Обзор зимнего тура от Даны Курской

Литературный Фестиваль Рунета
Ольга Хворост
Щёлк!
http://www.stihi.ru/2016/02/26/5383

Тоска - кому рассказать:
дом - работа - дом -
всё те же - всё так же...
закрываешь глаза,
придумываешь тумблер,
а там уж - как карта ляжет.
Щёлк!
И вот ты уже не ты -
ты выпал из круга -
и этот "не ты"
ползёт в кусты
через клумбу -
впереди - муравей,
позади - муравей,
все друг за другом -
ползи скорей, не стой,
не ломай строй...
Щёлк!
Ты уже другой,
смотри -
аквариум... ты внутри
тычешься мордой в стекло,
а мимо тебя плывут
словно в кошмарном сне
стаи элитных рыб,
гордо надув свои
плавательные пузыри...
Щёлк!
И ты
уже сидишь на сосне
и каркаешь, как дурак,
до колик, до хрипоты -
со стаей бульварных ворон
наводишь мосты...
Щёлк!
Теперь ты в лесу, ты волк,
обложен со всех сторон,
ты зол, напуган, но цел,
они не знают кто ты,
они спускают собак,
их ружья находят цель...
Щёлк!
    Щёлк!
         Щёлк!
----------------------------------------
Замечательное, на мой взгляд, стихотворение, в котором блестяще выполнена задача создания многомерности – смены облика и обстоятельств предлагаемого лирического героя меняются вместе с щелчком – объектива ли, затвора ли. Большая удача автора!

Ольга Домрачева
Красный яр
http://www.stihi.ru/2018/06/06/6108

*
где большие воды ломают лёд,
раздвигают прочь временные глыбы –
часовые боги, сойдя в испод,
правят света ссадины и ушибы.

*
не ходи в апреле на красный яр,
не топчи зазря ледяную сукровь -
там отвесный ветер впадает в ярь
от невнятных стонов и пришлых звуков.

и ломает косточки ивняка,
обнажает в глине тугие жилы.
там внизу река и вверху река –
вороная смерть, слюдяная жизнь ли.

*
Вот так стоишь на яру, согревая в ладони камень,
дышишь на него, будто бы жизнь вдыхаешь.
Смотришь вниз: тонкая кромка бурьяна
взлохмачена ветром, его порывы нарастают.
Под ногами чавкает снег, перемешанный с глиной.
Длинный день на излёте.
Вокруг ничего лишнего –
только вода,
лёд и вода.

Делаешь шаг назад,
размахиваешься –
камень скользит в полёте.
Тут же про него забывая, думаешь о важном:
"Небо впадает в Иртыш или наоборот?

В тебе просыпается Гераклит, но ты ему перечишь:
«Нельзя обмануть время? Да ладно!» –
шагаешь вперед.
Яр позади, а ты идешь, как плывешь. Выпрямляешь плечи.
Ветер трубит на все лады,
а в тебе река говорит, она сквозь тебя протекает.

Вдруг в уши яростно врывается свист,
звук усиливается.
Ты балансируешь.... качае...

Просыпаешься.
Тыльной стороной руки
вытираешь со лба испарину,
В окне белеет апрель, неласковый, хмурый.
Сокрывшийся в облачной раковине солнечный аммонит
не лезет в глаза своими щупальцами – хоть это радует.
Говоришь: "Ну что ж, доброе утро".
Сон уплывает. Вздрагиваешь, стряхивая с себя
его колкие ледяные чешуйки –
время выбираться из постельного кокона.
И тут ощущаешь – в ладони зажато что-то холодное.
Разжимаешь.
И видишь камень.
----------------------------------------
Стихотворение показалось мне интересным, поскольку автор по-новому работает в нем с фольклорными мотивами. Умело нагнетается таинственность, ощущение пропасти под ногами. Красный Яр становится для лирического героя своего рода Калиновым мостом – вехой, точкой невозврата, местом перехода в иную реальность, где он, с честью принимая бой, в награду получает символ своей крепости, который будет теперь его сопровождать в реальной жизни.

