Со-Знание, цикл

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Есть те, кого печалит знание,
Есть те - кого отсутствие их.
И если мудрость есть в печали,
Депрессия - гениев мотив.

Известно мудрецам давно -
Взбираясь на вершину знаний,
Ты познаёшь, как далеко
Тот горизонт, что сердце манит.

Как всё, к чему давно привык
И что считал своей опорой
Уходит из под ног - вдруг, в миг…
И рушатся познаний город.

И все теории твои,
Твои великие идеи
Бесславно выльются в пески
И занесутся суховеем.

Есть те, кого печалит знание,
Есть те - кого отсутствие их.
И если мудрость есть в печали,
Депрессия - гениев мотив.


КАК ОБЪЯСНИТЬ СОЗНАНИЕ

В науке есть цепь объяснений,
С ней нам привычно и легко,
Для всех химических явлений
У физики ответ давно.

А по химическим процессам
Нам к биологии ключи.
А биология ответы
На психологию ищи.

Что выпадает из цепочки -
Сознание!  В этом есть секрет -
Мы все "в сознании", это точно,
Ответа “что оно” всё нет.

Оно, как будто аномалия
И интегрировать нельзя -
Наукой обьяснить сознание?
Никто не знает, вы и я.

Но есть безумные идеи
Философ Чалмерс предложил:    (1)
Фундаментально, в его мнении,
Сознание заполняет мир.

Сравнил его с пространством, с массой",
Со временем - мы в нём живём!
Как будто всё как есть в сберкассе
Мы ложим вклады и берём.

Из них выводятся законы
Как гравитации и квантов,
Закон Ньютона или Ома,
На базе всех известных фактов.

Так вот, "Сознание" - кирпичик,
Вселенной - стоящий момент!
Универсально, посмотрите -
В любой частице элемент!

Связав Сознание с Информацией
Получите простой ответ:
Есть обработка - есть и рация,
А значит есть Сознания свет.

И у фотона есть сознание,
Пусть примитивно, пусть мало...
Но это путь к его познанию -
И это - Чалмерса звено.  (2)

(1) Дэвид Джон Чалмерс — австралийский философ и преподаватель, специализирующийся в области философии сознания.

(2) Чалмерс полагает, что “свойства чувственного опыта” (квасила) присутствуют во всех событиях во Вселенной, содержащих информацию; то есть любая информация имеет два аспекта: физический и феноменальный. Человеческий мозг перерабатывает эту информацию очень сложным образом, и в результате данной переработки возникает человеческое сознание. Отсюда следует, что сознание имеется у всего во Вселенной — начиная от элементарных частиц и заканчивая макрообъектами.


СОЗНАНИЕ НЕ ЛОГИЧНО

Наш мозг - молекулы, нейроны,
В них есть химический состав,
И дальше кварки, электроны -
Им писан квантовый устав.

По всем физическим законам
Наш мозг не должен понимать
Смысл парадоксов от Зенона (1)
И в анекдотов суть вникать. 

Сатира, шутки и подвохи,
Внезапная игра ума,
Все клоуны и скоморохи
Лишь “Homo sapiens” черта.

В них логики разрыв внезапный,
В них неожиданность царит.
И что компьютеру не внятно
Наш мозг поймёт и отличит.

Компьютер логике подвластен,
Влиянию квантовых полей
Нет в нём эмоций, нет в нём страсти,
Нет раздражения, нет идей. 

Компьютер всё считать умеет,
Был Кеплеру бы лучший друг,
Но быть Шекспиром не посмеет -
Всё потому, что к чувствам глух. 

Нет алгоритма для Джульетты,
И нелогичны Гамлет, Лир...
Провинциальной оперетты
Компьютер бы не сочинил. 

Бывают вирусы, болеет,
Уходит в транс, теряет мысль...
Но сны не снятся, к сожалению
И в шутках он не видит смысл.

Дашь парадокс - уйдёт в расчёты
И не вернётся никогда.
И с шутками коротки счёты
Не улыбнётся, вот беда...

Отсюда вывод, что Сознание
Идёт на уровне другом
Повыше физики, что знаем
И метафизики основ. 

Повыше логики формальной,
Которой так годимся мы.
Сознание так нетривиально
Есть основание Души. 

