Адам и Ева в лирике. Цикл

Натали Самоний
АДАМ И ЕВА
(тематический цикл)

1. НАТУРЩИЦА

Росы – перламутровы... Листья – золотые,
И порой, как бабочки, в воздухе кружат.
Красотой изысканной будни налитые
Всё над равнодушием дружно ворожат.

Люди восхищаются златовласой девой,
И прохожих взгляды льют особый свет…
Осень разодетая скоро станет ЕВОЙ,
И ноябрь напишет с нею ню-портрет.

Пышные наряды, затерявшись в прошлом,
На холсте предзимья места не найдут…
Осень обнажится, но совсем не пошло,
И в восторге лужи трепетно замрут.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2014/12/11/11173


2. НОЯБРЬСКАЯ ОСЕНЬ – БАЛЬЗАКОВСКАЯ ДАМА...

Ноябрьская осень –
Бальзаковская дама:
Наряд скромнее носит
И любит мелодрамы,

От чувств всё чаще плачет
И смотрит с грустью в дали,
Тоску о прошлом прячет
Под крылья снежной шали.

Сердясь на отраженье,
Всё реже смотрит в лужи.
Но с неким упоеньем
В печальном вальсе кружит...

Ноябрьская осень –
Бальзаковская дама*,
У неба слёзно просит
Влюблённого АДАМА.

С душою скрытой ЕВЫ
Предчувствует миг страсти:
Ждёт, с трепетом во чреве,
Декабрьское счастье.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/11/05/1248

*Бальзаковский возраст — выражение, ставшее общеупотребительным после появления
романа «Тридцатилетняя женщина» французского писателя Оноре де Бальзака.


3. ЗИМНЕЕ НЮ*

Как девы нагИе, в одних лишь боА,
Стоят вдоль аллеи в снегу деревА:
Изящно раскинули  ветви свои –
Кто к другу, кто небу, а кто – до земли.

Кто смело и дерзко, стыда не боясь,
А кто-то – богинею римской светясь.
(Конечно, берёзы как  статуи храма...)
Акации – грешные девы АДАМА:

Изогнуты ветви, чудесная грация –
Как  девы соблазна зимою акации.
Рябины – все  в бусах на  ниточках-ветках,
Стоят перед  вязом, краснеют, кокетки.

А ивы, а ивы, как будто блондинки:
В заснеженных ветках  заколочки-льдинки...
Блеск зимнего «Ню» – первозданность искусства:
Природа – художник, и очень искусный!

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/12/21/2325

______________________________________________________
*НЮ (франц. nu — сокращ. от nudite — "нагота, обнаженность";
 лат. nudus — "нагой, голый") — жанр изобразительного искусства,
предметом которого является изображение женского обнаженного тела.


4. В БЕЛОМ БАРХАТЕ СНЕГА...

В белом бархате снега нежных бархатцев пламя –
Это поздняя осень, расставания дрожь.
Лучезарною Вегой лепестковое знамя...
Жизнь короткая, очень, если в счастье живёшь.

Отжила, отлюбила вдохновенная дева,
Восхищала красою то дождей, то лучей.
Красота – это сила!.. Обнажилась, как ЕВА,
Да исчезла такою без прощальных речей.

В белом бархате снега нежных бархатцев пламя –
Это осени славной золотой поцелуй.
Лучезарною Вегой лепестковое знамя
Говорит нам о главном: "Прожил в счастье – ликуй!"

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2011/08/06/612


5. НОЯБРЬСКАЯ ЕВА

Снова осень – бесстыжая ЕВА.
В закромах горы яблок лежат...
День – исчадие ада: во гневе
Плети ветра свистят и визжат.

Только ей нипочём... Всё напрасно:
Лишь изящней садовая голь.
В ноябре осень тоже прекрасна;
А соблазн – это сущность, не роль.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2018/11/11/1073


6. ВЕЛЕМОЩНАЯ КРАСА

Весною ожил старый сад...
Дуэт котов – Адам и Ева –
На кроне счастливо сидят
Под звуки птичьего напева.

Цветущей яблони – ажур...
Сердца влюблённые воркуют:
Друг дружке сладкое "мур-мур"
В душистой кипени даруют.

И у прохожего мурчит
От восхищения сердечко,
Вновь кровь восторженно журчит –
Как после зимней спячки речка.

Так бело-розовый магнит
Всех ежеденно, еженощно
Прохожих мАнит и манИт –
Весна чарует велемощно!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2022/03/27/4720


*ОЖИЛ. В таком слове ударение ставят на слог с буквой О — Ожил.
**ВЕЛЕМОЩНЫЙ, велемОщный - всевластный, всемогущий.
Обладающий неограниченной властью.
***МАНИТ. В данном слове допускается ставить ударение либо на слог с буквой А — мАнит,
либо на слог с буквой И — манИт.
****СЧАСТЛИВО. В этом слове допускается ставить ударение либо на слог с буквой А — счАстливо,
либо на слог с буквой И — счастлИво.



ИЗОБРАЖЕНИЕ:
Владимир Баранов-Россине, "Адам и Ева", 1912. Музей Тиссен-Борнемисса
https://juste-rus.livejournal.com/2075922.html

***
Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.