркая летного дня"? День всё-таки лётный или летний? Ибо смыслы то весьма разные образуются и не только в одной этой строчке, но во всём стихе...Вот что значит -  не было полноценных редакторских анучек))...Хотя, понятно, судьба стиха от этого не меняется - тоже четвёрку заполнило)...ЭЛЬХАН ШИРИНОВ «Рыжее мясо я отбивал молотком» http://www.stihi.ru/2014/11/15/8726  (отборочный тур) - другая крайность, нарочитая усложненность - с вывертами да загогулинами))...С двумя ключевыми строками, запускающими механизм эмоционального "заражения" - первой - "Рыжее мясо я отбивал молотком" - а кто не вспомнит с упоением впервые отбитое рыжее мясо?)) кто не гурман?)) и последняя - "Ты впервые со мной будешь пробовать чарс " - вот точно не моя строка, но подозреваю, что знатоки эстетически "возбудились" на этой строке))...Шаолиньские коты - это скорее уже мультобразы), в общем дальше следуют причуды "клипового" образного мышления, которые мне как читателю радости не доставили. Стихотворение, в котором поэзия присутствует как концепт. Но не сама по себе...Но в четвёрку вошло)...
   ЭДМАР «В парке»  http://www.stihi.ru/2014/12/01/6947 (отборочный тур) - претенциозность первой части стиха разрушает его целостность, хотя как раз с точки зрения концепта, сохранить единство надо было во всём - и в языке тоже...Но и концепт о единстве всего сущего, о цикличности бытия настолько затёрт, что надо искать и новые образы, и новые формы, чтобы читатель остолбенел перед вековечным, перед тем, что он знает уже назубок...И удивления не случилось. Но четвёрку заполнило)...А можно было вот это одно и оставить, сделать свой выбор штучным. И, кстати, вспомним, о роли контекста)) - вот я бы точно поискал бы и нашёл тогда в нём(по крайней мере для себя)) нечто значимое и удивительное). Оно же единственное из целого потока))...Но это скорее шутка по поводу "оптики" восприятия)...
   От некоторых авторов, да и номинаторов) ждал чего-то большего...Вот отнести "Хющ"  - http://www.stihi.ru/2013/08/19/4317  - к истинно крупининским не смог. Примерил его к финальной подборке и вот никак оно туда не попадало, а значит, не занял бы Александр Крупинин первого места, а может и в финал бы не попал? Вопрос, конечно, риторический. Или вот АННА АРКАНИНА "переводчик снега"  http://www.stihi.ru/2014/10/03/5161 (Отборочный тур для резидентов БЛК) - и само название показалось претенциозным, а потому сразу вытеснялось другим, более памятным, "мальчуковым") что ли - переводчик огня, и образ немытой 3-литровой банки  производил диверсионные вылазки против иных эстетических радостей в стихе))...Так что глубина снежного покрова оказалась неизмеренной полноценно. Трудности перевода, однако)...
Не на всех поэтических улицах задержался я в декабре, на улице Сакко и Ванцетти точно не был, но всё,что осталось интересным на переулках и улочках, всегда вывешивается на билбордах на площади БЛК - она как раз на пересечении проспекта Свободы и улицы отцов-основателей)...Приходите и читайте...


Первоисточник: http://www.stihi.ru/2015/01/05/11762