Николай Тюрин - Самораскрытие - 1

Георгий Куликов
Выступает Н.А. Тюрин. Москва. Международный славянский центр  имени святых Кирилла и Мефодия. 31 января 2008 года.  Фото Андрея Кошелева


К  90-ЛЕТИЮ  ВЫДАЮЩЕГОСЯ  ПЕВЦА  И  ХУДОЖНИКА  Н.А.ТЮРИНА


Я жаждал чуда… И — открыл себя.
Славко Словенов

    

     Николай Тюрин — певец милостью Божией. Сколь бы пафосным ни казалось это определение, оно, на мой взгляд, самое точное. Однако вот что удивительно: за свою долгую жизнь Николай Александрович так и не обрел громкой известности. Не задаваясь вопросом, почему, поставлю другой: надо ли здесь видеть лишь неудачу артиста? Вспомним Пушкина:

Что слава? — яркая заплата
На ветхом рубище певца…
    
     Такова многошумная известность. Да только долго ли на «ветхом рубище» продержится заплата? Жизнь ее коротка. А вот в кругу знатоков и тонких ценителей певческого искусства имя Николая Тюрина славно и почитаемо.
     Да, он мало знаком широкой публике. Отчасти и потому, что не имеет пробивного характера: не мелькал на телеэкранах, не подвизался в Московской филармонии. Как следствие, обойден материальным достатком — живет более чем скромно. «Отчего туговаты на ухо отечественные покровители да меценаты? — спрашивал в статье о певце его друг и аккомпаниатор, гитарист-виртуоз А.В. Ширялин (1938–2011). — От лени, равнодушия или потребительского отношения к живительным истокам незаурядной души?» И сам же отвечал: «Незаурядная душа и не напомнит о себе, не то что иные, которые постучатся назойливо и подобострастно. Кто же самодостаточен, кто не участвует в тараканьих бегах “музыкантов по вызову”, тех не замечают» (1). Надо сказать, что Тюрин (как я не раз слышал от самого певца) нимало не жалеет об этом! Подлинные же (не «туговатые на ухо») ценители, повторяю, его давно заметили.
     По свидетельству литературного критика и историка Вадима Валериановича Кожинова (1930–2001), принимавшего непосредственное участие в творческой судьбе Николая Тюрина (организовывал грамзаписи, концерты), вдова писателя М.М. Пришвина Валерия Дмитриевна, человек высочайшей культуры, после выступления Николая Александровича поклонилась ему в пояс и сказала, что это третье великое событие в ее жизни: первое было, когда она слушала Шаляпина, второе — Собинова (2). «В творчестве Тюрина, — писал Кожинов, — совершается чудо воскрешения песни. Он именно поет, а не “исполняет” народные песни и романсы, поет от себя, поет здесь и сегодня, а не реконструирует некое условное прошлое» (3).
     Впервые это «чудо воскрешения» я имел счастье прочувствовать в 1997 году. Сказать, что сотрудников редакции журнала, куда пригласили певца, покорило его пение, значит ничего не сказать: потрясенные, они оказались не в силах сдержать слезы. Посему меня не удивляет следующий кожиновский рассказ: «Было время, я добился аудиенции у заместителя министра культуры и привел к нему прямо в кабинет Тюрина с гитарой. Высокий чин полчаса его слушал и плакал, затем обнял Николая Александровича и предложил ему всесоюзное турне с высокой категорией оплаты. Тюрин тогда отказался — не мог оставить без присмотра дочь. <…> Такой он человек» (4).
     Это прямо перекликается со словами А.В. Ширялина о «самодостаточности» певца. Тюрин всего себя отдавал песне, в буквальном смысле жил ею, не думая и не заботясь о житейских благах, не стремясь к официальным должностям, наградам, почетным званиям. Но он дорожит потемневшей медалью «За победу над Германией». И естественно желание художника быть оцененным по достоинству: его сердцу дорога Всероссийская премия «Звезда полей» имени Николая Рубцова, лауреатом которой он является в номинации «Певческое мастерство» (1998).
     «Стихи — это откровение, — пишет Николай Александрович, — это сам человек, одаренный высшим духовным светом: “Я клянусь, душа моя чиста — до конца, до смертного креста”. Я почувствовал это и по; любил стихи Рубцова за трепетную любовь к родной земле, к ее при; роде — к нашей Родине» (5). Очарованность поэзией Николая Рубцова побудила Тюрина не только к исполнению песен на его стихи, но и к творчеству в качестве композитора: он сочинил музыку к рубцовским стихотворениям «Звезда полей», «Добрый Филя», «В минуты музыки», «Огороды русские…», «Подорожники», «Родная деревня», «Мачты», «Тост», «Год пройдет, другой…», «Ответ на письмо». Кроме того, Тюрин создал песни на стихи Н. Старшинова, В. Верстакова, Е. Нежинцева, И. Сурикова и других, а также на свои собственные («Белые голуби», «Заветная тропиночка»).
     Как рождаются песни? Николай Александрович отвечает: «При чтении чужих стихов, а порою (было и такое!) при писании моих мелодии вспыхивали сами по себе. Однако песня на пустом месте не возникает… “Заветная тропиночка” сложилась, зазвучала в душе. Мелодия, напев пришли вместе со словами. Причина одна — влюбился. Летом она, моя любовь, вместе с матерью выезжала на дачу в сельцо Чуриково, раскинувшееся в живописном месте на берегу реки Лужи близ Малоярославца. Почти каждое воскресенье я туда ездил на ранней электричке. От платформы шел по тропинке, пролегавшей среди кустов, подходил к калиточке, ведущей в сад. Там под яблоней рядом с большой клумбой, на которой цвел душистый горошек, ютился маленький летний домишко. Я подходил и останавливался, ждал, не дыша, и если слышал стук пишущей машинки (моя любовь была литератором), подавал сигнал о себе: что;нибудь напевал. А сердце распирала радость от предвкушения скорой встречи… Давно это было, и мы живем уже в другом мире, хотя и на своей земле. Сохранилась благодарность к прошлому — за то, что трепетно билось сердце. А настоящая песня непременно рождается в сердце.
     Расскажу еще об одной творческой вспышке. Однажды осенью на даче у скульптора Люции Карловны Краузе залюбовался я увядающими клумбами. Луч заходящего солнца упал на георгин — один живой и яркий среди увядших и поблекших. Хорош он был необыкновенно! Я быстро взял картон и написал маслом этюд. Приехал домой и куда-то его запихнул. И вот захотелось почитать стихи Рубцова, я достал сборник «Подорожники», машинально открыл страницу и стал читать: “В саду, где пела радиола…” И вдруг — стоп! Я, волнуясь, перечитал строки:

Все умирает… Лишь один
Пылает пламенем мятежным —
Наследник розы — георгин!

     Я снял со стены гитару — так родилась песня “Наследник розы”».

Продолжение: 2) - http://www.stihi.ru/2017/11/04/6116