По конкурсу - По земле русской-1, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/03/23/2940- Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/05/07/3149- Итоги конкурса

начало статьи -  http://www.stihi.ru/2016/05/07/3579

Продолжаю публикацию номинированных произведений конкурса «По земле русской-1».

32. Признавалась в любви нечасто. Оксана Реунова (Урень,  Нижегородская обл.)

Признавалась в любви нечасто.
Но сегодня – особый день.
В васильковой дурманной власти,
В брызгах солнечных мой Урень.

Окружен заповедным лесом,
Весь в веснушках прудов и рек,
В нем ромашки всех роз прелестней,
Самый белый и вкусный снег.

Город маленький, город ясный,
В нем любая беда – легка,
Берегут его от ненастья
Разноцветные облака.

Я сегодня с утра от счастья
С петухами хочу кричать.
Признавалась в любви нечасто,
Но сегодня не промолчать.

Никаких претензий. Искренние, добрые стихи.

34. Глубинное. Аля Воронкова (г. Невель, Псковской обл.)

Есть в мире от всей суеты
навеки упрятанный город.
Там снег, под которым цветы,
следами кошачьими вспорот;
там самые наглые галки,
в почёте поленницы дров;
там много непуганых сов,
а люди советской закалки…
На улице этой и той
в традиции слово привета,
и прячется лёгкое лето
за валенковой теплотой.
Там к чаю не принят песок,
и можно по-детски сушиться
на печке… Поэтому снится
от сказки заветный кусок.
Спит возле калитки скамья,
мы с ней расстаёмся до мая.
…Лишь там до конца понимаю,
насколько же русская я.
Каникульный кончится век.
Защёлкну часы на запястье,
но, как продолжение счастья,
над городом кружится снег…
Как доброму другу кивну
я Невелю… возле вокзала.
Он знает - я этим сказала,
что в мае приеду к нему…

Слово «каникульный» существует, хотя в наше время нам привычнее «каникулярный». А стихи понравились. И эта строчка: «…Лишь там до конца понимаю, насколько же русская я». Как впрочем, и эти: «Там снег, под которым цветы, следами кошачьими вспорот; там самые наглые галки, в почёте поленницы дров; там много непуганых сов, а люди советской закалки…»

36. Переход Гостинки... Соэль Карцев (Санкт-Петербург)

"Сайгон"- жаргонное название очень популярного в 80-х годах прошлого века, кафе недалеко от станции "Маяковская".

Переход Гостинки. Скрипка плачет
И зовёт на много лет назад,
Где звучал оркестром, не иначе —
Днём и ночью — город Ленинград.

Отворю чугунные ворота.
Память — лишь движение руки,
Столько раз вот тут, у поворота,
Ждал тебя, сгорая от тоски.

Вот опять, сбежав с последней пары,
Вдоль собора — да по мостовой,
Мы идём и нас Кутузов старый
Провожает бронзовой рукой.

Так пройдём по Невскому гуляя,
До Фонтанки и до Моховой,
Посидим в "Сайгоне"*, где заварят
Самый лучший кофе нам с тобой.

На углу, у станции Поэта
Постоим, не в силах разойтись,
"Ну пока"- ты скажешь мне, и где-то
Вдруг взовьётся скрипки голос ввысь.

Музыкант мелодию выводит,
Виртуозно по судьбе скользя,
Счастье скрылось в этом переходе,
Жаль вернуться в прошлое нельзя.

Так играй, играй, скрипач усталый,
Молодостью душу береди,
Мне теперь, ПО ПРАВДЕ, надо мало -
Жизнь моя осталась позади.

Петербург, точнее - Ленинград,  узнаваем. Правда, стихи эти в большей степени о юности автора, чем о самом городе. Особых претензий к исполнению нет, разве что выражение «по правде говоря» здесь обрезано до «по правде».

38. Корабельная сторона. Ольга Старушко (Севастополь)

Курган, войною дважды перепаханный,
слободка Корабельная. Сюда
к простому такелажнику Малахову
шли флотские, случись у них беда.