Возможно это объясняет,
Что нелогичны мы порой,
Но чувства это заменяют
И компенсируют с лихвой.


(1) Зенон Элейский (Элеатский; (ок. 490 до н. э.; Элея, Лукания, — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы. Знаменит своими апори;ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время



КВИНТЭССЕНЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Заполнит рот такое слово
И говорят его не часто,
Оно и ”сущность" и “основа”,
Того, что очень-очень важно.   (1)

От Аристотеля известно -
Тончайший, пятый элемент
С землёй, водой, огнём конечно
И воздухом, как комплимент.

Дословный перевод с латыни
Звучит как “пятый элемент”!
По Аристотелю учили
Похоже в Риме в тот момент.

Он звал её ещё - “эфир”,
Считал, что мир над-лунный создан
Лишь из неё.  Весь звёздный мир,
Небесных сфер и даже Солнце.

Она же - понятие “души”
Души, что улетела к богу.
С неё и призраки пошли
(И папа Гамлета, так, к слову).

В алхимии слово “квинтэссенция”
Была как “философский камень”!
Ей придавали то значение
И отыскать её мечтали.

Сегодня физика иначе
Все элементы почитает -
Энергия, масса и в придачу
Пространство-время принимает. 

Других четыре элемента!
Вот совпадение!  А пятый?
Сегодня “информации” время,
Как “квинтэссенции” когда-то .   (2)

Да, информацию сегодня
Считают важным элементом
Для нас и для Вселенной тоже
Вот квинтэссенция моментом.

Ещё и "тёмную энергию"
Зовут в науке этим словом.
Не исчезает квинтэссенция
Похоже, что всему основа.       (3)


(1) Слово «квинтэссенция» происходит от латинского словосочетания «quinta essentia» с сохранением его фонематического звучания. Его дословный перевод – «пятая сущность».

(2) Существует мнение, что все явления и процессы во Вселенной можно объяснить с помощью основных понятий: масса-энергия, пространство-время и информация.

(3) В физике это слово обозначает темную энергию, которая приводит к расширению вселенной.


КВАНТОВОЕ СОЗНАНИЕ

Знакомы все мы с интуицией -
Вдруг озарение внезапно!
Возможно вам известно мнение,
Что это дело - признак квантов. (1)

Наш мозг устроен как компьютер,
Но он решения принимает
По вероятности, как будто,
А это в квантах лишь бывает.

Решение даст почти мгновенно
Без логики дебатов жарких.
Потом расчёты постепенно
Пробел восполнят. Это странно.

То мнение высказал учёный
Известный именем, признанием.
Он говорит, что невозможно
Создать искусственно сознание.

Но ведь сознание существует!
И это факт неоспоримый,
Какое здесь решение будет?
Лишь с озарением решим мы. 

(1) В 1989 году выпущена книга оксфордского профессора, члена американской академии науксэра Роджера Пенроуза «Новый ум короля», в которой автор излагает свои мысли про «квантовое сознание» и теорию так называемого сильного искусственного интеллекта, обосновывая несостоятельность воплощения в жизнь такой формы искусственного интеллекта.


ИНФОРМАЦИЯ И СОЗНАНИЕ

Значение слова «Информация»
Понять легко, но не всегда.
Порой бывает ситуация
Где смысл растает, как из льда.  (1)

Как в многих случаях других,
Мы думаем, что это знаем
Интуитивно, что внутри
Её так ясно принимаем. 

Беда вся в том - никто ещё
Не дал того определения,
Чтоб отразить всю суть её
И в отраслях всех обобщение. (2)

С времён античных мудрецов
Философов, учёных, магов
Неточные значения слов
Влияло на понятие «Разум».

Сейчас, важнее, чем всегда
Определить её познание -
Без информации нельзя
Возникнуть жизнь, её Сознание.

Есть пирамида наверху -
Там Данные - её фундамент,
И Знания от неё идут,
А Мудрость - на вершине камень.

И в космологии теперь
Есть мнение, что и не снилось -
Вселенной не открылась б дверь
Коль информация б не родилась.  (3)

(1) Информация (от лат. informatio; «разъяснение, представление, понятие о чём-либо»; informare «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения независимо от формы их представления.

