Дары природы. Силлабика сегодняшнего дня

Рихард Мор 2
Дары природы
Лидия Феоктистова
http://www.stihi.ru/2011/08/13/121

1
«Если в конце лета нА небо взглянуть,
Там алмазной аркой светит Млечный путь.
Ярче всех сияют Лира и Орёл,
Прячется в тумане храбрый Орион.»

1о о0_1о / 1_0о о1
1_о1о 1о / 1о_1о 1
1о_1 о1о / 1о о_о1
1оо о1о / 1о оо1

2
«Птицы собираются в тёплые края,
В пути не собьются, им светит звезда,
Она им укажет где север, где юг,
Покидают родину из-за скорых стуж.»

1о оо1оо / 1оо о1
о1 о_о1о / 0_1о о1
о1_0 о1о / о_1о о_1
оо1о 1оо / 0-о_1о 1

3
«Вот уж наступает первый листопад:
Сначала берёза скинет свой наряд,
А за ней черёмуха, липа, клён и вяз;
Будет разноцветье радовать наш глаз.»

1_о оо1о / 1о оо1
о1о о1о / 1о 0_о1
о_о_1 о1оо / 1о 1 о_1
1о оо1о / 1оо 0_1

4
«Хризантемы, астры всё ещё цветут,
И по саду нежные запахи плывут,
Разгорелись пламенем ягоды рябин,
Соревнуясь с красными гроздьями калин.»

оо1о 1о / 1_о0 о1
о_о_1о 1оо / 1оо о1
оо1о 1оо / 1оо о1
оо1о 1оо / 1оо о1

5
«Лето догорает, скоро и сентябрь,
Первый месяц осени красками богат;
Богат и грибами, брусники полно,
Голубика спелая пьянит, как вино.»

1о оо1о / 1о о_о1
0о_1о 1оо / 1оо о1
о1_0_о1о / о1о 01
оо1о 1оо / о1 0_о1

6
«Пни уже покрылись множеством опят,
Груздья белоснежные из корзин глядят.
Нет вкусней закусочки, чем солёный груздь;
Для кого-то рыжик, спорить не берусь.»

1 о0_о1о / 1оо о1
1о оо1оо / 0_о1 о1
1 01 о1оо / 0_о1о 1
о_о1-о 1о / 1о о_о1

7
«Вытащим зимою к празднику дары ,
И украсим ими скромные столы,
Поставим бутылочку своего сидра,
С такою закуской и жизнь хороша!»

1оо о1о / 1оо о1
0_о1о 1о / 1оо о1
01о о1оо / оо1 01
о1о о1о / о_1 оо1
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

1оо01о/10оо1___Х
1о1о1о/1о1о1___Х
1о1о1о/1ооо1___Х
1ооо1о/1ооо1___Х

1ооо1оо/1ооо1___Лх
о1оо1о/01оо1___А
о10о1о/о1оо1___А
оо1о1оо/0о1о1___Лх

1ооо1о/1ооо1___Х
о1оо1о/1о0о1___Л
оо1о1оо/1о1о1___Лх
1ооо1о/1оо01___Х

оо1о1о/1о0о1___Х
оо1о1оо/1ооо1___Лх
оо1о1оо/1ооо1___Лх
оо1о1оо/1ооо1___Лх

1ооо1о/1ооо1___Х
0о1о1оо/1ооо1___Лх
о10о1о/о1о01___А
оо1о1оо/о10о1___Л

1о0о1о/1ооо1___Х
1ооо1оо/0о1о1___Лх
101о1оо/0о1о1___Лх
оо1о1о/1ооо1___Х

1ооо1о/1ооо1___Х
0о1о1о/1ооо1___Х
01оо1оо/оо101___А
о1оо1о/о1оо1___А
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Итак, в этом стихотворении из 28 строк, 12 строк — хореических; 9 — логаэдно-хореических – Шенгели бы назвал их Размер как: 6-стопный Хорей с наращением 3-й Стопы; 5 строк — амфибрахических; и 2 строки — исключительно логаэдные. — ЯА5... и ХД6... – тактовиковых форм.