Да, Севастополь славен адмиралами.
Но в час, когда на дно ложился флот,
матрос и корабел оборонял его,
врастая в склон малаховских высот -

знакомый с детства. Бастион, с которого
цеха адмиралтейские видны.
Мне в жизни было просто выбрать сторону:
я с этой, Корабельной стороны.

Она и есть характер севастопольский,
она во многом - этот город сам,
седой старик, что встретил Паустовского,
стальной иглой латая паруса.

Овеянному огненными бурями,
причастному к созданию легенд -
"Потемкина", "Очакова", "Меркурия" -
адмиралтейству двести с лишним лет.

Сухие доки, краны, пирсы, стапели,
контрфорсы лазаревской вековой стены:   
ты для меня была работой папиной,
и мне другой не надо стороны.
010101010100
010100000101
000101010100
0101010001
В руины города, до основанья стёртого
и взятого немыслимой ценой,
победный май весной сорок четвёртого
входил вот этой самой стороной.
01010000010100
0100010001
010101000100
0101010001
Всем сердцем - здесь. И нити не оборваны.
И наши корни переплетены.
Я знаю точно, чью мне выбрать сторону.
Я с этой, Корабельной стороны.

 Есть строки с нарушенным ритмом: «контрфорсы Лазаревской вековой стены»(подряд 5 безударных слогов!- сложно прочитывать), а строки иногда изменяются по числу стоп без системы. Все лучшее держится только на содержании - изложена  история города  - сюжет очень достойный, но авторской поэтической речи мне не хватает. Кроме того , плохо вписаны смысловые абзацы в строфы: есть неудобные для чтения переходы предложений и абзацев в другую строку или другую строфу.  Стихи неплохие, но, мне кажется,  не на 10 и  не на 9 очков...

39. О, Златоуст!.. Юрий Пестерев (Златоуст, Челябинская обл.)

О, Златоуст!..Какие здесь зарницы!
Горят рябиновые кисти звёзд.
В ночи, как будто электричка мчится,
Распарывая ВОЗДУХ СИНИХ ГРЁЗ.

Здесь Златоуст...Здесь труд отцов и дедов,
Наличников узорная резьба.
Здесь в сорок пятом, в светлый День Победы,
Ходила ходуном ТВОЯ изба.

Здесь Златоуст с крылатыми конями,
С глубинным смыслом и без громких слов,
И голоса здесь льются ручейками,
Здесь трепетная верность и любовь.

Здесь плавят сталь, и души, как мартены,
Пылают, оставляя в жизни след.
Живут, не зная суеты и лени,
Не только сталевар, но и поэт.

В тексте пометила места, где можно было подобрать лучшие слова. Немного с пафосом написано - стихи больше производят впечатление, когда речь проще, а эмоции непосредственнее... А в остальном неплохо.

42. Сторона моя. Александр Аркадьевич Андреянов (Дер. Княжа Пестречинского р-на Республики Татарстан)

Сторона моя, сторонка,
ты приветлива со мной,
простодушна, как девчонка
первой влюбчивой весной.

Голубеют водоёмы,
как вторые небеса;
вьётся путь по окоёму,
словно русая коса.

Набегают взгорки бодро,
плечи спусков коротки,
а полям стесняют бёдра
буераков пояски.

Перелески и опушки,
и низины и холмы,
пашни, выпасы, избушки
и белесые дымы –

всё мне дорого безмерно
в царстве искренней красы.
С детства я поклонник верный
среднерусской полосы!

Антипод предыдущего стихотворения - камерная лирика простым языком и  с незамысловатым чувством восхищения к своей земле: «всё мне дорого безмерно в царстве искренней красы».

48. Точка на карте. Геннадий Соболев-Трубецкий (Трубчевск, Брянская обл.)

Я родился на свет в небольшом городке.
Как заметил Поэт про такие в азарте,
что гордятся они нахожденьем на карте,
да и то, потому что был накоротке
с дочкой гласного некий заезжий топограф,
превращая свой промах почти в иероглиф,

может быть… От себя же могу я добавить
и царицу сомнительных очень кровей,
и папашу её из известных князей,
тех, что долго смогли этим городом править.
А в остатке – кладбИща на тысячи душ.
Герб. На нём – натюрморт из орла и трёх груш.

