Шкатулка малахита

Надежда Зернова
Здесь  нежная  бирюза, кровавый  сердолик, пёстренькая  яшма, волшебный аметист, и, конечно, малахит.

НЕТ, не  сказочный  ларец  с коваными   ручками и замком… всего  шкатулка, наполненная    браслетиками,  колечками,  подвесками, кулонами…   самородками,   найденными в  кладовых «Хозяйки Медной горы». Распиленными, нешлифованными  заготовками для  ожерелий…

Всё, что  сегодня бережно  храню от  командировок  на УРАЛ, где пришлось работать пять лет.  Пропитаться   красотой и величием  природного ландшафта, богатством и необычайной чистотой ДУШИ открытой его  жителей!

Вдоволь  напиться  чистейшей  Енисейской  воды, дно  реки  которого -  технологически  сложный, природный  пласт: катионообменник  плюс  ионизатор – залежи  серебра!

 БОЖЕСТВЕННАЯ    ЛАБОРАТОРИЯ  на  Земле, за которую, похоже, основательно взялись  стервятники…

Только я  сегодня о другом,  о «Малахитовой  шкатулке»!  ЕЁ   АВТОРЕ!
Павле  Петровиче  БАЖОВЕ!


Хотя, не помешает  напомнить о камне: красоты  необыкновенной, полной  изящества линий, цвета.
О «магических» свойствах малахита заговорили в четырехтысячном году до нашей эры. В  Египте разразилась эпидемия холеры, которая унесла огромное количество жизней и не пострадали лишь те, кто работал на добыче малахита. Этот случай придал камню очень значимый статус, его стали использовать как оберег от болезней. 

Согласно преданиям,  он может развивать  способность понимать зверей и птиц. Для получения этих умений необходимо пить воду из малахитовой чаши.
Этот полезный минерал способен разрушить внутренние блоки человека, заставить избавиться от ненужных знакомств и привычной модели поведения, способен переродить человека,  а также предотвратить  ряд заболеваний, вытекающих одно из другого…

«Малахит способен  ОТКРЫТЬ   СЕРДЦЕ   ЧЕЛОВЕКА для любви,   ВСЕЛЕНСКОЙ   ЛЮБВИ ко  ВСЕМУ  в  МИРЕ, а также подтолкнуть его к  переменам!»

 Так начертано  на  бирке моего  ожерелья, что оставил  изготовитель: Данила – Мастер, собиравший  его из осколков  того  каменного  цветка, разбитого на мелкие  кусочки, выполняя  условия  выбора, поставленного  Малахитницей, хозяйкой  горы.

А где  моё  малахитовое  ожерелье?

Где   затерялось ? АХ, вот  оно, на  дне шкатулки.

Надеваю эту  уральскую  красоту, чувствую, как сама  согреваю тот  камень…  как  «врастает»  он в меня,  несёт приятные потоки информации, которые  сегодня  нужны:
«Данила, которого в посёлке звали Недокормышем, был отдан в ученики к мастеру Прокопьичу. Однажды он получил заказ от приказчика: сделать для барина точёную чашу на ножках по особому чертежу. Чаша получалась ровная, гладкая, но Данила был недоволен: «Вот цветок самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а чаша кого обрадует?» Потом он прослышал, что у Малахитницы во владениях есть каменный цветок, и потерял покой. Разбив  чашу, он ушел к ней…»

С детства знакомые строки  Уральского сказа,  которыми зачитывались,  возвращаясь  к    красочным  описаниям волшебных недр  сокровищницы хозяйки «Медной  горы»! 
По воскресеньям, в 11 утра  давали литературные чтения в исполнении  знаменитых  актёров по единственному проводному радиотрансляционному  каналу, у круглой  «Чёрной тарелки» собирались семьёй,  слушая, затаив  дыхание!  Здесь оживали герои, их жизнь, полная трепетных отношений, создавались   яркие  образы положительных  героев, их  созидательный  труд, любовь к  своей земле, творцам  -  людям!

 Это был  светлый мир, который  дарили  нам  авторы – писатели, поэты,  чьи  имена  мы  знали, произведения легко  узнавали  по первым  фразам  текста.

 Сегодня, рассматривая  сквозь призму  «кривых  зеркал»,  приходит  здравое  осознание – насколько  велико ИХ творчество  в  становлении личности, формировании истинных идеалов,  истинных  ценностей, всецело  посвященных  воспитанию  молодого поколения страны.

Я могу  смело констатировать, что мы были  счастливым  поколением  с «играми в самоцветы  сказов».  Для моих детей уже стали экранизации рисованных мультипликационных   фильмов –  которые рекомендованы  психологами  многих стран для  релаксации, лечения   синдромов тяжелых форм.

Это  очаровательное, сотканное из нежности «Серебряное  копытце», экранизация  одноимённой  сказки  ПАВЛА  БАЖОВА от  режиссёра  Геннадия  Сокольского.
«…Старик по имени Кокованя взял жить к себе в лесную хижину девочку-сиротку Дарёнку и вместе в лесу они увидели необыкновенного козлёнка, у которого было серебряное копытце. В каком месте топнет козлёнок этим копытцем — там появится драгоценный камень…»

В фильме особенно проникновенно звучит лирическая нота. Здесь красота слова, красота изображения и лиризм интонации рождают цельное и сильное произведение.
 Как, впрочем, всё  творческое  наследие пера автора.
 К 100 – летию Павла  Петровича Бажова был  снят  ряд мультипликационных экранизаций его  сказов:
«Горный  мастер», «Огневушка – поскакушка» и другие.


