Артем Ляхович. Обзор по осеннему туру 2015

Литературный Фестиваль Рунета
Логику, которая видится мне в отборе стихов лонг-листа, я понимаю, но не разделяю. В основном он составился из той интеллектуальной мимикрии прозы под поэзию, гениальным представителем которой был Бродский, и которую так любят сейчас менее гениальные, увы, его единомышленники. Такая мимикрия – простейший способ отмежеваться от банальности: мол, вообще-то стихи – это пошло, постмодернизм на дворе, а я-то умный, я понимаю это и иронизирую, как завещал синьор Эко…  Сквозь такие стихи мне так и видится виноватая физиономия автора: хоть я и тоже стихи пишу, но я ведь не из этих!
Нет уж. Банальности бояться – на Парнас не лазить. Бродский-то был смел, и интеллектуализм его, и ирония – не вместо поэзии, а вместе с ней.


1. Алекс Трудлер "плавность линий" http://www.stihi.ru/2013/04/09/8418

Стихотворение, замечательное аллитерациями (какой контраст первой – "плавной", и второй – "костлявой" строк!) и хитроумной философичностью, воплощенной изящно, без натяжек и зауми. Немного режет ухо "палестина" (все-таки искусственно).

жизнь несовместима с плавностью линий,
природа костлява, корява, проточна.
но человек выживает и в палестине –
начинает с пробела и кончает точкой
(самое вкусное, как всегда, в середине).

середина зависит от передвижного состава,
и тут как повезёт: потечёшь мысью,
полетишь птицей, будешь рыбой плавать...
стоп! плавность линий несовместима с жизнью!
поэтому и править не имеем права.


2. Алексей Ефипов "Минус нуль" http://www.stihi.ru/2013/06/12/2867

Точная психологическая зарисовка, нарисованная, как у Петрова-Водкина, "кривой" перспективой, искажающей детали, вырывающей их из привычного пространства. Свежая и терпкая вариация на вечную тему.

Приходишь: постель не смятая,
осматриваешь квартиру,
покрываешься солнечными пятнами,
пульсируешь.

Перспектива не прорисована,
не настроена резкость;
переглядываясь с парой кроссовок,
от стыда колышется занавеска.

А сам идешь на убыль,
проецируясь на любовь,
механически чистишь зубы,
не дотрагиваясь до зубов.

Играешь "Прощание славянки" на нервах,
заглушая боль,
выходишь во двор – и деревья
расступаются перед тобой.


3. Дядя Игорь "Первый снег" http://www.stihi.ru/2013/10/24/2989

Простое, как детская картинка, стихотворение в лучших традициях Заходера и Ко., – но эта простота дорогого стоит. Обязательно выучу его с дочкой.

Снег сыпал на город,
Стучался в окошки.
За ним наблюдали
Внимательно кошки.

Нахохленный голубь,
Взлетев на карниз,
Смотрел на снежинки
Летящие
Вниз.

А дворник сказал:
– Нынче снег рановато.
Ушанку надел
И пошёл за лопатой.


4. Игорь Брен "Полигимнии" http://www.stihi.ru/2015/10/14/2536

Нелюбимые мною "смуры", но такие музыкальные, что я все простил. Собственно, я уверен, что поэзия делается на уровнях более мелких, чем понятия и образы – где-то там, где слоги и буквы незаметно меняют свою атомную структуру, и слова перестают быть просто словами. Если на этом атомном уровне поэзии нет, но есть претензия на нее в образах – ее все равно нет. Если же здесь, внутри слов, поэзия есть – значит, она есть, даже если я не понимаю образов. Значит, нужно лучше вслушаться.

[законченная пье... для шарман... в шести проигрышах]

СИ-ЛЯ МИ-ФА

        обычай закончен,
        стезя загустела,
        загашник развалин дождями увит.
        набычилось... скорчилось...
        в тяжкое тело
        трава прорывалась ножами любви.

СИ-СИ-СИ-РЕ

        рожали ножами,
        давили на жалость,
        и сталь погружалась
        в багряную муть.
        заря.
        по степям молоко убежало –
        за веру. народ и царя – никому?

        навечно взрастили, 
        заплечно вгрызалось,
        обряд не заменит потери (Отца) –
        по тысячам исчерна-пепельных кляуз
        вчерашние тили стучали в сердцах.

< соль-до, соль-до, до-ре-си>


РЕ-СИ-ФА-СИ-РЕ

        казалось бы, узы на миг ослабели –
        скапканился волк и ослепла сова...

        мы рвались в утробный покой колыбели,
        на сладкие звуки меняя слова...