(2) Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности

(3) Квантовая космология — область теоретической физики, изучающая влияние эффектов квантовой механики на формирование Вселенной и её раннее развитие, особенно сразу после Большого взрыва.
Важной проблемой в этой области является вопрос происхождения физической информации во Вселенной


ТО, ЧТО ЗОВЁМ СЕГОДНЯ ПРАВДОЙ

То, что зовём сегодня «Правдой»,
Такой считалась не всегда
И за неё с большой отвагой
Боролись в прошлые века. 

Известен всем Джордано Бруно -
Философ, мистик прошлых лет.
Сказал он первым - «Верить трудно,
Но в мире множество планет».

Что: «Звёзды - это те же Солнца,
При них планеты, как у нас.
И может есть там люди тоже,
Христос их может тоже спас. »

За эту ересь был сожжен он
На очень медленном костре,
Но до того - язык проколот
Гвоздём горячим и при всех.

Зашиты челюсти и губы,
Чтоб слова бы не мог сказать...

Теперь скажите, правдолюбы -
Кто смог за правду так страдать?


Джордано Бруно (Филиппо Бруно, прозвище Бруно Ноланец; 1548-1600) итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения. Он отказался отречься от своих учений и после семилетнего тюремного заключения был сожжён на костре как еретик.


ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Привыкли мы в учебе нашей
С простого к сложному идти
И повторяли «Маша-каша»,
Чтобы потом познать стихи. 

Всегда считалось, что система
Сложней, чем каждое звено,
Как прост кирпич, что входит в стены,
А здание сложней его.

Весь организм сложнее клетки,
Но вдруг наткнулись на тупик -
Проста толпа, её потехи
Так примитивны, как и крик.

Сложней солдат, чем вся пехота!
А им ведь жертвуют всегда.
Да что солдат, порой всю роту
Пошлют на смерть искать врага. 

Планеты солнечной системы
Простым законом влечены.
Вселенной нашей перемены
Попроще, чем Земли сыны.

Сложней намного биология,
Чем астрономия, знаем мы.
Узнали раньше звезды многие,
Чем генный код раскрыт из тьмы.

Итак, мы винтики Вселенной,
Но мы сложней её на взгляд.
От постоянных к переменным
Законам  там и тут царят.

Теперь похоже от Вселенной
Мы познаём самих себя.
Завет Сократа дан нетленный -
Но сложно это и не зря.


МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

Когда из группы аксиом
Мы делаем серьезный вывод
Всех теорем - такой приём
Зовут «дедукцией» наш выбор.

Так подсознание примерно
Решает как нам поступить.
Всё дедуктивно и размерно
Интуитивно словно жить. 

Евклид так строил геометрию
Неоспоримую, как факт.
Дедукцию логично меряя -
Был очень важен этот акт.

Когда мы начинаем с фактов,
В которых верим и всерьёз
И обобщаем их, как фактор -
«Индукцией» приём зовём. 

Таков теперь «научный метод»,
Где факт идею породил,
Экспериментами проверив
Закон движения и сил. 

Когда есть выводы, идеи,
То выбрать лучшую из них
«Абдукция» одна сумеет
Об этих методах и стих.

Из вариантов выбрать проще,
Что элегантностью манит.
«Оккама бритва», что потоньше
То в результате и решит.   

Всё это методы мышления.
Не важно знать их имена,
Но важно очень применение
Для просвещенного ума. 


Дедукция - метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.

Индукция - метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев

Абдукция представляет вид редуктивного вывода с той особенностью, что из посылки, которая является условным высказыванием, и заключения вытекает вторая посылка.

Принцип «бритвы Оккама» состоит в следующем: если некое явление может быть объяснено двумя способами и при этом оба способа дают одинаковый результат, то следует предпочесть более простое объяснение.


ПРИВЫКЛИ МЫ ИСКАТЬ ПРИЧИНУ

Привыкли мы искать причину,
Чтобы понять нам результат.
Пример: толкает кто-то в спину
И марширует весь отряд. 

Толчок возможен и идейный -
Ясна причина,  видна цель.
Мозги промыты с колыбели
И рельсы-путь, свернуть не смей.

Зависит всё, где мы родились,
Кто окружал нас в этот час,
Чему мы с детства научились...
Кто вождь, кто бог, иконостас.

