Формирование психол. здоровья детей дошк. возраста

Поэты Прозаики Приднестровья
Формирование психологического здоровья
детей дошкольного возраста
И.В. Крошечкина, психолог МОУ «Бендерский Центр развития ребенка „Гармония”,
г. Бендеры, Приднестровье.

Дошкольный возраст — это период, когда закладывается здоровье ребенка:
физическое, психическое, психологическое.
Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной, — это «психо-
логические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных
характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной
адаптации, успешной самореализации». Также И.В. Дубровина отмечает, что ос-
нову психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие
ребенка на всех возрастных этапах.
Психологически здоровый дошкольник — это, прежде всего творческий,
жизнерадостный, веселый, открытый ребенок, познающий себя и окружающий
мир не только разумом, но и чувствами. Такой ребенок находится в постоянном
развитии и в гармонии между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и
психическим.
Ученые доказали, что психологическое здоровье ребенка напрямую зависит
от его эмоционального благополучия. Эмоции играют важную роль в жизни де-
тей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
По мнению А.В. Запорожца, именно эмоциональное развитие дошкольника
является одним из важнейших условий его воспитания.
Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при вза-
имодействии с социумом для его личностного становления, А.В. Запорожец ак-
центирует внимание на том, что раннее неблагополучие в отношениях с близкими
взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего форми-
рования личности.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется в первую
очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закрепле-
ние их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, добро-
желательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показыва-
ет, что не у всех детей дошкольного возраста эмоциональное развитие протекает
благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушении в по-
ведении.
Именно поэтому формирование психологического здоровья детей осу-
ществляется в нашем учреждении посредством развития эмоциональной
сферы дошкольников.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника способствует:
312 Инновационные подходы к решению проблем современного образования
— обогащению эмоционального опыта ребенка положительными эмоциями;
— обучению детей способам выражения эмоций посредством мимики и пан-
томимики;
— коррекции эмоциональных трудностей детей (тревожность, агрессивность,
страхи, низкая самооценка);
— развитию эмпатии;
— приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками,
но и с взрослыми;
— обучению рефлексивным умениям.
Почти в каждой группе есть дети с негативными поведенческими особенно-
стями. С такими детьми часто бывает непросто и родителям, и педагогам, но и
самим детям со своими трудностями бывает тяжело.
Традиционные методы и приемы развития позитивного эмоционального опы-
та взаимодействия не всегда эффективны. Поэтому были введены в практику ис-
пользование таких форм работы, как «Ритуалы», «Минутки вхождения в день»,
«Эмоциональные занятия», «Праздник среди будней».
Ритуалы позволяют мобилизовать силы ребенка на определенное продуктив-
ное действие, накопление положительного опыта, формирование позитивных на-
выков общения. Важно помнить о том, что мотивация ребенка на выполнение
любого ритуала основывается, прежде всего, на необычности, поэтому целесоо-
бразно по истечении месяца вносить новый содержательный элемент или менять
содержательный компонент ритуала, не изменяя значение действия.
В начале дня необходимо использовать ритуал приветствия, а в конце дня
ритуал прощания.
Каждый ритуал приветствия состоит из двух частей.
Первая часть посвящена приветствию самого себя.
Ребенок приветствует себя, например:
— обнимая себя двумя руками;
— проговаривает свое имя с ласковой интонацией;
— желает себе здоровья и удачи;
— здоровается с самим собой и произносит пожелания для себя.
Это очень значимая часть ритуала, так как способствует идентификации лич-
ностного «Я», формированию ощущений собственной границы, принятию себя
для формирования самоутверждения, умения относиться к себе с уважением, для
повышения самооценки и элиминации психоэмоционального напряжения.
Вторая часть ритуала состоит из приветствия присутствующих.
Данные ритуалы формируют у детей чувство единства группы, создают ат-
мосферу доброжелательности и доверия, повышают эмоциональный и энергети-
ческий тонус, являются формой социализации чувств и возможностей познания
себя и принятие, понимание окружающих.
Раздел 5. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе 313
Кроме ритуалов, педагоги применяют так называемые «минуты вхождения
в день», состоящие из игр и упражнений, направленных на сплочение группы и
создание благоприятного эмоционального фона.
Использование данных форм в работе способствует соблюдению определенных
правил и выстраиванию конструктивных взаимоотношений между детьми. Они
также стабилизируют психологическое состояние и вызывают приятные реакции,
повышают значимость каждого ребенка и формируют собственный положитель-
ный опыт успешности.
