15 конкурс хайку год Парящего Орла- приём заявок

Сад Рёандзи Конкурсы
ё********************* Дорогие друзья! **********************

****** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру! ******

                Предлагаем вашему вниманию

************** Пятнадцатый Конкурс трёхстиший – хайку. ************

********************** Год  Парящего  Орла **********************


Новый 2019, год по славянскому календарю это Новое 7527 лето. Тотемом года признан Парящий Орёл. Символом года по восточному календарю является Земляной Кабан (у японцев) или Жёлтая (Золотая) Земляная Свинья (у китайцев). Жёлтый Лис по календарю Коляда-Дар или Славяно-Арийскому.
 Парящий орёл — царь среди птиц, представитель воздушной стихии. Птица — олицетворяет храбрость, гордость и свободу. Парить под облаками и с высоты полёта зорко всматриваться вдаль — стиль жизни хищного охотника.  Благородный и беспощадный, смелый и бесстрашный даже перед смертельной опасностью он жертвы своей не упустит. Провинившихся — серьёзно накажет, на то и царь!
Рождённые в год Парящего Орла дорожат свободой, знают себе цену и строят далеко идущие планы. Высоко чтут круг своего общения. Аристократичны. Представители тотема всегда придут на помощь близким. Для парящего орла редко возникают  преграды для выполнения своей цели. Из них часто выходят отличные первопроходцы, учёные, артисты, военные, врачи-хирурги.
Орёл — птица гордая и хищная, миролюбивой её не назовёшь, своего не упустит и будет защищаться до последнего дыхания. Олицетворение полёта и стремительно падения вниз за жертвой — таким непостоянным и обещает быть год. Периоды духовного воспарения будут чередоваться с жертвами, непредсказуемыми катаклизмами, мировыми спорами-санкциями и разборками.
В государственном гербе России Орёл — не только символ власти, имперского величия, господства, но и гордости, отваги, вдохновения, духовного подъема. На особые перемены уповать не приходится, но чтобы не упустить синицу из рук, придётся всем нам потрудиться сполна, может в два, а то и в три раза больше, чем раньше.
Сегодня у нашей страны, как никогда высоки шансы воспарить над миром в своем обновлении, продемонстрировав истинное величие и достоинство.

   
На первый взгляд написать хайку очень просто. Но эта простота кажущаяся. На самом деле написать хорошее хайку трудно.

КОНКУРС  УЧЕБНЫЙ.
ЦЕЛЬ  КОНКУРСА:  НАУЧИТСЯ  ПИСАТЬ  ХАЙКУ

==========================================================
Хайку – менее всего описание. Нужно не описывать, говорили классики, а называть вещи (буквально «давать имена вещам» – на-о нору) предельно простыми словами и так, словно называешь их впервые.

Хайку – не миниатюры, как их долго называли в Европе. Крупнейший поэт хайку конца ХIХ – начала ХХ века, рано умерший от туберкулеза Масаока Сики писал, что хайку вмещает в себя весь мир: бушующий океан, землетрясения, тайфуны, небо и звезды – всю землю с высочайшими вершинами и глубочайшими морскими впадинами. Пространство хайку безмерно, бесконечно.

А вот течение времени, прошлое и будущее хайку не изображает, хайку – это краткий момент настоящего – и только.
(Елена Дьяконова «Как читать и понимать хайку»)

Поэзию хайку Масаока Сики и его последователи поэты Такахама Кёси и Кавахигаси Хэкигодо называли «поэзией простых слов» и «поэзией существительного».
(Елена Дьяконова «Вещь в поэзии трёхстиший (хайку)»)

Принцип простых слов.
каруми – лёгкость, простота, естественность, убедительность. Принцип, поэтический стиль, который Басё особенно ценил в последние годы жизни. Красота обычных вещей, описанная простыми словами.
(Простое слово это не антипод составного слова, это понятное, легко понимаемое слово, легко произносимое слово.)
Легкость и естественность, возникающие при полном слиянии поэта с природой, выявляются в легкости и естественности словесной оболочки стиха, отсутствии в нем вязкости, громоздкости, ложной многозначительности.

«Чем меньше сознание сосредоточено на себе, тем более расширяется, тем восприимчивее душа. Забывая о себе, поэт соединяется с Творческим Духом /Дзока/, судя по словам Басё. Если же примешается какая-то мысль, намерение, то исчезнет свобода, всё пропадет, образ не тронет душу. Потому так и волнуют хайку современников, что в каждом свободно бьется свое сердце, перекликаясь с другим, приобщает к сердцу Вселенной.
В хайку есть только то, что открыто взору, но как бы “на два вершка над землей”. В абсолютной точке нет пространства-времени, всё “здесь и сейчас”.
“Прекрасное не в том, чтобы говорить о прекрасном”, - увещевает Басё, - его нужно домыслить, дочувствовать. Оттого поэтика ёдзё /сверх-чувство/ становится главной в японском искусстве. И такой прием, как сиори /гибкость/, служит тому же: не задеть ненароком чувства человека. Сиори рождает жалость, - говорит Кёрай, - не называя вещи прямо: “Сиори - это ёдзё, то, что заставляет сострадать другому”»
(Татьяна Петровна Григорьева)