Плюс-минус, — и без всяких процентов — это стихотворение относится к Силлабической системе стихосложения. Это ясно. Но, похоже не всем;. Небольшой экскурс в Силлабику сегодняшнего дня и на современный взгляд от — не побоюсь этого слова — потрясающего специалиста современности, профессора каких-то там наук, Юрия Орлицкого, – говорящего, как сказали бы у нас в Тьмутаракани, пусть и иногда, но — в точку:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Юрий Орлицкий. Силлабика сегодня.
http://magazines.russ.ru/arion/2012/3/o23.html

«Как и всякий тип стиха, силлабика напрямую связана с природой языка. Принято считать, что она больше всего “подходит” языкам с так называемым фиксированным ударением (обязательно на последнем слоге, как во французском, или на предпоследнем, как в польском), в которых силлабика действительно на долгое время (вплоть до появления верлибра) стала господствующим типом стиха (как силлаботоника — в русском). При этом у разных народов те или иные типы становятся господствующими: в итальянской поэзии это одиннадцатисложник с обязательными ударениями на десятом слоге и на четвертом или шестом (или на обоих); во французской — двенадцатисложник с цезурой после шестого слога и обязательными ударениями на шестом и двенадцатом и т.д. То есть свобода в распределении ударных и безударных слогов в силлабическом стихе носит характер весьма относительный.
При этом с определенной долей условности можно говорить, что “правильная”, равностопная силлаботоника может рассматриваться как частный случай силлабики, поскольку количество слогов здесь во всех строках или одинаковое, или закономерно чередующееся. Более того, и многие дольники, получившие в русском стихе ХХ века большое распространение, тоже нередко бывают равносложными, то есть их тоже можно считать вариантами силлабики. Поэтому провести границу между разными типами стиха не всегда просто.
Тем не менее, опытное ухо определяет силлабический стих практически безошибочно: для него характерна подвижность ударений между константами, эдакая танцующая походка речи. Чуть дальше мы увидим, что это значит.»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Эдакая танцующая походка речи» — потрясающе, не правда ли? Походка моряка — да в развалочку. Добра молодца — краснощёкого. Полного сил, задора и жизнелюбия. Ой ли — не всегда конешно. Но тактовики, в принципе — они такие – бунтари, где бы они ни были.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1 Антиох Кантемир.

http://ru.m.wikisource.org/wiki/К_уму_своему_(Кантемир)

«Расколы и ереси науки суть дети
Больше врёт кому дано больше разумети...»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
2 Василий Тредиаковский.

http://www.stihi-rus.ru/1/Trediakovskiy/40.htm

«Красное место драгой берег Сенски
Где быть не может манер деревенски...»

«Любо играет и Аполлон с музы
В лиры и в гусли, также и в флейдузы.»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
3 Борис Корнилов. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОИМ ПРИЯТЕЛЯМ 1931

http://az.lib.ru/k/kornilow_b_p/text_1935_poe.shtml

«Всё те же мы: нам целый мир - чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин

1
Мне дорожка в молодость издавна знакома:
тут смешок, тут выпивка, но в конце концов -
все мои приятели - всё бюро райкома -
Лешка Егоров, Мишка Кузнецов,

комсомольцы Сормова, - ребята - иже с ними.
Я - такой же аховый - парень-вырви-гвоздь...
Точка - снова вижу вас глазами косыми
через пятилетье, большое насквозь.

Ох, давно не виделись, чертовы куклы, мы,
посидеть бы вместе, покурить махры,
вспомнить, между прочим, что были мы пухлыми
мальчиками-с-пальчиками - не хухры-мухры.

В голос песни пели, каблуками стукали,
только от мороза на щеке слеза.
Васька Молчанов - ты ли мне не друг ли?
Хоть бы написал товарищу раз_а_.

Как писали раньше: так-то вот и так-то...
живу, поживаю - как на небеси...
Повстречал хорошенькую - полюбил де-факто,
только не де-юре - боже упаси...»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Кстати, никто не знает, где проходит та грань перехода между силлабическими Тактовиками и Тактовиками – тоническими? Ну, это я к тому, что последний пример из классики это — Тактовик. И если кому-то покажется, что письмо его — слишком для вашего восприятия, — типа, нет ни слоговой выдержанности, ни-ни-ни — то прочтите Сатиру I «К уму своему» Антиоха Кантемира, и возможно вы, когда-нибудь поймёте. Например, если силабический 13-сложник, это Тактовик, то зачем его надо было настолько сдерживать? Как там у Маяковского:

«Начнёшь это слово в строчку всовывать
А оно не лезет нажал сломал» —

Так? Вот так было и на Заре русского стихосложения — того времени когда стали задумываться о природе стиха. Но, как бы там ни было, а вклад наших отцов-основателей в общее дело неоценим. Другой вопрос — для чего он теперь, да? Ведь теперь все мы умные и знаем, что есть Классическое стихосложение? А другие стихосложения нам не нужны. Вот, например, представьте себе, что это стихотворение Бориса Корнилова написать 6-стопным Хореем – во что оно превратится? Правильно — в Классическое стихотворение. И это правильно. — Да?

