Экспертный обзор. Надя Яга. Декабрь-2016

Большой Литературный Клуб
Здравствуйте, все, и всех с новым годом.

Я не очень верю в возможность стихосоревнования с местами и пьедесталом почета, и тем более не претендую на объективность собственных суждений – это в любом случае суждение читателя, а не литературоведа, но у читателя, как мне кажется, есть то преимущество, что он сразу признает свои оценки субъективными, но именно в силу этого отражающими взгляды и пристрастия некой читательской группы. Моя группа – столь презираемая многими советская научно-техническая интеллигенция и какие-то слои около нее, но даже пытаться вылезти из собственной шкуры и представить что-то сильно вне этого было бы обманом и самообманом.

Ну и еще одно замечание перед собственно списком.  С моей точки зрения, при невозможности и бессмысленности соревнования или конкурса в его прямом смысле, существует несколько границ мастерства, первая из которых отделяет неумелость (не говорю тут «графомания», потому что неумелость может быть и ученической и еще много какой) от грамотного владения ремеслом. В ней меньше всего расхождений между разными читателями, но тут мне повезло: среди представленной на конкурс тридцатки совсем неумелых школьно-графоманских творений не было. Сознательно не читала отборочный тур, чтобы не судить по именам*, и не знаю, результат ли это высокого входного уровня или грамотной работы экспертов отборочного тура. В любом случае, спасибо и авторам, и экспертам за то, что всё, доставшееся мне, было стихами. Следующая граница – между стихами и собственно поэзией гораздо более зыбка, и тут субъективное становится намного важнее, причем не только два разных читателя назовут поэзией два разных текста, но и один и тот же может при повторном прочтении, особенно если оно отстоит от первого на несколько лет, услышать ранее недоступную ему музыку. Вот с этими оговорками, я и представляю свою десятку, еще раз с удовольствием подчеркивая ее субъективность и невечность даже лично в моей системе отсчета.

н.я.


1. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «oн был рoднёй мoей рoдни»
http://www.stihi.ru/2016/11/11/2383 отборочный тур для резидентов

он был роднёй моей родни
мы оставались с ним одни
и он шептал мне: Лика
пойдём за земляникой
и шла, не чувствуя вины
глаза-то были влюблены
и цвета апатита
ну как же не пойти-то

и на пригорке, позабыв
что шли по ягоды-грибы
да ясно, что предлог же
устраивали ложе
он был так нежен мне, так люб
мы наслаждались болью губ
и дерзостью, и силой
которая сносила
я улетала в облака
от позвонка до позвонка
пронизанная током
пропитанная соком

пастушья сумка и полынь
давай, со щёк румянец схлынь
душа, сожмись в комочек
и застегнись замочек

с помятых пастбищ шли стада
он провожал меня когда
оглядывались тётки
сын агронома всё-тки


2. МAРИНА НAМИС «Вoздушные замки»
http://www.stihi.ru/2016/07/08/3339 отборочный тур для резидентов

Как свет стары, эпохами пестры
куда-то косяком плывут миры
диковинной играя чешуёю,
и только я лежу особняком,
подушку подпирая локотком
и кроме глазок ничего не строю.
У самых ног – тумана лоскуты,
вокруг – мои учёные коты
дни напролёт невозмутимо дремлют,
забыв чудес дремучих чехарду,
и лишь часы неспящие ведут
сквозь сон и явь дрейфующую землю.
Ведут корабль, однажды выбрав курс,
ветра хитрят, к себе его влекут,
но что котам – им только бы лизаться,
и сонно мух-мгновения ловя,
смотреть, как дозревают на ветвях
неспелые плоды цивилизаций.
Так и плывём, фиксируя едва,
как соком наливаются слова,
как вечности стремятся к полюсам, как
вода крадется, вздрагивая чуть.
Вдыхает ночь века, а я ращу
волшебные сады воздушных замков.
И зреет не спеша за домом дом,
пустой побег, становится листом,
оконные выглядывая очи,
к неведомому тянется тайком,
а кот волну цепляет коготком
и даже сказку говорить не хочет