хайку - двухчастный (ториавасэ, итибуцудзитатэ) или двуфоновый, композиционный литературный жанр трёхстиший (двустиший), передающий – здесь и сейчас –  простыми незаменимыми словами жизненный опыт через взаимосвязанные образы окружающего мира, вызывающий недосказанностью многослойный смысловой ассоциативный ряд.
==========================================================

Помните, что 5-7-5 не догма, и не нужно в угоду форме использовать лишние слова. Ведь Басё часто не соблюдал форму 5-7-5.
Знаменитое хайку Басё

Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure

карээда ни
карасу но томарикэри
аки но курэ

Слоги подсчитайте сами. :)

На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Перевод Веры Марковой

На голом суку
примостилась под вечер ворона –
кончается осень...

Перевод Александра Долина
==========================================================

Особое внимание о стихотворном размере в хайку. Дактиль не приветствуется, потому не старайтесь писать дактилем. Хайку ведь не японский сонет.

===========================================================

Задания на конкурс:
1. Тема конкурса – год Парящего Орла (по старославянскому календарю)
2. Двухчастность трёхстишия
3. Можно использовать приём общей строки (о всех хороших и плохих сторонах этого приёма здесь - http://www.stihi.ru/2017/04/01/5027 )
4. Образы, напряжение между образами (об этом читайте здесь – http://www.stihi.ru/2017/01/27/10804 ) – ОБЯЗАТЕЛЬНО (обязательно в отношении образов, о напряжении – как получится)!
5. Киго – сезонное слово – по желанию.
6. Ритмика – свободная, но не верлибр (дактиль не приветствуется)
7. Конкурс анонимный. Потому просьба ко всем участникам:
Пишите со строчной (маленькой) буквы. Знаки препинания – максимум ОДИН на трёхстишие (или без них). Чтобы по стилю написания нельзя было определить принадлежность стихов автору.
8. От одного автора – не более 5 (ПЯТИ) трёхстиший.

===========================================================

В чём заключается учёба?
Во время голосования участники конкурса должно оценить все конкурсные произведения и дать обоснование (прокомментировать) своим оценкам. Увидев на примере других произведений, какие есть достоинства и недостатки в конкурсных произведениях, конкурсант может понять нюансы хайку.
Обсуждение оценок и пояснений к ним будет происходить после подведения итогов конкурса в специальной статье – «Круглый стол»

===========================================================
================================================

1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора не более ПЯТИ произведений.

Конкурс анонимный.
Произведения, ранее нигде публиковавшиеся, или должны быть удалены на время конкурса.

2) Оформление заявки на конкурс:

Желающие посылают свои произведения на почту ведущему конкурса –
kuruma-takumi@yandex.ru
В теме письма указывайте:
15-й конкурс трёхстиший от (имя и фамилия автора, псевдоним)

Конкурсные произведения ТОЛЬКО в тексте письма! Не присылайте вложенные файлы (ворд, блокнот), открывать не буду!
Обязательно дождитесь ответного письма, что заявка принята.
В случае, если ответного письма не будет, пишите сюда: НАПИСАТЬ ЛИЧНОЕ СООБЩЕНИЕ


3) Приём произведений начинается 4 января по 20 января включительно.

4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.
Голосование анонимное.
Оценки конкурсант отправляет на почту ведущему конкурса

kuruma-takumi@yandex.ru

После получения оценок будет ответное письмо, что голосование засчитано.

Комментирование оценок: по желанию.
Но комментирование приветствуется!!!

Участник определяет 10 лучших по его мнению конкурсных произведений. За своё произведение участник не голосует.

1-ое место – 1 конкурсное произведение (получает 7 баллов)
2-ое место – 2 конкурсных произведения (5 баллов)
3-е место – 3 конкурсных произведения (3 балла)
4-ое место – 4 конкурсных произведения (1 балл)

б) Голосование для гостей конкурса
Гость конкурса пишет рецензию, в которой голосует так же как участник конкурса.

5) Система определения призёров конкурса
Победитель и призёры определяются по наибольшему количеству полученных баллов.
Всего призовых мест – ПЯТЬ.
В случае, если два или более конкурсных произведений набирают одинаковое количество баллов, то эти конкурсные произведения занимают одно место.


************************************************

Сроки голосования будут определены дополнительно.

************************************************

По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 500 стихобаллов
2 место – 400 стихобаллов
3 место – 300 стихобаллов
4 место – 200 стихобаллов
5 место – 100 стихобаллов

Ведущий конкурса Курума Такуми.

Первый пост для вопросов ведущему.
http://www.stihi.ru/rec.html?2019/01/04/6250

****************************************
Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!