Экспертный обзор. Григорий Кофман. Октябрь-2016

Большой Литературный Клуб
Выборка наиболее примечательных, с моей точки зрения, стихов из 32-х в лонг-листе состоит из трёх групп.

Первая: работа №31*
ЗЕМСКОВ АНДРЕЙ «На пересылке во Владивостоке»
http://www.stihi.ru/2011/06/06/4020 номинатор Эдуард Филь

                «Звёздный луч – как соль на топоре…»
                О.Э. Мандельштам

Через семьдесят лет здесь от кладбища нет ни креста,
И от зоны транзитной – ни вышек уже, ни развалин.
Новый микрорайон, мокрый снег, и аллея пуста.
Возле школы торчит снеговик, словно гипсовый Сталин.

По словам очевидца, вот здесь находился тот ров.
Когда строили школу – играли в футбол черепами,
Матерились, водярою грелись у едких костров
И не знали совсем о поэте таком – Мандельштаме.

А тогда ведь ещё оставался тот самый карьер,
Где для стройки киркой вырубали из сопки по камню
В Колыму не попавшие зеки с печатью «каэр»,
В протоколах допросов оставив чернильную каплю.

Оставалось кирпичное здание с тех же времён,
На огрызках забора  колючая ржавчина тлела…
Нынче улица здесь Вострецова и микрорайон
Востроглазых домов. Им какое до прошлого дело?..

Только в полночь сырую, в декабрьскую полночь – услышь:
То ли ветер с залива ударит по пластику окон,
То ли где-то за стенкой заплачет соседский малыш,
То ли всхлипнет морская звезда в океане глубоком.

Это мы – фотокарточки жёлтые в профиль, анфас.
Это мы – восемь строк на обёрточной серой бумаге.
Это мы – через семьдесят лет – вспоминаем о вас
До морозной зари, до подъёма в тифозном бараке.

Ничего, ничего, всё проходит – и это пройдёт,
Сдует вешки-былинки и смоет былинные вехи.
И опять звёздный луч на солёный топор упадёт,
И воробушек снова, даст Бог, зазимует в застрехе.

Декабрь 2008

Это и по содержанию, и по технике перфектная работа с сильнейшим эмоциональным посылом. Такая нота могла бы оказаться (или/и показаться) пафосной, если бы речь не шла о фигуре мирового масштаба, могила которой затерялась на улице Вострецова на самом краю гигантской страны. Во всём соблюдена мера, строгость и при этом достаточно чисто поэтических, если не откровений, то открытий.


Вторая группа – три стихотворения:

№ 9
ЗОЯ БОЧИНСКАЯ «Оосень»
http://www.stihi.ru/2016/09/24/2793 отборочный тур

Тучи атомный гриб поднимается выше и выше.
Тяжелее ютиться природе, погоде,
                душе.
Прижимаются к стенам отечные серые крыши.
Бродит город простывший
                в скрипучем прозрачном плаще.

И гриппозная тень перебежками метит маршруты.
А хороший хозяин собаку
                закрыл на замок,
Ведь домашнему псу в стылом городе хватит минуты,
Чтобы он огорчился
                и тоже с простудою слег.

Хулиганит природа, умножив дожди и печали,
Умножая таблетки от кашля
                и черной тоски...
Мы еще не в конце,
                но уже далеко не в начале –
Осень долбится в стены
                и холодом ломит виски.

Все темнее в природе, и хочется жалобно плакать.
Открывайте замки –
                отпустите на волю собаку.


№24
ДИМА «Мне что-то хочется сказать...»
http://www.stihi.ru/2016/10/15/4071 номинатор «Термитник поэзии»

Мне что-то хочется сказать
тебе...негромко, нежно, робко.
Но за окном шумит гроза,
стучит в бетонные коробки,
рифмует: молнии и гром,
и говорит почти о том же.
Но, по сравнению с пером,
куда изысканней и тоньше.
Мне что-то хочется сказать
тебе... негромко, робко, нежно.
Но за окном огромный зал,
от Белой Дачи до Манежной,
рифмует: пробки и метро,
проспект, аэропорт и площадь.
Что, по сравнению с пером,
и убедительней и проще.
Мне что-то хочется сказать.
Так робко, нежно и негромко
тебе... И ночь течет в глаза,
и хочется бумагу скомкать,
рифмуя: море и паром,
что никогда не станет верным.
Но, по сравнению с пером,
слова легки и эфемерны.


