По конкурсу Несчастья, чтобы, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/02/28/2399 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/05/22/7983 - Итоги конкурса

На конкурс православной поэзии "Несчастья, чтобы..." было принято 50 произведений, из которых 30 члены жюри отобрали в свои шорт-листы. Больше половины всех произведений !

В данной статье я хотела бы обсудить с вами принципы, по которым принятые произведения номинируются, поскольку, как оказалось, в этом вопросе есть непонимание и у членов жюри, и у наших участников.

Неправильно считать, что если  произведение принято  на конкурс, то оно уже  имеет законные основания для номинации - его успех  зависит только от вкуса судей. Это не так.  Я принимаю почти все стихи, которые вы указываете в заявке, а ваша задача- внимательно прочитывать страничку объявления о приеме, а не только название конкурса, и готовить свои стихи.

Изучению какого  жанра (стиля, формы исполнения)  посвящен данный конкурс? Что для этой формы, жанра  характерно? (на страничке ТМА всегда есть нужные подборки к каждому конкурсу).

Как в этот раз сформулирована  тема конкурса - о чем должны быть представленные на суд жюри  стихи? 

И, наконец, каким языком написано конкурсное произведение -  поэтическим или перед нами всего лишь  правильная рифмовка мыслей  на заданную тему?

Что требовалось от стихотворения участника конкурса  "Несчастья, чтобы..."?
Требовалось соблюдение 4-х условий:

1. По содержанию  стихи отвечать теме цитаты из стихотворения Евг. Евтушенко "Баллада о стерве":

Слушай, откуда такое участье?
Может быть, счастье не учит людей?
Может быть, учит несчастье, НЕСЧАСТЬЕ,
ЧТОБЫ мы делались чище, добрей…
               
Как дополнительное (но не обязательное ) пожелание, рекомендовалось
почитать подборку материалов на ТМА  "Грех, который не будет прощён", то есть,  одно из возможных направлений  содержания  - стихи о греховности  самовольного ухода из жизни под гнетом  груза выпавших на человека трудностей.

2. Поскольку в объявлении заявлен жанр ПРАВОСЛАВНОЙ ПОЭЗИИ, то содержание и стилистика речи стихов  должна соответствовать мироощущению  ПРАВОСЛАВНОГО человека (а не вопросам  религии вообще  и не взглядам других мировоззрений)

3. Стихи должны быть написаны поэтическим языком - быть поэзией, а не правильной рифмовкой правильной информации.

4. Не содержать грубых ошибок техники написания (сбивок ритма, потери рифм, ошибок употребления слов в русской речи и ошибок фонетических ударений).
 Данное  требование - общее для всех конкурсов, проводимых в ТМА. Стихи с техническими ошибками исполнения - никогда не номинируются!

А теперь рассмотрим  исполнение этих требований на примере некоторых наиболее интересных  для анализа  стихов конкурсного пакета. Все они по какой-то непонятной мне причине БЫЛИ НОМИНИРОВАНЫ судьями.  Строки, которые в тексте не понравились, выделяю заглавными. Номер стихов - порядковый.

********************************

№1. Две боли. Ирина Христюк
 
Моя святая участь и судьба –
Чужую боль баюкать и лелеять,
На сердце – скорбь, улыбка –  на губах,
Спокойным взглядом – страхи все развеять.

Свою – не высказав, не разделив,
Как груз, нести в душе до самой смерти,
РОДНЫХ ОБЕРЕГАЯ – ЛЕЙТМОТИВ,
Не принимая облачений  «жертвы».

От  линии беды и до утрат
Всё бродят, взявшись за руки, две боли,
Наступит судный день – час «не возврат»:
Одна утихнет –  сильная завоет…

И СОЛНЦА ТЕПЛЫЙ ЛУЧ поделит жизнь
На «до» и «после» мук пересечений,
К душе взывая: «Кайся и стремись
ПОЗНАТЬ В СМИРЕНЬЕ СИЛУ ОЧИЩЕНИЙ».

Стихи по теме и по духу требованиям соответствуют, но не идеальны. Затрудняет понимание нечеткая конструкция предложения  из 2-ой строфы: " родных оберегая – ЛЕЙТМОТИВ, не принимая облачений  «жертвы»".  В последней строфе делит жизнь на "до и после" почему-то не Бог (что было бы естественно для православной лирики),  а... "солнца луч", что звучит язычески... И этот же луч (а вовсе не Бог!) взывает к душе: "Кайся и стремись познать в смиренье СИЛУ ОЧИЩЕНИЙ" - не совсем православное представление о целях верующего в Спасителя  человека!

