М. Башлаков - Радуница

Марина Влада-Верасень
   
РАДУНИЦА

                Радуница автор Михась Башлаков
                Перевод на русский язык
                Марины Влада-Верасень

В моем крае родном есть старинный обычай
На погост приходить к своим предкам весной
Этот день настаёт…
            И нас будто кто кличет –
Стелем белую скатерть с узорным шитьём.

Возвышается пасха – царица в короне,
Разноцветные яйца, колбасы, творог.
Чарка круг обойдет – и родня загомонит,
И горилки плеснёт на могильный мурог.

И почудиться мне голос бабки Ульяны,
С нею рядом присядет ее тихий Михей.
И отец мой Захар с дядей Федей заглянут –
Снова чарка по кругу обойдет всех людей.

Вечный Сон отлетел…   Отпустила  усадьба –
Услыхали они: кто-то помнит о них...
И на гомон на этот подходят другие:
Вон, сосед Дед Корней, ковыляя, спешит…

А за ними привидятся давние лики –
Наплывают челны подзабытых племён
Вся Славянщина тут…
                Кто их звал издалёка?
Будто линии жизни рассекают ладонь…

Это   Память   живых созвала их на Вече.
Вся Славянщина тут…
                Жить единой семьёй…
В моём крае родном есть старинный обычай:
На погост приходить к своим предкам весной…

                Переработан 2019г.

Иллюстрация:
Радоница (Перед обедней), 1892 г.
Холст, масло; 58 х 114 см.


Радуница – пасхальный поминальный обряд у восточных славян. По народным преданиям в этот день из могил встают мертвые, разговляются после Великого поста. Их души радуются, что о них помнят дети и родственники.
В России, на востоке Беларуси (Витебская, Гомельская, Могилевская области), на севере Украины (Черниговская обл.) называется так же  Радуница, Радовница, Радонки, Радуницкие деды, Радульные деды. Само слово Радуница, как предполагают сами славяне, происходит от двух понятий – род и радость.
В Беларуси можно услышать и другие названия этого праздника: Радуница, Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки, а на Полесье – Деды радостные.
Отмечается она, как правило,  во вторник, на второй неделе после Пасхи, но в некоторых деревнях в Беларуси погост посещают на пасхальной неделе, в четверг. Корнями своими праздник уходит в язычество. В этот день всегда было принято поминать усопших, но у  славянских народов в разное время он назывался: Могилки, Навий день, Тризны, Радованицы.
 Адам Мицкевич в своих лекциях для Коллеж де Франс писал о том, что всем народам известен культ предков, но нигде он не сохранился в таком чистом виде, как на наших землях, на наших территориях. Культ предков сильно развит, потому что у нас  принято жить родом. На Полесье, кстати, есть такое понятие – "куст", говорят: "жыць кустом". Род как куст, у которого масса побегов, а основные главные корни — предки. 
Этнолог, фольклорист Елена Довнар-Запольская рассказывает о том, что ей приходилось работать с материалами, которые подтверждают, что истории рода на наших землях было принято помнить и в богатых, и в бедных семьях. В прежние времена в семьях у нас, в Беларуси, велись хроники. В некоторых случаях они были бумажные, а в некоторых имена предков и пращуров записывались на "бэльках" (балках), на потолке.
На мой взгляд, такая ситуация, тоже является символом - именно балки удерживают "столь"(потолок) и оберегают дом, а заодно, и всех живущих в нем. А это значит, что и  предки отошедшие в мир иной вносят свою лепту в безопасность потомков своего рода. Да и потомки постоянно помнят о том "Адкуль яны пайшлі"(от кого они произошли) – кто были их пра-пра-пра-прадеды.
Довнар-Запольская напоминает, что с памятью предков связан определенный этикет, поведенческие обряды.  Например, в Беларуси на могилы предков ходили даже перед свадьбами или сразу после "вяселля" (свадьбы) . Невеста, у которой мать уже умерла, шла перед свадьбой к ней на могилу. Сохранились тексты, от которых сердце сжимается: "Устань, мамка, не ляжы, свайму дзіцятку дапамажы" – "Не ўстану, дзіцятка, не ўстану. Цесовы дошкі сціснулі ножкі, жоўты пясочак засыпаў вочы". А потом мать обращается к Богу: "Пусці мяне, Божа, на зямлю да майго дзіцяці. Ясным сонейкам у вакенцы, дробным дожджыкам на травіцу". В некоторых регионах, если кто-то из родителей умер, то свадебный венок девушки напоминал об этом - в него вплетались синие цветочки, а на следующий день обязательно ехали на кладбище кланяться.
 В некоторых селениях эти традиции сохранились до сих пор.
Поминальные дни являются знаковыми, особенными в белорусской культуре. Они традиционно рассматриваются как способ связать души предков с миром живых.
Радуничные традиции в Беларуси  отличаются по регионам, даже от деревни к деревне. В некоторых деревнях не на Радуницу ходят на кладбища, а в четверг на пасхальной неделе. Причем, до сих пор сохранились интересные традиции – выставляют столы вокруг кладбища. Каждый приносит свою скатерть. Эти столы, застланные белыми скатертями – зрелище довольно красочное.  Во многих деревнях праздничные скатерти расстилают прямо на могилах, ставят куличи, крашеные яйца, колбасы и т.д.  дети катают яйца, "бьются" ими – у кого яйцо осталось целым, тот и будет победителем, вспоминают усопших, поют пасхальные песни, частушки…
 Во многих районах могилки стараются убрать уже перед Пасхой, иначе - "нядобра"(плохо). Но на погосты ездят и на Радуницу, и на Троицу, и на масленичные Деды, и на осенние…

