Несовершенная рифма Дикинсон

Виктор Постников
Три причины, почему надо использовать несовершенную рифму в поэзии
3 сентября 2013

Несовершенная рифма (slant rhyme, half rhyme) иногда называемая близкой рифмой, неточной рифмой, представлена словами приближающимися к рифме, но не рифмующимися (said / regret, or find / friend.)

             Эмили Дикинсон самая известная поэтесса, использующая несовершенную рифму (буквально «неровную рифму», slant rhyme).  Это одна из главных характеристик ее поэзии, наряду с неконвенциональной пунктуацией.
             Первоначально я считал, что Дикинсон (и другие)  используют несовершенную рифму только для того, чтобы расширить возможность выбора слов, что должно предоставить поэту большую гибкость  и  облегчить передачу необходимого смысла.
           В поисках мыслей в отношении преимуществ несовершенной рифмы я натолкнулся на сайт  www.Chegg.com.  Автор говорит следующее: “Многие  поэты используют несовершенную рифму для введения элемента неожиданности и заставляют читателя обратить более пристальное внимание на собственно слова, чем на просто звуки.”
            В этом есть большой смысл.  Именно это неожиданное несовпадение встряхивает читателя и сообщает ему то, что Пол Фасселл  в своей книге  Poetic Meter & Poetic Form называет: контрапунктом, модуляцией, напряжением, взаимной игрой и вариацией.
            Эзра Паунд говорил: “Большинство видов искусства достигают эффекта  с помощью фиксированного элемента и вариации.”  Несовершенная рифма Диккинсон и есть такая вариация.
            Фасселл также говорит о поэтах, которые много внимания уделяют метрике без вариации. Он говорит, что их поэтическая “метрическая регулярность делает их исключительно простыми для запоминания и чтения.”  Другими словами, они не приводят ни к каким сюрпризам.  Их предсказуемость лежит в основе стихов.

            Но с помощью несовершенной рифмы Дикинсон не только расширяет выбор слов, тем самым увеличивая возможность передать тот смысл, который она задумала,  но также удивляет читателя,  поднимает напряжение стиха намного выше фиксированного элемента, в мир искусства, о котором говорил Эзра Паунд.