Свадебные традиции

Анатолий Цепин
Кетут Кариаса и Кадек Пебриани

     Есть несколько жизненных этапов, наступление которых неукоснительно отмечается на Бали и составляет основу их традиционной культуры. Это – рождение, свадьба и смерть. И каждое это событие обязательно сопровождается церемониями, каждая из которых включает в себя целый набор священных ритуалов и обрядов. Всё это весьма красочно и … жизненно. С детства у балийцев воспитывается трепетное отношение к национальной культуре, религии и любовь к природе. Я уже писал о том, какой «винегрет» представляет собой балийский индуизм (хинду) – официальная религия на Бали (1). В нём невероятно трудно разобраться, а потому оставим эту тему на потом, когда наберёмся опыта и чуть лучше узнаем обряды и верования аборигенов.

     Как-то так получилось, что с прошлого приезда у нас установились тёплые дружеские отношения со всеми тремя Кетут – хозяйками нашей уютной гостиницы. У них уже была куча детишек, и нас провожала одна из Кетут (средняя Кетут – Кетут Сарини) на сносях, пытавшаяся по балийской традиции (когда тяжёлую работу выполняют в основном женщины) отобрать у меня и оттащить в машину тяжёлую сумку. Это было в конце апреля, а в июле она уже разродилась двумя девочками и расстроилась, поскольку ожидала парня, продолжателя традиций клана.

     На Бали традиции семьи передаются по мужской линии, а у всех Кетут пока рождались только девочки. Вот и теперь по нашему приезду нас встретила старшая Кетут (Кетут Суриани) с таким большим животиком, что сразу стало ясно – потомство не заставит себя ждать. Через неделю, заверила Суриани, и тут же попыталась помочь поднести одну из сумок. А тут ещё оказалось, что тоже через неделю женится их брат, и нас с Ларисой тут же пригласили на свадьбу. Вот и стали гадать, что же произойдёт раньше – рождение, или свадьба. Свадьба, как строго запланированное событие, связанное с кучей обязательств и церемоний, произошла в срок, опередив рождение на пару дней. А раз так, то со свадьбы и продолжим наш рассказ.

     Свадьба на Бали это один из трёх основополагающих камней существования общества, и потому в жизни каждого балийца ей уделяется такое повышенное внимание. Нет однозначно прописанных свадебных традиций, обрядов и церемоний. Из-за «винегрета» балийского индуизма в настоящий момент сложилась такая ситуация, что балиец с востока острова, попав на свадебный обряд на западе, вряд ли поймёт и половину проводимых там свадебных церемоний и подношений. Однако существует и что-то общее, что характерно для свадебного обряда, что принято и освящено в народе.

     В свадебных обрядах на Бали нет места романтике – всё подчинено одной прагматической задаче – продолжению рода, клана, а потому одним из обязательных условий счастливой свадьбы является  беременность невесты, ибо бездетная жена – беда семьи. Ради проформы, конечно, родители жениха посерчают и посетуют на юношескую несдержанность (это тоже часть церемонии), но на деле будут безмерно счастливы, что клан их будет, скорее всего, продолжаться, и обеспечится возможность для реинкарнации предков.

     Свадьба, это начало нового этапа в жизни молодых, ведь только по её завершении жених и невеста становятся полноценными членами сельской общины, банджара, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. В частности, мужчина получает право голоса в банджаре и обязанность посещать храмовые церемонии и участвовать в мероприятиях общины – то есть община признаёт его взрослым.

     Кроме того, жених и невеста должны быть подготовлены к свадьбе путём укрощения шести разрушительных страстей – другими словами, путём подпиливания зубов. Этот, важный для каждого балийца, ритуал надо обязательно совершить до вступления в брак. Подтачивают обычно клыки, поскольку балийцы считают, что клыки представляют животные характеристики людей. Считается, что этот ритуал избавляет от похоти, жадности, гнева, беспокойства, тщеславия и зависти.

     Для свадебной церемонии молодых принято красочно наряжать, причём соответственно с традициями их каст. Роскошь свадебного костюма демонстрирует богатство семьи и кастовую принадлежность. Невеста носит корону, и чем выше корона, тем выше каста.
 
