Анна Гальберштадт. Экспертный обзор. Март-2018

Большой Литературный Клуб
Я предпочитаю современную поэзию, написанную как верлибром, так и рифмованную, если поэт не пользуется избитыми приемами и банальными образами.
Выбрала стихи нескольких авторов, которые, на мой взгляд, отражают современное видение мира и используют для этого адекватные средства и язык – так же, как Modern Dance более пригоден для  отражения настоящего, в которым мы живем, чем хореография Петипа.

АЛАН «Гоголь»

Жизнь писателя на Руси – надраться или подраться.
Дьявол пишет трагедию, бог по ней снимает ситком.
 
Гоголь живёт на Малой Морской в доме номер семнадцать,
Аккурат между стоматологией и крафтовым пивняком.
Гоголь почти не пьёт (в больничке лежал два раза).
Гоголь не бедствует – у него приличные тиражи,
А если что, выручает цикл про братка Тараса
И постельный режим.

Править роман, как приносить хозяину палку –
В зубах вместо сочной жертвы высохшие слова.

Гоголь открывает макбук и удаляет папку
"Мёртвые души – два."
– Терзайтесь, потомки, ловите, критики, жрите, олухи!
Средний палец, как в небо задранное тире.

Гоголь забыл, что в наше время всё остаётся в облаке,
Можно спрятать – нельзя стереть.

Строки раскатываются по сети, словно шарики ртути.
Вылечить отравление стоит дороже, чем новый комп.
Профессора готовятся толкать курсы в литинституте,
Изучая кэш его браузера вместо черновиков.
Известный хакер выставляет ссылку в контакте и на фейсбуке,
Известный репер берёт для панчлайна гоголевскую строку.

Через неделю реперу хулиганы ломают руки,
Хакера находят с пером в боку.

Страшней измены, страшней ухода детей из дома –
Когда бог нашёптывает: "жги", дьявол кричит: "туши".
Обнажённая душа Гоголя лишилась второго тома,
И теперь у Гоголя нет души.

Админы передают привет небесному модератору.
Ужас крадётся по Петербургу, пиши – не пиши в абьюз.
Гоголь рвёт глотки за священное право каждого литератора
На "я тебя породил, я тебя и убью".

Актёрам и сумасшедшим нельзя выходить из образа.
Писатель и текст, как лицо и маска. Не пробуй их разделить!
Улик не находят и после второго обыска –
Теперь-то Гоголь знает: огонь надёжнее, чем "Delete".

Дьявол прописывает флешбек и вручает сценарий богу.
Тот делает вид, что сейчас порвёт, потом говорит: "шучу".

Москва. Пятьдесят второй. Непонятным сном напуганный Гоголь
Судорожно хватается за свечу.

.............
Фантазия на тему Гоголя как писателя наших дней – гоголевский рэп – описывает метания автора, который в порыве самоуничижения уничтожает  свои произведения. Написано современным языком, но не скатилось в бардовскую песню второй свежести.



ЛЕНА РОДИЧЕВА «смог звезд»

восемь дней без...
восемь дней – смог звезд исчез...
и снежная крошка сахаром колется в губы...
десять дней – из
из глаз небо тянет зародыши искр,
и невольное прегрешение кажется волей, а воля – грубой.
одиннадцать дней – не порок.
многоточие сплетается в Срок,
и в ладони въедается лед, огонь – под кожу.
двенадцать дней – на...
ночь трет зеркала до бела,
и неведение кажется злым, а боль осторожной.
пятнадцать.семнадцать – мы –
друг друга в друг друге сны,
и память – нежнее, тревожнее вены, а я также смертна.
двадцать два – вне...
рыбой сердце на глубине,
и смирение становится взрывом, а выдох – ветром...

.............
Стихотворение-дневник на тему сближении двух людей достаточно сдержанно и остро описывает процесс рождения чувств, при этом автор избегает избитых метафор и аллюзий.



РИТА ПАТРАШ «герр гигер»

когда мороз укрепился
город выцвел и истончился
у герра гигера появились особенные зимние дела
например наматывать тишину на палец
например разматывать будничную скуку как шелковичного червя
например ткать длинные разговоры драгоценные своей бестолковостью
например вязать из невысказанных слов тёплые носки

выходить на прогулку
тишина такая будто все только что умерли
единственно для того чтобы встретить в затонувшем переулке женщину
похожую на состарившуюся девочку с персиками
она везёт в коляске пунцовых как помидоры близнецов
улицы превратились
в свалку неудачных экспериментов зимнего воображения
кучи после снегоуборочных машин бесшумно сияют
как экскременты исполинских ксеноморфов
и пахнет стиркой

а после как
продавщица круглосуточного магазина
неохотно отвлекшись от внутренней бахагавад гиты
глянет неторопливо как столетняя черепаха
тщательно подтыкать одеяло перед сном
но голос долорес о риордан всё равно дует из всех щелей

ах герр гигер
помнишь ли ты хоть что-нибудь
кроме зимы?

.............
Верлибр, описывающий человека с зимним настроением в зимнем городском пейзаже,
с психологической точностью и отсутствием ненужной экзальтации.