В последнее время церковь очень негативно относится к тем, кто приходит на Пасху или Радуницу на могилы своих родных с дарами и устраивает там застолье, поминая усопших.  В защиту народных славянских традиций хочется напомнить тем, кто особо рьяно привержен к церкви и негативно относится к культуре и традициям своего народа, что традиции появились задолго до того, как церковь загнала славян (Владимир Красно Солнышко крестил свой народ насильственным способом) в православные ряды верующих. К слову, посмотрите портреты знати 17-19 в.в. ни на одной даме или господине вы не увидите нательных крестиков – крестики носили исключительно крепостные крестьяне и простолюдины.  Как это понимать – господа не верили в Бога? 
   Согласно славянским традициям, которые уходят своими корнями не в одно тысячелетие, могилы нужно посещать не на Пасху, а на Радуницу - День Поминовения Предков.
   Крашения яиц – это тоже очень древняя традиция, которая также относится к языческим верованиям. Все утверждения о том, что крашение яиц на Пасху относится к событию из христианской культуры - якобы преподнесённое Марией Магдалиной яйцо римскому императору Тиберию, покраснело после того, как тот ответил Марии на сообщение о воскресении Христа, что этого не может быть, как не может быть красным куриное яйцо – являются надуманными, так как нигде, кроме как в России и у соседствующих славянских народов, яиц на Пасху не красили. Этот факт означает, что красные яйца являются исключительно и стопроцентно языческой традицией, которая сохранилась практически в неизменном виде даже после тысячелетия крещения Руси.
Доподлинно исторического времени возникновения крашения яиц неизвестно. Хотя многочисленные исследователи склоняются к версии, что крашеные яйца, яйца-писанки (яйца  с рисунками), относятся к представлениям древних народов о том, что весь мир появился из яйца, а также представлению о яйце, как о символе зарождающейся жизни. Именно по этой причине катать яйца с холмов и горок, оставлять яйца на могилах своих предков, гадать по яйцам и устраивать различные игрища с куриными яйцами - это характерный атрибут для весенних праздников.  В частности для праздника Радуница, как праздника возрождения природы и праздника мёртвых. Также традиционными на Радуницу являются куличи, относящимися с древних времён к ритуальным или поминальным блюдам.

Радуница

Радуница является зеркальным отражением другого славянского праздника или парой для осеннего праздника - Осенние Деды.
 Если на Осенние Деды души предков улетают в Ирий, после чего на всю зиму закрываются врата Ирия или Сварги, то в конце апреля, когда уходят последние холода, врата Ирия открываются и на Землю приходит тепло, прилетают птицы (Радуница, по народным представлениям, считается днём прилёта жаворонков.) и возвращаются души предков. Известная поговорка на Радуницу: «Родители из могил теплом дохнули». Радуница - это праздник весенних Дедов, то есть праздник встречи возвращающихся из Ирия предков, которые приносят с собой тепло и жизнь. Не зря данный праздник так же, как и весенний, называют Дедами или Родительскими днями.

