Проза детям... Натали СамОний, Приднестровье

Натали Самоний
ПРОЗА ДЕТЯМ

 БРОДЯЧИЕ СМЕЛЬЧАКИ
                Сказка
                /
     Жили-дружили кот Дымок и пёс Пятныш. Жили дружно, и, как настоящие друзья, вместе переносили счастье и горе. Бродили по белому свету, помогая слабым.
     Они никогда-никогда не ссорились, не совершали ничего плохого. Ведь НЕ ТОТ ХОРОШ, КТО ТВОРИТ ДОБРО, А ТОТ,  КТО НЕ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ЗЛА.
     Однажды, очень необычно, они обрели нового друга. А дело было так…
Стоял солнечный летний день. Друзья-путешественники проходили мимо окрестностей заброшенного  леса, как вдруг, откуда-то раздались крики о помощи.
     – Дымок, ты что-то слышал? – спросил Пятныш.
     – Голос доносится с луга, – заметил кот. Скорей туда!
     И они снова, рискуя своей жизнью, поспешили ВЫЗВОЛЯТЬ ПОПАВШЕГО В БЕДУ.
Это был Кучеряш, малыш овечки, которая НАКАНУНЕ угощала двух друзей молоком. Но, даже, будучи незнакомы с ягнёнком, не зная, кто его мама, отважные друзья ПОСПЕШИЛИ НА ПОМОЩЬ.
             На лугу друзья заметили перепуганного до слёз ягнёнка и лесного серого Зубоскала, который решил полакомиться  молодым барашком. Но не тут-то было …
     Поначалу они пытались мирными уговорами убедить волка не обижать малыша, но тот и слушать не хотел. Тогда пёс и кот ПУСТИЛИ В ХОД главное своё оружие: Пятныш – зубы, а Дымок – острые, словно иглы, когти. Так они прогнали злодея прочь, обратно в дремучий лес. Сполна проучили смельчаки Зубоскала.
     Успокоив бедняжку Кучеряша, приятели снова отправились в путь, пожелав ему на прощанье всего хорошего.
     – До свиданья, Кучеряш! Будь осторожнее!
             – А нас ждут новые приключения…

Натали САМОНИЙ
http://www.stihi.ru/2013/05/07/10708
               
Вопросы и задания:
1. Назови  главных героев сказки.
2. Как ты думаешь, почему у них такие имена?
3. Как бы ты назвал эту сказку, если  был её автором?
4. Подбери синонимы к словам, характеризующим главных героев:
Бродячие (странствующие,странники, путешествующие, путешественники).
Смельчаки (отважные, храбрые, храбрецы, герои, смелые, бесстрашные).
5. Придумай своё продолжение этой сказки; кого бы ещё ты хотел, чтоб спасли главные герои?
6. Объясни смысл выделенных слов.



ПОЧЕМУ НАДО БЫТЬ ПОСЛУШНЫМИ (Быль)

             Валерия играла в дочки-матери, да призадумалась:
–  Мама, – спросила   Лерочка, –  а когда я вырасту, то у меня какие будут детки – послушные или непослушные?
 – Какой будешь ты в детстве, такими будут и твои дети, – ответила мама.
Валерия снова задумалась, а немного погодя спросила:
–  Мама... А ты что, была в детстве непослушной?!
  Мама рассмеялась.
–  А почему ты об этом спросила – считаешь себя непослушной?
–  Немножко, – улыбчиво ответила Лера.
–  Значит, и я была немножечко шалуньей. Но ты ещё можешь всё исправить…