и №32
ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «Там стоят фонари…»
http://www.stihi.ru/2012/05/24/7441 номинатор Эдуард Филь

Там стоят фонари,
украшая бетон,
там вагоны цветут
фиолетово-синим.
Звездный мальчик проводит
по крышам пером,
и следит за пером
битый час Томасина.

Там не скучно совсем,
там семнадцатый май,
знает больше, чем всё
тридевятое царство,
там ползет к Белорусской
последний трамвай,
впереди целый мир:
и любовь и коварство.

Там в наушниках – рок,
чередой децибел
не дает задремать,
не дает отключиться.
Там присутствует счастье
само по себе,
и ни деготь его не берет,
ни горчица.

Там довольно найти
телефон-автомат,
чтобы голос родной
стал существенно ближе.

Связь доступней теперь,
но молчат номера
тех,
которых
уже
никогда
не увижу…

Это тонкие работы неброской фактуры. Они сознательно скромны по интонации. Но совершенно очевидно, их авторы чувствуют силу своего «упадничества». Интонация — вниз, в слезящийся глаз, но между строк — почти пронзительная ясность. Не везде, но почти. Почти акварельные картины воздушны без напуска ложного многозначительного тумана.


Третья группа – четыре очень добротных произведения:

№8
АРСЕНИЙ Ж-С «Двадцать четыре»
http://www.stihi.ru/2016/10/07/2560 отборочный тур для резидентов (квота Берты Лучевой)

А как схватит за палец, и стой всю ночь.
Жопой кверху лежит, вцепился...  Ну, знаешь ли,
это подло.
Громко сопит,  причмокивает.  Нет, правда, сынок,
отпусти-ка меня. Мне ещё хотя бы три часика поработать.

А потом всего-то три часика на поспать.
А потом полтора на службу пилить в подземке.
И пока трясешься в вагоне,
что-то там в рифмочку написать,
если не слиплись зенки.

А потом с начальницей лаяться –
из положенных нам восьми –
девять часов. Уходя, подлить в огонь керосина.
Так уже чисто из вредности: выкуси на возьми.
Лучше меня, блин, знает, как рисовать красиво.

Что там? Училась в художке? Да ты смотри!
Это же все меняет, куда нам, тёмным.
Это ж не мы по двенадцать лет высекали штрих,
ставили руку так, что уже навсегда натёрли.

Это не мы – вместо власти, футбола, баб –
спорили до хрипоты о крестах пейзажа,
напиваясь в общаге (залётный умел лабать,
но ему доставались лишь те,
кто после ушёл в продажи).

Впрочем,  тогда уже знали,
что будет всё ровно так.
Потому и держались вместе, всей бравой кодлой.
Дальше-то всяк за себя... и чего рыдать?
Ну, кому мы в таком количестве ежегодно?

И...
вот с таким настроением прёшься на новострой.
Там у меня халтура, узбеки и, вира-майна,
хитрый прораб, с которым держи востро:
спросят потом с меня – это же я #дизайнер.

Честно: давно б всё бросил,  ушёл в себя.
Просто читать,   писать на полях заметки,
чтобы все чувства в одно – все пять!
Если бы не она...
да вот этот мелкий

Только  к полуночи я доползу домой.
Встретит холодным ужином, миной пресной:
типа, у нас тут истерика – успокой.
Он же не спит, если папка ему не исполнит
пару советских песен.

Вот и пою, голодный, уставший, злой.
Яростный вой сменяется всхлипами,
мирным, милым, ровным дыханием.