№2. Псенка сайтаны. Дмитрий Зотов 07

У монитора ночь
Вовсе не так длинна.
Чьи-нибудь сын иль дочь
Ищут «портал-финал».

Юная спит душа.
Видит цветные сны.
Тихо звучит в ушах
Песенка сайтаны.

- Ну-ка, дружок, не ссы.
Глянь! Отвернулся Бог.
Смерти рвани усы.
Или тебе слабо?

Не описать пером,
Круто и как легко –
Перебежать доро…
Перемахнуть  балко…

Как же я буду рад
Встрече в короткий срок!
Если по венам - яд.
Если сквозь тело - ток.

И заклубится дым.
Я за тобой приду.
Селфи пошлем живым,
Где мы вдвоём в аду.      

Стихи соответствуют только теме - обличению греха самоубийства, но по духу они абсолютно не годятся для отнесения их к православной поэзии. Вряд ли в этом жанре уместно делать сатану персонажем стихов... Да поэзии здесь я совсем не увидела - разговорная,  даже местами непотребная для публикации речь в рифму.

№3. Человек ко всему привыкает. Ирина Полюшко 
 
Человек ко всему привыкает,
Негодуя, смиряясь, скорбя.
Так природа его защищает,
Чтобы он не разрушил себя.

Разрушения необратимы:
Суицид, сумасшествие, бред...
И поэтому необходимо,
Чтобы было лекарство от бед.

И, наверное, вы замечали
Или с вами бывало не раз,
Что порою себя ощущали
Вне "сегодня", вне "здесь", вне "сейчас".

Словно едете в тёмном вагоне,
Наблюдая пейзаж из окна,
Но, по сути, вы здесь посторонний,
Ваша суть никому не видна.

Или словно скучающий зритель,
Одиноко сидящий в кино,
Наблюдаете смену событий,
Происшедших не с вами давно.

Привыкает актёр к декорации,
А гребец - против ветра грести,
А сестра из реанимации
Привыкает, что всех не спасти.

Выполняя привычные роли,
Кто-то с кем-то вступает в бой.
На войне привыкают к боли,
Даже к смерти своей и чужой.

Это шанс уцелеть телесно.
Только где же набраться сил,
Чтобы к жизни опять воскреснуть
И остаться таким, как был?

Не хочу привыкать к утратам,
По наклонной катиться вниз,
Не привыкну с врагом заклятым
Соглашаться на компромисс,

Мёртвым взглядом гасить печали,
Чьей-то боли не замечать
И любовь убивать вначале...
Да и надо ли привыкать?

Рассуждения интересны для заметки, написанной прозой, но языка поэзии здесь нет совсем - только рифмовка мыслей.  Ответа на вопрос, зачем нам посылаются несчастья  здесь тоже нет, есть лишь размышления, почему нельзя привыкать к боли. В помине нет и обращения к Богу - ни за помощью, ни с попыткой осознать,  как и зачем  приходят несчастья, к чему они нас побуждают, от чего лечат? Обращения нет не только к Богу, но и к самому себе - а что я делаю не так? Вместо этого идет рассказ о неверных действиях других и поучающее "вы" вместо сокрушающегося "я".   Православной поэзией эти стихи никак  не назовешь - в них отражено атеистическое представление о горестях жизни и о правильном пути. 

№4. Жизнь не сложилась...Виктор Колесников 6   

Жизнь не сложилась, и уже едва ли
Ей вымолить удачу повезёт.
Кого-то в церкви долго отпевали.
Она ждала. Крестилась. Весь приход
Заполнен был. А ей хотелось
Побыть в тиши, побыть наедине
С тем, кто её измученное тело
Спасти бы мог. На сумрачной стене
Заката луч блеснул как обещанье.
И стало легче. И не ей одной.
Как будто жизни приоткрылась тайна,
Чтоб даровать спасенье и покой.
Брела домой, стараясь не встречаться
Ни с кем глазами и в душе храня
Тот чистый миг надежды и участья
На склоне обезболенного дня.

