Антология 1. Интересные рецензии. Конкурс хайга-1

Золотой Город
http://www.stihi.ru/2016/08/16/9229  Конкурс хайга-1. Лето. Итоги

            Благодарю авторов за интересную беседу в комментариях:

Часть 1.

- Александр!
Можете указать источник где сказано, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть
по ударным слогам именно 1-4-7 ?
Желательно, чтобы не было упоминания об японском сонете.
Курума Такуми   14.08.2016 21:11   

- Здравствуйте, Евгений!
Давным-давно, в 2011-м году, Вы сами мне писали об этом. И поддержала нас Татьяна (Кариатиды Сны). Она привела в пример работы российского исследователя японской поэзии… Ерофеева, кажется.
Конечно, сейчас эту переписку я вряд ли найду. Слишком много воды утекло.
Но, существуют записи аудиозаписи произведений Басё, которые читают на японском.
Так, вот там, эта «ударность» великолепно слышна.
С почтением
Александр Кованов   15.08.2016 10:35   

- Понимаете в чем дело, Александр. Тогда я только постигал основы хайку. И вся та полемика с моей стороны опиралась исключительно на правила ударных слогов японского сонета. А японский сонет к японской поэзии не имеет никакого отношения.
Потому правило дактиля для хайку не то что необязательно а даже мягко говоря неправильно, если не сказать что дактиль вообще должен считаться ошибкой.
Про Басё и что там слышно, (кто делал запись самого Басё? :) ) могу не согласиться. Как перевести силлабику - японская поэзия силлабичная (см. книги Александра Долина) - в силлабо-тонику (это и дактиль и др. стихотворные размеры европейской поэзии) наверное Вам никто не скажет. То что слышно как долгий звук нельзя переводить в ударный слог, потому что другой читающий может долгим сделать другой слог. По крайней мере прослушав с десяток японских вака (танка) в оригинале я не нашёл единой системы долгих и кратких звуков. И если этого нет в танка то в хайку тоже.
Хотя Шнвченко писал, что наиболее близко к оригиналу японского языка для хайку это такой:
1-5
1-5
1-5
Вот так.
Про Ерофеева не слышал. Хотя моё мнение на данный момент, и меня кстати поддержит и Иса Лариса (да и в трудах многих исследователей японской поэзии), что не нужно обращать на строгость ударных слогов никакого внимания. Лучше обращать внимание на ториавасэ и итибуцудзитатэ. На каруми, ёдзё, фуга-но макото и другие категории хайку.
Курума Такуми   15.08.2016 10:58   

- Спасибо за НАУКУ, Евгений!
Искренне рад Вашим глубоким познаниям,
и принимаю добрые советы, как дОлжное.
Учиться люблю.
Если чем-то обидел Вас, извините!
С почтением
Александр Кованов   15.08.2016 11:33   

- Никаких обид.
просто слишком сильное обращение внимания на дактиль или 5-7-5 уводит от главного в хайку.
Курума Такуми   15.08.2016 12:14

Часть 2.

Рецензия на «Хайга. Небо в турпанах» (Сафонова Полина)
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/06/27/1414

Полина, два технических замечания:
1. ХайгА - на конце А! От "га" - картина/рисунок. На русском иногда склоняют как сущ. жен. рода, но это неофициально.
2. Выбирая цвет шрифта, обращайте внимание на то, чтобы текст легко прочитывался. У Вас местами буквы сливаются с турпанами. Поэкспериментируйте с опциями - там должна быть с "анти-хамелеонным" эффектом, меняющая цвет и насыщенность шрифта в зависимости от цвета фона. Есть и другие возможности (напр., "туманная" подложка). У меня часто получается несколько версий, из которых я и выбираю в конце.
Лейте Совушка   27.06.2016 06:49

- Да я запуталась то хайга то хайку и подконец подражала нашему Николаю ШУ. Насчёт шрифта мне наоборот понравилось, что буквы сливаются с летящими турпанами.Специально так и сделала. Всё равно внизу же текст, для тех кто не сможет усмотреть подумала.
Сафонова Полина   27.06.2016 10:32   

- Японские "окончания", а точнее - вторые корни в сложных словах (для поэтических терминов):

-КА - песня, например: танка, она же вака, сэдока и т.д.;

-КУ - строфа, первоначально часть танка или рэнга-цепочки: хокку, агэку, ещё куча названий,
термин 'хайку' предложил Масаока Сики в XIXв. для самостоятельного трёхстишия, по аналогии;