То, что было, конечно, того не отнять…
Лоб крестя и детей, не забыли про тризну.
Пели песни отцов, защищали Отчизну,
щекотали копьём половецкую рать.
Ну, а так… похвалиться и нечем особо…
Ну, купцы да пенька… и работа до гроба.

Не забыл этот город и крымских татар,
по весне приходивших в кровавые гости;
отшумели ветра, растворились погосты…
Чтобы свидеться с ними – иди на базар.
Или можно поехать работать в столицу –
Там их множество, даже есть шанс породниться...

По реке ускользают века-плавунцы.
Впрочем, если бы дно у неё расцарапать,
То нашёлся б не только какой-нибудь лапоть,
А и шлемы, кольчуги, верблюды, дворцы…
Эк, меня понесло… ну, бутылки, ну, банки,
железяки, конечно… бывали и танки.

Дух Буй-Тура воскрес, и давай булавой
в сорок первом крушить друга Гудериана, -
напихал чернозёма во вражьи карманы,
чтобы думал арийской своей головой:
этим скифам баварское пиво – водица.
Выпить – можно, но только НЕ МОЖНО напиться.

Так случайная точка на карте, друзья,
и живёт незаметно под куполом синим
в многоточечной матушке нашей России,
обретаюсь в той точке покуда и я.
Образую, как город, лишь знак препинанья,
как могу, препинаюсь… За ваше вниманье
Благодарствую!

Очень симпатична здесь легкость слога и некоторая ироничность изложения, богатый словарный запас и единство стиля речи. Оригинальная композиция - об истории  города нам рассказывает не автор, а его персонаж.

49. Дитя мегаполиса. Dnevalny (Москва)

Я – родное дитя мегаполиса,
И впитал все пороки Москвы.
Я, мальчишка с московской околицы,
Так хочу разгадать её сны...

Что же снится Москве белокаменной?
Семь холмов, где была колыбель?
Снов разгадку ищу я отчаянно,
Под дождя затяжного капель…

Может, Кремль со стеной величавою?
Тут всходили цари на престол:
Кто убог, кто велик - все по нраву ей,-
Всяк приют во дворце том обрёл...

Может, снятся лихие царевичи?
Или битвы славянских князей?
Не познав еще вволю любви ничьей,
Защищалась от орд дикарей...

А сейчас - в макияже из радуги
И В БРИЛЛИАНТАХ РЕКЛАМНЫХ ОГНЕЙ,-
Всё спешит москвичей она радовать,
День и ночь не смыкая очей…

Красотой своей зрелой, чарующей
Затмевает все грады Земли...
И в разлуке с Москвой так тоскую я
без её материнской любви...

Вызывающе яркая, гордая,
Вечно будет святыней Москва!
Ну, а ночи неспящего города
Ныне вместе проводим... Без сна...

Москва показалась мне узнаваемой: «Я – родное дитя мегаполиса, и впитал все пороки Москвы»,  «Не познав еще вволю любви ничьей, защищалась от орд дикарей...», «И в разлуке с Москвой так тоскую я без её материнской любви...». В строчке  «и в бриллиантах рекламных огней» досадный и легко исправимый недочет - лишний слог в ритме. Или убрать «И» («в бриллиантах рекламных огней») или использовать краткую форму «и в брильянтах рекламных огней» - и недочет исчезает.

56. Кижи. Таня Ганич -Эза (Кижи)
 
Почему все дороги петляют на юг,
Только эту безудержно тянет на Север,
Где Кижи янтарем застывают на древе,
И Онежья туман расползается ВКРУГ.

Может статься, что Нестор был родом из тех,
Кто отдал свои крови в горячке безумства
Круговерти осин и сосновому буйству,
Что рубил топором, как дитя для потех.

Для потех ли он сладил венец, за венцом
И забросил топор в просветленные воды?
Будто знал, что навеки лишится свободы,
ПОКИДАЯ КИЖИ ГОСТЬ СЛУЧАЙНЫЙ ПОТОМ.

Стаи чаек несут на крылах купола
Впрямь как будто стоящего в озере храма,
И, пройдя сквозь пороги, в порезах и шрамах
Налетает на шхеры крутая волна.

