Экспертный обзор. Вадим Гройсман. Сентябрь-2016

Большой Литературный Клуб
Присланный мне лонг немного разочаровал. Всякий раз, соглашаясь быть экспертом, подсознательно надеешься на чудо. Но чуда и на этот раз не произошло. В лучшем случае – грамотное владение поэтическим языком, но многие тексты и того лишены. Вот, скажем, стихотворение «В поле дождик». Задумано оно интересно, но исполнение сильно подкачало. Читаешь, например: «но лучше него не найдётся и ныне, увы, того, кто бы знал, что такое есть русское поле» и думаешь, что персонаж не только знал, что такое есть русское поле, но и что такое пить русское море и курить русское небо… Когда я длинный лист прочел до середины, мне сообщили, что границы шорта в порядке эксперимента расширены. Я почувствовал себя более свободно, в случае колебаний решал вопрос в положительную сторону – и в результате отобрал ровно десять стихотворений. Считая себя более-менее способным распознать новое поэтическое слово, я отдал предпочтение хорошо сделанным, хоть и немного вторичным текстам, а не неоправданным языковым и семантическим экспериментам. В комментариях к стихам старался честно объяснить мои pro и contra, надеясь, что это принесет пользу авторам.

Ваш Вадик Г.


1. ПОЛИНА СИНЁВА «варенье из всех убегает кастрюль...»
http://www.stihi.ru/2016/09/01/795 отборочный тур для резидентов

варенье из всех убегает кастрюль
и солнце летит по траве
но слышно, как вдруг замирает июль
у ветра в пустом рукаве

в его сердцевине легко и темно
как в серединке плода
и в нем наконец накопилось тепло
и та невесомость, когда

есть еще сила сдержать маховик
но неизбежен распад
как будто качели зависли на миг
и не вернутся назад

Милые стихи. Автору не откажешь ни во вкусе, ни в способностях. К сожалению, очень неоригинально. См. предисловие.


2. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Степное»
http://www.stihi.ru/2016/08/12/2169 отборочный тур для резидентов

В степной полынной суховыли,
где наши древние растили
детей, коней, пасли коров,
где бык чесал язык о прясло
и расшивал орёл прекрасный
небес покров;
где каждый стебель сух и тонок,
кузнечик долог, звонок зной
и воздух жарок, как ребёнок
больной;
где бродит – с острым ликом птичьим,
с котомкой, полной ох и ах –
высокое косноязычье
на костылях;
где пахнет горечью и мятой,
где суховей дудит в дуду, –
там, кажется, я был когда-то...
Или приду.

Можно сказать то же самое, что и о предыдущем, за исключением того, что здесь более явны черты индивидуального поэтического языка. Вот только концовка подкачала. По смыслу должно быть «или когда-нибудь буду», «или когда-нибудь туда приду».


3. ОЛЬГА ВИРЯЗОВА «идти на свет»
http://www.stihi.ru/2016/04/07/8941 отборочный тур для резидентов

Идти на свет, не зная броду,
на острый запах тишины,
на отрешённую природу
с её волшебной стороны.

Войти в доверье к тем деревьям
и к этим зарослям во тьму,
в густое их соударенье,
которое не разойму.

Но сами с миром разойдутся,
тебя оставив и простив.
Прозрачный день налит на блюдце -
нам отворяется залив

как самая большая важность,
всё устранившая с пути,
как самая большая жажда -
ни утолить, ни обойти.

И бережёные деревья,
и запрещённый человек
на берегу неговоренья,
у края недреманных век

стоим, вытягивая шеи,
взаимным зрением полны,
над заводями утешенья
и глубины...

Здесь, наоборот, попытки найти новые формы выражения не всегда обоснованы. Например, меня не устраивают пятая и шестая строка. С другой стороны, не всегда удается избежать и искушения банальностью. Показательно, что из стихотворений 2 и 3 можно составить один текст:

где бродит – с острым ликом птичьим,
с котомкой, полной ох и ах –
высокое косноязычье
на костылях,

стоим, вытягивая шеи,
взаимным зрением полны,
над заводями утешенья
и глубины...


7. ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «Рождественское»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253 отборочный тур для резидентов

когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны клокочущей – внутри,

качнётся шар и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
слетит чуть слышно слово с языка.

синицам вдоволь нынче белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе, огорошен,
с новорождённой звёздочкой внутри.

Увы, приходится повторяться. Очень милые стихи, но из-за своей вторичности они не затрагивают никаких душевных струн.