-ГА - картина, рисунок; хайга на конкурсах оценивается только по картинке-композиции, текст в публикации факультативен, необязателен. Это скорее из правил сайта - поле для публикации не должно быть пустым. На Конкурсе Хайку после основной (текстовой) части конкурса начинается, на мой взгляд, самое интересное: участники (или просто завсегдатаи) берут чужое зацепившее их хайку и сотворяют из него хайга. При публикации текст хайку опускается - только картинка.
Лейте Совушка   27.06.2016 12:16

- Спасибо Совушка, я скоро вылетаю на Север, на путешествие. Две недели не буду на странице. Там интернета, связи не будет.
Сафонова Полина   27.06.2016 18:39   

- Здравствуйте, Лейте Совушка и Полина.
У Вас очень интересный диалог.
Можно ли выдержки из него опубликовать http://www.stihi.ru/2016/08/16/9229 в части "Благодарю авторов за интересную беседу в комментариях:" ?
С уважением, Светлана.
Солнце Моё   17.08.2016 09:08   

- Если Полина не против, то и я не возражаю.
Наверно, вообще не помешало бы создать в Городе словарик отдельной публикацией? Кратенький такой...
Лейте Совушка   17.08.2016 13:53

- Хорошая идея, Нина! С удовольствием приму такое предложение.
Думаю, что Тамара, будет тоже - за.
А как будет называться форма, если к картинке написать двустишие - танкетку?
http://26.netslova.ru/bitanketki
Здесь автор танкеток и битанкеток..
А мы с картинкой ТанкетГА устроим?:)
Только какие условности могут быть? У хайга - как дополнение.
А здесь - подчеркивание? или что-иное ..тайное еще найти можно?
Вот какая идея пришла...
Но может она у кого и воплощена и прописана?
А если нет? То может "родим"?:)
Рада Вам, Нина!
Солнце Моё   17.08.2016 14:04

- Задачка... Есть параллельный, частично совпадающий, термин - именно для текста к фотографии - фотоку. Поскольку танкетку и битанкетку можно рассматривать как строфу, то... А вот текст плюс рисованная картинка - не знаю, что и придумать.

Кстати, о первичности и вторичности. Текст и изображение - РАВНОПРАВНЫЕ участники. Текст участвует в хайга и визуально - шрифт (каллиграфия), расположение, для современных, особенно Digital - цвет, эффекты.
Кроме того, далеко не всегда хайга 'комплектуется' именно в такой последовательности - изображение, ЗАТЕМ текст. Равноправен и обратный вариант. Собственно, хайку, сложенное к фотографии, и есть фотоку. Вот для него допустимо неучастие текста в изобразительной композиции - например, в конкурсах по конкретной фотографии. Как говорится, почувствуйте разницу...
Лейте Совушка   17.08.2016 14:50

- Я конечно не против.
Сафонова Полина   17.08.2016 17:04


Часть 3.
Рецензия на «потрёпан штормом. хайга» (Курума Такуми)
http://www.stihi.ru/rec.html?2016/08/07/3286


http://geophoto.ru/large/ylm213091716l.jpg
http://geophoto.ru/large/ylm213090741l.jpg

Крузенштерн в зеленом океане растений с парусами бабочки - так здорово увидел!!!!!
Восхитительно!
Барк - бабочка!!!
Очень понравилась хайга!
Солнце Моё   07.08.2016 10:28


- Спасибо, Светлана!
Старался как можно дальше развести хайку и фото. И в тоже время есть связь - парусник - бабочка и барк.
А ведь Подалирий действительно напоролся крылом на острый лист вишни, до того у него только был оторван левый хвостик, а тут и крыло повредил.
Курума Такуми   14.08.2016 21:19   

- Да очень далеко ..и все же все в одном..
Очень талантливая хайга получилась...
И ты как пример привел о том, какие измерения могут быть в этом...
А еще больше удивляюсь тебе как ПРИРОДУ ты ВИДИШЬ! И успеваешь щелкнуть моменты!
Я с тобой наблюдала варакушек и так счастлива от такого экскурса!
И бабочка эта - еще одно из открытий..
В тебе необыкновенный ключик природы вживлен!
И этот ключик открывает мир необыкновенного сочетания поэзии и природы.
Жизнь видеть СТИХОМ!!! Это ДАР Божий!
И спасибо тебе, что ты этому учишь!
Что на твоем примере можно этому научиться тоже.
Солнце Моё   14.08.2016 21:26

- Это фото сделал в 2012-ом году. в конце июня. а через пару недель удалось поймать одного Подалирия. Он так пытался освободиться, что выбился из сил, и я посадил его на яблоко (мальта Багаевского) и он сидел на нём минут десять, я его сфоткал во всех ракурсах и даже в макросъёмке. Потом он конечно улетел
Курума Такуми   14.08.2016 21:43