Роман Смирнов 4
пронеё
http://www.stihi.ru/2018/10/27/4783

она была обычная как жизнь
такая что другому покажи
не вызовет особенных эмоций
она любила шутки ни к селу
ни к городу уключину к веслу
уключину к веслу
 и морсы
ее бывало кличут как там эй
ха ха смотри на юбке то репей
пройдёт не оборачиваясь  даже
читала книги плакала тайком
носила завтрак мякиш с молоком
через дорогу маме бабы даши
ее манили сосны  чага гриб
а также рыбы ну куда без рыб
и  вёсел
она одна такая как бы да
ходили к ней да выгнала вода
вот был один дружок смекливый йося
спросил однажды как тебя зовут
мне интересно пробовать на звук
что может быть для вечности полезнее
она вздохнула будто бы устав
по матушке зовусь я красота
по батюшке зови меня поэзия
----------------------------------------
Стихотворение, достойное публикации в толстом литературном журнале, поскольку наследует толстожурнальным традициям.

 Игорь Гонохов
Перламутровка
http://www.stihi.ru/2018/08/25/7090

Ветер волнами ходит по паутине.
Выставил зонтики переспевший укроп.
Перламутровка к месту в этой картине:
сидит на сливе и пьёт сливовый сироп.

Вера Холодная полдневного сада.
Иные кусаются, плюют кислотой.
Бабочкам ничего такого не надо.
У них короткая жизнь, роман с пустотой.

Большее время – в воздухе, без опоры.
Пятна у них на крыльях – аналог лица.
Не готовят запасов, не роют норы.
Был у одной флакон, в нём живая пыльца,

наверно, от феи тимьяна, по пьянке.
Но «перламутровым» смерть порвала карман:
Вера Холодная – зимой от испанки,
а бабочка – прошлой осенью, между рам.

С тех пор обитает во снах и в рассказах.
Ищет флакон с пыльцой, спрашивает у фей.
Сегодня в реальность впорхнула и сразу
села на сливу, потом, раз-два – на шалфей.

Крылья дрожали. Рядом цвела мелисса.
Колыхнулось вдали на просушке пальто...
Говорят, мол, не очень была актриса.
Но зато, как бабочка, как чудо... зато...
----------------------------------------
Замечательное стихотворение, в котором автор рисует нам внутренний мир любой женщины – двойственный, произрастающий от условной Веры Холодной до отстраненной, но этим и легкой бабочки.

 Михаил Белоногов
Сладкий сон
http://www.stihi.ru/2018/10/18/4306

С резким понижением градуса в стекле
клонит притяжением голову к земле.
Белое кружение в небе над страной –
тихое крушение в практике земной –
сыплется и кружится манная мука…
В подворотне лужица – мель для сапога –
в первый крепкий утренник выкрошится льдом.
В личный хаос внутренний – в тёплый жёлтый дом,
погружаюсь затемно, пялясь в потолок,
слушая внимательно жуткий монолог.
Речь, как речка сонная, медленно течёт…
Печка раскалённая, словно топит чёрт…
На дворе покойница пробует метлу –
верно, нездоровится – змей шипит в углу…
Сплю или мерещится, сон или не сон?
Паутиной трещина, в зазеркалье звон…
Всё в избушке розово, чёрен лишь ухват –
с первыми морозами ночи нарасхват.
Рвут кусками крупными оборотни тьму.
Сладок сон в предутреннем розовом дыму,
с ладаном ли, с гарью ли… к худу ли, к добру…
Сколь ни кочегарили – выстыло к утру.
----------------------------------------
Стихотворение нахожу одним из лучших в лонг-листе. Автор очень тонко и по-новому обживает знакомые нам образы деревенских страшилок, когда от одиночества мир сжимается до размеров желтого дома или просто заброшенной избушки, в которой мир нечисти живет по своим законам, - но нет ничего страшнее ледяного ужаса и собственного хаоса в душе.

 Алена Рычкова-Закаблуковская
Колодец
http://www.stihi.ru/2018/12/10/5439

Когда в колодце кончилась вода
Он возомнил себя первопроходцем.
Декабрь стоял, стояли холода.
Дымы стояли, заслоняя солнце..
Он вниз скользил, вычерпывал песок
И каменюки.
До той поры, пока подземный сок
Не брызнул в руки.
А после никнул стылою спиной,
Всем зябким телом
Ко мне в ночи, что к той печи,
Чтоб отогрела.
Подумалось: из темной полыньи
Отца и брата
Так вынимают.. Теплились огни
И я горбато,
Как птица нависала над птенцом.
Под утро он порозовел лицом.
А мне с тех пор повеяло покоем.
Как будто сердце стало ледяное.
----------------------------------------
Стихотворение смотрится невероятно выигрышно за счет удачного ритмического рисунка.