С целью сохранения и укрепления психологического здоровья дети старшего
дошкольного возраста посещают кружок «Познай себя».
Организуя кружок, мы ставили перед собой задачу: сохраняя и тренируя спо-
собность детей старшего дошкольного возраста к индивидуальному восприятию
и отражению окружающего мира через осознание переживаемых чувств и ощу-
щений, подвести детей к осмыслению причинно-следственной связи между чув-
ствами и поведением, личностным поведением и качеством общения.
В соответствии с этим была составлена программа эмоционального развития
детей дошкольного возраста, которая реализуется в старшей и подготовительной
группах нашего учреждения.
Программа кружка предусматривает:
1. Развитие эмоциональной сферы:
— формирование представлений об эмоциях как знаках, подаваемых челове-
ком о себе;
— обучение детей распознаванию эмоционального состояния человека;
— обучение детей умению проживать то или иное эмоциональное состояние,
освобождаться от отрицательных эмоций и контролировать свое поведение.
2. Развитие коммуникативных способностей:
— формирование умений устанавливать контакты и сотрудничать с другими;
— обучение формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими.
3. Знакомство с моральными чертами характера:
— формирование нравственного поведения в повседневной жизни;
— формирование положительных черт характера.
Работа по формированию психологического здоровья в рамках проводи-
мых занятий включает в себя:
1. Овладение детьми языком эмоций:
— мимика;
— пантомимика;
— закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций;
— обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуа-
ции).
2. Коррекцию агрессивности:
314 Инновационные подходы к решению проблем современного образования
— коррекция драчливости у дошкольников;
— снятие конфликтности в общении детей;
— снятие вербальной агрессии.
— преодоление импульсивности.
3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.
— снятие тревожности;
— коррекция страхов;
— формирование адекватной положительной самооценки;
— формирование у детей уверенности в собственных силах.
4. Формирование социальных навыков у ребенка.
— развитие умения понимать и принимать позицию другого человека;
— овладение коммуникативными навыками;
— развитие эмпатии;
— развитие дружеских взаимоотношений.
5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения:
— формирование нравственного сознания;
— формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне по-
ступков;
— формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками;
— развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Занятия проводятся по двум направлениям:
Первое направление включает в себя занятия из цикла «Познай себя».
Содержание этих занятий направлено на социально-эмоциональное воспитание
детей, в результате которого происходит усвоение предметно-чувственных ощу-
щений, освоение способов выражения переживаемых чувств и адекватное реаги-
рование на них.
Основой целью этих занятий являются: осознание и осмысление детьми соб-
ственного «Я», преодоление барьеров в общении, развитие адекватного понима-
ния других, создание возможностей для самовыражения, профилактика страхов
и неврозов.
Второе направление включает в себя занятия из цикла «Уроки добра».
Содержание этих занятий направлено на формирование коммуникативных навы-
ков общения, развитие эмоциональной произвольности, обучение конструктив-
ным способам управления собственным поведением.
Основной целью этих занятий является: обучение ребенка умению выбирать
наиболее адекватные способы общения в любой возрастной среде и в любых со-
циальных условиях. Научить приемам стабилизации поведения.
Знакомство детей с эмоциями и чувствами начинается с обогащения их сен-
сорного опыта. Насыщение сенсорной сферы целесообразно начинать с актив-
ной подачи информации по каналам вестибулярного, зрительного и слухового
Раздел 5. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе 315
анализаторов. Для этого я использую на занятиях подвижные, зрительные и
слуховые игры. Постепенно, продолжая расширять диапазон вестибулярных,
зрительных и слуховых ощущений, вводятся игры, воздействующие на другие
анализаторы: обонятельный, вкусовой и осязательный.
Поток разнообразной сенсорной информации от предметов — стимулов
включает ощущения детей. Ощущения, в свою очередь, провоцируют ответные
эмоциональные реакции, вызывают желание продлить позитивные эмоции.
Наряду с пополнением сенсорного опыта детей, проводится работа по разви-
тию эмоциональной экспрессии или моторных механизмов эмоциональных про-
явлений: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. В занятия включа-
ются элементы психогимнастики, этюды, обыгрывание ситуаций, мимические
упражнения.
Следующий этап работы — это развитие представлений об эмоциях, который
включает в себя:
— знакомство детей с конкретными проявлениями эмоций радости, грусти,
страха и др.;
— знакомство с экспрессивной стороной выражения эмоций в мимике, пан-
томимике, речи;
— обогащение представлений о причинно-следственных связях в эмоцио-
нальных проявлениях.
Знакомство с каждой эмоцией начинается с разыгрывания этюда или эпизода
из художественного произведения, в котором главный герой переживает то или
иное эмоциональное состояние. После обыгрывания проводится беседа и знаком-
