Реинкарнация утконосовщины

Омагодан О
..............Утконос не играет в хоккей...................

 
Хоккей (hock - заклад, тюрьма, key - ключ - англ.) - метод достижения казалось бы, недостижимой цели путем поиска соответствующих ключевых элементов, позволяющих обойти непредодолимое препятствие. Так, всем известно, что нет ничего тверже алмаза, поэтому резать алмазы невозможно. Так было до тех пор, пока не изобрели лазерный резак...
Хот кей (hot key - горячая клавиша -англ.) - компьютерный термин, обозначающий быстрое получение результата путем подмены часто повторяющихся последовательностей действий на однократное нажатие специально назначенной виртуальной клавиши (например, запоминание текущего файла при нажатии клавиши F4). Классический способ повышения эффективности.

старый фикус отбросил побег на четыреста миль
маргиналы крадутся в его короедных ходах
все в ушанках и валенках с криком "фиг вам аз воздах"
раздают тумаки и таблетки от склонности к вере
за бунгало гниет старый парус от серфинга
сплин
чаша для возлияний и метемпсихоза
и капканы на мамонтов и Энкиду
там же кучей лежат и ржавеют
мне уже не нужна моя доза
ухожу
закрываю на вечный прицел свои хлипкие двери
утконос не сыграет в hot key на полях Катманду...
и улыбка покинет его лик в распятьи ушей от кутюр
обовьет его очи листвой подзапрелых газет
отведя его на кислород
предварительно выжрут фритюр
муравейных потоков шелков
расструившихся чучелок лет
разноновопрестольные звери...

Омагодан О

<2005>

http://www.stihi.ru/2005/01/21-1370

________________________________

Утконос твой подмигнул мне и растворился в пространстве.
Это типа эксгумация почившего в бозе цивилизованного мышления первобытного alter ego?
Попытка примерки к лекалам обыденного чего-то такого,выходящего за грани...или я нифига не понимаю в утконосах?
Да мне нравится...

Напротив сидит мама,я ее спрашиваю "а ты знаешь,кто такой утконос?"
Мама сказала,что ,наверное это какая-то птица)))

А я говорю-это такая аллегория,концепция...образ утконоса-как фантасмагоричность иных реальностей..

На что получила ответ: "не умничай,ешь котлету!"

И я решила,что утконос,канеш,архиважен и архинужен...но котлетку надо кушать здесь и сейчас))))

Привет!;)

Даша Якутия   05 12:38.06.2016
_____________

Привет, Дашкин!
Ты своим интересом разбудила архидревние, архиважные и архинужные пласты души... о которых забываешь со временем, потому что потоки несут, как щепку. И нет времени оглянуться, и в этом суматошном  технократическом и гедонистично-меркантильно-эгоцентрическом угаре не включается саморефлексия на эти темы... А - должна...
Ниже - разбор стихотворения одним из читателей, Гелей Глядсхейм - и мной.
Бум надеяцца, в пользу (в коня корм, гыы)

Привожу как пример информационной емкости стихотворения - в прозе расшифровка только намеков, присутствующих в нескольких строках,- занимает страницы текста.

Омагодан О
________________




---------------------------
Плач по утконосу. Попытка читателя объяснить автору, что он написал.

Геля Глядсхейм
С любовью и восхищением автору "Мы с тобой танцевали канкан.Звездный..."

.........
Сережа! Уж и не знаю, что мне больше нравится... Первая часть или вторая...
Вот по причине моей малограмотности, первая, она гораздо полезнее и повышает мои знания.
А если для души - то плач по утконосу хорош до невероятности...или плач утконоса???.. а, да какая разница!
<Геля Глядсхейм> - 2005/01/21 21:25   •

