Обзор весеннего лонга от Юлии Долгановских

Литературный Фестиваль Рунета
      Здравствуйте, друзья!
     Большое спасибо любимой площадке ЛФР за приглашение на роль эксперта.
     По закону жанра здесь положено было бы сказать о критериях выбора стихотворений в короткий список, но этот вопрос – вопрос критериев – с некоторых пор стал для меня плавающим. Сегодня критерии одни, завтра – другие, послезавтра – третьи. Определяющими моментами являются, наверно, круг сегодняшнего чтения, круг сегодняшнего общения, круг сегодняшних собственных стихотворческих трудов. Поэтому прошу не обижаться авторов текстов, не вошедших в мой сегодняшний шорт-лист, – в иной день мой выбор, возможно, был бы иным.
     Критерии сегодняшнего дня колеблются для меня в плоскости между двумя волнующими цитатами: «и всё, что будет, – только обещанье» и «и будет то, что нас не будет». Плюс некоторая константа, которая остаётся центральной при смене «плавающих» элементов конструкции, имеющейся в моём распоряжении для «оценки» стихотворений – внятность. Что, в свою очередь, можно подвергнуть пристальному рассмотрению и признать «центральность» и «устойчивость» этой константы лишь относительно автора обзора.
    Итак, на сегодня мой выбор таков:

10 Дмитрий Близнюк «фотографии островов» http://www.stihi.ru/2019/01/17/3154

ребенок не научился прятать разочарование.
а лес наполняется снегом, как вены холестерином,
наш домик в деревне — ковчег для четверых и всей свиты:
собака, кошка, нутрии, куры, теленок в закутке.
а лес наполняется снегом, как память — белым мокрым пеплом
прожитого, но почему же я ничего не могу разглядеть?
трактор чистит дорогу мощной клешней, фырчит, тарахтит,
его электроглаза без век и ресниц дрожат, как у краба, на спицах.
зачем я приехал сюда — в холодную белизну — писать новый роман?
улитка с ноутбуком. здесь настоящая зима, ее можно потрогать пальцем,
как спящего гризли, — аккуратно выломав лед в закупоренной берлоге:
чувствуешь запах прели и мокрой псины, ягодное дыхание?
бессонный зверь, я вернулся к тебе,
жить с тобой в гудящем тепле, есть жареную картошку,
цедить сироп твоих золотых волос, просто так касаться тебя —
не ради похоти или продолжения рода,
и разбирать по утрам монотонный бубнеж вьюги.
я смотрю на зиму из твоего лица. все мы прячемся
за толщей стекол-одиночеств, смотрим в иллюминаторы,
и зимняя ночь проплывает мимо, и над нами словно круизный лайнер —
там созвездия-миллионеры пьют квазарный сок
и щебечут непонятные фразы на языке черных дыр.
а лес наполняется нашими стеклянными трофеями, статуями,
милым бессмыслием. мельтешат белые хлопья,
но не твои ресницы — осмысленные жнецы с шелком, серпами и сажей.
все эти воспоминания — фотографии островов. на некоторых есть мы.
но мировая необитаемость сводит с ума, и я уже смотрю на мир
в прошедшем времени, как звезда, испустившая свет,
и свет вернулся к звезде, отраженный от будущей монолитной тьмы.
любимая, мы одни. и лисица кричит в лесу — так издает писк
наш старенький картридж на принтере.
распечатай же зимние вечера, где есть мы, наша семья,
пока зимний лес заполняет меня.
сколько же священной голодной пустоты
(снаружи и внутри),
готовой принять любой осмысленный хлам, звук, лик.

(Для меня «сердце» стихотворения вот в этих строках –
«я смотрю на зиму из твоего лица. все мы прячемся
за толщей стекол-одиночеств, смотрим в иллюминаторы,
и зимняя ночь проплывает мимо»
Вчитайтесь – нет, всмотритесь – головокружительный эффект гарантирован.)

12 Александра Герасимова «не сегодня завтра» http://www.stihi.ru/2019/01/26/9230

не сегодня/завтра здесь зацветёт платан
толщу воздуха перережет тугая верба
если это случается с нами то цикл не прерван
проступает сквозь рукава наши соль и скверна
пересчитывает нас ветер по головам

не сейчас но вскоре волны прихлынут и
обо всём догадается прежде гудок трамвая
если это случается с нами то всё бывает
птичий след на морозце
трещина лобовая
обомлевший фонарный выкрик на полпути

если будет весна – я всю её расскажу
превращусь в неизбежность каждой пропащей почки
мы такие как все – тире запятые точки
если это случится завтра – не дай отсрочки
всё что соль - антисептик
всякая ветка - жгут

(Вот оно, мандельштамово «и всё, что будет, - только обещанье» - «если будет весна – я всю её расскажу»)

