Мы взрослели

Евгений Куманяев
        начало здесь:    http://www.stihi.ru/2016/10/30/11246

После случая с диваном, наши родители стали стараться держать нас под контролем. Кто-то поехал к бабушке, кто-то донимал воспитателей и вожатых в лагере, а нас с Вовкой, его отец взял с собой на работу. А работал Вовкин папа на настоящем речном буксире!

Сколько у нас было гордости! На рабочем автобусе с серьёзными и большими дядьками мы едем на настоящую работу. Проходим через проходную, и нас пропускают. Проходим мимо цехов и мастерских, и нас не отгоняют. И вот Ока, причалы, несколько судов, баржа, катера, лодочки! И наше буксирное судно «Волна»!

На судне кроме Вовкиного папы ещё люди, таскают ящики, канаты, ещё чего-то. На нас внимания не обращают. И в этой суете и движении мы понимаем, что Вовкин папа, Иван Егорович, тут самый главный. Не громкие слова его выполняются моментально с последующим докладом. Всё так строго!

Нам показали, куда вещи положить. Объяснили, где камбуз и где гальюн. Вывели на палубу и сказали, что мы отвечаем за тутошний порядок и чистоту. Руками ничего без разрешения не трогать, пальцы никуда не совать.

Машинное отделение Вовку просто очаровало – дизель, генератор, механизмы, запах масла, шум и грохот. Вовка как-бы растворился в этой среде, и я один пошёл палубу драить. Ведро с привязанным к нему концом верёвки метров шести, швабра, сделанная из множества верёвочек, всё ждало меня в люке на самом носу теплохода. И началось.

Я и не думал, что наполнить ведро водой – это целая наука. Беспечно бросив ведро за борт, едва не улетел следом за ним, но верёвку не выпустил, упёршись животом в леер, держал, пока не помогли. Потом показали, где из машинного вода выходит, просто подставь ведро – само наберётся, можно и помпу включить, смыть с палубы песок напором воды. И у меня стало получаться. Песок под ногами не скрипел, палуба быстро просыхала. Мы шли по реке.

Не зря наше судно называлось «Волна», идя по речной глади, мы такие распускали волны, что было страшно за болтающихся на них вверх и вниз рыбаков на плоскодонных, деревянных лодочках. Швартовка к пристани, трапы, сходни и снова песок захрустел под ногами, но я уже опытен и легко драю палубу на глазах у Ивана Егоровича, и получаю первую благодарность в виде лёгкого подзатыльника. Молодец, пацан!

Весь день я что-то мыл, натирал, драил, смывал, набирал, выливал, вытирал. Свежий воздух, зверский аппетит, и такая усталость накатила – глаза закрыл, уже сплю.

Вовку тоже хвалили, он в машинном помогал, ключи подавал, вылез на свет Божий, весь в тавоте и солидоле, но такой довольный! Спал и улыбался!

На другой день всё было понятно и знакомо. Палуба, сходни и трапы, причалы, люди. Мне доверили намотать швартовый конец, и снова лёгкий шлепок по затылку – Молодец, пацан! Следующая швартовка, и я уже всё сам сделал, и трап убрал, и палубу надраил. Обед, и снова швартовка. Тут и заночевали.

Вовка вылез из машинного и, вытирая тряпкой руки, рассказал мне про штуцеры, форсунки, развальцовку медных трубочек, и ещё про что-то очень нужное и важное, но я уже спал.

Выполняя свою работу, не заметил, как время пролетело. Вот уже два месяца драю палубу, сталкиваю и затаскиваю трапы, закрепляю на кнехтах швартовые концы. Интересно, познавательно, очень ответственно. Попробуй замереть с открытым ртом в шлюзовой камере, такое натворишь! Солнце или дождь не в счёт, за тебя никто и ничего не сделает.

Вовка тоже с дизелем сроднился, вроде работает он и работает, а Вовка научился его слушать и на слух выявлять неисправности.  Вкладыши и втулки, пальцы и шатуны, все болячки слышал.

Однажды я надраивал палубу, вдруг Иван Егорович в рубку позвал. В рубке я много раз бывал, видел, как судном управляют, слышал, как по рации переговариваются, как огнями моргают, но самому управлять не приходилось. А тут, Егорыч к рулю подтолкнул и говорит:

-  Веди!

Встал к рулю, нос судна уходит влево, я начинаю поворачивать вправо, вот и нос пошёл вправо, выровнялся по курсу, дальше вправо пошёл! Я влево кручу! И нос судна уходит влево, совсем влево. Кручу вправо, быстро кручу. Потом влево, потом вправо, снова влево, опять вправо, влево, вправо! И идёт наша «Волна» такими галсами, что реки ей мало. Иван Егорович стоит рядом, молчит!
Вдруг вижу перед собой стрелку, румбы. А! Понял! Вывел руль прямо, подождал, чуть подвернул и вышел на курс, подождал опять, подвернул и замер. Бежит наша «Волна» ровненько,  аккуратненько! Лёгкий шлепок по затылку:

- А ты молодец, пацан!

И начал меня Иван Егорович судовождению обучать. Малый ход, полный, реверс, назад. Расхождение левым бортом, пропустить судно, что сверху идёт. Как подойти, как отойти, толкать, буксировать, радиообмен, семафор, навигационные знаки, когда мост открыт, когда закрыт, где мелко, створы, перекаты, плёсы, повороты. Вот это жизнь!

И как-то постепенно привык к управлению, и развернуться мог, и причалить, и знаки все выучил, и здоровался с проходящими и по рации, и визуально.
Но дни летели, лето кончалось, а вместе с летом наши каникулы. И вот мы в родном дворе, мальчишки мячик пинают, над головой тарахтит кукурузник. И всё вроде то же самое, но как-то по-другому мы уже на это смотрели. Детские игры и забавы не были так интересны как раньше. И не могли мы понять наших сверстников, приглашавших нас поиграть в посадку, когда дед Димки ковырял отвёрткой что-то в двигателе мопеда. Мы остались. Ребята ушли без нас. А мы стали деду помогать.

Мопед деда был не очень стар, но что-то разладилось, и не заводился мотор. Вовка дизель за три месяца изучил, а тут двухтактник, такая мелочь! И починил он его за полчаса, к великому удивлению деда и его друзей, с кем он в домино играл. Предложили Вовке мотоцикл глянуть, починил и мотоцикл, подвели к «Запорожцу», починил и его. Стали мы примером для других мальчишек, беспечно бегающих по посадкам с деревянными автоматами. Слышали не раз как соседи, ругаясь на своих детей, говорили, что Вовка точно выйдет в люди, а они так и будут глупыми, и в армию их не возьмут.

На поля рядом с нашими домами, для уборки урожая зерновых, выехала косилка – «КПС – 5». Самоходная косилка, наверное, пятого поколения. Было интересно наблюдать, как укладывает она в длинные валки стебли пшеницы. Посмотрели, Вовка сразу определил, что машина долго не проходит, стучит мотор. И как этого тракторист не слышит?

Подбежал, сказал о неисправности трактористу. Но тот с нами не плавал, не поверил, ну что может знать о моторах мальчишка! А зря! Встала косилка! На следующий день была другая, тоже гремела. Но тракторист уже очень внимательно выслушал Вовку, и вместе они минут двадцать что-то в моторе чинили и подтягивали.

Косилка отработала и на нашем поле и на соседнем, не сломалась.
Потом наступила осень. Школа, уроки. Домашние задания, кружки. И мы с Вовкой ждали наступления лета, чтобы опять управлять буксиром, ремонтировать его, палубу надраивать. Но это уже совсем другая история.