ЗАМЕЧАНИЯ:
..........
ага-ага. Ужо поверил! Особливо насчет неграмотности... и души... Не всем же про космическую любов писать, должен же кто-то и про проблемы утконосов...
<Омагодан О> - 2005/01/22 01:36
..........
Сережа!
Вот честное слово - абсолютная, совершенная компьютерная неграмотность! Даже не представляешь, КАК все запущено...
А насчет души... Зря ты так...
<Геля Глядсхейм> - 2005/01/22 07:34
..........
Гель, ну почему ты все время подозреваешь подвох в свой адрес? Вообще-то я горазд на двусмысленности всякие. В этом стихотворении присутствует негативная эмоциональная окраска, и ты ее уловила. Но есть и откровенный стеб... Мне интересно, что здесь такого, что до невероятности - может, это как раз самое-самое? Можешь подробнее?
<Омагодан О> - 2005/01/22 13:09
...........
Сережа! Не люблю я копаться в стихах…препарировать их... или нравятся - или нет.. на подсознательном уровне...
Ну, если тебе интересно - попробую...
<Геля Глядсхейм> - 2005/01/22 20:50
-----------------------------------------------------------
...попробую, ab ovo usque ad mala...

Для начала необходимо пояснить, что при первом прочтении стихотворения я воспринимаю его на уровне подсознания. Читаю «листами», т.е. получаю сразу всю информацию, не дробя ее на составные части. И далее – либо нравится, либо – не нравится. Или – «задело», или – прошло мимо.

«Утконос...» запал в душу. Гармония в этом стихотворении, несмотря на печаль вселенскую. Да и печаль ты выписал красиво. До жути.

Не знаю, как ты его писал, какие цели преследовал. Удалось тебе выстроить цепочку мыслеобразов, как мозаику – все на  своем месте,  иначе и не сложится. А как эту картину увидят – это уже от смотрящего зависит.
Для меня – сюр ты написал. Чем больше вглядываешься – тем больше видишь. Чем дальше – тем страшнее...

Начинается все с невинного, старого, разросшегося баньяна (фикуса). У Майн Рида в «Охотниках за растениями» этот баньян описан очень подробно. На чем, собственно говоря, все невинности заканчиваются и начинается конец...

Эскапизм маргиналов – не этим ли поражен мир? А ты маргиналов еще и одел в ватники и ушанки – излюбленный на Западе образ русских. Похоже, вся Россия сейчас занята именно псевдодеятельностью...

И свалены за бунгало, как мусор, в одну кучу:
паруса – вечный символ надежды, поиска, стремления к новому, неизведанному...
метемпсихоз, как возможность пройти дорогами Жизни к Свету...

И не Грааль ли среди чаш для возлияний?..

Не забыли ли мы, что такое – дружба? Помним ли пронзительное отчаянье Гигальмеша, его скорбь по Энкиду? Не стерли ли прошедшие пять тысяч лет нашу память? Способны ли мы на эмоции?


«...сплин...
...мне уже не нужна моя доза...
...ухожу...»

Разочарование?.. Наркотики, как чума нашего времени?.. Суррогатное счастье?.. Уход?.. Исход?..

Утконос – символ?
Древнейший представитель млекопитающих...
С него все началось? Им и закончится?

Начало начал... Долина Катманду... Сваямбхунат -  «Цветок лотоса, возникший из ниоткуда...» Буддизм... Вновь тема переселения душ...
   
Фонетика слова Катманду – рокот барабанов.
Тревога?.. Война?.. Погребальный обряд?..

А далее, от слов «...и улыбка покинет его лик...», стихотворение совершенно невозможно подвергнуть какому-либо анализу.
Это – финал, равный финалу в «Сто лет одиночества» Маркеса...

...вот и все...ab ovo usque ad mala...
Геля Глядсхейм

________________________________

Оопс, как меня разобрали по косточкам...
Попробую проанализировать, что же "автор" хотел нарисовать своим замысловато заплетенным словесным узором.

Предварение - расшифровка фонетически близких словообразований хоккей - хот кей. Откровенная игра словами и смыслом. Намек на проблему поиска выхода из безнадежной ситуации и описание возможного ключа, способа выхода (эффективность или обход, "Умный в гору не пойдет..."). Причем одно из слов - хоккей - в русском языке имеет совершенно иной смысл. Тем самым показывается относительность понятийной единицы, используемой далее в стихе как ключевой. Рекурсия в определении :) Прямые аллюзии - "трус не играет в хоккей", по новому звучащие в текущем и последующих контекстах.

