Победители - лучшее 2017

Творческая Мастерская Ежи
Творческая мастерская рада объявить победителей 2-го этапа конкурса
Лучшее стихотворение сайта stihi. ru 2017 года.

1 место - приз 2000 стихобаллов
Александр Крупинин – Над Вычегдой – http://www.stihi.ru/2017/12/31/6956

2 место – приз 1500 баллов
Симон Слуцкин – Тaбор уходит – http://www.stihi.ru/2017/06/27/7262

3 место - приз 750 баллов каждому заняли 3 стихотворения:
Маринa Чирковa – пустынное – http://www.stihi.ru/2017/05/30/7139
Дмитрий Шунин – Морское – http://stihi.ru/2017/06/10/320
Клавдия Смирягина Дмитриева - Камчатка – http://www.stihi.ru/2017/08/22/700


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ, стихам также отмеченными судьями - 400 стихириков
каждому, из тех, что были украшением финала:
Аннa Гермaнова – Ров – http://www.stihi.ru/2017/09/22/38
Нинa Злакaзова – немузейная чашка – http://www.stihi.ru/2017/04/02/5985
Исхаков Алексей – Механическое – http://www.stihi.ru/2017/02/06/6014
Алекс Трудлер – города – http://stihi.ru/2017/01/01/6368

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ и ПРИЗЁРОВ.

КОММЕНТАРИИ СУДЕЙ
Лариса Морозова Цырлина

Стихи двадцати семи финалистов я перечитала за последние недели столько раз, что выбор стал казаться более сложной задачей, чем показалось сначала. Сживаешься с чужими текстами, явственнее видишь их достоинства.
Заслуживающих похвалы стихов в конкурсе оказалось достаточно. Мой предварительный список состоял из дюжины названий, а шорт претендентов на третье место никак не хотел сократиться хотя бы до пяти.
В результате третье место разделили два финалиста.
1 место
Александр Крупинин – Над Вычегдой –http://www.stihi.ru/2017/12/31/6956
Заряженное неким волховством стихотворение на номинаторов и судей подействовало неотразимо. Так ухитриться передать развоенность, расщеплённость души человека, потерявшего свою живую душу! Да и есть ли душа у него? То ли она - птица-крастель, на которую ловит он другие души, то ли неизвестно куда бегущая Меланья.
И жутковато, и притягательно это полумифическое бытие, существующее на территории восьми строф.
В стихах обязательно должна быть недосказанность, пространство - вот такое, наполненное лесными голосами, травой, беззвёздным небом - чтобы и нам, читающим, было куда поместить свои собственные ассоциации, воспоминания. Своё понимание - кто он таков, дневной упырь Сердюк .

2 место
Симон Слуцкин – Тaбор уходит – http://www.stihi.ru/2017/06/27/7262

Раскачивающаяся длинная строка, намеренная завуалированность совершенно точно выдержанного ритма - замечательный способ сбить читателя . Перенастроить его на праздничное, яркое звучание, обрушить на него всё сразу - с первой же строки разбивая попытки читать по-школьному правильно, искать привычные цезуры. Здесь всё кажется неправильным , всё спутано, как в жизни , аллюзии высыпаются из дорожных торб, любовь и скорбь - в одной упряжке. И дорога тоже обман, она ведёт сразу во все стороны. Идущий находится одновременно везде - и на острие стрелы времени, а прошлое и будущее - прямо здесь, на ладони, раскрытой перед гадалкой. И кто она - цыганка или сама Жизнь, которой и веришь, и не доверяешь? Потому что ведь - воровка, обманщица...

Сильный текст, оставляющий желание вернуться. Он сам целиком - метафора, но и звучащая живая картина, написанная крупными мазками. Магия таких стихов неизбежно заставляет автора возвращаться к ним, постепенно избавляясь от мелких технических погрешностей, внося неуловимые уточнения. Да и просто жаль бывает расстаться .

3 место
Марина Чиркова - http://www.stihi.ru/2017/05/30/7139
Стихотворение похоже на зеркало . Человек отражается в пустыне, пустыня отражается в человеке. Пустыня - стихия, она как бездна под ногами - а над ней человек, другая стихия, где тоже всё живёт и гибнет одновременно, чреватая и пустотой и стихами. Песок слов - образ времени, творческой муки , жизни, то ли погибшей, то ли рождающейся.
Внутренняя гармония текста поддержана гармоничностью формы. В стихотворении нет ни одного слова, которое можно было бы изъять или заменить. Удача, мне кажется.

