14 конкурс трёхстиший-хайку. Приём заявок

Сад Рёандзи Конкурсы
********************* Дорогие друзья! **********************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

                Предлагаем вашему вниманию

************** Четырнадцатый Конкурс трёхстиший – хайку. ************

      

На первый взгляд написать хайку очень просто. Но эта простота кажущаяся. На самом деле написать хорошее хайку трудно.

КОНКУРС  УЧЕБНЫЙ.
ЦЕЛЬ  КОНКУРСА:  НАУЧИТСЯ  ПИСАТЬ  ХАЙКУ

==========================================================
Хайку – менее всего описание. Нужно не описывать, говорили классики, а называть вещи (буквально «давать имена вещам» – на-о нору) предельно простыми словами и так, словно называешь их впервые.

Хайку – не миниатюры, как их долго называли в Европе. Крупнейший поэт хайку конца ХIХ – начала ХХ века, рано умерший от туберкулеза Масаока Сики писал, что хайку вмещает в себя весь мир: бушующий океан, землетрясения, тайфуны, небо и звезды – всю землю с высочайшими вершинами и глубочайшими морскими впадинами. Пространство хайку безмерно, бесконечно.

А вот течение времени, прошлое и будущее хайку не изображает, хайку –это краткий момент настоящего – и только.
(Елена Дьяконова «Как читать и понимать хайку»)

Поэзию хайку Масаока Сики и его последователи поэты Такахама Кёси и Кавахигаси Хэкигодо называли «поэзией простых слов» и «поэзией существительного».
(Елена Дьяконова «Вещь в поэзии трёхстиший (хайку)»)

Принцип простых слов.
каруми – лёгкость, простота, естественность, убедительность. Принцип, поэтический стиль, который Басё особенно ценил в последние годы жизни. Красота обычных вещей, описанная простыми словами.
(Простое слово это не антипод составного слова, это понятное, легко понимаемое слово, легко произносимое слово.)
Легкость и естественность, возникающие при полном слиянии поэта с природой, выявляются в легкости и естественности словесной оболочки стиха, отсутствии в нем вязкости, громоздкости, ложной многозначительности.

«Чем меньше сознание сосредоточено на себе, тем более расширяется, тем восприимчивее душа. Забывая о себе, поэт соединяется с Творческим Духом /Дзока/, судя по словам Басё. Если же примешается какая-то мысль, намерение, то исчезнет свобода, всё пропадет, образ не тронет душу. Потому так и волнуют хайку современников, что в каждом свободно бьется свое сердце, перекликаясь с другим, приобщает к сердцу Вселенной.
В хайку есть только то, что открыто взору, но как бы “на два вершка над землей”. В абсолютной точке нет пространства-времени, всё “здесь и сейчас”.
“Прекрасное не в том, чтобы говорить о прекрасном”, - увещевает Басё, - его нужно домыслить, дочувствовать. Оттого поэтика ёдзё /сверх-чувство/ становится главной в японском искусстве. И такой прием, как сиори /гибкость/, служит тому же: не задеть ненароком чувства человека. Сиори рождает жалость, - говорит Кёрай, - не называя вещи прямо: “Сиори - это ёдзё, то, что заставляет сострадать другому”»
(Татьяна Петровна Григорьева)

хайку - двухчастный (ториавасэ, итибуцудзитатэ) или двуфоновый, композиционный литературный жанр трёхстиший (двустиший), передающий – здесь и сейчас –  простыми незаменимыми словами жизненный опыт через взаимосвязанные образы окружающего мира, вызывающий недосказанностью многослойный смысловой ассоциативный ряд.
==========================================================

Помните, что 5-7-5 не догма, и не нужно в угоду форме использовать лишние слова. Ведь Басё часто не соблюдал форму 5-7-5.
Знаменитое хайку Басё

Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure

карээда ни
карасу но томарикэри
аки но курэ

Слоги подсчитайте сами. :)

На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Перевод Веры Марковой

На голом суку
примостилась под вечер ворона –
кончается осень...

Перевод Александра Долина
==========================================================

Особое внимание о стихотворном размере в хайку. Дактиль не приветствуется, потому не старайтесь писать дактилем. Хайку ведь не японский сонет.

