Очереди послевоенного времени

Нина Калашникова 4
На фото моя мама, Екатерина Дмитриевна Калашникова.



Чуть не половину того времени, которое судьба отвела нам на то, чтобы отдыхать и наслаждаться жизнью, мы провели в очередях.
Половину жизни спим, четверть - работаем, а ту четвертушку, что остаётся на счастье и отдых - в очередь...
Послевоенные очереди... Отметки на ладошках чернильным карандашом, которые потом по два дня не смывались.
Дедушка Дмитрий Захарович тяжело болел. Мы переехали с Херсона на Волгу и все заботы о семье легли на плечи бабушки Марии.
   Запасливая, хозяйственная и предприимчивая бабушка Мария по воскресеньям ездила в Саратов на рынок. Там она продавала вкуснейшее молочко от нашей коровы, и чудесные заготовки из нашего погреба: мочёные яблоки, квашеную капусту, огурцы из бочки и солёные грузди, белые и хрустящие .
На рынке у нее было своё местечко, саратовцы её знали и уважали за чистоплотность и отменные вкусные продукты.. Буквально за полчаса  она продавала всё, и дальше мы занимали очереди сразу в нескольких местах: за постным маслом, за пшеном, за сахаром...
  Когда подходила очередь, мы становились все вместе: мама, бабушка и мы с братом, ведь давали норму в одни руки, а норма эта была мизерная.
  На всю жизнь я запомнила одну очередь за постным маслом. Она была очень длинная, ну очень! Мы находились ещё в самом конце её, когда к нам подошла молодая женщина, и обратилась к бабушке и маме.
   - Выручите меня, пожалуйста. Я студентка, снимаю квартиру. Моя очередь подходит уже. Если я принесу масло себе, а хозяйке не куплю - она меня сожрёт (она так и сказала- сожрёт).
Дайте вашу девочку, выручите меня, прошу вас,,.
Бабушка нахмурилась, а мама, добрая душа, разрешила, и женщина взяла меня за руку и повела далеко, в самое начало очереди.
Очень скоро она отоварилась, привела меня назад, поблагодарила за доброту и ушла, а мы стояли ещё долго-долго!
Вот подходит и наша очередь  Пролетает слух, что постное масло кончается, все тревожатся, уплотняются... столько простояли ...  а вдруг не достанется?.
Наконец, мы подходим к прилавку, бабушка протягивает бидончик. Нас четверо - значит, два литра. Продавщица уже взяла бидончик в руки, и тут её взгляд падает на меня!
- А вы уже брали! - громко кричит она.- Я эту девочку помню! Масло кончается, а вы по два раза хапаете! Вот, нахалы!
И нас мгновенно выталкивают из очереди.
Доказывать что-либо, было бесполезно! Очередь спрессовалась, стиснулась грудь в грудь. Люди, простоявшие половину выходного дня за баночкой масла, знать ничего не хотели, и слушать бы не стали никаких объяснений....
Подхватив пустой бидончик, который отшвырнула продавщица, бабушка молча пошла  к выходу, а мы за ней.
Я , конечно, ревела. Мама шла, опустив голову, держа Сашу за руку...
  Дома дедушка Митя, выслушав историю, сказал:
   - Как же её не запомнить , глазастую такую.
И улыбнулся.
А я сделала вывод, что глаза надо прищуривать...в очереди.


Продолжение:http://www.stihi.ru/2019/01/03/2074

 Стихи о советских очередях:
 http://www.stihi.ru/2017/09/09/5597