Сразу оговорюсь, что, как и для любого достаточно сложного произведения, присутствует несколько уровней выражения - эмоциональный, физический и абстрактно-интеллектуальный. Их достаточно тяжело разделить - само препарирование лишает произведения цельности. Однако можно пойти на такой шаг - для того, чтобы путем последующей сборки, компиляции из уже объясненных элементов воссоздать картину с прозрачными связями.

Описательный уровень.
На первый взгляд здесь присутствует достаточно сюрреалистическая картина. На второй -тоже. Однако разложим на элементы, возможно, они прояснят что-то.
Справка. ФИКУС - растение семейства тутовых. В это семейство входят такие известные растения, как шелковица , хлебное дерево и одно из самых любимых плодовых культур народов древнего средиземноморья и месопотамии - инжир (фиговое дерево). Родина-тропические страны Африки, Азии и Америки. Похоже, символ чего-то первичного, кормящего? Аллюзии - БГ, символ материального благополучия и пошлости обыденной жизни.
---------------------
Размеры дерева гиперболизированы в стиле фэнтези - дерево-дом, мировое дерево Игдразиль? Короедные ходы - намек на периферию, (поврежденный паразитами) внешний защитный слой, остов - молодые ветви деревьев редко поражаются короедами. Маргиналы - еще один намек на периферию? Агрессия маргиналов, пропагандирующих, судя по всему, безверие и декаданс. Причем - агрессивный декаданс: мы не понимаем, что было до нас, но обгадить это нужно обязательно. Пропаганда квасного национализма, с соответствующими символами - и одновременно - искусственно созданный образ врага.
Бунгало - намек на беззаботную жизнь на теплом берегу? Гниет старый парус - мечты и стремления выброшены на свалку? Сплин - застой?
Дальше идет перечисление выброшенных за ненадобностью предметов. Чаша - архетипичное понятие емкости, причем как в материальном (для возлияний), так и эзотерическом (метемпсихоз) смысле. Намек на энергию духа, не нуждающегося в воплощении?
Капкан на мамонта - образ, ставящий мозги читателя в неудобную позу, или нечто осмысленное, типа гигантского синхрофазотрона, предназначенного для приручения термояда?
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. "Шилейко Вольдемар Казимирович (2 (14) 2.1891, Петербург, - 5.10. 1930, Москва), советский ассириолог и поэт. Проф. ЛГУ в 1922 - 29. Ввел в науч. обиход мн. шумерийские, ассиро-вавилонские, хеттские и др. письменные памятники из отечественных собраний. Подготовил издание памятников вавилонской лит. в стихотворных переводах...”. В.К. Шилейко знал более 40 языков..., и при этом еще и стихи писал... Где предел?
Еще в начале своей деятельности Владимир Казимирович заинтересовался преданиями о Гильгамеше - богатыре, совершающем, необыкновенные подвиги. Перевод этой работы исчез...
Как и его отдаленный потомок - греческий Геракл, Гильгамеш был причислен к сонму шумерийских и вавилонских богов. Впервые это имя упоминается в списке богов, получающих праздничные жертвы, в записях, относящихся к третьему тысячелетию до н. э. Еще более древние - изображения Гильгамеша на печатях шумерийских царей. На них изображался герой, борющийся с быком или со львом, в несущейся по бурным волнам ладье.
Первые таблички с описанием подвигов Гильгамеша относятся к концу третьего тысячелетия до н.э. По-видимому, это были записи сказаний, которые сложились по крайней мере в первой половине третьего тысячелетия до н. э., а затем изустно передавались из поколения в поколение. Самые поздние таблички, написанные вавилонским письмом, но на ассирийском языке, найдены при раскопках библиотеки последнего из великих ассирийских царей - Ашшурбанипала. Их всего 12, заполненных мелкой клинописью.
После небольшого вступления поэма повествует о постройках, которые Гильгамеш воздвиг в Уруке, где был правителем. А затем слышится жалоба жителей Урука, недовольных буйным поведением Гильгамеша. Боги внимают молитвам людей. Они создают человека-зверя Энкиду, равного по силе Гильгамешу. При встрече Гильгамеш и Энкиду вступают в схватку, но никто не может одержать верх. Борцы не чувствуют вражды друг к другу и вскоре становятся неразлучными друзьями. Так заканчивается первая таблица.
На второй таблице записано, как Гильгамеш и Энкиду задумывают поход против страшного Хумбабы, хранителя священной кедровой рощи. Третья таблица приводит героев к матери Гильгамеша с просьбой склонить всемогущего бога солнца Шамаша к удачному совершению задуманного предприятия. Четвертая описывает путь Гильгамеша и Энкиду к месту обитания Хумбабы. Пятая - бой с Хумбабой, который заканчивается победой героев.