     Вот, вроде бы и подготовили молодых к замечательному дню свадьбы. Теперь и мы с Ларисой стали ждать практических шагов от Кетут, ведь мы как-никак приглашены, но пока только словесно. Назначенный нам день благополучно прошёл и никто к нам с приглашением не пришёл – неожиданно. И только на следующий день к нам пришла младшая Кетут (Суси) и сказала, что извиняется за то, что Кетут-Суриани дала нам неправильную дату – мы приглашены не на седьмое ноября, а на двенадцатое. Было похоже, что свадьба всё же уже прошла, и нам осталось только поздравить молодых и поднести им традиционный подарок. Пришлось зайти в Интернет, чтобы разрешить это досадное недоразумение.

     Итак, всё оказалось по правилам, и нас в первый день свадьбы никто не ждал – первый день это чисто семейное мероприятие. Сначала свадебная церемония проводится в домашнем храме семьи невесты, чтобы духи-защитники семьи отпустили её из-под опеки. Затем действие перемещается в домашний храм семьи жениха, чтобы духи-защитники нового дома невесты приняли её под опеку. Собственно говоря, эти сугубо прагматичные и не долгие действия в узком семейном кругу, подкреплённые скрытыми от публики клановыми свадебными обрядами, и составляют саму свадьбу. Поздравлять со свадьбой после совершения храмовых церемоний не принято.

     Но уже на следующий день и начинаются настоящие празднества, на которые собирается вся деревня и родственники со всего острова. Невеста с женихом встречают гостей при входе, и проводят так весь день на ногах. Такие свадебные гуляния могут затянуться на всю неделю.

     Вот и мы с Ларисой были приглашены аж на пятый день от официального дня бракосочетания. Правда, красочное приглашение нам вручили уже на второй день, и это было настоящее произведение полиграфического искусства. На лицевой странице приглашения (Undangan) фото жениха и невесты (а может уже мужа и жены?) в свадебных нарядах, а в рамочке, где «кому», выведено: LARISSA. На обороте кадры из свадебной церемонии и схема с указанием домов жениха и невесты и ресторана Amed, где, по всей видимости, и проходят текущие торжества. На развороте опять красочные фото молодожёнов – Кетут Кариаса и Кадек Пебриани, и данные о них и родителях. Кетут –  первый ребёнок пары Ketut Telaga и Wayan Pudak. Кадек – второй ребёнок пары Made Sari Adnyana и Made Putrayanti. А также, где и когда нас будут ждать молодожёны. В общем, или это заранее заготовленное приглашение (но как же тогда красочные фото молодых на церемонии?), или всем пришлось изрядно потрудиться, чтобы за пару дней изготовить это полиграфическое чудо.

     Вроде бы всё и сложилось, и нас всё же приглашают на остаточные свадебные посиделки. И всё бы хорошо, но на каменистом пляже Лариса повредила пальцы ног, и нам пришлось обратиться за помощью в местный медицинский центр. Я ещё напишу о балийской медицине, но пока не об этом, а о том, что врач прописал лекарство для заживления раны и приказал забыть на несколько дней про море и пешие прогулки. Так что остаёмся дома. Наш подарок молодожёнам в виде моего сборника в честь юбилея (50 лет) нашей с Ларисой совместной жизни с тёплыми словами пожелания Кадеку и Кетут прожить совместно не меньше, завести много детишек и сохранить в сердцах любовь и нежность друг к другу, а также приложение в виде конвертика с индонезийскими рупиями обещала передать молодожёнам младшая Кетут – Суси.

     На этом бы всё и закончилось, но по WhatsApp от средней Кетут нам пришли уникальные фотографии и видео сугубо семейной части свадебных церемоний – то, что обычно не доступно для созерцания простым любителям поглазеть. Так что можно сказать, что мы хоть одним глазком, но подсмотрели обычно не рекламируемые кусочки домашней храмовой церемонии.