Может статься, тебе посчастливится там
Задержаться надолго влюбленным в Онежье,
Бают вслух мужики, что не в пусте мережи -
Сыплют дар из утробы своей рыбакам.

А рыбак пот со лба оботрет рукавом
И айда солонину строгать в кладовые,
И затихнет погост, и распрямятся выи,
Русский север сроднив с древнерусским крестом.

И несут свои воды в Онежскую ширь:
Водла, Вытегра, Шуя – не счесть до седин нам,
Лишь беглянку одну от своей пуповины
Отпускают Кижи непокорную Свирь.

Покидая погост, может статься и ты
Здесь оставишь Кижами пленённое сердце,
И замечется грусть за таённою дверцей,
Будто утки взлетят растревожив кусты.

Будто где-то послышится воплениц плач,
Будто песня, что тянется сутками кряду,
И опустится солнце в лохань водопада,
И уйдет в камыши грузный окунь-лихач.

Поднимись на пригорок, постой тут в тиши
И услышишь, как в травах колышут цикады
Три исконные вечные русские правды:
Неба синь, глубь воды и величье души…

Интересная лексика - местами старорусская, местами - местная, некоторые слова узнаешь только по словарю Даля («таённая», «плач воплениц», «кряду», «в пусте», «распрямятся выи»...). Заметьте, что устаревшее русское слово в одном стихотворении - уместно, а в другом - портит впечатление. Стихи должны быть написаны в одной стилистике, в одной манере письма, и для каждой - свои особые слова, какими  бы редкими и странными они кому-то не показались.

58. Возвращение к истокам. Фрида Полак (Дер. Ульянкино Белозерского р-на Вологодской обл.)

Раскинув свой пасьянс на листьях клёна,
Блистает солнце тысячью свечей.
А я бреду по тропам запылённым
Туда, где дом... теперь уже – ничей.

Закрыты ставни, палисад разобран,
И покоробил стены суховей.
Лишь старый клён всё так же машет в окна,
Как давний друг, ручищами ветвей.

Вдруг на минуту показалось – странно! –
Я слышу, как свистят перепела,
Под переборы тульского баяна
Поют девчата на краю села.

Берёзки, две кудрявые подружки,
Взбежали поутру на косогор,
А свет давно небеленой церквушки
Меня благословляет с давних пор.

Как будто в детстве оказалась снова:
Наш круглый стол качается слегка,
Румяный хлеб, поджаристый, подОвый,
Большой кувшин парного молока.

Вон лавочка – хоть планки покосились,
Но всё стоит под старою ветлой.
На ней, в углу, неясно проявились
Каракули из юности былой.

Я помню утро в серебристых росах
И пахнущий раздольем сеновал,
И ту беседку в капельках белёсых,
Где ты меня впервые целовал.

…Вернувшись через тернии к истокам,
Грущу одна, рябину теребя:
До сей поры там, в городе далёком,
Заезжей гостьей чувствую себя...

Замечательно написанные стихи. Никаких претензий ни к технике, ни к содержанию. Еще один пример  профессионально написанных стихов данного пакета.

60. Воронежский ноктюрн. Сергей Жигалин 12 (Воронеж)

Ветер, ты струны негромкие тронешь,
к Левому берегу ты полетишь.
Тихую музыку слышит Воронеж:
шепот влюбленных и шорох афиш.

От Пирамиды к далекой Отрожке
в воздухе сонном мерцают огни.
И «Травиата» звучит, и гармошка,
Вечер поёт серенады свои.

Месяц серебряный блестками метит
водную гладь от моста до моста.
Меж куполами он бережно светит,
переходя от креста до креста.

… В сквере Петровском с тобой ПОВСТРЕЧАЛИСЬ,
а в Первомайском саду разошлись.
Все повторилось – прошло. Ты ОСТАЛСЯ,
неповторимый, на целую жизнь.

Мы берегли тебя, старый Воронеж,
дети изменят тебя по себе.
Город! Ты старше меня и моложе,
Каждый мальчишка – ровесник тебе.