===========================================================

Задания на конкурс:
1. Тема конкурса – свободная.
2. Двучастность трёхстишия (о ториавасэ и итибуцу дзититатэ в другой раз)
3. Можно использовать приём общей строки (о всех хороших и плохих сторонах этого приёма здесь - http://www.stihi.ru/2017/04/01/5027 )
4. Образы, напряжение между образами (об этом читайте здесь – http://www.stihi.ru/2017/01/27/10804 ) – ОБЯЗАТЕЛЬНО (обязательно в отношении образов, о напряжении – как получится)!
5. Киго – сезонное слово – по желанию.
6. Ритмика – свободная, но не верлибр (дактиль не приветствуется)
7. Конкурс анонимный. Потому просьба ко всем участникам:
Пишите со строчной (маленькой) буквы. Знаки препинания – максимум ОДИН на трёхстишие (или без них). Чтобы по стилю написания нельзя было определить принадлежность стихов автору.
8. От одного автора – не более 5 (ПЯТИ) трёхстиший.
9. Все произведения не должны быть опубликованы (на время конкурса можно удалить уже опубликованные)

===========================================================

В чём заключается учёба?
Во время голосования участники конкурса должно оценить все конкурсные произведения и дать обоснование (прокомментировать) своим оценкам. Увидев на примере других произведений, какие есть достоинства и недостатки в конкурсных произведениях, конкурсант может понять нюансы хайку.
Обсуждение оценок и пояснений к ним будет происходить после подведения итогов конкурса в специальной статье – «Круглый стол»

===========================================================
================================================

1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора не более ПЯТИ произведений.

Конкурс анонимный.
Произведения, ранее нигде публиковавшиеся, или должны быть удалены на время конкурса.

2) Оформление заявки на конкурс:

Желающие посылают свои произведения на почту ведущему конкурса –
kuruma-takumi@yandex.ru
В теме письма указывайте:
14-й конкурс трёхстиший от (имя и фамилия автора, псевдоним)

Конкурсные произведения ТОЛЬКО в тексте письма! Не присылайте вложенные файлы (ворд, блокнот), открывать не буду!
Обязательно дождитесь ответного письма, что заявка принята.
В случае, если ответного письма не будет, пишите сюда: НАПИСАТЬ ЛИЧНОЕ СООБЩЕНИЕ


3) Приём произведений начинается 2 апреля до 18 апреля включительно.

4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.
Голосование анонимное.
Оценки и комментарии конкурсант отправляет на почту ведущему конкурса

kuruma-takumi@yandex.ru

После получения оценок и комментариев будет ответное письмо, что голосование засчитано.

Комментирование оценок:
Участник конкурса обязан прокомментировать:

- 2-3 конкурсных произведения, которым участник поставил максимальные оценки (это могут быть и 7 и 8, даже 6 баллов)

- 2-3 конкурсных произведения, которым участник поставил минимальные оценки

- конкурсные произведения, которым поставлен ПЧС

Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где

3
4
5
6
7
8
9

Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)

б) Голосование для гостей конкурса
Гость конкурса пишет рецензию, в которой выставлены оценки всем конкурсным произведениям.

Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3

Пример.
1) 2
2) 1
3) 2
4) 3
И т.д.

Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса по желанию может прокомментировать свои оценки – ТОЛЬКО в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ОДНО или ДВА особо понравившихся произведения – приз читательских симпатий – пчс – после оценки.

в) Приз читательских симпатий – ПЧС.

Каждый участник и гость конкурса может выделить ОДНО или ДВА особо понравившихся произведения, указав после имени участника и названия произведения – ПЧС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЧС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЧС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.

Голосование заканчивается только после того, как будет написана рецензия от СРК, что голосование завершено.

5) Система определения призёров конкурса

Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЧС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.

"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".

Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.

В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЧС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.

************************************************

Сроки голосования будут определены дополнительно.

************************************************

По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 300 стихобаллов
2 место – 200 стихобаллов
3 место – 100 стихобаллов

За наибольшее количество полученных ПЧС – 150 стихобаллов.

Ведущий конкурса Курума Такуми.

Первый пост для вопросов ведущему.
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/04/02/8742

****************************************
Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!