ство с мимическим выражением эмоционального состояния. Затем дети рисуют
«чувство», стараясь передать характерные особенности мимики. Рассматривая
рисунки, мы с детьми обсуждаем, что может быть причиной этого эмоционально-
го состояния, обращаем внимание на то, что содержание рисунков у всех одина-
ковое, но как по-разному оно изображено, таким образом, подчеркивая уникаль-
ность чувств каждого человека.
Хотелось бы отметить, что используемая форма организации занятий, когда
дети проигрывают и проживают какую-либо ситуацию, выполняя при этом разно-
го рода задания, помимо изучения самих эмоций несут в себе и другие важные ха-
рактеристики психологического здоровья ребенка. Они способствуют развитию
эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, способности к самоконтролю
и произвольной психической саморегуляции.
В ходе занятий дети учатся управлять своими эмоциями и действиями, конт-
ролировать свои чувства, начинают понимать, какие действия и поступки приво-
дят к одним и тем же переживаниям у всех людей, независимо от возраста и пола.
Работа над эмоциями способствует снижению тревожности и агрессивности у
детей, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками,
но и с взрослыми.
316 Инновационные подходы к решению проблем современного образования
Занятия по программе «Познай себя» способствуют снятию психо-
эмоционального напряжения, овладению коммуникативными навыками и
навыками адекватного реагирования в конфликтных ситуациях, формиро-
ванию социальных навыков, нравственного сознания и поведения.
Дети охотно посещают кружок, используя потом полученные на занятиях зна-
ния, в общении друг с другом и с взрослыми.
Для формирования навыков дифференциации эмоциональных состояний
мною и воспитателями в группах были изготовлены разнообразные игры и по-
собия. Для ознакомления детей с основными видами эмоций были сделаны
«куклы-настроения», с разными мимическими выражениями лица, передающие
разнообразные эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление и др. «Ку-
клы-настроения» помогают детям быстрее запомнить мимическое выражение
того или иного настроения. Мимика «куколок» дублируется схематичными изо-
бражениями – пиктограммами идентичных эмоций.
С целью формирования навыка дифференцирования эмоциональных состоя-
ний используются кубы, плакаты с изображением разных эмоциональных состо-
яний. В «Эмоциональных уголках» в начале дня дети показывают изображение,
соответствующее их настроению. В группах старшего возраста это пиктограм-
мы, на которых изображено то или иное эмоциональное состояние, а в группах
младшего и среднего возраста это несюжетные картинки, например: карточки, с
нарисованными воздушными шариками, мыльными пузырями, бабочками или
тучками и т. п.
Задумываясь о предупреждении психоэмоционального напряжения детей до-
школьного возраста, педагоги, медики, психологи скрупулезно составляют ре-
жим дня пребывания ребенка в дошкольных учреждениях в соответствии с воз-
растными и психологическими особенностями дошкольников.
Жизнь дошкольника в ОДО структурирована, ритмична и, казалось бы, долж-
на способствовать благоприятному психоэмоциональному состоянию ребенка.
Однако, наблюдения за детьми показали, что к концу дня дети становятся более
беспокойными, обидчивыми, импульсивными. Эти проявления усугубляются к
окончанию рабочей недели: у детей повышается тревожность, нервозность, они с
нетерпением ждут родителей.
 Жизнь по режиму, в определенном ритме, с однообразной повседневностью
вызывает у некоторых детей, стрессовые состояния и инициирует депрессивные
состояния. Наиболее стрессогенным фактором в этой ситуации является то, что
в будничной жизни часто отсутствуют приятные неожиданные события, а сама
регламентированность создает ощущение несвободы, что усугубляет психоэмо-
циональное состояние.
Для обогащения эмоционального опыта детей положительными эмоциями в
режимные моменты введены разнообразные обычаи:
— «Утро радостных встреч» (после выходных, болезней);
Раздел 5. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе 317
— «Веселые каникулы»;
— «День праздничного настроения»;
— «День юмора и смеха»;
— «День доброго слова».
Также для формирования психологического здоровья нами используется та-
кая форма, как «праздник среди будней».
Для детей важно устраивать разнообразные праздники внутри группы, потому
что такие мероприятия позитивно отражаются на их настроении, развивают на-
выки общения и способствует формированию психологического здоровья.
Такое веселое праздничное мероприятие должно быть неожиданным, настоя-
щим сюрпризом. Праздник может посвящаться любой теме: «Праздник улыбки»,
«Праздник солнечного зайчика», «Праздник воздушных шаров» и т. д. Сценарий
таких праздников выстраивается вокруг главного персонажа или темы с исполь-
зованием психотехнических игр и упражнений, любимых детьми подвижных игр
и развлечений, веселых конкурсов и розыгрышей, с активным включением дет-
ского опыта и творчества.
Понимая, какое значение имеет для формирования психологического здоро-
вья ребенка окружающая среда, мы уделяем этому вопросу особое внимание.
Для создания благоприятного эмоционального фона во всех группах, наряду
с традиционными уголками, есть сенсорные зоны и «Эмоциональные уголки»,
оснащенные необходимыми атрибутами.