РЕ-ФА

<фа-ре-си>

        молитва изгонит "куда бы" и "где бы" –
        оградой забытой на страже сияй,
        в малиновом звоне укравшая небо,
        стократно испитая чаша сия.

< ля-соль, фа-соль, соль>

        с погостья навеян, преданием древним
        вздымается сладкий, отеческий дым.
        спокойствие зреет – ведь в нашей деревне
        сегодня не всем не хватает еды.

< ми-до – ми-ре>

        на бычий обычай
        грозить гекатомбой –
        побашенно
          бьют
            кирпичи
              из стекла.

       не выдавить вволю по каплям потомков –
       дырявая вечность в себя истекла.


5. Марина Гареева "дождь корнями держится за землю" http://www.stihi.ru/2012/10/31/10841

Кажется, что драгоценный тон "вполголоса", пойманный автором, было ой как непросто выдержать до конца, и некоторые слова почти готовы вырваться и скомкать его... но почти.

дождь корнями держится за землю,
если оторвётся – улетит.
лепестками мир осыпан древних
одуванчиков молитв.

высохшие звёзды не восходят,
вымерз почерневший урожай.
свет фонарный садит корнеплоды,
вой собачий кормится с ножа.

утро пробирается под кожу,
слабые сонливостью глаза
щёлкают щеколдою в прихожей,
сон уходит нараспашку за

тёплым молоком с холодной булкой
(снова перепутал, шалопай),
тихо возвращается с прогулки.
облаку зелёный наливай

чай согреет руки (с ними мысли)
– можно умываться тишиной
(дышит за порогом кто-то близкий,
ближний и нечаянно родной).

день набитый мокрыми ногами
пробкой закупоривает путь,
солнышко рисую между нами
(тыльной вытираю – не спугнуть).

тихая безмолвная усталость,
листья, словно ёжики, шуршат.
выколоть запасы, что остались.
больше никого не нарушать


6. Марина Намис "Песенное" http://www.stihi.ru/2015/02/23/11718

Пафос, которого умные поэты боятся, как огня. Сила, которая приходит в слова только, если его не бояться. Ум,  который – да, трудно сочетается с пафосом, но это сочетание, если его удается удержать, драгоценно.

Пелась она адажио,
сбивчиво, наугад,
ощупью глаз, искавшею
чуткий ответный взгляд.
Пелась, сердцебиением
складывая мотив.
Пелась до упоения,
выдохи участив.
Ласковою, текучею
вылилась изнутри.
Тонким вели созвучием
струны-поводыри.
Топь тишины познавшие
токи сливались тел,
в тихих тонах адажио
шариком мир летел.

За вдохом-выдох.
И опять – живём.
За словом – слово, и уже – недаром.
Видения очерчены углём.
Движения охвачены пожаром.
Гори-гори,
зови за дрожью дрожь,
за болью боль –
да, остов-шарик шаток:
день выстоишь и снова упадешь
в мир тамбуров и лестничных площадок,
где распахнётся плоть, ломая клеть,
освобождая душу звукоряда.
Где жить – звучать,
где чувствовать – гореть,
гореть, сгорая
аппассионато...


7. Миронова Елена "Часовой" http://www.stihi.ru/2013/01/10/1769

Мое любимое в шорте. О таких стихах писать и сложно, и не хочется: в них все сказано.

Ночь. В ней свет — почти прифронтовой,
над твоей встающий головой,
пальцы перепачканы черникой.
Ты, дружок, сегодня часовой,
и увидишь если: кто живой —
издали на скрипочке пиликай.

Дольний космос густо начинён
длинным-длинным перечнем имён —
вот на свет плывёт из перелеска
люд работный, офисный планктон
с яблоком, которое ньютон,
в облаке, которое гандлевский.

Всякого утешь и сохрани,
от ножа и сглаза отжени,
отлепи от хвори и от дури,
отомри от яда и огня…

И сыграй, мой ангел, для меня —
чтоб застряла жизнь во мне
как пуля.


8. Ольга Суханова "Сырники" http://www.stihi.ru/2015/07/14/3242

Искренний, без игр в Умную Меня образчик "женской поэзии". Ее высший пилотаж – когда главное на миг выглядывает из-под деталей, за которые цепляется сознание лирической героини, и понимаешь, что скрыть невысказанное важнее, чем высказаться. Как у Ахматовой – "в серые глазки ее погляжу". Как здесь – "нет за тобой пути". Поэтому последние четыре строки – хоть и хороши, но лишние.