14. АЛЕКС ГРИИН «Сорвусь»
http://www.stihi.ru/2015/10/27/8288 отборочный тур (квота Люси Пикаловой)

Презрев осточертевшие привычки
И будто бы объевшись белены,
Возьмешь, сорвёшься к черту на кулички,
На краешек неведомой страны.
Там до рассвета - только чиркни спичкой,
А люди, как открытые кавычки,
И звезды вот такой величины.
Там рыбий рот кромешной тишины
Глотает звук последней электрички...
Там чудится дыхание весны.
Там старая кудесница Прасковья
Арабской вязью вяжет свитера...
Тепло. Кошачье брюхо Подмосковья,
Вдох легче лебединого пера.
И там с любимой - Рай под телогрейкой,
И нежно солидолом пахнет Русь,
Там стопари, как мерные бадейки,
Пируют на последние копейки...
И я туда когда-нибудь сорвусь.

В этих стихах плюсов и минусов примерно поровну. Например, к плюсам я отношу строки: «Там рыбий рот кромешной тишины Глотает звук последней электрички...» А вот следующая строка «Там чудится дыхание весны», – к сожалению, банальность. Понравилось «кошачье брюхо Подмосковья». И не понравилась концовка. Вообще я, конечно, рискую оскорбить чувства патриотов, но слово «Русь» в современных стихах кажется мне нестерпимо пошлым, если это не стихи на историческую тему и если это слово не употреблено в ироническом или амбивалентном смысле.


15. ЖЕЛЕЗНАЯ КНОПКА «Окна смотрят на север»
http://stihi.ru/2016/08/23/7242 отборочный тур (квота Дмитрия Холостого)

Окна смотрят на север, на север.
На заводы, бегущие вдаль.
Небывалым израненным зверем
Воет теплоэлектроцентраль.

Красно-белые, словно мишени,
Высотой приковавшие взгляд,
Три трубы - три драконовы шеи -
В облака выдыхают свой яд.

Не укроют ни книги, ни стены
От смотрящей на север судьбы.
И недвижимы, и неизменны
Эти три дымовые трубы.

Это вполне неплохие стихи. И сдержанность чувств – очень ценное качество многих замечательных поэтов. Но всё же чего-то не хватает. То ли напряжения, то ли опять – поэтической индивидуальности.


20. АМИРАМ ГРИГОРОВ «Когда пройдет полстарости...»
http://www.stihi.ru/2016/03/06/6511 номинатор Лёша Исхаков

Когда пройдёт полстарости, мой свет
И все такси уедут в гаражи
И все слова закончатся в Москве,
И дым вечерний город окружит,

И этот дым, в краю, где мы с тобой,
Затмит снега, и скроется за ним
То место, где арбат скрипел арбой,
И где подколокольный нам звонил,

Где серый волк, где ангелы с мешком,
Где сонный свет сквозь окна поутру,
И всадники твои пойдут пешком,
Когда я заболею и умру.

И, в общем, через жизнь, как нас убьют,
Густой, как мёд, в иное рождество,
Тут разольётся небывалый пруд,
И новый лес раскинется листвой,

И в том лесу, вдали от всех дорог,
Лизну глаза твои, что слёз полны
И будет литься медленный дымок,
Почти неотличимый от волны

В этих стихах мне понравились отдельные места, в основном вот это:

И этот дым, в краю, где мы с тобой,
Затмит снега, и скроется за ним
То место, где арбат скрипел арбой,
И где подколокольный нам звонил,

Где серый волк, где ангелы с мешком,
Где сонный свет сквозь окна поутру…

В этом фрагменте есть поэзия, но на весь текст автора, к сожалению, не хватило.


25. ЧЕПУРНЫХ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ «Полетав по холодной России»
http://www.stihi.ru/2013/06/24/6500 номинатор Эдуард Филь

Полетав по холодной России,
Протрезвели мои соловьи.
Не курю я, мои дорогие,
И не пью, дорогие мои.

Изучаю язык и манеры
И вникаю в основы основ,
И вторично вступить в пионеры
Я хоть нынче, хоть завтра готов.

Но безгрешный огонь мне не светит,
Ибо вызнал умом и хребтом,
Отчего появляются дети
И куда исчезают потом,

Почему в золотом водопаде
Грозовой утопает разряд,
И зачем на церковной ограде
В полнолуние черти сидят.

Все-то вижу я зреньем подкожным,
Всё-то знаю, где край, где стезя.
И меня убивать уже можно,
Год назад еще было нельзя.