В шестой таблице рассказывается, как Гильгамеш умывается после битвы, надевает чистое платье, возлагает на голову тиару. Он так прекрасен, так мужествен, что подняла на него свои очи и поразилась красоте героя Иштар - богиня любви и плодородия, а также войны и распри. Иштар домогается любви Гильгамеша, обещая ему власть во вселенной. Но Гильгамеш знает капризный нрав прекрасной богини. Он насмешливо отказывается от ее любви и перечисляет всех ее возлюбленных, которым она принесла только зло. Такое пренебрежение к ней заставляет Иштар думать о мести. Она обращается к богам и умоляет их наказать Гильгамеша за дерзость. В конце концов боги соглашаются и насылают на него ужасное чудовище - небесного быка, изрыгающего огонь. Вместе с Энкиду Гильгамеш одолевает и этого противника.
Энкиду, друг Гильгамеша, - бесстрашный и сильный, но все же смертный. Седьмая таблица повествует о его тяжелой болезни и смерти. Плач и скорбь оставшегося в живых Гильгамеша описаны в ней же. Тоска по другу переходит в страх перед неизбежностью собственной смерти. Что делать? Умирать так не хочется. Как обрести бессмертие? Гильгамеш решает идти за советом к обладателю вечной жизни престарелому Утнапиштиму (девятая и десятая таблицы).
Одиннадцатая таблица, лучшая из всех по сохранности, содержит рассказ Утнапиштима о потопе. Кстати, библейская легенда о потопе настолько совпадает с вавилонским сказанием, что сегодня ученые допускают вероятную связь этих легенд. Герой просит Утнапиштима помочь ему получить вечную жизнь, но не выдерживает необходимых для этого испытаний и ни с чем возвращается домой. Грустный приближается он к Уруку, но видя открывшийся его взору прекрасный город, окруженный мощными стенами, по-новому понимает смысл жизни. Обращаясь к своему спутнику, он говорит, что бессмертие человека заключается не в чем ином, как в творениях его рук.
В последней, двенадцатой таблице Гильгамеш вызывает из преисподней тень Энкиду, и тот рассказывает ему о безрадостном существовании в загробном мире. Содержание этой таблицы не вполне согласуется с духом всей поэмы. По-видимому, двенадцатая таблица была присоединена к эпосу позднее. "
-----------------------
Капкан на Энкиду - это что, типа книги Карнеги "Как завоевать друзей и заставить любить себя"? Или аллюзии к тайным знаниям древности, ассиро-вавилонские корням большинства существующих цивилизаций? Дань поражающим своими знаниями и работоспособностью людям, расшифровавшим и восстановившим фрагменты эпоса Шумера, Вавилона, Ассирии? Намек на то, что нельзя объять необъятное? А, может быть, смена modus vivendi, образа действия, вследствие внутренней переоценки ценностей?
"Не нужна моя доза" - намек на самодостаточность, погружение во внутренний мир переживаний, избавление от различного рода зависимостей и привязанностей?
"Закрываю на вечный прицел..." - намек на то, что вход в инкапсулированную "тюрьму духа" постоянно под контролем и может быть взломан только ударами изнутри? Аутизм, осознанное ограничение воздействия извне?
Справка. "УТКОНОС -(Ornithorhynchus anatinus), ЕДИНСТВЕННЫЙ представитель семейства утконосов подкласса яйцекладущих млекопитающих. Длина тела 30–45 см, хвоста – 10–15 см, весит 0,5–2 кг. Тело вальковатое, приземистое, покрыто густым мягким мехом, бурым на верхней стороне и сероватым на нижней. Передняя часть лицевого отдела вытянута в плоский клюв, покрытый мягкой голой кожей. Хвост уплощённый, покрыт шерстью. Лапы снабжены плавательной перепонкой, передние – с сильными когтями. Зубы отсутствуют."
Намек на собственную уникальность в сочетании с абсолютной неприспособленностью к текущим условиям? Или попытка указать на возможный путь, который бы позволил существовать и развиваться дальше? Катманду как центр духовной культуры, средоточие духа... Нечто далекое и манящее своим совершенством, загадочостью...
"Улыбка покинет... " - аллюзии: "И улыбка, без сомнения, вдруг коснется..." , "От улыбки..."
Распятье ушей от кутюр - искусственное веселье, "американская улыбка" страдающего современника, маска, неискренность и окровенный обман манипуляторами общественных вкусов и настроений?
Листва подзапрелых газет - аллюзии: "Палая листва", "Сто лет одиночества", (одинокая) старость, затхлое помещение...
Умопомрачительная конструкция "фритюр муравейных потоков шелков расструившихся чучелок лет". Аллюзии: движение, гигантский человеческий муравейник, Великий Шелковый путь и средневековые бродяги, паломники, "запыленная стопа", вечная тема путешествия и путешественников, паутина дорог, волны миграций, время, скользящее и застывшее в прошедших и уже неизменных реализациях, воспринимаемых нами как чучела загадочных птиц в музее...
Разноновопрестольные звери - те, новые, кто окружают новый престол - здесь вроде бы нет неоднозначностей вовсе... Именно они "выжрут" (аллюзия - "Детства моего чистые глазенки с устрицами выжрали толстые бабища") все то, что есть ценного у своих предков, чтобы двигаться дальше...
ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ. Композиционно произведение дробится на три части - на это указывают времена глаголов. "Было", "Есть", "Будет". Это что, сжатый курс Всемирной Истории? Закольцованная песня о главном, или о том, как извлекается квинтэссенция бытия?