…Память! Ты струны забытые тронешь,
ТЫ над Чернавским мостом полетишь.
Тихую песню послушай, Воронеж!
Если слова я забыл – ты простишь…

Удивлена, что эти стихи были номинированы. Не в том, дело, что они плохи по содержанию - содержание нормальное, здесь простейший промах в технике исполнения - в 4 строфе потеря рифмы «повстречались-остался». В последней строфе повторное и ненужное «ты» - раз это окольцовывающий рефрен, то не было нужды изменять 2 строчку
«к Левому берегу ты полетишь» или  вместо второго ТЫ употребить И: «И над Чернавским мостом полетишь». В предпоследней строфе портит впечатление и банальная рифма «тебе-себе».

62. Городец в кружевах. Ирина Дружаева  (Городец Нижегородского края).

Лабиринт пёстрых улиц,
В закоулках - трава.
И сады окунули
Городец в кружева.

Старых изб вереницы
Навевают покой.
И доверчиво птицы
Гнёзда вьют под стрехой.

На дубовых карнизах
Спят гривастые львы.
Церкви рядятся в ризы
Из узорной канвы.

Купола оглавляют
Кружевные кресты.
Миром благословляют
Городок с высоты.

Русь Жар-птицею СКАЗКОЙ
Здесь живёт не спеша.
Здесь провинции РУССКОЙ
Расписная душа.

Замечательные были бы стихи, если бы не последняя строфа: потеря рифмы «сказкой-русской». Из-за этой строфы нельзя было никак номинировать это, в общем-то очень симпатичное стихотворение.

67. Город детства и юности Татьяна Овчинникова 4 (Саратов)

Детство в гости зовёт и встречает меня на вокзале.
Там, откуда друзья в кругосветный поход провожали.
Выхожу на перрон, а навстречу мне запах знакомый:
Запах улиц родных и любимого отчего дома.

Здесь любой уголок о друзьях мне напомнит, о школе.
О мальчишке смешном, неказистом по имени Коля.
Для меня он стихи сочинял и читал неумело,
Для меня он тогда был готов невозможное сделать.

А вот здесь, на пруду, под ветвями раскидистой ивы,
Признавался в любви – я была бесконечно счастливой.
Мы до самой зари на скамье, обнимаясь, сидели.
Дни летели стрелой и летели, летели недели…

Вспоминаю с тоской я теперь о мальчишке глазастом.
Почему нам судьба повороты готовит так часто?!
Юность, ты уж прости, что с тобой распрощалась когда-то,
Променяла любовь на столичную жизнь и зарплату.

Потихонечку парк наполняется детским весельем -
Совершает народ плавный вход в новый день, в воскресенье.
…Я по улицам старым и очень знакомым гуляю,
Улыбаюсь чему-то и В ПАМЯТНЫХ ДАТАХ ВИТАЮ.

Мой Саратов, прости, что решилась тогда на измену.
А теперь пред тобой с грустью я преклоняю колена.
Город детских надежд, город счастья и город любвИ,
Я приеду к тебе! Только ты не забудь - позовИ!

Немного не тот жанр, как и в стихах Соэля Карцева о Ленинграде (номер 36), здесь тоже - не столько о Саратове, сколько о своей первой любви. В последней паре строк изменились рифменные окончания, везде были женские, там стали мужские.

69. Керчь, вид с моря. Александр Беличенко (Керчь)

