Математика против синдрома дефицита внимания

Миоль
  Уже много лет рязанский математик Елена Валентиновна  Ивчина успешно трудится на ниве просвещения, особенно уделяя внимание учащимся и студентам, у которых диагностирован синдромом дефицита внимания (СДВГ).
 
    Наверное, так можно было бы начать разговор о нашей героине, которая много  лет занимается проблемой использования математики не только как возможности пополнения багажа знаний, но и как средства, способствующего исправить некоторые возрастные проблемы развития внимания у ребенка. За плечами – около 30-ти научных статей в престижных научных сборниках лучших вузов России: МГУ, РУДН (бывший институт Дружбы народов им. Патриса Лумумбы), диссертация, выступления  на Российских и Международных научных конференциях и семинарах и, конечно же, педагогический тридцатилетний опыт.

  Но сначала…
  Человек начинается с детства...

  Елена росла в гармоничной семье, в которой две ветви, техническая и филологическая, ничуть не мешая друг другу, шли параллельно и, казалось бы, не пересекались, если не считать точкой пересечения девочку, которая вбирала в себя из обоих источников, но большую часть времени проводила у мамы на работе, общаясь с выдающимися преподавателями того времени, имена которых сегодня произносятся с благоговейным трепетом и уважением. И кто бы мог подумать, что другое измерение, мир чисел и цифр, окажется для Елены более привлекательным и манящим, нежели лабиринт родного русского языка, дорогу в который ей открывала мама – преподаватель кафедры русского языка
Рязанского Государственного университета имени С.А.Есенина Лидия Анатольевна Лелёкина

http://www.stihi.ru/2016/05/26/6439 ,

которую с благодарностью вспоминает не одно поколение выпускников литфака. Папа, Лелёкин Валентин Александрович, прошёл путь от мастера цеха до руководителя очень крупных заводов в Сасове и Рязани. Отец стал для Елены образцом человека слова и чести.

     «Как меня вынесло на математическую дорогу, до сих пор загадка! – пытается объяснить этот парадокс Елена. –  Когда заканчивала физмат РГУ, выяснилось, что учительница отправляла мои сочинения в институт усовершенствования учителей. И они зачитывались на курсах повышения квалификации как образец. Мама, когда узнала об этом, была обескуражена».

       После окончания школы выбор был  сделан Еленой в пользу  математики, освоить и понять которую под силу оказывается не всем. И дело не в умственной отсталости многих, а в типе их высшей нервной деятельности. Речь идёт об очень подвижных мальчишках и девчонках, которым трудно сконцентрироваться на числах, действиях, знаках. Провертелся,- значит,прослушал. Прослушал- значит, не понял. Не понял… «Порвалась цепь времен…»

     Вот как об этом говорит Елена: «Однажды нашла в научной литературе описание эксперимента, проводимого в институте мозга (Санкт-Петербург), когда у подростков с синдромом дефицита внимания путем подачи слабых токов к голове вызывали длительную сосредоточенность для выполнения, скажем, домашнего задания. Тогда и подумала: а почему не попробовать добиться сходного эффекта... через занятия математикой? Естественно, специальным образом организованные. В то время аббревиатура СДВГ была совершенно новой и знакомой только маленькому кругу узких специалистов. Хотя и сейчас о синдроме дефицита внимания не всегда можно получить верную информацию. Как правило, так называют очень подвижных детей. Или другой вариант – наличие слов «дефицит внимания» превращают в чисто педагогическую проблему, чтобы детям дома больше внимания уделяли. Но ведь это уже совсем другая история».

    Сколько у нас математически одарённых детей, которых пытаются вогнать в классическое прокрустово ложе обучения, не раскрывая им глаза на то, что это за царица наук – её величество – Математика. И как много тропинок и дорог ведут к ней. И у каждого идущего дорожка эта должна быть своя собственная, потому что не серийное это производство – постижение математических законов и таинств.

    Опять с интересом слушаю Елену:
 –  Смотрите, что получается: попробуйте в уме умножить, скажем, 27 на 8 по схеме: (20 + 7) * 8 = 160 + 56 = 216. Почувствовали, как от вас мгновенно отошли в сторону все сейчас второстепенные картинки окружающего и вы максимально сконцентрировались на примере? А если 27 умножить на 14, и тоже в уме?
Вот эта необычайная, уникальная особенность математики и есть тот механизм, который и способствует постепенной коррекции недостатков детского внимания! Математика – без ложных амбиций – в этом плане действительно уникальна. Потому что, решая, нельзя отвлекаться! А если отвлекся – не начнешь с середины, как, скажем, чтение книги. Будьте любезны с самого начала!