ГЛОБАЛЬНЫЕ АЛЛЮЗИИ.
Кризис искусства, не способный предложить в литературе ничего, кроме сопливо-возвышенных учебников по ликбезу в стиле а ля Коэльо, метросексуальных залипух Мураками или глубокомысленной пустоты Пелевинских смысловых тектоник?
Персональные переживания по поводу выхода "в тираж", когда племя новое, младое...?
Трагедия экзистенциального осознания бренности бытия, расставание с радужными надеждами на определенном уровне развития? "Во многой мудрости много печали..."
Смена поколений, видов, способов восприятия действительности, содержимого сосуда - чаши бытия?

ПРОЕКЦИИ. Можно представить себе совершенно другой мир, проекция которого присутствует и в нашем мире в искаженном виде. Или наш мир - искаженная проекция на их. Потому и ритмика странная, и образы. Но основные законы все же незыблемы или близки. Один из них - если ты не меняешься, а мир меняется, противоречия нарастают, и в какой-то момент ты должен уйти. Это один из планов бытия, неизменный на всех планах :)

Геля, твое прочтение - да, близко. И это радует, потому что понимание и резонанс. У каждого оно свое, это понимание. А резонанс редко встречается.
Читатель все воспринимает сквозь призму своих ощущений, понятий, эмоциональной и пр. окраски слов... Вероятность попадания с каждым годом уменьшается - потому что дивергенция понятий, видов деятельности. Но архетипические вещи, имеющие общечеловеческую ценность, остаются. Только их затирают непрерывным использованием до обыденности.
Кстати, такого рода объяснения, что же имелось в виду, могут облегчить понимание. Но не резонанс :) Правда, они помогают расширить диапазон восприятия, а это тоже немало. По аналогии с радиоприемником - чел может УСЛЫШАТЬ больше в том, в чем он раньше слышал только какофонию случайных вибраций.

Омагодан О
___________________