 Алекс Трудлер
не жди меня
http://stihi.ru/2016/06/30/2494

не жди меня, не надо
стоять на берегу
под грохот канонады
с прощением врагу.
мой дом сквозь горло вытек,
и срок давно истёк -
бежит румяный критик
на утлый уголёк.

не стой на переходе
из прошлого - сюда,
удача колобродит
без божьего суда,
заноет под сурдинку
звучащая струна,
проявится картинка
в тенетах полотна.

ретивый, беззаботный,
по-доброму хмельной,
пичугой перелётной
взлечу над целиной.
а ежели промажу,
то встану в полный рост,
предчувствуя пропажу
седеющих волос.

не жди меня на ужин,
и на обед не жди,
я доверху загружен
дорогой впереди.
тоскую по свободе,
пиная шар земной...

не стой на переходе
и не ходи за мной.
----------------------------------------
Стихотворение звучит как завещание перед последним боем. Казалось бы, в русской поэзии было уже немало примеров подобной исповедальности, но автору удалось произнести свое слово, не звучавшее до этого ни разу.

 Анна Германова
«Если снег не приходит...»
http://stihi.ru/2018/12/30/269

Если снег не приходит — приходят последние сроки.
Нет ни в чём белизны — парусит на верёвке бельё,
и берёзы безглазые спят, и бранятся сороки,
всё никак не поделят гнездо на «твоё» и «моё».

Что за свет непрямой, исподлобья, беспамятно-серый,
налегает всей силой на крыши, моргает совой,
нарушает баланс меж сомнением, страхом и верой,
окунает в бесснежье своё как в купель с головой,

отпускает листать придорожных кустарников святцы,
воробьиным пером через сумрак совиный лететь,
возноситься, и падать, и помнить, что нечем держаться,
разве воздухом строк и дыханием спящих детей.
----------------------------------------
Стихотворение о том, ради чего мы, собственно, здесь находимся. Вся суть его – в двух последних строках.


Диана Рыжакова
Николо-Архангельское
http://www.stihi.ru/2018/12/15/10206

здесь люди так бездушны и легки,
но снег идёт через Сокольники,
он посыпает скользкие дороги:
папье-маше, обрывками гирлянд;
кидает, тёплым светом осиян,
кристальные ромашки прямо в ноги.
гранит ослепший, будто нежилой,
а рядом белый холм сторожевой,
не лает, не кусает,- не пускает,
зачем его придумала земля
и держит у порога декабря,
не злая ведь, не злая, я не знаю,
я ничего не знаю о тебе,
как ты живёшь в упрямой ворожбе
моей любви,- ни слова, ни упрёка,
как ты снежишь, а если не снежит,
что общего у нас с тобой, скажи,
и кто сейчас стоит неподалёку?
----------------------------------------
Редкий пример любовной лирики, в которой героиня отводит своей боли не первостепенное место. Очень цепляет найденные слова «снежишь», «снежить» - здесь слышится и нежность, и побег, и метель, конечно. Прекрасное стихотворение.

Лана Степанова
Гражданская оборона
http://stihi.ru/2019/01/01/5668

Когда завыли сирены, я была дома одна.
Завыли сирены,
и сразу не стало дня.
Только что было светло на улице,
осталась одна темнота ужаса.
Первая мысль: что делать?
мне, гражданскому населению
при этом вое тревоги, то есть ее объявлении?
Фамилию препода ГО помню –  Лещик,
хриплый голос и очки помню.
Что делать, забыла.

Вторая мысль (мне совестно, что вторая):
дети в школе! Может быть, добегу, успею
обнять, соврать, что всё хорошо или будет когда-то.
Я сумею.
Если что-то совсем плохое, то лучше вместе.
Господи, что же это?!
Ядерный гриб, всемирный потоп, удушающий газ,
день Помпеи с пеплом, летящим сверху?
Ах, да! Я же читала в газете «Час» –
12.00, плановая проверка.

Уффф...
Из сердца вынули гвоздь,
солнце вернулось, куда надо.
И злость зудела на проверяльщиков,
и радостно было, что всё не взаправду.