Для Радуницы характерны такие атрибуты, как посещение кладбищ с поминальными дарами. В качестве даров предкам приносятся блины, кисель, каши, пироги, крашеные яйца и яйца-писанки, куличи и другие ритуальные блюда. Также характерными для Радуницы являются традиционные песни-заклички, которые подразумевают под собой призыв предков вернуться на Землю к живым людям, чтобы те принесли тепло, помогли в плодородии и других людских делах. В древности, как было принято на любые праздники, связанные с поминовениями предков, устраивалась тризна - то есть специальный бой, борьба, сражение в честь предков.

Стоит сказать и об этимологии названия праздника. Многие исследователи сходятся во мнении, что изначальное название происходит из литовского: раудине (raudine) - молитва за умерших с плачем и причитанием или рауда (rauda) - плач с причитанием. Другие же, например известный историк М. Фасмер, утверждают, что Радуница - это исконно русское слово и происходит от таких слов, как: радоваться, радость, радование, то есть радость о возвращении в мир предков, о возвращении тепла и так далее. Ещё одной популярной версией происхождения названия является "родоница" от таких слов, как "род" и "родичи", то есть праздник почитания предков рода. На самом деле, названий у этого праздника превеликое множество, в каждом регионе день поминовения усопших носил своё название: Радуница, Родоница, Радовница, Радольница, Радонница, Радошно, Радошница, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье, Могилки, Гробки, Навий день, Родительская, Родительский понедельник, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки, Деды радостные и так далее. День весеннего поминовения усопших существовал и существует не только на Руси, но также на Украине, в Беларуси, в Польше, в Молдове, в Осетии и др.

Свадьба на Красные горки, Радуницу

Для Радуницы – праздника наступающей весны, характерен такой обычай, как заклички или окликание первого дождя. Считается, что на Радуницкой неделе с неба обязательно должен пойти хоть самый небольшой и кратковременный дождь. Если посчастливилось увидеть дождь на праздничной неделе, то в традициях славян было выйти на улицу и умыться первой водой, которая, по поверьям, обязательно принесёт счастье. Ещё лучше, если на этой неделе ударит первый гром, что также предвещает хорошие вести и удачный год.

В отличие от церковных обычаев – с плачем и скорбными лицами посещать кладбища и вообще относится к празднику смерти как к чему-то страшному и ужасному, языческие обычаи совершенно иные. Так как язычники относятся к смерти лишь как к переходу в иной мир – к предкам и Богам, то и Радуница является праздником веселым, потому и называется Радуница, а не "Скорбница". Язычники устраивали на могилах настоящие пиры с поминальными обрядами, с весёлыми песнями, музыкальными инструментами, плясками, смехом, шутками, повсеместным весельем. Как и на Осенние Деды было принято накрывать дома стол и ставить отдельное блюдо для душ предков, которые в этот день первый раз в году садятся со своими потомками за общий стол праздновать приход весны.
В.Даль собрал такие поговорки связанные с Радуницей, которые красноречивее всяких объяснений говорят о данном празднике: "На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером скачут (пляшут)", "Веселы песни о масленице, а веселей того о Радунице", "Веселая масленица — бесстыдная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница".


РАДАЎНІЦА

Міхась Башлакоў

На Радзіме маёй старажытны ёсць звычай
На магілы да продкаў прыходзіць вясной
Гэты дзень настае…
                І нас быццам хто кліча
Сцелем белы абрус, тканы ўмелай рукой.

Пасярэдзіне Пасха – царыца ў кароне,
Фарбаваныя яйкі, каўбасы, тварог.
Чарка кругам абыйдзе – і радня загамоніць,
І гарэлкі ліне на магільны мурог.

І, здаецца пачую голас бабкі Улляны,
З ёю побач прысядзе яе ціхі Міхей.
Прыйдзе бацька Захар, дзяцька Федзя загляне.
І зноў чарка па крузе ўсіх абыйдзе людзей.

Вечны сон адляцеў…  Адпусціла сяліба,
Як пачулі яны: нехта помніць пра іх…
І на гэту гамонку паціху прыклыпае
Дзед Карней па-суседску ў валёнках старых.

А за імі прымрояцца даўнія лікі
Наплываюць чаўны паўзабытых плямён.
Уся Славяншчына тут…
                Хто іх, хто іх паклікаў?
Нібы рысы жыцця перасеклі далонь…

Гэта памяць жывых сёння, сёння іх кліча…

Ўся Славяншчына тут…
                Жыць адзінай сям’ёй
На Радзіме маёй стражытны ёсць звычай:
На магілы да продкаў прыходзіць вясной…