Причиной первой - воспитание.
С пелёнок, с мамы молоком
Впитаем мира понимание,
На чувствах всё, но не умом. 

Второй причиной есть - реальность
Ту, что мы видим все вокруг.
Сравнить идей пустых банальность
С тем, что творится. Здесь ум - друг

Анализировать идеи,
На горло чувствам наступив,
Не всё хотели и посмели,
Лишь кто искал свои пути.

Причиной третьей есть сознание
И осознание того,
Что служим мы непониманию
И пропаганде, как бревно.

Теперь, когда ясны причины,
И вывод ясен - как нам быть?
Первичным чувством жить единым?
Идее чуждой жизнь сложить?


НОРМАЛЬНОСТЬ

Кого считаем мы нормальным?
И кто считает? Почему?
Диагноз ставит кто финальный?
И где критерии тому?

Во первых - это «большинство»,
По ним “нормальность" и выводят.
Чтоб были все до одного
Все как они. Понятно вроде.

Затем решают кто у власти,
Кто "идеальный гражданин" -
Те, кто внимает им со страстью,
Все от пелёнок до седин.

Кто только в ногу, только с песней.
И в песне всё: "как хорошо".
А тех, кому не интересно,
Тот «ненормален», вот и всё. 

Для них лекарства, спец-больницы,
И Соловки, "глубины руд",
Им предписание лечится -
Лечение лучшее есть труд.

Они морально не готовы
И социально не равны.
И «ненормальны» - с этим словом
Знаком и я, и может вы.


ОБЪЕДИНЯЕМ, УПРОЩАЕМ

Объединяем, упрощаем
Мы всю сознательную жизнь -
Так легче, мы понять желаем,
Причины все, начальный смысл.

На этом строится наука
И все законы её в том,
Чтоб результат явлений трудных
Дать упрощенным языком. 

Дать гравитации объяснение
В вселенной, как и на земле.
Свести в таблицу без сомнения
Все элементы на Земле.

Потом распространить на космос
Все элементы, что нашли
Свести пространство-время просто
В Эйнштейна формулу смогли. 

Но есть две вещи, что пытались
Объединить с древнейших лет -
Материальный мир и разум...
Попыткам счёт пропал и след. 

Как и в Египте, и в Афинах,
В Китае, в Риме в тех веках
Объединить пока не в силах,
Отдельны тело и душа. 

Да, есть религии пророки
И магий мудрецы в тиши. 
К ним оббивают все пороги...
Но тот вопрос ты сам реши.


ВЛИЯЕТ ЛИ СОЗНАНИЕ НА СОБЫТИЯ

Поставлен многолетний опыт
И результаты превзошли
Всё ожидания учёных...
А объяснений не найти.        (1)

Возможно ль мысленно влиять
На механизм, исход событий?
Шанс изменить? Им управлять
Своим сознанием и мыслью?

Остановить рулетки круг?
Влиять на карт расклад желанием?
Вопрос ли это для наук
Иль мистика без оправдания?

Есть объяснение "телепатии"
И "сглазу" тоже есть резон.
И "исполнению желаний",
И толковать тот - "в руку сон".

Возможно есть "Всемирный Ум"?
Сознанием общим - "Ноосфера"?  (2)
От древних греков смелых дум
До современности примеров?

Проверьте физики законы -
Не сыщешь в формуле любой
"Сознание" где-то заключённо
Константой в скобках с запятой?  (3)

Но знаем мы, что "наблюдатель"
Определяет результат    (4)
Где кванты!  Может быть Создатель
Влияет взглядом и на нас. 



(1)  Серия опытов проходила в рамках проекта "Глобальное сознание", возглавляемого Роджером Нельсоном из Принстонской лаборатории по исследованию инженерных аномалий (PEAR).
Еще в 90-е годы прошлого столетия в лаборатории проводились эксперименты с генератором случайных чисел. Обычно этот аппарат выдает примерно поровну нулей и единиц. В ходе опытов операторы должны были "внушать" машине, чтобы она выдавала больше нулей, или наоборот, единиц. Для этого они напряженно думали о желаемом. Полученные результаты превышали вероятностные показатели… Также, заметили экспериментаторы, если в опыте участвовали двое, то их "влияние" на генератор усиливалось. При этом результат выглядел особенно впечатляющим, если между участниками существовала эмоциональная связь…
На следующих этапах людей просили "воздействовать" на генератор во время групповых мероприятий. Оказалось, что во время концертов и других мероприятий, связанных с искусством, творчеством или эмоциональной сферой, генератор чаще выдавал желаемые числа, чем во время хаотичных сборищ или рутинных заседаний. Вряд ли тут имели место случайные совпадения.