EIRONEIA «Якорь»

отношения с женщиной не ладятся
берегу внутри лишь девочку и старуху
и та и другая может позволить себе ходить
в безмерной майке с уликами съеденного
без особого ущерба для репутации

женщина шарахается от каждого непрошенного
гостя жирного пятна недобритого волоса 
опасного кекса; она боится оказаться
безработной бездетной плохой домохозяйкой
сестрой подругой супругой дочерью внучерью

впавшей в депрессию или ее не познавшей
второе еще постыднее для человека
с некими поэтическими потугами
особенно в отсутствие других
верифицирующих обстоятельств   
 
у женщины шалит гормональный фон
мир кажется немного несправедливым 
поэтыня в ней все время самоубивается
но потом опять воскресает (эффект
письма) там поэтеркой тут поэтуткой

она и сама порой готова уйти от всех
добровольно уехать в какой-нибудь санаторий
отдать себя в руки передовой науки
как несравненный дядя Амброс Адельварт
когда бы не якорь девочки и старухи

они сидят под окном на одной скамейке
счастье девочки в ее неподъемной лейке
счастье старухи в ее неподробном зрении
перемены погоды животные и растения
остаются достойными их внимания

между ними полное (взаимоне)понимание

.............
Стихотворение отражает психологический мир женщины, во всей его сложности, с внутренними конфликтами и комплексами, с колебаниями настроений и самооценки, с девочкой и старухой как разными ипостасями или персонажами этого внутреннего мира.



АРСЕНИЙ Ж-С «Ночью город ваш – к чертям – замело»

Ночью город ваш – к чертям – замело.
Всех до кучи под одну простыню.
Выйдешь к площади – читай – за село.
Двинул в центр, а попал к пустырю.

И не видно ни собак, ни сорок,
и оглянешься, как вор, за собой:
замело же, как чинарик в совок.
Втянешь голову и смотришь совой.

Семенишь, точь-в-точь к восьми в магазин.
И душа как будто вон собралась.
И не видно ни конца, ни такси,
только где-то чья-то тень сорвалась

и пропала, только свист стороной.
Как и не было. Что сон наяву.
И услышишь только скрип за спиной.
И фонарь – как мандарин к Рождеству.

.............
Это стихотворение не поражает оригинальностью темы или образов, но  оно музыкально
и хорошо передает настроение зимнего пред- или послепраздничного пейзажа. Концовка «И фонарь – как мандарин к Рождеству» воплощает детскую свежесть ощущений, остающихся в памяти до конца.

......................................
......................................

Cтихи, которые , на мой взгляд, могли бы быть лучше, если бы. . .

ДМИТРИЙ ВОЛЧЕК «Колокольчики»
http://www.stihi.ru/2018/02/19/7643 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Я люблю время колокольчиков.
А. Башлачёв

А зима меня ведёт, как слепого,
по проторенному господом снегу.
Жизнь моя –
то просто маленький повод
серебром звенеть вольному небу.

А гусляр или певец рок-н-рольный –
он спешит порой к бредовому раю.
Но потом, как перестанет быть больно,
в колокольчиках душа заиграет.

Петербургским одомашненным дымом,
тихим облаком летит над страданьем…
Только ветры да метели седые
колокольчиками тоже рыдают.

Ведь душа – она как песня и крылья,
да тоска, да губ весёлое пламя.
А внутри меня бушует Россия
да пылает колоколами.

.............
Стихотворение лирично и музыкально, но пафос рыданья, страданья, бушеванья и пыланья меня настораживает. Рифма «над страданьем-рыдают» и обилие таких метафор, как «метели седые» и «веселое пламя» приближают стихотворение к эстетике цыганского романса. А вот «одомашненным дымом» – это хорошо.



МАРИЯ ШУВАЕВА «Привязанность»
http://www.stihi.ru/2014/10/09/122 номинатор Анна Арканина

Не бойся, бейби, это все монтаж,
Никто не знает, как на самом деле.
Сложи одну из пары-тройки маш,
Заснувших до утра в твоей постели.
Укрывшись одеялом с головой
И притянув колени к подбородку,
Любая может оказаться мной,
Налей ей водки, водки или водки.
Все слишком просто, чтобы горевать,
Не стоит повторяться раз за разом,
Сезон открыт, не застилай кровать,
Привязанность – ужасная зараза.

***
все что ты любил во мне, исчезло.
светлый образ мысли потемнел .
стала речь скупа и бесполезна,
видимо, настал ее предел.
не води рукой по монитору,
эта фотография уже
далека от истинных узоров
на моем пижамном неглиже.
выцвели цветочки, изменилась
форма глаз, возможно, даже цвет.
не звони и не пиши на мыло,
привыкай, что маши больше нет.

.............
Ритмично, бойко.
«Бейби», «светлый образ мысли потемнел», «привязанность – ужасная зараза» – это тоже рэп из фильма для подростков с некоторым количеством штампов.

......................................
......................................

ШОРТ-ЛИСТ

АЛАН «Гоголь»
http://www.stihi.ru/2017/11/27/12320 квота Столетова за редактирование отборочного тура

ЛЕНА РОДИЧЕВА «смог звезд»
http://stihi.ru/2015/02/11/10308 номинатор Криспи

РИТА ПАТРАШ «герр гигер»
http://www.stihi.ru/2018/03/03/6785 квота Марианны Боровковой за редактирование отборочного тура

EIRONEIA «Якорь»
http://www.stihi.ru/2018/02/26/1667 номинатор Александр Крупинин

АРСЕНИЙ Ж-С «Ночью город ваш – к чертям – замело»
http://www.stihi.ru/2018/02/05/8568 номинатор Елена Ительсон