В этих стихах есть и поэтическая речь, и православное отношение. И есть ответ на вопрос, зачем несчастья: " А ей хотелось побыть в тиши, побыть наедине с Тем, кто её измученное тело спасти бы мог..."  И далее  о том, как приходит облегчение:  " Как будто жизни приоткрылась тайна, чтоб даровать спасенье и покой". Нет здесь никаких умозаключений, но  поэтический рассказ о пути к спасению, который человек находит, испытав несчастье...

№5. Никогда. Владимир Сорочкин

Я никогда не жил в раю,
Всему – стезя своя,
Но, Ангел мой, на жизнь свою
Не жаловался я.

Судьба срывалась невпопад,
Как ягода с куста.
Я знаю – что такое ад,
Но я замкну уста.

И ныне – в душной пелене,
Хотя б ещё чуть-чуть
Дай сил не заблудиться мне
На пепелище чувств.

Приди ко мне, когда я слаб,
И просьбу не отринь:
Не покидай меня, куда б
Я ни пошёл.
АМИНЬ.

По содержанию - стихи монолог, обращенный к Ангелу (к сожалению, не к Богу). Персонаж не оправдывается, не делится опытом побед над несчастьями, а в какой-то степени исповедует свои ошибки; " Я знаю – что такое ад, но я замкну уст..." и даже просит поддержки: " Хотя б ещё чуть-чуть дай сил не заблудиться мне на пепелище чувств...", " Не покидай меня, куда б я ни пошёл". Стихи имеют право на номинацию, их можно отнести к православной поэзии, хотя  ответа, зачем несчастья, они не дают (тема конкурса в них не раскрыта). По форме - язык поэзии, вот только  слово "аминь", вставленное в концовку одной рифмы ради, показалось мне шутливым и неуместным для данного содержания, испортило впечатление от стихов.

№6. Не важно. Сергей Суворов 60 

Во тьме кромешной, двигаясь на голос,
Мой бриг достиг знакомых берегов
И я услышал как взлетает голубь,
Услышал музыку желанных слов.

Встречал меня родной причал замшелый -
На нём ловил рыбёшку - пацаном:
В те времена я был отважным, смелым,
Не думая о времени ином.

Теперь совсем становится не важно
Героем быть мне - это ни к чему:
Лишь хочется Христа понять однажды,
Доверить душу одному Ему.

Вроде бы  есть обращение к Христу, то есть, на первый взгляд -  стихи верующего человека, но в них  больше лирики, воспоминаний и  анализа своей жизни, а где же тема конкурса: зачем нам несчастья? Да и Христа православный человек должен  не "хотеть понять", а желать Его встретить, почувствовать, научиться  Его любить - вот в чем дух  православной лирики!  Это мы разные духовные УЧЕНИЯ "хотим понимать" своим умом и еще желательно использовать их, но это совсем другое миропонимание...

№7. Нежданная встреча. Светлана Салахова   

Не был лет десять он в городе этом…
Или пятнадцать? Вот память досталась!
Бурный  роман со звездой оперетты…
Прожили год. Надоела. Расстались.
Дочь родилась. Он  отправил подарок –
Фрезий букет и колечко с опалом.
Бросил в конверт: «Назови Александрой».
Больше не встретил ни разу. Пропала.
Что же теперь так тревожно и тяжко
Воспоминания встали грядою?
Видит: поёт на перроне бродяжка:
«Утро туманное, утро седое…»
Голосом, полным отчаянной грусти,
Сильным сопрано до боли пронзая.
Если недуг – почему не опустит?
Если судьба – отчего на вокзале?
Он  подошёл, чтобы бросить монету,
И содрогнулся: девчонка слепая!
Стылыми пальцами мнёт сигарету…
На безымянном – колечко с опалом.
– Кто ты, певунья «с улыбкою странной»?
Что к тебе манит – родное, больное?
Боже… А имя твоё? – Александра.
И почернело вдруг небо стальное.
– Мама, где мама? – Погибла в пожаре.
–Ты  из-за этого, дочка, не видишь?
–Дяденька, Вы бы того… Уезжали.
Я ведь не леди: могу и обидеть.
Снова запела – надрывно и звонко…
И созерцала толпа с удивленьем,
Как человек, заскулив собачонкой,
Полный раскаянья, пал на колени.