Год назад еще в мире и вере
В тихом сердце моем, как в тени,
Укрывались и люди, и звери,
И любили  друг друга они.

Но какая-то  внешняя сила
Из души безмятежной моей
Поначалу зверей исключила,
А теперь исключает людей.

В зачарованной жизненной чаще,
Где сгорели перо и тетрадь,
Ничего нет больнее
И слаще,

Чем людей из себя исключать.

Пожалуй, лучшее стихотворение из всех. В самом начале кажется, что это продолжение знаменитых стихов Рубцова, но очень быстро оказывается, что автор обладает собственным стилем, что он способен из простых слов и как бы будничной интонации создавать поэтический смысл.


29. СЕРГЕЙ АРКАН «Августейшая ночь»
http://www.stihi.ru/2016/07/14/6137 номинатор «Решетория»

Августейшая ночь, вновь твоим высочайшим приказом в летнем замке объявлен прощальный прием,
и нет счета огням, и щедротам твоим, и проказам - оглянувшись лукаво, ты прячешься в тайный проем
между темных дерев. За касанием клавиш рояля верно следует звук - так в стремленье своем роковом
я спешу за тобой. Ты опять ускользаешь, роняя бриллианты в озера, небрежно взмахнув рукавом.
Ускоряя шаги, я вверяю себя анфиладам соловьиных аллей. В терпком воздухе мед и полынь.
Я до одури пьян этим сладким и медленным ядом. Так останься, продлись, теплым ветром нахлынь!..

...Вот и грянул рассвет, и карета, впряженная в восемь вороных облаков, упорхнула из южных ворот,
а в покоях твоих сумасшедшая регентша-осень открывает казну и сокровища в руки берет,
и выходит во двор, и танцует с ветрами, босая, под дождем, что холодные лужи рябит,
и хохочет, и плачет, прохожим под ноги бросая это золото кленов и эти рубины рябин.
Мы ее предадим, от сиротства устав и юродства, и когда небо рухнет на город и ринется в бой
злая снежная конница, ей будет не с кем бороться. Белый дым, будто флаг, над печной затрепещет трубой.

"Все мы дети твои, многомудрый и грозный владыка, полководец мороз, направляй нас железной рукой!
Быть свободными - это так странно, так страшно, так дико… Нам в веках суждено быть закованной льдами рекой."
Только знай, королева, что в тайных мечтах голубиных, легких, словно над полем ромашек развеянный прах
наши взгляды блуждают в сверкающих звездных глубинах, наши лица купаются в ласковых летних ветрах.
Каждый раз, выходя завывающей вьюге навстречу, я смеюсь в воротник надо всем, что она говорит.
Я все так же люблю и, конечно, надеюсь на встречу. Твой покорный слуга, самый преданный твой фаворит.

Это, конечно, очень длинные стихи. Невольно задаешься вопросом, какова цель такого растекания по бумаге, нельзя ли то же самое сказать короче? Многочисленные сигналы о том, что перед нами стилизация, тоже кажутся избыточными. Все эти «роковые стремленья» и «анфилады соловьиных аллей». И в то же время в этих длинных и пышных стихах неоднократно возникает подлинная интонация. Вот пример:
и выходит во двор, и танцует с ветрами, босая, под дождем, что холодные лужи рябит,
и хохочет, и плачет, прохожим под ноги бросая это золото кленов и эти рубины рябин.
Работая целиком в рамках выбранной традиции, автор показывает, что мастерски владеет ее выразительными средствами и использует ее для выражения своего поэтического содержания.


36. МАРИЯ ЗНОБИЩЕВА «Простая радость»
http://www.stihi.ru/2016/06/16/10799 квота Марианны Боровковой за работу в литературной гостиной БЛК

Простая радость - подождать
(Лишь радостные - терпеливы),
Когда под каплями дождя
Восторженней запахнут липы.

Зарыться глупой головой
В цветы и зелень, лени зелье,
И вместе с дрожью дождевой
Живое чувствовать веселье.

Ещё художник не готов
Писать вот так, сквозь свет и воду,
Как с зацелованных цветов,
Слезясь, спадают капли мёда.

И у поэта слова нет,
И музыкант играть не начал,
А мир - и счастлив, и согрет:
Стоит, заслушавшись, - и плачет...

Об этих стихах приходится говорить то, что уже говорилось раньше. Стихи красивые, достаточно умело написанные, но, к сожалению, очень вторичные.



Стихотворения лонг-листа рассматривались экспертом в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены Главной редакцией БЛК при подготовке обзора к публикации.