Мамин рецепт – с изюмом,
Медом и курагой.
Как о тебе ни думай –
Ты все равно другой.
В окна порыв норд-веста –
Бешено, по-мужски.
Липнет к ладоням тесто,
Надо еще муки.
Краем стекольным, бритвой
Строчки в письме. Прочти.
Есть за тебя молитва,
Нет за тобой пути.
Ни в кандалах к острогу,
Ни босиком в пургу…
Сырников на дорогу –
Что я еще могу?
Ехать тебе неблизко.
Поезд, вокзал, огни.
С горкою вышла миска.
Боже тебя храни.


9. Палад "Вместе" http://www.stihi.ru/2012/12/15/1517

Изысканно-снобистская лирика интеллектуала и мастера своего дела. Капля серьезности – и стихотворение не спас бы и масляный слог, в котором язык скользит легко, без трения. Но улыбка делает этот стих игрой, а мастерская игра всегда хороша.

Вы прячете, зачем-то вечно прячете
сафьяновой улыбки полутень.
Бульваром скачут солнечные мячики.
А солнечные девочки и мальчики
сквозят, парят и кутаются в лень.
Умерен смог. И полдень вполнакала.
Асфальт грызёт усталая фреза.
Лоскутно небосвода одеяло
лишь чуть – чтоб синь не выела глаза.
О'птичен клён воробьей стайкой сыпкой,
как это часто водится в маю.
Но встречные не жалуют улыбкой.
И Вы привычно прячете свою.
Желание присесть почти спонтанно.
Сто лет в обед скамейке голубой
у мёртвого советского фонтана
с обуглившейся заячьей губой.
Там, будто, парень в кепке-восьмиклинке,
встопорщенной задорно от виска.
Кивает Вам – смешливой прежней Инке,
потешно скалясь фиксой босяка.
Прищурились. Так, вроде бы, виднее.
У ног пасётся голубь, клянча снедь.
Вот парень, улыбаясь и бледнея,
садится рядом – вместе каменеть.


10. Света Хохломская "Про счастье" http://www.stihi.ru/2014/03/22/10390

Мне так понравились рифмы в третьих строках – "великанство от упрямства" и проч. –
что я просто не смог пройти мимо.

Витала-витала за потолочье,
в чужо чердачье, в дубовый веник…
А великанство твоё – от упрямства,
– ты говорил мне.

Летала-летала, пока все спали,
землю смотрела кверху ногами.
А лилипутство твое – от распутства,
– ты говорил мне.

Любила-любила в дожде сиреньку,
искала счастье, – не находила.
А близорукость твоя – это глупость,
– ты говорил мне.

Чесала-чесала макушки липам,
пчелы ласкали рученьки в цыпках.
– А вся медовость твоя – лишь убогость,
– ты говорил мне.

– Где же взять счастье упрямой, распутной,
девке убогой, пчелы, скажите?..

– Счастье, известно, в липовом цвете,
в каплях тяжелых, как на сирени,
– липы шептали, пчелы гудели…

Только сиренька, дождиком пьяна,
тихо светилась.


11. Тео Тео "Сказка" http://www.stihi.ru/2015/10/15/9287

Я редко люблю стихи за истории, которые те рассказывают, – но здесь именно тот случай. Тем более, что и атомная структура слов не подкачала.

Слушай же сказку:
в Ином краю,
где не марают в крови ладони,
жил,скажем, Юноша – как в раю –
видел, как в небе неспешно тонет
лодка луны и приходит день,
радостно ветру в оливах вторят
птицы и кружевом вьется тень,
ласковый край, где не знают горя.
В том же приволье жила Она,
в тихой, простой деревне,
знала, как в поле поёт весна,
слышала голос древний
где-то внутри, призывала дождь,
травы рвала да маки...

Им не знакома сухая дрожь,
сумрачный лай собачий,
гул самолётов, дома в огне,
хрипы смотрящих в небо...

Слушай же, мальчик.
В Иной стране,
где никогда ты не был,
пусть эти двое живут любя,
счастье даря и ласки.
Если не можем начать с себя,
просто напишем сказку.


............................................

О нашем эксперте:

АРТЕМ ЛЯХОВИЧ

Пианист, лауреат международных конкурсов. Кандидат искусствоведения, автор работ о творчестве Сергея Рахманинова, проблемах музыкального смыслообразования, исполнительской эстетики. Сборник художественной прозы Артема Ляховича "Заговор" вошел в шорт-лист четвертого Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества "КнигуРу" (2013).
Живет в Киеве.
http://artem-lyakhovich.muzkarta.info/glavnaya

Записи Артема Ляховича:
- "Галоп Балды" (парафраз на темы Шостаковича, в дуэте с Алиной Романовой)
http://www.youtube.com/watch?v=ejVRfpNJudE

- Лист. Венгерская рапсодия № 6
http://www.youtube.com/watch?v=kG0eHVfG5bw

Благодарим Артема за выбор и обзор!