Ответ на вопрос, зачем нам несчастья, дан в форме поучительной истории, которую можно было бы рассказать прозой, но ее зарифмовали. Как во всякой притче, здесь есть преступник и есть его наказание - за свое  зло человек рано или поздно платит. Только последняя строка имеет намек на жанр православной поэзии:" Как человек, заскулив собачонкой, полный раскаянья, пал на колени". Но...  перед кем он пал? Перед кем раскаивается? Перед дочкой? Перед собой? - где здесь обращение к Богу?  Разве атеист  иначе примет эту историю?
  А где здесь  поэзия? Аккуратная, умелая рифмовка сюжета есть,  а поэтического языка, передающего нам  состояние  сопереживания и радости от преображения раскаявшегося человека, а не только торжества  справедливости, в этих стихах нет.   

№8. Голубь. Светлана Спицина
 
Мир теперь уже не станет прежним...
В эту ночь серебряной звездой
Словно ангел, голубь белоснежный
Пролетел над улицей пустой.

Он стрелой промчался меж домами,
Поклевал упавшее зерно,
Где малыш боялся быть без мамы -
Тихо клювом постучал в окно.

Словно луч во тьме озябших улиц,
Он старался город обогреть.
И берёзы белые тянулись
К голубю ветвями в серебре.

И сова огромными глазами
Вслед смотрела без былой вражды.
И глаза туманились слезами,
Хоть и плакать совам нет нужды...

Белый голубь, маленький и стойкий,
Голубь белый людям нёс тепло.
Пьяницу, что замерзал на стройке,
Отогрел под ласковым крылом.

Видя птицу, люди изменялись -
Кто добро способен запретить?
И прохОжиЕ вдруг улыбались                два ударных в слове
Всем, кто им встречался на пути.

Но мороз нешуточный сегодня...
Он замёрз и выбился из сил.
И тогда из тёмной подворотни
Кто-то льдышкой в птицу запустил.

Голубь падал -маленький, усталый...
Нет, летит...но как-то тяжело.
Ярко-красной кровью запятнало
Белое-пребелое крыло.

Улицы темны и незнакомы,
А в груди - как пламя от костра.
Маленький летун стремился к дому -
Домом был высокий белый храм.

С лёту - в стену...всё. Никто не тронет.
Он застыл, не ведая конца
Вечным знаком Света на Иконе
Над главою Господа-Творца!

Православный дух в стихах есть, поэтическое изложение сюжета тоже есть, а где раскрытие темы - зачем несчастья? Конкурс собирал ведь не просто православные стихи, а православные НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ!

В строке " И прохОжиЕ вдруг улыбались" неудачная расстановка слогов в места Иктов: из-за выбранной ритмики и рядом стоящего ударного "вдруг" четырехсложное слово приобрело два фонетических ударения, что можно было бы избежать,  выразив эту же мысль другими словами. (все, кто рядом шел, заулыбались).               

№9. Гроза. Нина Теребкова

А мы идём тихонечко по краю,
От холода осеннего дрожа,
Не слишком часто что-то выбирая,
Не слишком многим в жизни дорожа.
Мы пробежали огненное лето
По острым травам быстро босиком,
Мы нарушали множество запретов,
Не зная сами, от кого тайком.
Идём мы дальше тихими шагами,
Не беспокоя никого вокруг,
Забыв, закрыв тяжёлыми замками
Дороги те, что размыкают круг.
И лишь тогда узнаем, где свобода,
Что значит вера, правда и любовь,
Когда настанет странная погода,
Когда в грозу окажемся мы вновь
Лицом к лицу с огнём и серым пеплом
На перекрёстке двух больших дорог,
И унесёт всё чистым свежим ветром,
И улыбнётся с неба мудрый Бог.
…Мы все бредём тихонечко по краю,
Пока ещё не началась гроза,
Не находя в себе дороги к раю
Над пропастью идём, закрыв глаза.

Религиозная тема органично вплетена в стихи, но все же они - не столько православная поэзия, сколько философская лирика. Ответа на вопрос, зачем несчастья, здесь нет и он  не ставился -  что нашлось, то и подали в заявке. Поэтический слог присутствует, хотя не радуют банальные рифмы "любовь-вновь", "глаза-гроза" и, особенно, - рифма из однокоренных слов "круг-вокруг".

№10. Прости меня, Господь. Павел Галачьянц

Прости меня , Господь за жизнь мою!
За то, что я живу не по Писанью!