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/12/12/8954



ГОРЬКИЕ КОНФЕТЫ
 
           Вспомнились времена, когда в магазинах лежали только невкусные  карамельки с фруктовым повидлом. Шоколад  был в дефиците. Все называли те времена трудными. Да, уж… Детям, действительно трудно без любимых сладостей. Куда тяжелее приходилось взрослым.  Продукты,  одежда и даже мебель приобретали  по специальным талонам. Нам, несмышлёнышам, всё это казалось странной игрой. Порою мы рисовали такие талоны, когда играли в «Магазин».
Кроме игр, естественно, приходилось помогать родителям. Однажды при самостоятельной уборке, когда взрослых не было дома, мы с братом нашли в шкафу конфеты. Нашей радости не было предела: это был всеми любимый «Грильяж»! Да ещё целый пакет!
          Съев по пару конфет, мы аккуратно свернули фантики, придав им обычную форму. Затем сложили пустые «конфеты» обратно в целлофановый мешочек. И положили на место. Целый день мы радовались, как будто нашли клад. Мысль  о вкусной находке  не давала покоя. Мы решили: лакомиться один раз в неделю.
              План тайных  «пиршеств» исполнялся без сбоев. Так длилось несколько месяцев… Подошёл новый год!
        Мы знали, что положение и в стране, и в семье не из лёгких, но всё же ждали подарков. Пару вечеров подряд даже тайно проверяли сумки родителей, надеясь разузнать, что нам будет положено  под ёлочку. И вот – 31 декабря.
        С утра родители копошились в домашних делах,  а мы помогали. Когда всё уже было готово, решили сделать нашу комнату наряднее. Из остатков цветной бумаги наклеили разноцветных цепей для ёлки и праздничные гирлянды из флажков. Из полосок старых открыток  накрутили бумажных бусин, нацепив их на длинные нити, в виде мониста.  Главным украшением служил серебристый дождик. С огромным удовольствием закручивали кончики блестящих ленточек в комочки ваты, смачивали их в воде и подбрасывали к потолку… Казалось, над нами и в правду лились сказочные струи. Восторг переполнял наши глаза. Комната готова к празднованию главного семейного  торжества. Приблизился момент вручения подарков.
           Как и все дети, мы приготовили родителям самодельные поздравительные открытки, сделанные в школе. Папа и мама искренне радовались самоделкам,  говорили, что подарок, сделанный своими руками – самый ценный в мире. В этот год подарки под ёлку загодя не были положены. Мы с братом пересматривались, недоумевая, в чём же дело? И тут мама подошла к шкафу и просила простить, что на этот раз не будет игрушек или новой одежды, так как время нынче трудное. А папа добавил, что вместо обычных подарков нам приготовлен килограмм дорогих конфет. Наши сердца от волненья сильно застучали.
           Открыв шифоньер, мама потянулась за конфетами. По внешнему виду ничего подозрительного не было, но, когда она взяла пакет в руки, наше преступление раскрылось. Все фантики уже были абсолютно пустыми. В тот вечер мы конфет не ели, но послевкусье от праздника было горьким.
Вас интересует, наказали ли нас? Нет. Мы наказали в тот праздник себя сами.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/05/07/545



ВКУС ПЕЧЁНОЙ КАРТОШКИ

   С семи лет я стала городской жительницей. На каникулах обычно отдыхала у бабушки, в родном селе. Кроме нас с братом к ней приезжали и другие внуки.
В зимние каникулы мы, как правило, рукодельничали: ткали половики или скубли* овечью шерсть, из которой пряли шерстяные нитки. Из полученной пряжи бабушка вязала всем нам носки. Порою мы грелись на печной лежанке, что-то рисовали. Печь нужно было чистить от золы и топить. Приходилось заранее  приносить из сарая каменный уголь, дрова, кизяк или кукурузные кочерыжки.
   Весной проблем с отоплением уже не было, но появлялись хлопоты в огороде. Мы сажали картофель. Проращённую картошку ложили в выкопанные лунки: если мелкая – целиком, если крупная – разрезанную пополам. Главное было – не повредить ростки.
   Когда чубчики картофельных всходов показывались из земли, вместе с ними по всему огороду дружно пробивались ненавистные сорняки. С ними приходилось бороться с весны до осени.  Пока не будет собран урожай, огород нужно прашивать и полоть. Время от времени чубатую картошку требовалось окучивать  – делать земляные горки для повышения урожая.
Самым неприятным в огороде был сбор колорадских жуков. Чтобы лишний раз не опрыскивать растения ядовитыми средствами, насекомых собирали руками. Нам раздавали жестяные банки с небольшим количеством керосина, чтоб в них стряхивать с кустов взрослых насекомых, а также бросать листья, на которых есть оранжевые личинки. Жук, хоть и насекомое, а не человек, а всё же хитрое существо: самки откладывают яйца на нижней стороне листа, невидимой человеческому глазу. Поэтому приходилось картошку, словно клубничные кусты, осматривать со всех сторон. Мы соревновались, кто больше соберёт огородных паразитов.   После этого бабушка сжигала насекомых, чтоб ни один жук не выполз ненароком из банки. Из рассказа бабушки нам стало известно, что по названию американского штата Колорадо и был назван полосатый картофельный обжора.  По её словам,  когда отрава была недоступной, колорадских жуков собирали, как мы, вручную. За это даже платили деньги!.. А бабушка вместо денег выделяла нам заслуженные конфеты. Наверное, чтоб подсластить наш трудовой каникулярный отдых.
    Особенно тяжело было работать в огороде летом, кода настроение совсем не трудовое… Но, как приятно, поливая картошку, искупаться под шланговым дождём!
Когда ботва подсыхала, начиналась уборка урожая, время выкапывания глазастых плодов.  Бабушка учила нас, как правильно держать лопату, чтобы не порезать клубни. Мы рылись в земле, вытаскивая картофелины. Радовались и малым, и крупным находкам, словно кладу.
    Позже, субботними и воскресными вечерами, мы пекли картошку в уличной, саманной* плите. Такие плиты, а также печи, бабушка умела мастерить сама. Ими пользовались в целях экономии природного газа, который продавался в специальных баллонах и стоил дорого. Но нам, детям, это казалось некой забавой. Ведь такие плиты и печурки так похожи на сказочные печки! Мы заглядывали в огненный рот этого чуда и ждали, когда же огонь успокоится. Как только от  хвороста оставались тлеющие угольки, мы аккуратно зарывали в них, с помощью палок,  картофель… И ждали.
    Покуда картошка пеклась, мы вели всякие разговоры, вспоминая истории предыдущих каникул. После бабушкиного разрешения, вытаскивали клубни, ещё немного ожидая, пока они хоть чуток остынут. Потом, наспех очистив, с азартом принимались  поглощать вкуснятину. В саже были и руки, и лицо, и одежда. Но, наверное,  оттого, что картошка была выращена нами самими, она казалась особенно вкусной. Даже аппетитнее бабушкиных призовых конфет!
* Скубать, скубсти – теребить, драть шерсть (раздёргивая, разбирая, делать пушистой).
*Саман – необожженный кирпич, сделанный из глины с добавлением соломы.
*Кизяк – высушенный в форме кирпичей навоз с примесью соломы, служащий топливом на юге, иногда употреблявшийся и для построек.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/05/23/10843