(2)  Ноосфера академика Вернадского  http://www.stihi.ru/2015/11/14/1016

(3) Ни в одном законе физики (кроме квантовой механики) не присутствует “сознание наблюдателя” как фактор.

(4)  В квантовой механике наблюдатель влияет на результат эксперимента - Принцип Неопределённости Гейзенберга.


ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАТЬ СЕБЯ

Себя познать - дать дань Сократу
И прочим древним мудрецам!
Как принести нам эту плату?
Непросто… Это знаю сам.

Возможно ли познать «себя»?
Ведь знания «себя» меняют!
И изменить это нельзя
Но все познать «себя» желают.

Возможно ли понять свой мозг?
Для логики решить не трудно -
В любой системе есть вопрос,
Когда решение абсурдно.

Нельзя, не выйдя за раздел,
Всё разрешить внутри системы.
«Неполнота» - вот тот предел
Гёделя мудрой теоремы.      (1)

Мы знаем топологию мозга -
Гипоталамус, мозжечок..
Нейронов связей тьму возможных
Строение - это не вопрос.

Вопрос, как эти элементы
Рождают чувства или мысль?
И нашей памяти моменты
Нам без которых жизнь не в жизнь?

Всё, что зовём “живым” сегодня,
Приспособляется к среде,
А это значит, что жизнь-сводня
Меняет всё, всегда, везде.

Себя, допустим, изучили!
Но мы уже совсем не те -
Те знания нас изменили…
Решения "в принципе" здесь нет.

(1) Курт Гёдель - Теорема неполноты: 
http://www.stihi.ru/2015/06/13/376



ЗА ЗНАНИЕ ВЫГНАЛИ ИЗ РАЯ

За знания выгнали из рая,
За знания падали с небес...
Так повелось, что Бог решает,
Что можно знать нам, а что нет.

Бывали знания под запретом -
“Запретный плод” и “самиздат”,
Но разрешались все наветы -
Сын на отца; на брата брат.

Потом допрос и инквизиция
И тройки суд, подвал, стена...
А стоило ль за знания биться?
И только “правда” лишь одна?

В кострах горели люди, книги...
Идеи сжечь не удалось!
Идеям часто шли вериги,
Идеям в рае не жилось.

Нам говорили “знания - сила!”
Теперь мы знаем - это ложь.
Лишь только “сила - это сила!”
И силу знанием не собьёшь.

Как много мудрецов не стало
От яда, пули иль костра...
Убить их “сила” приказала,
Коко кормили из ведра.

За знания выгнали из рая...
Чего же ждать нам на Земле?
И “по подобию” влетает
За знания вам, за знания мне.



ВО МНОГОЙ МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ

Во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь.
        Экклезиаст

Наверно прав  Экклезиаст -
"От мудрости печали ждите".
А вот дурак, он вечно рад -
Доволен всем, что не спросите.

И Грибоедов ему вторил
Писал он: "Горе от ума",
А он то знал, был первым в школе,
Так говорит о нем молва.

Но мудрость приравнять к печали?
Тяжел наверно знаний груз,
Или секрет откроют знания
Какой - подумать я боюсь.

Теперь, когда вы согласились,
Вернёмся в глубь седых эпох
Когда лишь зарождались мысли
В мозгах у предков тех веков.

Они в неведении счастливом
Все коротали свои дни.
Да и сейчас я многих вижу
Без знаний, мысли, без тоски.

А нам твердили - "Знание-Сила",
И "век живи и век учись",
И мы учились что есть силы -
Не потому ль печальна жизнь?

Екклезиаст или Проповедник  — 33-я часть Танаха, 7-я книга Ктувим, название ветхозаветной книги, которая в христианской Библии помещается среди Соломоновых книг.

Эта книга, кроме древнееврейского оригинала, сохранилась во многих древних переводах, свидетельствующих о её популярности.


НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

Неандертальцы - предки предков
Миллион иль больше лет назад
В пещерах жили на планете
На той, где мы живём сейчас.

Но все ресурсы, что имеем
И наслаждаемся теперь
Они имели!   В самом деле -
Что им мешало «открыть дверь»?

Им не хватало просто ЗНАНИЙ
И технологий, что у нас!
И миллионы лет страданий
Чтоб научиться. Долгий час.

В тех племенах, у тех народов
Неграмотных, к природе близких
Весь опыт собранный и новый
Из уст в уста - не знали книжки..

И как щенят своих волчица
Натаскивает в поколениях,
Народ без записей томится
В своем развитии, в заблуждениях.

И в песнях, сказках и балладах
Вся мудрость племени хранили,
Но как же передать устами
Все то, что в школе мы учили?

Лишь изучивши всё то что знали,
И получив ту эстафету
Ты с этой точки начинаешь
Как часто все мы помним это?

"Мы видим дальше лишь постольку
Стоим мы на плечах гигантов",
Признал великий Ньютон с болью ,
А он был гений, нету равных. 

Не поумнели мы нисколько
За тысячи лет цивилизаций,
Вся философия от греков,
А этика из Торы взята.

А с каждым годом знаний больше,
Познать всё - жизни нам не хватит.
Но всё ж учи всегда, что можешь,
Неандертальцем жизнь не тратить. 


ДУША И ЗНАНИЕ

Психо-логия (греч. psyche – “душа”  и также “бабочка”,
а  logia - “наука”, “учение”) - наука о душе
        Википедия

У греков “бабочка” - “душа”!
Порхая тихо над крестами,
напоминая всем нам с вами,
все дни, ушли что не спеша...
               О. Хуторянский

Бессмертным Талес называл
Не Душу, а отдельно Знание,
Он верил - каждый умножал
Вселенной общее Сознание. 

А Гераклит считал иначе -
Что Знание в целости дано
И те, чей мозг готов к удаче,
Из той цепи возьмут звено. 

Его никак нельзя умножить -
Оно законченным дано!
Всё Знание - кадры. Смотреть можем
Уже готовое кино. 

Есть в этом смысл, ведь неизменна
Вселенная и мир вокруг,
А мы умнеем постепенно
И расширяем знаний круг. 

Мы смотрим в даль других созвездий
И проникаем вглубь ядра
Имеем очень много версий,
Что бог-природа создала.

Нередко к избранным спускалось
Наитие, порой во сне -
«Эврика» это называлось
Решение, что пришло извне. 

Так мы открыли тайну чисел,
Открыли, не изобрели!
И Знание заполняет мысли
Лишь тех, кто долго к нему шли. 

Из Знания черпаем мудрость
И прозреваем пусть с трудом...
Пройдём весь путь по жизни трудной,
Душа вспорхнёт легко потом.


СТАРЕЙШИНЫ

В народе старцев почитали
За знание жизни и совет -
За ними мудрость признавали
И тем мудрей, чем больше лет.

Так повелось с  времён древнейших,
Здесь философия проста -
Научен опытом умнейший,
А опыта набрать - года. 

И опыт свой передавали
В преданиях, сагах  - правда, ложь...
Мораль так дети узнавали
Что можно, ну а что - не трожь. 

Затем, авторитетом бога
Скрижали, Библия, Коран...
Святые книги знали строго
Опять же старцы. По годам. 

Потом вдруг дети поумнели -
Но не от старцев, а из книг.
И те кто стар, уж не имели
Ни уважение,  ни престиж. 

А с технологией тем более,
Компьютер, коды, интернет...
Для молодых - как ветер в поле,
А кто постарше - дебри, лес.

Теперь старик слывёт невеждой,
Хоть жизнь прожил и видел всё. 
Для юных есть ещё надежда
Учиться, пока жив ещё...


ЗНАНИЕ = МИФ, ПО ГОРГИУ

Талант всегда даётся свыше,
Таким оратор Горгий был.
Сам Аполлон, его услышав,
Не смог сдержаться, похвалил.  (1)

По крайней мере так считали
Все современники тогда -
Он говорил - все замирали
От восхищения, это да!

