Я. -М. Курмангалина. Эксп. обзор. Февраль-2019

Большой Литературный Клуб
Надо сказать, что только за последний год по роду деятельности я прочла немалое количество стихов самых разных форм – больших и малых, традиционных и не очень. Мне всегда приятно обнаруживать очередную блеснувшую словесную крупицу, открывать для себя что-то новое, удивляться неожиданному поэтическому образу или семантическому приему. В этот раз мне достался лонг-лист, что уже предполагает довольно серьезную работу жюри на предыдущем этапе, и я благодарна этим святым людям за нее – длинный список получился довольно крепким в плане уровня. За основу отбора я взяла файл с анонимными текстами – мне всегда кажется, что так честнее. Начну по порядку, как тексты были представлены в лонге, не ранжируя по оценочной шкале.

Текст под названием «Аид» показался мне интересным с точки зрения сюжета. Исполнению недостаточно пары-тройки ярких штрихов, размеру – некоторой стройности, но в целом это вполне завершенная живая сцена. Пусть и мифологическая. Показалось, что было бы интереснее убрать из названия имя – опытному читателю и так все будет понятно.

/Имена авторов и полные ссылки на стихи были восстановлены редколлегией БЛК при публикации обзора./

1. АННА КОРНЕТ «Аид»
http://www.stihi.ru/2016/08/07/888 номинатор Наташа Дубрау

Он – безутешен. Подданные дрожат:
взор исподлобья мрачен – мороз по коже.
…Это любовь последнего этажа –
самого нижнего, ниже и быть не может.

Март неизбежен. Будут цветы, плоды,
гнёзда с птенцами, спелых колосьев косы –
лучшее время. И время ей уходить.
…Больше всего он любит жену и осень.

Стерпится – слюбится. Что ему грозный вид?
Тает от нежности рядом с подругой кроткой.
Трудно поверить, но бог неживых Аид –
тоже мишень. А мальчик стреляет чётко.

Царь андеграунда стал сам себе смешон.
Может следить часами за переправой.
Берег – пустынен.
– Не выпить ли нам, Харон?
Передохни немного, имеешь право.

Кто же с владыкой спорит? Ему видней.
Сушатся вёсла. Jim Beam преуспел в бурбоне.
…Они выпивают и говорят о ней –
о Персефоне.


Стихотворение «Юность» понравилось мне своей бодрой ироничной подачей – а иронию я уважаю. Всегда полагала, что это качество по настоящему присуще только сильным людям.

4. ПЕЛЁВИН «Юность»
http://www.stihi.ru/2019/02/05/9793 номинатор Александр Крупинин

я вышел с открытым забралом
на бой против всякого зла
как тут же отравленным жалом
меня уязвила пчела

лицо моментально раздулось
забрало теперь не закрыть
о юность мятежная юность
о пчёл ненасытная прыть


Стихотворение „спят усталые“ мне показалось неким занимательным пазлом, собранным из кусочков разнообразных культур и эпох. Никак Буратино вырезали из Иггдрасиля! – удивилась я. Но – смех смехом – чем-то меня этот текст привлек. Понравился эпитет „бескорое“.  Люблю, когда авторы изобретают что-нибудь эдакое.

5. ЛИПА ЛИПОВАЯ (Виктория Смагина) «спят усталые»
http://www.stihi.ru/2018/12/14/5864 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

засыпают мальки краснопёрых звёзд,
шевеля плавниками в такт,
дремлет старый астерион — гончий пёс,
снит охоту на мамонта
или тираннозавра с приставкой рекс —
чем страшней, тем азартней лай.

шепчет кукла-полено про «крекс-пекс-фекс»,
уходя в чемоданный рай,
смежив на ночь рисованные глаза
и прижав колпачок к груди.
у неё такие внутри леса,
что теряются ведмеди.
посредине еловых безлюдных чащ
иггдрасиль прорастает ввысь.

спи, полено.
бескорое да обрящ…
веткой срубленной вверх тянись…


Текст „переводи“ – цельный, ровный. Не лишен эмоционального образа, который я считаю не менее важным, чем, собственно, метафоры.
 
7. ЕВГЕНИЯ ДЖЕН БАРАНОВА «Переводи»
http://stihi.ru/2019/02/18/5650 номинатор Марина Намис

Переводи меня на свет,
на снег и воду.
Так паучок слюною лет
плетёт свободу.
Так улыбаются киты,
когда их будят.
Так персонажами Толстых
выходят в люди.
Переводи меня на слух.
Из школы в школу.
Так водят маленьких старух
за корвалолом.
Так замирает над гудком
автоответчик.
Переводи меня тайком
на человечий.


„Как воздух чист“ – так чисто и это небольшое стихотворение. Незамутненный поэтический образ в эпоху постмодернизма – весьма ценная вещь. Спасибо автору.

11. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Как воздух чист»
http://www.stihi.ru/2018/10/21/9644 отборочный тур для резидентов

Как воздух чист, и пахнет снегом.
В тужурке выскочишь худой
развешивать бельё под небом,
насквозь проколотым звездой,
за резкость слов держаться крепко
во избежание тоски
и разноцветные прищепки
цеплять на платья и носки.


Текст „мастерская“ окунает нас в прошлое Москвы. В нем чувствуется ностальгия по ушедшим временам, понимание, что все на свете рано или поздно заканчивается. Жизнь человеческая – миг, атрибутика ее ветшает под бременем времен, меняется пространство, уходит магия. Здесь я вижу мгновение, эпизод. Внутренняя повествовательность только дополняет это очарование, где и сам стихотворный размер, знакомый нам по элегиям прошлого, неспешен, и стилистика с устаревшими словами, типа „сей“, и упоминание античных богов, которыми так любят грешить студенты филологических факультетов, воспринимается, как прием. 

13. ЕЛЕНА АЛБУЛ «Экскурсия»
http://www.stihi.ru/2019/01/31/8285 отборочный тур для резидентов

………… А раньше
Была в полуподвале мастерская
Скрипичных мастеров, и приходила
Сюда вся музыкальная Москва –
И мэтры, и нахальные студенты
Со скрипками, а кто-то и без скрипки,
Чтоб новую сердечную подругу
Ему здесь сотворили из ребра
Древесного – ведь за железной дверью
Гостей встречали мастера от Бога.

Их двое было, избранных. Один
Насмешливый, высокий, элегантный
Не только делал скрипки – был он также
Художником. На стенах мастерской
Висели вперемежку со смычками
Пейзажи и портреты. А другой,
И молчалив, и грузен, и приземист,
Пейзажей не писал, но мог заставить
Любую табуретку петь, как скрипка,
Когда бы вдруг пришла ему охота
На табуретку струны натянуть.

Там скрипки золотистые висели
В буфетах и витринах старомодных,
Притащенных откуда-то с помоек,
Которыми Москва была тогда
Обильна (в смысле мебельном, конечно;
В те времена охотно расставались
С оставшимся от бабушки комодом,
Чтоб стенкой югославской иль тахтою
Подправить социальный статус свой).

А в ящичках – в шкатулках драгоценных –
Флаконы с драгоценным содержимым:
Эссенциями, редкими маслами
И смолами; и воздух мастерской
Пропитан нардом был и фимиамом,
Как у Бодлера, помните? И ладан
Вплетался в алхимический аккорд,
Рождающий звучанье соответствий…
Здесь и червонцы пахли так, как надо –
Не ядом, а высоким мастерством.

А иногда здесь жарили картошку,
И дух плебейской немудрящей снеди
Ничуть не осквернял сей храм искусства.
И разговоры жаркие велись
За чаем, а бывало, и за водкой,
И ноги проходящих мимо граждан
Мелькали за окном, покрытым пылью,
Когда, смеясь, какой-нибудь маэстро,
Как пробку, в потолок с лепниной битой
Небрежно запускал пассаж блестящий,
И он пронзал все этажи до крыши
И, потревожив сонных голубей,
Взмывал из шахты вентиляционной
По направленью к Богу, чтобы там
Не волновались – снизу всё в порядке,
И долго будет музыка играть.
Хранят её два ангела – высокий
И тот, другой, приземистый. Огонь
Горит, горит в окне полуподвальном
И столько же надежды нам несёт,
Сколь римлянам дымок из храма Весты…

Но, впрочем, храма нет уже давно,
Забыта Веста, римлян не осталось,
А здесь вот не осталось мастерской.
Как времена свободные настали,
Её сменил весёлый ресторанчик,
Но тут же и закрылся, разорившись.
Потом, за туристическим агентством,
Какой-то банк был, помнится, но тоже
Недолго продержался. А теперь –
Теперь тут кабинет зубоврачебный.
…Нет, цены, говорят, невысоки.


Текст „Холера“ понравился мне сюжетной составляющей и ударной последней строкой. Но возникло чувство, что стихотворение можно было написать ярче, убрать патетику первых двух строк, которые, по моему мнению, не несут особой смысловой нагрузки, но добавляют совершенно ненужного пафоса.

18. СЕРГЕЙ КНЯЗЕВ 3 «Холера»
http://www.stihi.ru/2015/10/13/1189 номинатор Литосфера (журнал Тропы)

В год больших потрясений страны,
В год утраты любимых и веры,
Люди начали в нашем краю
Умирать от холеры.
Все мечтали, как справиться с ней –
Ведь она нападёт на любого!
А вчера к нам в село приходил
Человек из Тамбова.
На ногах его – лапти, в руке –
Палка: странник негромкий с котомкой.
Он ходил по селу, торговал
Бижутерией тонкой.
А когда он покинул наш край –
Всех мгновенно молва одолела,
Что не странник ходил по селу,
А Живая Холера.