ЖГУЧЕЕ ЛЮБОПЫТСТВО

        Давным-давно, в те времена, когда я едва доставала до края стола,  произошла эта история. Семейные законы были таковыми, что дети не допускались к взрослому застолью. И девочки, и мальчики,  должны были в отдельно отведённой комнате послушно играть. И,  лишь между застольными перерывами взрослых, нас приглашали отведать разных вкусностей и испробовать мамины компоты, приготовленные на зиму.
        Кто-то пил вишнёвый компот, кто-то абрикосовый, а кто-то – за  обе щеки уплетал только ягоды, выловленные маленькой ложечкой из большого стакана с золочёной каёмочкой. А меня постоянно распирал жгучий интерес: что же там такого пьют взрослые, на что детям строгий-престрогий запрет?
        И вот однажды, во время очередного праздника, когда  гости собрались уже уходить, я  бесшумною мышкою забралась под стол. А лишь родители вышли во двор провожать друзей, из-под стола наконец-то показался носик любопытной маленькой девочки. Убедившись, что в комнате никого не осталось, я вылезла из тайного укрытия и стала спешно искать тот самый запрещённый строго-настрого напиток. И вот победа: нашла!
       Схватив маленький стаканчик, как вороватая мышка, я снова скрылась под подолом праздничной скатерти. И тут же, залпом, выпила заветный напиток. Сразу показалось, что моё дыханье остановилось, но через секунду родители, находившиеся  за уличными воротами, услышали продолжительное и не по-детски громкое «А-а-а-а-а-а-а!!!»
       Мой оглушающий крик подсказал родителем, где находится их дочь. Они поначалу хотели расспросить, что случилось, но когда увидели валяющийся на полу стаканчик для взрослых напитков, им всё сразу стало ясно… Я ещё минут пять плакала от боли, ведь мой язык горел огнём.  А из глаз папы и мамы тоже лились слёзы – только от смеха. Вот оно – жгучее любопытство! – поучительно сказал мне папа, вытирая шершавой ладонью дочкины непослушные слёзы.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/04/28/2941



ДНЕСТР-НЕПОСЛУШОНОК

  Ивы вдоль Днестра… как  няни, склонившиеся над колыбелью непослушного  дитяти.
     А он, капризный,  всё шумит и шалит: то выпрыгнет из колыбельки, то угомонится да уляжется. То что-то бормочет, то забавляется с игрушкою-волной.
     А бывает, как успокоится, любуется небом, что отражается в его зеркальном пузике… Или тихо слушает грустную песню  речной чайки, поющей о своём малыше, таком же непослушонке.
И в такие моменты кажется, что этот шалун навсегда исправился… Но это только кажется.
     Такой он, наш Днестр – река настроений. И днище его, как чужая душа – потёмки… Поди знай, что у него там на душе!  Хоть и красив, но опасен!
               
Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/01/24/5173