Пришли  другие  времена.
 140  лет…  ЮБИЛЕЙ  писателя предан  забвению. Что  случилось?  МИР  другой или мы уж не те?

 Тогда, в 1943 году, когда наступил  перелом в войне,  важным  государственным делом  стала забота о детях, для которых ковалась эта ПОБЕДА. - Этим годом  датирован  наградной  лист...

 Павла Петровича Бажова  (Бажева) — русского  и советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста, автора уральских  сказов, за личной  подписью Иосифа  Виссарионовича  СТАЛИНА представили к Сталинской  премии  второй  степени…   за выдающиеся  успехи в области историко – филологической   деятельности (за  уральский  сказ «Малахитовая  шкатулка».)

 Жизнь автора, как и  всё его творчество, была неразрывно  связана с этим  благодатным  краем,  рабочим  людом, из которого он сам  происходил: рождённый в  семье  рабочего  пудлингово -  сварочного  цеха Сысертского завода, получившего высшее   образование, давшее  возможность заниматься педагогическим трудом, а вместе с этим и сбором  народного  фольклора,  богатым, как и  кладовая  природных недр.

Во  время  тяжёлых  кровопролитий, когда разбитый, но не  сломленный СТАЛИНГРАД выстоял, омытый  кровью десятков  тысяч погибших – возвращён  КРЫМ,  когда  сняты  двойные  оковы блокады  Ленинграда…

В 1944 году Павел Петрович  БАЖОВ  награждается  Орденом  ЛЕНИНА …
«За исключительные  достижения  и  особо  выдающиеся  заслуги»!  так  гласит   запись  в  наградном листе.

Да, тогда  всё важно было предусмотреть, чтобы  не потерять  ГЛАВНОЕ!!! ДЕТЕЙ!

 Сегодня, в  условиях дикого  капитализма с его чудовищной  потребительской  культурой, настырно  навязываемой, продвигаемой заокеанскими  "благодетелями" - "друзьями", в условиях тотальной  паутины ИНЕТА всё изменилось, но  островки чистоты и радости ещё хранит  сознание, обращаясь к  ИМЕНАМ  великих мастеров пера,кисти, звука!

Пускай, хоть  так, из  уст в  уста, от  СЕРДЦА  к  СЕРДЦУ!  В  камерном   звучании своих ДУШ…


 ПАМЯТЬ  о  НЁМ    НЕТЛЕННА!   
КАК и многоцветие ЕГО  Уральских  россыпей СКАЗОВ,  ДОБРОМ закатившихся в  столетия   наших  ЖИЗНЕЙ!




К  140- летию  ПАВЛА   ПЕТРОВИЧА    БАЖОВА!  ПИСАТЕЛЯ -  ЧАРОДЕЯ!



Вдохновение здесь: http://www.stihi.ru/2019/10/22/986

..."Надежда, какое замечательное эссе Вы посвятили памяти Павла Петровича Бажова — известного уральского фольклориста, писателя-чародея, который общался с силами не сказать, что темными, но исходящими из самой земли — «Огневушка-поскакушка», «Полоз», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»…

Павел Петрович очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», высоко ставил звание писателя. Образцом для себя считал Александра Сергеевича Пушкина, «у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Другим эталоном для Бажова был Лев Николаевич Толстой, «сказки и детские рассказы которого – неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений».
В волшебный мир сказов Бажов помещал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы. Бажова называли «добытчиком устного речевого золота и искателем самородных сказаний».

Я в детстве зачитывался его сказочными сказами. До сих пор, где-то в укромном уголке души, хранятся золотые строки его самоцветных сюжетов. От искры Вашего эссе зажглось вдохновение, с которым было написано стихотворение «Дух Мастера вечно живёт» - на моей странице: http://www.stihi.ru/2019/10/23/7470


"Открыл, как шкатулку, красоты Урала,
Раскрыл светлый образ его мастеров,
Природы красу, где нога не ступала,
Воспел – чародей и писатель Бажов.

Узоры ложатся фигурной строкою,
Творится, как Чудо-Цветок, сказов кластер.
Пером, как резцом, филигранно рукою
Ведёт по бумаге талантливый Мастер!

С Хозяйкою Медной горы увлекает
В подземное царство, где сказок исток,
Где мастер Данила с мечтой созидает
В камнях самоцветов волшебный Цветок.

Любовно резец производит огранку,
Любовью наполнена сказов душа,
Сказитель рельефно выводит чеканку,
Нетленной строкою картины верша.

Сплетается вязь драгоценных сюжетов,
Рисуется сказов мистический свод,
И где-то внутри нераскрытых секретов
Искусства дух Мастера вечно живёт…""




«Дух Мастера вечно живёт»          Автор: Валерий  СТАРОСТИН
http://www.stihi.ru/2019/10/23/7470



Надежда  Зернова