За то, что нищим я не подаю…
За вольный взгляд на карту Мирозданья!

За то, что я не по своей вине,
Любил и чтил, и верил… не Тебе!

Прости меня, что не был я крещён.
Прости меня за то, что не прощён…

За Ненависть прости и за Измены!
За то, что в доме без Иконы стены…

Прости за Женщин, уходящих в утро!
За чинопочитание Кому-то…

За то, что утром, вечером и днём
Сгораю не Божественным Огнём…

Что в сорок лет, в пятнадцать тысяч дней,
Врагов намного больше, чем Друзей…

Стихи безусловно, обращены к Богу,  и написаны они замечательно, да только по какой они теме? Где тут ответ на "несчастье, чтобы..."?  А по большому счету, и сама поэтическая исповедь не совсем понятна,  что означает это:

" За то, что я не по своей вине,
Любил и чтил, и верил… не Тебе!
Прости меня, что не был я крещён.
Прости меня за то, что не прощён…"

Уж если персонаж пересмотрел жизнь и сожалеет, то пойди и крестись -  измени ее, а если не хочешь это сделать, значит и тема стихов - не твоя...  Вера не говорит, а действует, если она есть...

№11. На пороге. Марина Гербер   
 
Поклонись до земли и ступай –
Бог укажет дорогу,
где снега, где давно замело
след звериной тропы.
Всё былое под белую пыль
от ворот до порога
вьюга спрячет от пристальных глаз
и мирской суеты.

Отсчитал Он земные дела
по руке и по вере.
Подведёт все итоги одной
горизонтной чертой,
а за ней, между призрачных звёзд
голубого безмерья,
уплывёт безвозвратно домой
нестареющий Ной.

Сад седой. Ледяная луна,
как большая монета,
что в назначенный срок упадёт
и закатится в дом.
На рисунке ладоней твоих –
поднебесное эхо,
позолота Его куполов –
под орлиным крылом.

Что стоишь на пороге? Пора.
Дышит холодом ветер.
Покачнув тишину,
белоснежная ждёт колыбель.
Крепкий чай допивает звонарь,
и по старой примете
луч рассветный легко проскользнёт
в приоткрытую дверь.

Стихи, где поэзии на порядок больше, чем содержания. Вроде бы написаны с верой, вроде бы-  в духе, очень красиво и образно, но о чем? Обо всем, и ни о чем, живописно и общо. А где раскрытие темы, для чего нам несчастья? Пошла еще раз перечитывать и опять заплутала в красоте слов. А ответа так и не нашла.

№12. Превозмогая и благодаря. Ольга Альтовская 
 
Тяжёлый год: прощанья и потери.
Несчастья горькой выпали росой.
Но с комом в горле, с болью в сердце - «ВЕРЮ!»
Незыблемо над чёрной полосой.

На прочность испытание, на волю,
На силу несмолкающей любви,
Когда сознанье корчится от боли,
А смерть на ухо шепчет: «Се ля ви…»

Чужое на себя  не примеряя,
Цветёт весна, улыбками светла.
И кажется – нет, верится – не зря я
С  таким настроем в этот мир пришла.

Сумею - горе, душу мне не горби!
Смоги, - себе твержу, - другим помочь:
Бесценен опыт – в радости и в скорби;
И свет, и тень люби, и день, и ночь.

Пусть Заповеди Вечного Завета
Ведут меня, как новая заря!
Дойду до края тьмы, до края света –
Превозмогая и благодаря.

Наконец-то я нашла единство соблюдения всех 4-х требований - почти всех: дан ответ на вопрос, зачем несчастья: "Бесценен опыт – в радости и в скорби; и  свет, и тень люби, и день, и ночь". Показано, как  верующему человеку следует встречать несчастья: "Дойду до края тьмы, до края света –превозмогая и благодаря".
Стихи написаны языком поэзии, от первого лица - лирично и искренне.  Единственно, что бы я в них заменила, так это выражение "Заповеди Вечного Завета", которые "ведут, как новая заря" -  не библейское это высказывание: в нем  и сравнение с зарей мелко и непочтительно, и при  использовании  всуе заглавных букв вся строка сильно отдает эзотерикой и язычеством, а вовсе не  православием...

Продолжение разбора стихов см. http://www.stihi.ru/2017/05/26/4304