17 Зиновий Антонов «скажи-ка дядя» http://www.stihi.ru/2019/02/24/462

куда ни ткнись везде опасность
куда ни плюнь одни колодцы
а за окном опять ненастно
и на прохожих брешут мопсы
кругом открытое пространство
на нем дома столбы дороги
и по дорогам ездит транспорт
куда то мимо а в итоге
все это городом зовется
скажи-ка дядя ведь недаром
ведь были ж схватки боевые
и шрамы до сих пор на вые
прелаты вечности изгои
где царь кощей корпит над златом
где по сей день еще в законе
полковник что рожден был хватом
что так тревожно за порогом
скажи-ка дядя нам скажи нам
пока закат горит над тыном
и на него молчим мы глядя
пока еще мы что-то слышим
пока
пока еще
пока
наш сыр не весь сожрали мыши
скажи пожалуйста нам дя...
к чему
зачем
на кой
куда
вихляя тянется дорога
и этот бравый поворот
то ли на небо прямо к богу
то ли сам черт не разберет
зачем скажи упрямый ветер
несет безумную волну
и сколько судеб на кону
скажи зачем
я все пойму
если не скажешь все верну
и обманув твою волну кто знает
вдруг не утону

(«и обманув твою волну кто знает/ вдруг не утону» - ирония и сарказм, некоторое фиглярство, шутовство в финале оборачивается пронзительной и чистой лирической нотой.)

19 Валус Калейс «Попытка оправдания» http://www.stihi.ru/2017/06/29/9457

В гранит упрятана река,
И умирает – мёртвой речкой.
Мосты горбатятся, как свечки,
И пропускают облака.

Смешенье стилей и эпох -
От Возрожденья к вырожденью.
Ещё витает тенью Гейне -
Мамона правит, а не бог.

И тлен, и блеск, и отзвук смут.
Грядут дворцы, бегут хрущёвки.
И Пушкин ждёт у остановки
Тот меч, что братья отдадут.

(И вправду – попытка оправдания. А бывает ли оправдание вполне, не попыткой? На мой взгляд, не бывает.)

24 Алёна Рычкова-Закаблуковская «Кукла» http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171

набивание куклы это те же роды
только наоборот
запускаешь в её нутро вселенские воды
уплотняешь её живот

*
выбирая между куклоделанием и стихосложением
принимаешь такую форму существования
когда оба канала путём сплетения
функционируют бесперебойно
не больно
обрезаешь мизинчик
заворачиваешь в салфетку
вырастай моя детка
и поверь мне на слово - ничего личного
ибо слово моё семя горчичное -
вынесла на ветер - уронила в ямку -
заживай моя ранка

*
кукольный глаз напоминает фасолину -
хлопчатый тугой кругляшок
вышиваешь на нём нитками шелковыми
радужку любопытный зрачок
оглаживаешь отечески
с этого и начинается движение
хождение  существа в мир и люди
это уже глаз человеческий
он живой он лежит на блюде
изучает тебя внедряется
в душу через все её защитные оболочки
нащупывает болевые точки
ищет место своё
обживается
пока клепаешь кукольное тельце...
главное в этом процессе
не выходить за берега
не возомнить себя богом
сочиняющим младенца
из ребра и слога
не сотворить врага

(«главное в этом процессе
не выходить за берега
не возомнить себя богом»  - это главное в любом процессе, абсолютно в любом, кроме поэзии. Но поэзия – не процесс, процесс – стихосложение, НАД которым может замерцать вещество поэзии, а может – нет. В этом стихотворении мерцание я увидела.)

25 Александр Крупинин «Агаша» http://stihi.ru/2019/04/06/4799

Пахло болью и скукой,
Пахло жареным луком,
Пахло нашей разлукой
И  холодной  войной.
День был глуп и беспечен.
Ты вернулась под вечер
И всадила мне в печень             
Амфибрахий стальной. 

Ты рисуешь, как Джотто,
Ты играешь на кото,
Даже в Лондоне кто-то
Восхищался тобой.
Твой анапест искрится,
Амфибрахий, как спица,
И вот-вот завершится
Наш бессмысленный бой.

Мух в зелёном жилете
Восседал на котлете,
Чьи-то плакали дети
За фанерной стеной.
Стыла  пшённая  каша.
Было больно и страшно.
Ты смеялась, Агаша,
Как всегда, надо мной
 
Антощук с дядей Валей
По квартире сновали.
Эти люди едва ли
Нам желали добра.
Из-за кровопотери
Я был слаб и растерян,
И потухло над дверью
Наше старое бра.

Сделав чёрное дело,
Ты пирожное  съела
И, ругнувшись умело,
Забралась на кровать.
Я сказал, тихо плача:
"Ты селёдка и кляча!"
И, от боли корячась,
В ночь уполз умирать.