     На первом видео молодые бок обок стоят перед ковриком, на котором полукругом расположены корзиночки с подношениями (две из них стоят напротив молодых) и пучок длинной сухой травы. Невысокая, полная и уже пожилая балийка в длинной до земли светло-зелёной с цветами юбке и жёлтой с цветами кофточке проводит над молодыми ритуальные церемонии. Перво-наперво она протирает салфеточками кисти и стопы невесты и жениха, а потом омывает кисти из стаканчика со священной водой. Для омовения стоп ей подают другой стаканчик с водой. Молодые, разутые и с вытянутыми вперёд кистями рук (ладошками кверху), находятся явно в приподнятом настроении – улыбаются и даже смеются временами. Затем какими-то снадобьями, взятыми, из одной корзиночки на ковре, им смазывают внешние части кистей. Теперь они так и стоят с вытянутыми перед собой кистями и, по всей видимости, ожидают, когда последние просохнут. Святой водой обильно окропляются надетые на молодых короны. После этого  две балийки протягивают перед молодыми (на уровне пояса) цветной шарфик, распорядительница церемонии берёт с коврика пучок травы, зажигает его у корней и окуривает дымом молодых, которые за шарфиком поворачиваются, чтобы не осталось не окуренным ни кусочка тела. При этом, когда поворачивается Кадек, то видно, что на спине за поясом у него заткнут кинжал в дорогих ножнах. Шарфик убирается, стоящие полукругом на коврике корзиночки расставляются шире, дымом от ароматных палочек, стоящих в них, опахивают молодых. Затем распорядительница предлагает сначала Кадеку, а потом и Кетут, пройти по коврику, ступая между и через корзиночки в одну сторону, и также, и в том же порядке, вернуться. И молодые совершают три таких аккуратных и полных прохода, стараясь не порушить стоящего на коврике. Затем молодым отмывают руки и посыпают их чем-то из двух отдельных корзиночек, стоящих перед ними. Через небольшое время им советуют отряхнуть руки, что они и делают. На этом, собственно говоря, и заканчивается видео храмовой церемонии.

     Второе видео совсем короткое, но отражающее одну из основных балийских традиций. А сводится оно к тому, что до свадьбы молодым нельзя совместно принимать пищу на людях. Таким образом, свадебная балийская церемония завершается традиционным обрядом угощения молодожёнов жёлтым рисом с курицей. Вот и на видео Кадек и Кетут прилюдно кормят друг друга, правыми руками синхронно беря щепотки риса с курицей и угощая уже супруга и супругу. Это свидетельство того, что свадьба состоялась, и это уже настоящая семья.

     Вроде бы и всё, но в заключение темы хотелось бы коснуться грустного обстоятельства, но не так часто встречающегося в балийском обществе. Оно ярко характеризует особенности семейной жизни, и без знания его в брак лучше не вступать. Поговорим о разводе. Разводы на Бали не приняты. Во-первых, это считается, как во всех странах с традиционным укладом, делом позорным и весьма хлопотным. Но если уже супруги решили развестись, то они встречаются с комитетом местного банджара – их уговаривают и предлагают варианты улаживания ситуации. Но если супруги настойчивы в своих намерениях, то устраивается церемония, обратная свадебной. То есть, сначала жена выписывается из-под покровительства богов, защищающих клан мужа, и происходит это в храме дома мужа, а потом в храме дома родителей жены проводится церемония «вписания» её обратно в семейный клан.

     Чем для бывших супругов оборачивается развод? Жене после развода ничего не остаётся, даже из совместно нажитого имущества. Даже дети остаются с папой, поскольку по балийским поверьям дети, родившиеся в клане мужа, а жена в период брака тоже принадлежит клану мужа, являются реинкарнацией умерших родственников из клана мужа, и из клана их не отдадут. Собственно говоря, и мужчине без жены становится неуютно жить. Как член банджара, он просто обязан посещать его собрания и участвовать в организации многочисленных праздничных церемоний. А если учесть, что на Бали 230 официальных праздничных дней в году, то одинокому мужчине становится просто не под силу совмещать общественную жизнь с работой, уходом за детьми и каждодневными подношениями многочисленным богам, тем более что это умеют делать только женщины. Постоянно просить кого-то о помощи стыдно и много мороки. Вот и стараются «разведенцы» поскорее опять связать себя узами брака. Да и разведённая женщина тоже чувствует себя не «как все», а выбиваться из коллектива на Бали это всегда плохо, и потому женщины стараются опять побыстрее выйти замуж.

     Вот и в нашей знакомой уже семье есть младшая Кетут – Суси, которая после свадьбы Кадека осталась единственной незамужней. Свадьба это такое дорогое удовольствие для балийцев, что для участия в этом мероприятии устанавливается очерёдность. Теперь Кадек женился, и семья будет собирать средства на свадьбу младшей Кетут – подошла её очередь вступать во взрослую жизнь, и Кетут этому очень рада – заждалась уже.

1) Смотри рассказ «Бали. Загадка Падмасана»: http://www.stihi.ru/2019/04/12/5785