3 место
Дмитрий Шунин – Морское – http://stihi.ru/2017/06/10/320

Обаятельное стихотворение, похожее на простую песенку. Можно придраться (но не хочется) к неточной, ускользающей рифме - она выглядит частью картины, написанной на качающейся поверхности.
Всё здесь покачивается, бликует. Сеть ловит свет, лагуна прячется за лакуной, в которой чего только нет - вон целая ночь поместилась... И хоть море - вот оно, но корабли и острова плывут не в нём, а во сне. И кто всё это видит, кто поёт, кому принадлежит этот похожий на чеширскую улыбку текст ? Всем троим, наверное.

Хотелось бы ещё отметить стихи вот этих авторов, которые были украшением финала:
Аннa Гермaнова – Ров – http://www.stihi.ru/2017/09/22/38
Нинa Злакaзова – немузейная чашка – http://www.stihi.ru/2017/04/02/5985
Исхаков Алексей – Механическое – http://www.stihi.ru/2017/02/06/6014
Алекс Трудлер – города – http://stihi.ru/2017/01/01/6368

Амирам Григоров:
Итак, итоги. Я всё-таки отмечу – крайне неровный шорт, где наряду с приличными, достойными произведениями, обладающими пресловутой «культурной ценностью», как любит выразиться наш известный отечественный критик Анкудинов, к своему неудовольствию заметил и абсолютно проходные вирши, а также и тривиальную, простите уж, дешёвую «сетевуху», оной культурной ценности не имеющую совершенно.

1 место без малейших колебаний отдаю А. Крупинину за стихотворение «Над Вычегдой». Понравилось. Это, по правде говоря, целый мирок, тут тебе и дневной хозяин, и хозяин Ночи, и крастель.. Почему дневной? Тут даже не приходится думать, Сердюк так Сердюк. Советский Начальник мира. Кто такая Меланья? Похоже даже на то, что Меланья, если копнуть греческий корень имени, это Чернота, символ ночного мрака. Ну и, конечно, этот фантастический старорежимный крастель покорил.

2) Симон Слуцкин, Табор уходит
Завораживающее заклинание-повествование, где нарочито выделенные буквы там и тут помогают погружению. Конечно, вопреки распространённому мнению, что разлохмаченный текст писать проще, чем тщательно подогнанный под размер, с просчитанными иктами – всё обстоит ровно наоборот, проще, как раз, создавать поэтические тексты в ортодоксальной форме, где ритм помогает восприятию, а вот в такого рода текстах смысловая нагрузка должна быть исключительной мощи, чтобы искупить отсутствие гладкости. Тут автору многое удалось, и лишь до идеала ему на сей раз не удалось дотянуться.

Третье место разделили К. Смирягина-Дмитриева, «Камчатка», и Д.Шунин, Морское
Стихотворение «Камчатка» Клавдии Смирягиной-Дмитриевой, несомненно, не оказалось бы в топе, будь у него серьёзные конкуренты. Это текст песенки под гитару, не хочу никого обидеть. Трюизмы, сам сюжет, навеянный известными образчиками чисто советского стихосложения, практически забивают единственное ценное, что тут есть – живой голос автора, и его уникальные воспоминания и чувства.
Стихотворение «Морское» подкупает чистотой слога, но. Какие-то лёгкие искажения выхолащивают исключительно лиричный, уютный такой настрой. Вот старик чинит сеть, чтобы ловить дары морей, а надо бы – дары моря. Вот кот крадётся на рыбьи потроха, а лучше бы – к рыбьим потрохам. Если в стихотворении вовсе нет никакого новаторства и никакого уникального сюжета, нет звукописи, нет ударного окончания, то оно всё настроено на создание атмосферы, и в этом случае стихотворение должно быть выскоблено до блеска. Иначе любой сучок, любой заусенец будет бросаться в глаза.


Спасибо всем, кто участвовал в конкурсе!

Творческая Мастерская благодарит номинаторов и судей за помощь в проведении конкурса и
ПРИГЛАШАЕМ на наш следующий конкурс - Из песни крепкое слово не выкинешь
http://www.stihi.ru/2018/04/27/8445