3. МИХAИЛ МИНAИЧЕВ «Время бессoнницы»
http://www.stihi.ru/2016/10/27/9442 отборочный тур для резидентов

Память часто прячет то, что было,
завтра – отражение вчера.
Этой ночью вспомнилась могила
та, где захоронена сестра,
мёртвые цветы на мёртвом теле,
пара слов водой сквозь решето,
а ещё над нами птицы пели,
а под нами ехало метро.
Если честно – схоронили проще,
урну закопали и пошли:
мимо церкви, озера и рощи,
мимо солнца, неба и земли.


4. ЖАН-ПOЛЬ ПРУТКOВ «Любoвь грузчикoв»
http://www.stihi.ru/2016/11/23/9250 отборочный тур для резидентов

Седьмицы стопуются дёнами, опилки ссыпаются в дни.
А грузчики любят зелёное, и жёлтое любят они.

Народы смешалися кучами, наездник кричит: "Иго-го!",
Но грузчики любят по случаю... веспуччее – пуще всего.

Все в деле и в чём-то горазды мы: снопуем, снедаем, снуём. 
А грузчикам – шарообразность бы, – на раз закантуют её.

Снесут коридорами узкими и ваш габарит, и не ваш.
Нет смысла следить за погрузками, блюсти перекос и тоннаж.

К среде затопили в подъезде, и не надо мотать на кулак.
Но грузчики любят созвездия... и полулуну, на крайняк...

...Но коврик закончено вы;следен... Тускнеет испуг у котов.
Уходит наполненной при;сядью газелька в расцвете бортов.

Вещуют прао;тцы из пра;ютца – доходит одна перемать,
Ведь грузчики не обижаются, что их не берут разгружать...


5. ИГОРЬ БРЕН «Встанька»
http://www.stihi.ru/2016/10/31/1783 отборочный тур для резидентов

  ... ящик, чёрный до иссинья,
      под материей соснов.
  ... не забыть бы вбить осину.
  ... мы теряем, что просили.
  ... матерея, тянут силу:
      кто – с основ,
      а мы – со снов.

               ***
    
  красный крестик на могиле – 
  хошь не хошь, а вылезай.
  "тили-тили, с юга швили".
  спор сосны с осиной в силе.
  зря мы, грешные, рубили
  богомольные леса?!

  чёрный ящик, пьяный ящик –
  "мы – попьём, а ты – сыграй".
  грянет шёпотом мертвящим:
  "на миру и редька слаще".

               ***
      
  между мной и настоящим
  неподъёмная сакраль:

      ... скачет князь жестоковыйный
          земли верой
          обрекать
      ... овцы целы, были львы ли
      ... я –  на вы, а ты – на киев
      ... ткнутся робко вилы в вымя
      ... я себе державу выем!

  верещу болотным вием:
– поднимите мне
  века!
  поднимите на знамёна,
  а знамёна – до небес!!

  всем давно одноимённо –
  подступает время оно,
  алым паводком солёным,
  липкой плёнкой по неве.

               ***

– я, страна, не виновата –
  сам позвался, сам пришёл, –
  всё уверенней по датам
  дребезжит военный атом.
  аты-баты, шли солдаты
  в что-такое-хорошо.


6. НАТАША ДУБРАУ «А мне нельзя»
http://www.stihi.ru/2016/12/04/404 отборочный тур

Вдруг высыпет смешная детвора
На хрупкую нехоженость двора
Есть свежий снег немытыми руками.
Как жаль, что можно им, а мне нельзя,
На удочку коварных железяк
Попавшись языком, проситься к маме.
И кровь свою распробовав на вкус,
Не слушать, не мотать себе на ус,
А новую потом придумать смелость:
Держаться на плаву – великий труд.
Как будто под ногами белый пруд,
В сугробную свалиться мягкотелость
И так лежать, пока не заберут.


7. ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БОРОДКИН «Герань»
http://www.stihi.ru/2016/08/10/6468 отборочный тур

Весной пробуждённая, снежная лава,
Зевнув,  обратилась в рычащий поток.
У птиц зимовавших сменилась октава.
У неба задрался наверх потолок.
Шмели зашмелели от  солнца лучинок.
Молочные капли на склонах блестят.
Мамашки в ячейки сажают личинок
И ждут  полосатых, жужжащих тигрят.
И вот уже лысое темя пригорка
Зелёных волос покрывает копна,
В нём дырка от суслика – вырыта норка...
Не горка, а сыр – там дыра не одна…
Уж лето в разгаре – мальчишки в загаре.
На поле растут для гаданья цветы.
Скамья на бульваре, бренчат на гитаре.
По шиферным крышам блуждают коты.
Нежданно сентябрь поскользнулся на листьях.
Осеннее небо упало на лес.
Мигрирует осень на бархатных крыльях.
Дед снежное кружево сбросил с небес.

Прилип к монитору, как к лампочке мошка.
А жизнь за стеклом, как немое кино.
Живу понарошку, а жизнь – за окошком.
Герань с подоконника смотрит в окно...


8. НАТАЛЬЯ МАЛИНИНА «Запомните меня»
http://stihi.ru/2009/10/01/3961 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Запомните меня, прошу, такой:
наивно пухлогубой, подвенечной;
и щёк ещё непочатую млечность,
и глаз нерасплескавшийся покой.
Запомните меня, прошу, травой,
а не тропинкой, заплутавшей в чаще;
запомните и вспоминайте чаще
тот голос мой, цикадами звенящий,
а не обиды дерзкой тетивой.
Запомните,
что я была – река! Её вода,
не ведая плотины,
не задыхалась от осклизлой тины
в зелёной рясе мёртвого пруда.
Запомните кленовою листвой –
венком на волосах, вульгарно рыжим…
"Запомните меня!" – прошу бесстыже,
и никну виноватой головой.
Запомните мой сентябрёвый цвет,
и эту, вам даримую, улыбку,
и этот миг – нечаянный и зыбкий,
который опрокинут на портрет. 
...Запомните меня, прошу, такой.
Ведь я такой себя уже не помню!
Венец кленовый рдеет вероломно
на голове натурщицы другой.


9. ЮЛИЯ КРЫЛОВА «качается ветка пустеющего метро»
http://www.stihi.ru/2016/12/04/10168 номинатор Александра Герасимова

качается ветка пустеющего метро
в метре от нас асфальт предают земле
и ты предаёшь меня своё сломанное ребро
и надеешься что забудется всё к зиме
что снежком занесёт и снова ты белый лист
перед богом нагой перед собою чист

тогда расцветет зеленеющий светофор
и в новую жизнь в широкополом потом
ты будешь лететь словно в оконный створ
самолетиком или смятым уже комком
и слушать как птичка на ветке делает чик-чирик
и слышать как гордо звучит
человек
человек
черновик


10. ЕЛЕНА АНИРУСС «жизненное»
http://www.stihi.ru/2016/09/10/2873 номинатор Елена Наильевна

Дядя Миша с лета живет один,
А жена недолго была больна,
Со стола не убран валокордин,
В пузырьке  так много еще до дна.

По другому жизнь день за днём идет,
То, что было раньше – почти обман.
Каждый вечер –  кофе и  бутерброд,
Под семейным фото  телеэкран…

Забредёт соседка смотреть в глаза,
Опустив на блузочке декольте…
А теперь и можно… С чего – нельзя?
Ведь теперь-то что… Но глаза  – не те.

Притворится он, что и стар и  туп,
И за дверь отправит ее одну,
И картошку молча закинет в суп
Словно Стенька Разин в волну княжну.

Для своей печали не ставя срок,
Он назавтра снова с соседкой груб,
И ему не страшно, что одинок...
И не знал он раньше, что однолюб.



------------------
*Стихотворения лонг-листа рассматривались экспертом без указания авторства. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - Главная редакция БЛК.