(Вот так и живём, да. Амфибрахий в печень и оголенный провод анапеста в руки. Я не шучу, я серьёзно. И пусть эта поэзия - для поэтов. А значит, не выбрать сиё стихотворение я не могу.)

26 Александр Спарбер «Непрерывная жизнь» http://www.stihi.ru/2018/10/06/8984

Это снова зима. Не успеешь вздохнуть – и пришла.
И тогда на земле утвердится лишь чёрное с белым:
снег опустится вниз – и закроет цветные тела
кристаллическим телом.

Это просто вода, посмотри, это просто вода,
лишь на краткое время принявшая форму кристалла;
непрерывная жизнь все равно проникает сюда,
чтоб начать всё сначала.

Это просто река, это просто такая река,
и по ней мы плывём и плывём, то вперед, то по кругу,
словно пара мальков, нет, скорее, как два пузырька,
прижимаясь друг к другу.

И когда мы с тобой, наконец, превратимся в одно –
так, что поодиночке никто нас уже не отыщет, –
то возьмём и тайком на речное опустимся дно,
и паук водяной
обустроит жилище.

(Утрата идентичности, вожделенная её утрата, заключенная в строке «И когда мы с тобой, наконец, превратимся в одно» перетекает в горькое понимание неизбежности «дна» - «на речное опустимся дно», а «паук водяной» добавляет примет несвободы – это и паутина, и толща воды. Но если «вынырнуть» двумя строфами выше – перечитать стихотворение – можно ухватиться за «спасательный круг» великого смысла этой «несвободы» – «непрерывная жизнь», «чтоб начать всё сначала».)

27 Сибирский Волк «На поводке вдвоём идут...» http://www.stihi.ru/2018/09/02/2247

На поводке вдвоём идут
душа и имярек,
выгуливая ад в саду,
который человек,

вытягивая выдох-вдох
в пространство для небес
и шар зимы, который лжёт,
что их, возможно, нет.

Их шея тонка, но крепка,
и кадыка клубок
выманивает облака
на смерти их манок.

Охоту совершив, они,
как Фибоначчи ряд
идут уже без поводка
и повода, а сад

за ними в снеге и дожде,
и в снеге и дожде
растёт в один их долгий вдох
и выдох на столе.

(Для меня все стихи этого автора «как Фибоначчи ряд» - образец надмирной гармонии. «Совершив охоту», умолкаю…)

28 Мадо До «очнуться на полу с любой ноги» http://www.stihi.ru/2019/04/09/5145

когда себя встречаешь на пути
и хочется забыть или вернуться
тарелок алюминевые блюдца
вещают так что господипрости
включи мне музыку
на три ближайших дня
чтобы не слышать
дембельских плацкартов
ни брата мне ни лиц невиноватых
простую музыку из яндекса и я
готова ехать дольше чем должна

мне чай не нужен с ложечкой и без
их множество разбросано по тегам
не sleeping car а рыхлую телегу
охотника с ружьём наперевес
роман a la тургеневский роман
из барышень истерик и пороков
чтобы уснуть читая (не набоков)
и свора псов по мартовским снегам

(За началом – «когда себя встречаешь на пути» - можно встретить, что угодно. И оно, встреченное, будет угодным.)

29 Инга Сташевска «Время Осень» http://www.stihi.ru/2019/01/01/2330

Это не старость, просто - желтеют листья,
Ветер ломает ветки, звенит стекло.
Время варить варенье, читать молитву,
И понимать друг друга без лишних слов.
Возраст. Сезон. Холодное время года.
Хлопают двери, чайник уже поет.
Время не откликаться на каждый голос,
И на чужое имя, забыв свое.
А за окном менялись дома и страны,
Плакал орган, вздыхали колокола.
Поздно ли, рано - дорога выводит к храму,
Вот и тебя, наверное, привела.
В церкви тепло. Выходят певцы на клирос.
Ангельский хор! И крестик зажав в горсти,
Думаешь - вот она, вера. Всегда на вырост,
Может быть
И получится
Дорасти.

(Утешительно – «может быть/ и получится дорасти». С одной стороны. А с другой – лично я не знаю слов, которые невротизировали бы больше, чем «может быть».  Ну что ж, и это тоже – «и всё, что будет, – только обещанье».)

39 Алёна Асенчик Аеф «Колобок, колобок» http://www.stihi.ru/2019/04/30/3598

– Колобок, колобок, ты куда себя уволок?
Для тебя был готов маленький уголок.
А ты – ишь его – в лес, где голодных – рать,
Где любой – жрец, и хочет тебя сожрать.
Колобок, колобок, круглая голова,
Все пути-дорожки лбом перецеловал,
И пока Пути своему ты поклоны бил,
Он усвоил твой запах и этим тебя убил:
И теперь на каждом шагу – метки его зверью;
Все хотят тебя жертвой – к своему алтарю...