– Известно, что Вы работали с крупнейшими нашими учеными из Института мозга.

– Да, - отвечает Елена Валентиновна. – Была переписка с Институтом мозга Санкт – Петербурга, с кафедрой знаменитой Натальи Бехтеревой. Я получила радостную для меня информацию, что похожая работа проводилась и там, когда детям были предложены специально подобранные группы примеров для изучения уровня концентрации внимания.
    Несмотря на приличный срок – более 10 лет, – проблема архиактуальна и сейчас. Число детишек с синдромом дефицита внимания, увы, не убавляется. А в школах до сих пор не выработан к ним особый подход при обучении. В результате хорошие дети попадают в разряды двоечников, нарушителей дисциплины и прочее. А это – трагедия для семьи и для самого ребенка: нереализованность плюс побочный эффект,  – теряем потенциальных специалистов. Потому что ребенок с СДВГ – способный ребенок. Но в учебном процессе – это ад. Особенно в младших классах.

–  Каковы результаты подобной практики?

–  А эффект от правильной тактики работы с детьми и далеко не щадящий, но по-особому организованный режим изучения математики бывает очень даже внушительным!- говорит Елена Валентиновна. - Так, были у меня в школе два класса, с литерой «В», что, по негласным школьным законам, говорит о весьма скромных результатах тестирования при поступлении в школу. Учителя начальных классов стонали: 40 – 50 % никак не усваивали таблицу умножения. И вот 5-й класс, 6-й,…9-й. 17 детей из 24-х продолжили обучение в профильном физико-математическом классе. Двое учились в заочной физ.-мат. школе при знаменитом Физтехе. И все 17 поступили в радиоакадемию.  А тогда еще ЕГЭ не было – вступительные экзамены!

     Вот такая она –  преподаватель Елена Ивчина, которая печёт пироги на «Бис!», потому что с тестом – на «ты», любит свой дом, воспитывает потрясающих сыновей и  балует любимого кота.

   Если бывают минуты отдыха, то она перечитывает  Пушкина, особенно его прозу.
 
- Вот где кладезь мудрости, чистоты, нравственности, опыта и образец русского языка, который в последнее время падает настолько низко, что становится страшно при мысли о том, куда русский народ придет на подобном англо - интернетном суржике, проникающим во все сферы нашей жизни. Я слышу, как говорят мои студенты, и ужасаюсь их пониманию друг друга. Птичий язык становится языковой нормой. Даже не лингвисту становится страшно и больно от того, как портится «вкус родимой речи»,  о котором говорила Белла Ахмадулина и  который зарастает сегодня мощными сорняками», - говорит Елена.

    В её планах –  издание своей книги по выбранной для работы теме. Пока, даже десять лет спустя, на проблему, которой занимается Елена Ивчина,  смотрят сквозь пальцы, а потому велико желание оказать помощь родителям таких проблемных учеников – научить их прежде всего верить в своего ребенка и успешно справиться с этой задачей.

   И ещё ей очень хочется, чтобы математика, которой она беззаветно служит много лет, для её студентов из Станкостроительного колледжа и учеников, с которыми она занимается индивидуально, перестала быть тёмным лесом, чтобы мозг их отозвался на самые сложные математические вопросы, чтобы на вопросы эти  хотелось  получить ответ и не жаль было бы провести не один час в поиске этого ответа, а потом, когда он будет, наконец,  найден, воскликнуть вслед за Архимедом его знаменитое: «Эврика!» и порадоваться – за себя, за них, за  математику, которой не только служить почётно и радостно,  но даже прислуживать – не тошно.

17.05.2016


К 100-летию РГУ им. С.А.Есенина




Вспоминая Фридман
http://www.stihi.ru/2016/07/17/9224

Икона стиля. Ольга Сергеевна
http://www.stihi.ru/2016/07/04/5718

Н.С. Шошнова
http://www.stihi.ru/2016/05/08/2634

Н.В.Ламзикова
http://www.stihi.ru/2016/05/25/4068

Л.А.Лелёкина
http://www.stihi.ru/2016/05/26/6439

И.Н.Гаврилов
http://www.stihi.ru/2016/06/28/5419

Елена Ивчина
http://www.stihi.ru/2016/05/18/317

Надежда Ерошина
http://www.stihi.ru/2016/07/01/7189