Город лежит золой догоревшего дня,
угольками тв-эфира тускло мерцают окна,
стелется серый смог,
на головнях фонарей оседая пылью.
Изредка тонким росчерком вдоль дорог
ветер проносит искры автомобилей.
Осыпаются листья, белые в свете звёзд.
Псы ложатся над теплотрассой, чтобы чуть-чуть согреться,
Млечный Путь расплескался, как взорванный кем-то мост.
И каштаны стоят, разгребая пепел, как погорельцы.

Нет, ничего я не стал бы уже менять.
Потому что люблю вас так сильно... а счастье...
да так ли важно?
Только не отпускай, слышишь, мелкий, 
не отпускай меня.
Потому что мне страшно,
как никогда ещё не было –
ТАК мне страшно.


№11
КООМА «В уютном мирке»
http://www.stihi.ru/2016/09/01/1724 отборочный тур

быть счастливой в своём абсолютно уютном мирке:
выпасать мотыльков, собирать беспричинные зимы.
не летать стрекозою к болоту на мега-пике,
лягушачию шкурку сменить на привычные слимы.
на обёртках конфетных царапать обрывки стихов,
перемалывать в миксере трупики воспоминаний.
тараканов залобных делить на друзей и врагов:
может надо кого подлечить , а кого-то забанить.
и стада из барашков гонять по небесной реке,
и плести паутину в углу с пауком-интриганом.
хороводы иллюзий запечь в удивительный кекс.
центробежно не мчаться к созвездию альдебарана.
дожидаться, когда же дождинки друг друга побьют,
подливать в золоченое блюдце кефир домовому...
...просто жить и ценить этот глупый ажурный уют
просто жить,
понимая, что кто-то живет по-другому...


№23
НАДЕЖДА ДАЛЕЦКАЯ «Нэцке»
http://www.stihi.ru/2012/02/29/8306 номинатор альманах «Буквица»

За мою слепоту, за невежество мрака,
как ты зло снисходителен, как ленно выспрен!
Поводырь мой учёный, ручная собака,
прорычи мне с десяток истрёпанных истин.
Я слепою душою и разумом детским
потянусь, хрустнув звонко скелетом незнаний.
Ах, божок мой, редчайший, реликтовый нэцке!
Как умён ты, мало как моё созиданье!
Вечно точный, всему обозначивший место
в каталогах, реестрах, глоссариях, картах.
Лестен мне поводок ученичества, лестен!
Как манящая бездна у скал древней Спарты.
Что возиться со мною, учитель мой строгий?
Всё не впрок – азбуковина: веди да яти.
Отпускаю на волю без слёз и проклятий –
отпусти поводок да ступай себе с богом!
Лишь глаза приоткрыв, посмотрю на дорогу:
Где теперь ты, мой нэцке, весёлый предатель?


и № 25
АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «провинция»
http://www.stihi.ru/2016/08/12/5748 номинатор «Термитник поэзии
В провинции ни сплетен, ни сверчков,
в сельпо обед, на ужин макароны,
из женщин только Анны и Матрёны,
из карточных — «девятка» и «очко».

Добротное кряхтение ворон
сопровождает каждую получку,
и если где-то шарик кроет жучку,
так это по согласию сторон.

Не часто, но случается, что — вжик! —
махнет крылом над домом бабки Анны
нет-нет, избави господи, не ангел —
вполне себе потасканный мужик.

В шесть вечера двуручная пила
смолкает во дворе у деда Вали —
всё сущее скрывается в портале
на западной окраине села.

И слышно, как обёртку бон пари
находит мышь и местный параноик
бредёт тропой в иное, и иное
бредёт к нему и что-то говорит.

Кроме того, что в них достаточно оригинальных идей, их отличает цельность сюжета и смелость блуждания в нём авторов, умело отвлекающихся на «боковые» темы без боязни потеряться. Можно было бы, наверное, придраться к каким-то неточным образам, к какому-то излишеству в повторах или в явных отсылах (но не цитатам же!) к известным, уже ставшим классическими, произведениям, но это скорее мелочи.



--------------------------------------------

* Обзор был написан по анонимному лонг-листу. При публикации редколлегия восстановила имена авторов и ссылки на стихотворения.