Чудесный день... уходит катер в море,
Он разрезает мелкую волну -
Мотор и корпус - со стихией в споре,
А мы - слились душою в суть одну!
Керчанин-шкипер, седовлас, просолен -
У моря с ним судьба была одна...
Наш путь лежит в простор, где ветер волен,
Где чистая ВОДА тепла, МИЛА,
Где вид на Керчь С ВОДЫ МОРСКОЙ, вечерней -
Закат расцвечен красным, золотым -
Дугою бухта режет берег чёрный
Под куполом небесным голубым.
Направо мыс Змеиный, слева - Белый,
Тамань - к спине, там череда судов,
А впереди - наш город, стойкий, смелый                ПЕРЕНОС
ГЕРОЙ, и для него не жалко слов!
На древних скалах - прах тысячелетий,
В раскопах - всей Истории следы...
ТЬМЫ НАСЕЛЕНЬЯ ЗРЕЛИ ход столетий,
Теперь вот мы пополним их ряды.
КРАСИВЫЙ город, люди в нём КРАСИВЫ -
ФИГУРОК ЛАДНЫХ МНОГО ЛОВИТ ГЛАЗ...
Стоят зелёным водопадом ивы -
КРАСЕ РАСТУЩЕЙ БУДЕШЬ РАД НЕ РАЗ!
На фоне неба, красного закатом,
Резным рельефом краны и дома,
Возвышен город древним Митридатом,
Героям СТЕЛА ввысь ЛЕТИТ САМА.
На подвиги, как Мать, Керчь вдохновляет,
Геройское отличье заслужив,
Её и СОЛНЦЕ ЩЕДРО ОТЛИЧАЕТ,
Заката диадему возложив!
Темнеет... огоньками светит берег,
Гирляндою украшен Митридат -
Он моряку ПОКАЖЕТ К ДОМУ ПЕЛЕНГ...
Увидеть город с моря всякий рад!
Не спит и по ночам портовый город,
Он главное богатство бережёт -
Живущий здесь от века ПО СЬЮ ПОРУ
Наш добрый замечательный народ!

Тоже удивлена номинации. Хорошо начатое стихотворение, чем ближе к концу, тем больше грешит речевыми помарками. Одно «по сью пору» чего стоит!

70. В Торжок Екатерина Журавлёва   (Торжок, Тверской обл.)

Тихо падает снежок -
Выстелил ступени.
Собираемся в Торжок,
Лепим пельмени.
4с - 10010

Русский город, русский дух,
Русское подворье -
Новоторжский петух
В глиняном уборе.
4с- 100010

Пусть дорога на Торжок
Славится ухабом -
Прошивали сапожок,
Именуя Крабом.

Всё по телу, по уму
Дыры залатали.
В ноябре да на Кузьму
Зимушку сковали.

* Сапоги Краб - вид мужских зимних сапог, удобных, тёплых и лёгких)

Есть погрешности в ритмике - сравните 4-ые  строки 1 и 2 строф. Стиль частушечный, меня он не поразил. Город тоже по стихам не разглядела.

72. Незабудки Зайцевой горы. Петрович Владимир

Зайцева Гора. Варшавское шоссе. Калужская обл. 1942-1943, почти полтора года кровопролитных наступательных боев без малейшего продвижения вперед.

Привал.
Упасть и затянуться всласть
Тяжелым чадом терпких самокруток…
Но вновь приказ, и втаптывались в грязь
Глаза небесно-чистых незабудок…

Последний перекур. И с марша - в бой.
На минные поля, на пулеметы…
Остались здесь, под Зайцевой горой,
Не батальоны, не полки, не роты –

А будущее Родины моей…
И незабудки, что горят по склонам, -
То сотни тысяч павших сыновей…
А с марша в бой шли новые колонны…

Уже повержен в Сталинграде враг,
И Ленинград уже непокоренный…
А под Москвой, всего в двухстах верстах
Все с марша в бой шли новые колонны…

Бежать. Стрелять. Кричать, коль хватит сил…
И… вниз лицом… И… встать на пьедестале…
Солдат – он свят! Он жизнью оплатил
Ошибки и просчеты генералов.

И у солдата нет иной судьбы...
Ржавеет каска в лопухах и сныти…
Лишь вспыхнут незабудки голубым:
«Никто не забыт?
Ничто не забыто?»

На приеме попыталась намекнуть автору, что стихи - не по теме, они для другого конкурса, но не стала настаивать - приняла. Стихи неплохие, с сильным содержанием, а  все-таки они не о том. Не для этого конкурса. Зачем номинировали? Не знаю.

73. Речка детства Галина Ленкова 2 (село Больше-Усть-Икинское Мечетлинского р-на, Башкирия)

Каждый раз одно мне снится.
Тихо шепчет:"Приезжай!"
Не журавль и не синица -
Речка детства - чудный Ай.

Берег правый - бор сосновый,
Левый - отмель и песок.
Запах серы и улова,
В воду б прыгнуть, хоть разок!