– Что ж ты, сказочник, на воде обжёгся, а дуешь на молоко:
ты легко меня создал – и отпусти легко!
Я, конечно, сдобен, но не глуп, да и не смешон:
по сусекам метён, на сметане мешон, в масле пряжон.
Посмотри: я ведь не просто кругл, а кругл что твоя Земля!
У меня теперь – большая семья:
подчиняясь идее, клану, календарю,
всё зверьё несёт добычу – к моему алтарю!

– Колобок, колобок... Коло…Бог?
Да как же ты – без рук и без ног,
с булошной-то своей головой!?
Боже мой, боже мой!

- Золотые слова, Сказочник! Золотые слова:
голова – она всему голова!
(К концу текста обнаружила себя раскачивающейся на манер маятника и крайне умиротворённой. «Золотые слова, Сказочник! Золотые слова...»)

37. Ульяна Валерьевна «Васильковые» http://www.stihi.ru/2018/09/23/2560

Человек на тоненьких каблуках
Говорит человеку в огромных берцах:
"Вот тебе красота, доброта, рука",
Достаёт изнутри и вручает сердце.
Человек в ботинках не очень рад,
Хоть соблазн велик и трофей желанен:
"По-дурацки как-то в груди - дыра
У меня по жизни другие планы".
Шпильки гулко цокают о паркет,
На подошвах берцев блестят подковы,
И грустят пинеточки вдалеке
Васильковые.

(«Продаются детские ботиночки. Неношеные» - этот коротенький рассказ, приписываемый Хэмингуэю (не уверена в источниках), первое, что приходит на ум по прочтении стихотворения. Второе – когда не случается что-то важное, не случается и следующее важное. А был ли мальчик? А нужен ли был этот «мальчик» в принципе? Ну и ответ тоже есть – «по-дурацки как-то…»)

Шорт-лист:

10. Дмитрий Близнюк фотографии островов http://www.stihi.ru/2019/01/17/3154
12. Александра Герасимова не сегодня завтра http://www.stihi.ru/2019/01/26/9230
17. Зиновий Антонов скажи-ка дядя http://www.stihi.ru/2019/02/24/462
19 Валус Калейс «Попытка оправдания» http://www.stihi.ru/2017/06/29/9457
24. Алёна Рычкова-Закаблуковская  Кукла http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171
25. Александр Крупинин Агаша http://stihi.ru/2019/04/06/4799
26. Александр Спарбер Непрерывная жизнь http://www.stihi.ru/2018/10/06/8984
27. Сибирский Волк На поводке вдвоём идут... http://www.stihi.ru/2018/09/02/2247
28 Мадо До «очнуться на полу с любой ноги» http://www.stihi.ru/2019/04/09/5145
29. Инга Сташевска Время Осень http://www.stihi.ru/2019/01/01/2330
39. Алёна Асенчик Аеф Колобок, колобок http://www.stihi.ru/2019/04/30/3598
37. Ульяна Валерьевна «Васильковые» http://www.stihi.ru/2018/09/23/2560




Об эксперте:

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ
Родилась в 1975 году в Свердловске. Окончила Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление» и Уральский государственный университет имени А. М. Горького по специальности «Психология». Участник отечественных и зарубежных фестивалей поэзии, автор книги стихотворений «Латынь, латынь и катехизис» (2016), в 2019 году ожидается выход книги «Обречённые» (Екатеринбург, издательство «Евдокия»). Стихи и переводы публиковались в журналах «Белый ворон» (Екатеринбург), «Южное сияние» (Одесса), «Новая реальность», поэтическом альманахе-навигаторе Союза российских писателей «Паровозъ» (выпуск 6), поэтическом сборнике «7 поэтов Екатеринбурга», литературном альманахе «Вещество», в 4 томе Антологии Современной Уральской Поэзии (под ред.В.О.Кальпиди). Лауреат поэтической премии «Провинция у моря» (Одесса, 2015 г., 2016 г.), бронзовый призёр «Кубка Мира по русской поэзии» (Рига, 2016 г., 2017 г.), победитель фестиваля-конкурса «Решетовские встречи»-2017, лонг-листер Волошинского конкурса – 2018. Живёт в Екатеринбурге.
Страница на «Стихи.ру» - http://www.stihi.ru/avtor/smaila
Страница в «45 параллели» - http://45parallel.net/yuliya_dolganovskikh/#creation
Страница на сайте «ГУЛ: Галерея Уральской Литературы» (сайт Марины Волковой) – http://mv74.ru/upsh/yuliya-dolganovskix-biografiya.html