Для игр, направленных на развитие моторных механизмов эмоциональной
экспрессии, воспитателями изготовлены маски-шапочки, есть ленточки, султан-
чики и другие атрибуты. Подвижные игры способствуют развитию моторных
механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего, жестикуляционной выра-
зительности.
Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (ми-
мических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки,
фразы), — а также формирования основ выразительности внешних эмоциональ-
ных проявлений воспитатели используют эмоционально-экспрессивные игры (во-
площение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; переда-
ча эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т. д.).
Лучше всего решается эта задача через театрализованную деятельность. Со-
держательную основу игр составляют отрывки из произведений К. Чуковского
(«Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки»);
произведений приднестровских авторов: Н. Самоний, («Добрый ювелир»*, «За-
бавные бублики»**), Н. Евдокимова*** («Пчелка с челкой», «Кошка Лялька», «У меня
в саду»), И. Ищук («Кто украл Луну?»).
Драматизируя сказку, ребенок передает с помощью мимики и движений ха-
рактер, особенности, настроение персонажа.
318 Инновационные подходы к решению проблем современного образования
Деятельность детей в «Уголке творчества» (воспитатель вместе с детьми
рисует Машу-растеряшу, доброго доктора Айболита, подбирает музыкальное
сопровождение к сказкам и т. д.) расширяет представления детей о причинно-
следственных связях в эмоциональных проявлениях. Дети рисуют, стараясь
передать характерные особенности мимики. Рисунки рассматриваются, и вос-
питатель обсуждает с детьми, что может быть причиной этого эмоционального
состояния. Также при обсуждении рисунков внимание детей обращается на то,
что содержание у всех одинаковое, но как по-разному оно изображено. Таким об-
разом, подчеркивается уникальность чувств каждого человека.
Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоцио-
нальное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации
голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа
обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмо-
циональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сострадание,
содействие.
В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литера-
тура, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, связи
между переживаниями человека и состоянием природы.
Важное место в этой работе отводится беседам, играм.
Цветовое решение интерьера влияет на настроение ребенка, поэтому воспи-
татели в группах используют больше оттенков желтого спектра (способствует
увеличению скорости зрительного восприятия, общению) с акцентами синего,
зеленого, красного цвета. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у
детей. Многообразие предметов на полках игрового уголка, разнообразие фактур,
тканей, цветов способствует творческому, умственному и физическому развитию
детей.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ре-
бенка дошкольного возраста могут быть реализованы лишь при условии тесного
взаимодействия двух сторон — детского сада и семьи.
С целью установления контактов с семьей и для обеспечения единства в вос-
питании используются следующие методы:
— общие и групповые родительские собрания;
— консультации;
— информационно-практические занятия;
— работа в клубе «Родительский всеобуч», «Семья — плюс;
— размещение информации в папки-передвижки и на стендах.
Осуществляемая нами работа дает положительные результаты.
При проведении ежегодной диагностики мы отмечаем положительную дина-
мику в формировании психологического здоровья средствами развития эмоцио-
нальной сферы. У детей развивается эмоциональная сфера, коммуникативные
Раздел 5. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе 319
способности и чувство уверенности в себе, формируются социальные навыки,
а также нравственное сознание и поведение, что положительно сказывается на
формировании психологического здоровья детей.
Таким образом, совместная, систематическая, специально организованная ра-
бота всех участников воспитательно-образовательного процесса позволяет создать
оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочув-
ствия детей и их ближайшего окружения, а также для эффективного формирования
психологического здоровья дошкольников.


ИСТОЧНИК:
"Инновационные подходы к решению проблем современного образования"
(материалы заочной Республиканской научно-практической конференции(в рамках Декады науки и мира,12 ноября 2014 года. Под общей редакцией О.П. Нестеренко
Министерство просвещения ПМР, ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», Тирасполь, 2014 г.

Библиографический список
1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей
и подростков в контексте психологической службы. — М.: Академия, 1995.
2. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные обоснования, цели
и средства // Начальная школа плюс и минус. 2002. № 3. — С.3–8.
3. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный
возраст. — М.: Питер, 2005.




*Натали САМОНИЙ, "Добрый ювелир",
http://www.stihi.ru/2013/07/29/10284

**Натали САМОНИЙ, "Забавные бублики",
http://www.stihi.ru/2013/10/22/9162

***Наталия ЕВДОКИМОВА,
http://www.stihi.ru/2013/04/30/961