Ночью пришёл папа. Ко мне редко приходят родители.
Он говорил, кажется, про гражданскую оборону.
Был скуп на слова, как при жизни,
но убедителен.
И вдруг:
— Хочешь знать, как мы тут ...? –
прошелестел нездешнее слово,
похожее на цветок с косточками внутри,
по смыслу «живём», только наоборот.
Я знала, что скажет правду, и попросила:
— Не говори.
----------------------------------------
Сильное стихотворение с усиленной нарративностью. За коротким рассказом об учебной тревоге нам раскрывается ее внутренний мир, а также мир, окружающий ее извне.
Бесконечно талантливо, поздравляю автора.

45 Григорий Горнов
Свет, тобою автоматически умножаемый на одну целую шесть десятых...
http://www.stihi.ru/2018/12/29/317

Свет, тобою автоматически умножаемый на одну целую шесть десятых,
когда в голове возникает излишнее натяженье строп.
Паразитарные сущности в женских телах принесённые из шестидесятых
облепили блестящие поршни ходящие между строк.

Концентрация электричества такова, что скоро начнётся осмос.
Искрятся обои, одежда на лестнице, ковролин...
Но тебе никогда не удастся выйти в открытый космос,
потому что космос есть камень, а ты не обладаешь свойствами азимовских героинь.

Остаётся лишь углубляться во время, идущее неравномерно.
Свой окислый венец нервически пристраивать ко всему,
и в щель семантическую  между словами наверное и наверно
засовывать сушеные вешенки, креветки и бузину.

Ждать когда заработают аварийные водосбросы и пить настойки.
Как Менада плясать с закушенною губой.
Или просто летать, словно игрушечный самолётик, работающий на касторке
от одной опоры линии электропередачи к другой.
----------------------------------------
Безусловно, это лучшее стихотворение из всего лонг-листа. Автор работает с образами так точно и до крови - как будто вышивает тонкой иголкой по воздуху узоры, ведущие  в никуда. Браво!

Таким образом, в ШОРТ-ЛИСТ Даны Курской вошли:

Ольга Хворост «Щёлк!» http://www.stihi.ru/2016/02/26/5383
Ольга Домрачева «Красный яр» http://www.stihi.ru/2018/06/06/6108
Роман Смирнов 4 «пронеё» http://www.stihi.ru/2018/10/27/4783
Игорь Гонохов «Перламутровка» http://www.stihi.ru/2018/08/25/7090
Михаил Белоногов «Сладкий сон» http://www.stihi.ru/2018/10/18/4306
Алена Рычкова-Закаблуковская «Колодец» http://www.stihi.ru/2018/12/10/5439
Алекс Трудлер «не жди меня» http://stihi.ru/2016/06/30/2494
Анна Германова «Если снег не приходит...» http://stihi.ru/2018/12/30/269
Диана Рыжакова «Николо-Архангельское» http://www.stihi.ru/2018/12/15/10206
Лана Степанова «Гражданская оборона» http://stihi.ru/2019/01/01/5668
Григорий Горнов "Свет, тобою автоматически умножаемый на одну целую шесть десятых..." http://www.stihi.ru/2018/12/29/317

Об эксперте:
ДАНА КУРСКАЯ
Родилась в 1986 году в Челябинске. Проживает в Москве с 2005 года.
Автор книг стихов «Ничего личного» («Новое время», Москва, 2016) и "Дача показаний" ("новое время", Москва, 2018).
Организатор Международного Ежегодного фестиваля современной поэзии MyFest.
Основатель и главный редактор издательства «Стеклограф».
Лауреат Всероссийской поэтической премии "Лицей" 2017 год (второе место).
Победитель международной поэтической телепрограммы "Вечерние стихи" (2014 год), победитель поэтической премии "Живая вода" (2015 год), лонг-лист международной премии "Белла" (2015 и 2017 год), лонг-лист поэтической премии «Дебют» (2015 год), шорт-лист Григорьевской премии (2016 год), шорт-лист премии "Писатели 21 века" (2017 год), шорт-лист премии "Заблудившийся трамвай" (2017 и 2018 год)
Публикации в журналах "Знамя", "Интерпоэзия", "Новая Юность", "Волга", "Юность", "Дети Ра", "День и ночь", "Москва", "Кольцо А", «Бизнес и культура», «Автограф», а также газетах "Литературная газета", "Литературная Россия" и т.д.
Публикации на интернет-порталах «45 параллель», «Полутона», «Сетевая словесность», «Этажи», «Интерлит» и т.д.
http://www.stihi.ru/avtor/fikcia