Там, за вербами большими,
Гладь речная и АНКЛАВ
ВОДНЫХ ЛИЛИЙ и кувшинок,
Лишь уходит ЛЕДОСТАВ.

На полянке НА весенней
Первых ландышей - рассказ,
Что в России есть Есенин.
Песни пела там не раз.

До зари со звоном плачут*
Где-то иволги в тиши.
И кукушка - на удачу
Всё считает от души.

ВКРУГ - поляны земляники.
Воздух крепок и душист:
Где-то рядом пчельник дикий,
Сладко-пряный мятный лист.

ГДЕ черёмухи метели
И течёт семьи родник,
ГДЕ остаться не сумели,
Речка детства - чудный Ик. -      конструкция предложения без подлежащего!!!

Снова шепчет мне родное:
"Ты скорее приезжай.
Примем мы тебя с любовью
Там, где Ик впадает в Ай!"

*"со звоном плачут" - Есенин

Домашние, не проработанные стихи, где даже целое предложение обходится без подлежащего  (предпоследняя строфа), где есть песенный повтор-заполнитель : «На полянке НА весенней». Стихи с ошибками лексики: «ледостав» - это замерзание реки (автор перепутал с «ледоходом». Неудачное (у него другой смысловой оттенок) употребление слова «вкруг» вместо подразумеваемого «вокруг». «АНКЛАВ
водных лилий и кувшинок»... Слово «анклав»- это  часть территории государства, полностью окружённая территорией другого государства, оно совсем неуместно ни для данной фразы, ни для жанра лирики. Почему номинировали? Сама удивлена.

74. Вепсские были. Галина Смелова 2 (Тихвин)

Крупицы сёл и ниточки дорог.
Кружат – на счастье – голубь и синица,
Не в силах врозь и в общий образ слиться, -
Здесь до сих пор язычество ютится! –
Не прост, родимый – тихий – уголок.

Волхвами шепчут Вепсские леса.
Стрибожьи внуки сказы их разносят.
Помочь советом люди старцев просят,
К могучим кронам выся голоса.

Здесь травы в пояс, горы – чередой –
От злых ветров издревле заслоняют
Родную землю; орды туч гоняют,
На стражу встав возвышенной грядой.

У этих гор за пазухой – давно –
Как малый грошик, что рубля дороже,
На сон о днях иных теперь похоже,
Живёт деревня предков Лукино.

Ручьи окрест являют гонорок,
Ключи, кипя, исходят мыльной пеной,
И даже у Паши – реки степенной,
Бывает слышен звонкий говорок.

Вкруг глушит звуки водник роковой,
Толкая ввысь податливые струи.
В деревне взоры странников чарует,
Как пряник, дом с резьбою вековой.

Пьянит медвяно-терпкий аромат
Полей, лугов и крошечных делянок –
Красот без модных «стрижек» и «огранок» -
Живых полотен Шишкина формат.

Для редких видов – родина и рай!
Мужам учёным здешний кладезь снится,
Но… редки местных старожилов лица.
Потомок, были их не растеряй!

Храни, Господь, любимый отчий край,
Безлюдьем и безверьем не карай!
Пускай над ним и оберегом птица,
И Дух Святой во все века кружится...

На мой взгляд, прекрасная поэзия, лирический гимн родному краю с его древними языческими корнями. Отсюда и язык не совсем современный, с оттенками древнерусской  речи: «Ручьи окрест являют гонорок», «Вкруг глушит звуки водник роковой», «От злых ветров издревле заслоняют», «Мужам учёным здешний кладезь снится», «Волхвами шепчут Вепсские леса. Стрибожьи внуки сказы их разносят».

На этом разбор номинированных произведений заканчиваю. Чем меньше члены жюри будут делать ошибок номинации, тем меньше работ мне придется здесь описывать. Надеюсь, когда-нибудь мы все к этому придем.

Конкурс «По земле русской» успешно завершен. Как мне показалось, его идея многим понравилась, более того, у многих авторов в запаснике есть новые стихи о своих любимых местах русской земли. Серия будет обязательно продолжена - весною 2017 года. Так что готовьте свои новые стихотворения!

С уважением, ваша Алкора.