Он говорил всегда экспромтом
И свои мысли рифмовал.
А греки в рифмах “съели волка” -
Гомера каждый тогда знал.    (2)

Он был великим демагогом,
Мог “за”, мог “против”, мог никак...
Умел построить фразу с толком,
Что не поймёшь: кто друг, кто враг.

Серьёзный выпад бил он шуткой,
А шутке ставил аргумент.
Унизить мог он прибауткой,
А мог построить монумент.

Он был и первым нигилистом
И отрицал он всё и вся.
“Нет ничего сейчас и присно”,
“Не существую даже я“.

Нам не дано понять Природу,
А коль поймёшь, не объяснишь,
А объяснишь - понять не смогут,
Поймут иначе.  “Знание" - миф!    (3)

Мораль ему, как всем софистам,
Условна и не дар богов.
Похоже, самым был “речистым”,
Был у риторики основ.


(1) Горгий (480-380 до н.э.) — древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия

(2) Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.

(3) Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаём с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением.
Основная мысль  — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого».


БРАХМАН

Первооснова всех основ,
Предметов всех и всех явлений,
Реальный мир и мир всех снов
«Брахман» - в индусов представлении. (1)

Брахман иначе - «Душа Мира»!
Тот «изначальный абсолют»,
Оно и Знание и Сила!
В нём всей Вселенной есть приют. 

Он познаётся только лично
И брахман каждому есть свой.
Для нас сегодня непривычно,
Ведь объективность наш герой. 

Но если верить психологии
Двух восприятий равных нет -
Все наши чувства - наши только,
И разным видим красный цвет. 

Все наши споры и дебаты
Что видим «разное» в «одном»!
Индусы верно виноваты,
Мы это «брахманом» зовём. 


Брахман (санскр. - «расти, нарастать» и «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально — «молитва») в индийской идеалистической философии, как в ведийской вообще, так и в йоге в частности, понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.



АНАМНЕСИС

Мы знаем это состояние,
Когда мы чувствуем - «оно»,
Душой воспринятое знание,
Что нам не логикой дано.

До долгих, скучных объяснений,
До чтения статей и книг
Наитие, как бы прозрение
Нас посещает, осенив.

«Воспоминание о прошлом» -
Платон когда-то так считал.
Из бывших жизней части, крошки
Души мозаики кристалл.

Потом придут другие знания
С основой твёрдой, как гранит -
Формулировки все сознание
Их отшлифует в монолит.

Но было первое наитие -
Анамнесис, как звал Платон.
Все объяснения к открытиям
В процессе этом ключевом.


АНАМНЕСИС - (от греч. anamnesis — припоминание) — идея-метафора др.-греч. философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. А. как филос. понятие кристаллизовалось у Платона. В отличие от более общего понятия памяти А. характеризует процесс логического и морального преображения, который следует в результате «собранности» в памяти разрозненных моментов действительности.

Философия А. содержится уже в общегреческой мифологии. Мнемосина (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз, а значит, одной из прародительниц культурного космоса. Как противоположность богини Леты (дочери Раздора), властвующей над Забвением, Мнемосина гармонизирует разрозненное, пользуясь тем, что память о целом хранится в каждой части. Интересно, что мифологическое сознание тесно связывает Память и Забвение в процессе этического преображения человека: в Лейбадейской пещере, где Трофоний предсказывал будущее, протекали два источника — Леты и Мнемосины, — первый из которых давал очищение от хаоса прошлого, а второй — осознание судьбы. (Ср. у Данте: омовение в Лете как условие перехода из Чистилища в Рай.)



ЭПИЛОГ

Мы живём в интересное время -
В первый раз с сотворения Земли
Мы теперь как единое племя
Знаем то же и мы и они.

Пролетели века как минуты -
Век железа и век колеса,
Век рабов был и век революций...
Нынче век информаций настал.

Знание - сила, закон не Ньютона
Не даны нам константы его,
Но проверен он снова и снова
И сегодня основа основ.

Век прошёл эрудитов великих
Леонардо и Лейбниц, где вы?
Даже в области узкой единой
Не покрыть всё, что знают умы.

Информация растёт поминутно
Необъятного нам не объять,
Нам учиться всё более трудно,
Нам хотя бы основы поднять.

Не дано нам исхода другого
Каждый день шаг за шагом вперёд
Учим новую формулу, слово...
Новый стих выпускаем в полёт.


9-15-19 ред