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Теперь немого Метрики и Ритмики. Проше видеть всем как в одной сетке дружат между собой четыре вида Размеров двух Метров:

1оо1о1о1о1о — Ямебей
1о1оо1о1о1о — Фалех
1о1о1оо1о1о — Сапфо
1о1о1о1оо1о — Призрак

Хотите научиться писать логаэдические стихи? Пожалуйста, вот вам схемы — пишите. Ну а я — уже:

1 Ямебей:

Белое счастье на правах любви
Крошится не осколками за веру...

2 Фалех:

Где услышу напрасное признанье
Этих тайн этих чар небесных фурий...

3 Сапфо:

И приснится мне небывалый мир
В пустоте иллюзий под знаком солнца...

4 Призрак:

В облаке невиданном осторожно
В рваном ритме облаков невесомых...

И — всё это Логаэды. Теперь же, те же Размеры, только — с силлабическим окрасом:

Счастливо счастье словно кот наплакал — Я.
Радуется всем не взирая платы — С.
Счастье радостно счастье от Емели — Ф.
Счастье навсегда в безлунной купели — П.

Сударь ну глянь же что ж так снова хмур ты — Я.
Невесомость рока свою ты выплюнь — С.
Радуйся сейчас о счастье пока что — П.
Тут вот рядышком в счастье счастье счастья — Ф.

1оо1о/1о1о1о
1ооо1/оо1о1о
1о1оо/1ооо1о
1ооо1/о1оо1о

1оо1о/1о1о1о
оо1о1о/о1о1о — упс...
1ооо1/о1оо1о
1о1оо/1о1о1о

Почему силлабические? Хороший вопрос. Только это не ко мне, уважаемые читатели, — обратитесь к Синтаксису.

Ну а то, что силлабические строки были написаны по всем законам 11-сложников — той Силлабики, которая была, — где первое полустишие равно 5-ти слогам, а второе соответственно — 6-ти, то – это, в той или иной степени лирика, поверьте мне. Почему? Потому что:

Осень осень девочка в моём садочке
Распустилась золотом играет точно
Со мною в салочки ах какая право
Красавица моя ты что ж ты не сказала
О моей напасти что вернётся вскоре
Бедою припляшет иль радостью до горя...

1о1о1оо/о1о1о — Х6/не С.
оо1о1оо/о1о1о — Х6/не С.
о1о1оо/1о1о1о — ЯЯА5/не С.
о1ооо1о/1ооо1о — Я6ж/С. 13-
оо1о1о/оо1о1о — Х6/не С.
о1оо1о/о1ооо1о — ЯА5ж/не С.

Как видите, по всем канонам Силлабики, — 5-ть из 6-ти строк не являются силлабическими. Так считали отцы-основатели. И в первом примере — логаэдической Силлабики, как вы видели, одна строка, как бы тоже этому не соответствовала. И которую надо было править. А как вы считаете уважаемые читатели? Пока вы думаете, я спрошу у Синтаксиса. — Синтаксиса, Синтаксиса, как ты считаешь? — Ответь мне, – маленький рихорд умный хочет быть! Синтаксис смеётся. И Синтаксиса говорит. И показывает:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

; — на стихотворение «Дары осени» был написан стихоанализ:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Стихоанализ -Дары природы- Л. Феоктистовой (Добрый Практик Стихоанализа)

http://www.stihi.ru/2011/08/23/6701
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Уж не знаю, после него ли, автор стихотворения — не зная, что же на самом деле он написал — решил исправить его:

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Как сейчас прекрасно на небо взглянуть,
Где алмазной аркой светит Млечный путь.
Ярче всех сияют Лира и Орёл,
Но уже в туманность скрылся Орион.

Птицы собираются в тёплые края,
В пути не собьются, им светит звезда,
Пернатым укажет где север, где юг,
Покидают родину из-за скорых стуж.

Хризантемы, астры всё ещё цветут,
И по саду нежные запахи плывут,
Разгорелись пламенем ягоды рябин,
Соревнуясь с красными гроздьями калин.

Лето догорает, пошло на закат,
Но сентябрь осенний красками богат;
И грибами радует, брусники полно,
Голубика спелая пьянит, как вино.

Пни уже покрылись множеством опят,
Грузди белоснежные из корзин глядят.
Нет вкусней закусочки, чем солёный груздь;
Для кого-то рыжик, спорить не берусь.

Вытащим зимою к празднику дары,
И украсим ими мы свои столы,
Выставим бутылочку терпкого вина
Насладимся трапезой, сладостной сполна.»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ну что тут скажешь — автор не прав. Но, интересно, а как думает Добрый Практик Стихоанализа — благодаря которому были внесены многие изменения в «Дары природы»?