Нет чудовища в мире страшней,
Чем бродячее тёмное слово.
И догнали его мужики
В двух верстах от Тамбова.


Один из моих фаворитов – текст, основанный на прямом высказывании, с самоиронией, с вниманием к слову – в общем, все, как я люблю. В кажущейся простоте и легкости стихотворной строки скрывается почти афористическая меткость. Такой современный Козьма Прутков, бьющий „не в бровь, а  глаз“. Иронии этому миру очень не хватает, поэтому такие тексты, в моем понимании, должны цениться.
 
28. ДМИТРИЙ МУРЗИН «Не давай мне, Боже, власти»
http://www.stihi.ru/2019/02/14/1456 номинатор Термитник поэзии

Не давай мне, Боже, власти,
Чтоб тираном я не стал,
Да избави от напасти
Капиталить капитал.

Ниспошли смягченье нрава,
Всё, что будет – будет пусть,
Но не дай отведать славы,
Потому что возгоржусь.

Ничего не надо даром,
Для других попридержи
И большие гонорары,
И большие тиражи.

Дай мне, Господи, остаться
Аутсайдером продаж
И блаженно улыбаться,
Раздаривши весь тираж.

Но дрожат от счастья пальцы,
В голове – мечтаний дым:
Сколько же сорву оваций
Я смирением своим.


Светлый и цельный текст, в котором все знакомо, чувствуются и видятся родные приметы. Узнаваемы образы-коды родины – лунная печаль, седоласый пар, иволговый смех. Но как прекрасен образ люльки, который скрепляет всю сцену!

30. СВЕТЛАНА НИК ПЕШКОВА «Баю-баю»
http://www.stihi.ru/2018/11/29/5628 номинатор Юрий Семецкий

Баю-баю... снов не видит
Старый хутор по ночам.
По дворам, заросшим снытью,
Бродит лунная печаль.
То, вздохнув, уронит грушу,
То прольёт вишнёвый сок,
То из бурой вязкой лужи
Смачно сделает глоток.
То водой в колодце булькнет,
То возьмётся в окна дуть.
А устанет – ляжет в люльку,
Позабытую в саду.

Ветер люлечку качает,
Осторожный, словно вор.
За плетнями, нескончаем,
Стелет простыни простор.
Заглянула в люльку птица –
Ищет гнёздышко птенцам...
Седовласый пар клубится
У прогнившего крыльца.
Речка звёзды привечает,
Привечать чужих – не грех.
Над заброшенным причалом
Вьётся иволговый смех.

Волк, свернувшийся в калачик,
Спит у чёрного куста.
Баю-бай.
Никто не плачет.
Ночь.
И люлечка
пуста.


Надо сказать, что этот текст я узнала. С автором мы не дружны, но я всегда стараюсь быть обьективной, отделяя зерна от плевел, и скажу, что умение управлять своим семантическим пространством дорогого стоит, как и наличие узнаваемого стиля.

35. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Он ждал, но не дождался новостей»
http://www.stihi.ru/2017/02/01/7826 номинатор Диана Рыжакова

Он ждал, но не дождался новостей,
как матери с войны – своих детей.
Теперь все чаще он ходил к каналу,
где уточка за селезнем вилась,
какая-то таинственная связь
его с водой речной соединяла.
Он более не чувствовал тоски,
тоска исчезла прежде человека,
лишь фонарей яичные желтки,
как сахаром облепленные снегом,
качались над гранитной мостовой
и отражались в аспидных наплывах
воды, густой, как масло, но живой.
"Я не один, – он думал,– Бог со мной,
все связано со всем и мир един,
и мысль моя быстрей, чем скорость света.
Во тьме ночной летит поток машин,
и фары их сверкают, как кометы.
Через дорогу – каменные стены,
в канале – влага, полная огня,
и Бог живой – с того конца Вселенной –
сквозь эту влагу смотрит на меня".


В завершении своего небольшого обзора хочу отметить текст, который пусть и не вошел в мою десятку, однако показался мне интересным. Начальные строки – это вообще самодостаточное стихотворение:

14. «где больше ничего»


где больше ничего
и нечего
и нечем
давайте что-нибудь очеловечим
вот этот столб к примеру
или стол
чтоб столб гудел
а стол кормил бы всех
кому тоскливо голодно и грустно
дверной косяк когда почти иссяк
пружинный стяж что прислоняет двери
единственные близкие к нему
тогда как всем смешны его потери
торчит торчком нахохлившись капуста
забытая на грядках до сих пор
и этот злой скучающий забор
вокруг особняка где старый вор
давно почил богато и безвкусно
(а тоже был когда то человек)
да бог бы с ним
ведь он здесь всех прощает
туман спадает
близится рассвет
у дома дворник память подметает
как будто мусора вокруг другого нет
не понимая что и он не вечен
и больше ничего и нечего и нечем