Александр Вепрёв. Экспертный выбор. Декабрь-2019

Большой Литературный Клуб
Мнение Александра Вепрёва

ШОРТ-ЛИСТ

1 место

СВЕТОНОСОВА «дачно-профессорское»
http://stihi.ru/2019/10/14/3950 квота ГР за редактирование отборочного тура

Рыбак ворчит: «Не сходни, а дрова…»
Река течёт, колышется едва,
в ней бьётся пульсом глупая плотва,
не знает: быть ей жареной сегодня.
Предвосхищая рыбный аромат,
меняя междометия на мат,
на досках практикует сопромат
вчера – профессор, нынче – огородник.

А в домике жена, надев очки,
концептуально чистит кабачки.
Их непомерно много: хочешь – кинь,
а жаль – разбейся в тыкву, но закончи.
В углу томятся банки на пару.
Профессорша вздыхает: «Ох, помру…»
Метать ей кабачковую икру
до вечера, а может, и до ночи…

В саду, умытый струйками дождей,
крыжовник-живчик стал ещё живей,
и яблоки глядят из-под ветвей
манящим взглядом, дерзким и лукавым.
Капуста, повернувшись вверх лицом,
мечтает воплотиться в голубцов –
ведь птицы же они, в конце концов?
И виноград тоскует по бокалам…

А вечер синь расплещет по садам.
От грусти не оставит и следа,
и уплывут неведомо куда
усталость, суета и суматоха.
Профессор, разомлев, своей жене
шепнет, что в мире места лучше нет,
и жить в такой волшебной тишине
не так уж плохо.

Хорошее стихотворение. «…и жить в такой волшебной тишине
не так уж плохо».


2 место

ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «женщина в песках»
http://stihi.ru/2019/12/03/6857 отборочный тур для резидентов

смотрела в зеркало, изучала щеки и волосы, глаза,
то чувство, когда игральную карту дамы сгибают пополам,
продавливают по шву лакированным ногтем,
и она оказывается лицом к лицу с незнакомкой.
кто это?
фальшивка, а где оригинал?
ее красота растворена в воспоминаниях,
в поклонниках,
чуть солоновата как кровь из треснувшей губы
на морозе времени. бррр.
она смотрит в зеркало и зеркало смотрит в нее:
подносит зажженную свечу к лисьей норе,
раскусывает икринку сожаления и горечь приятная,
оранжевая растекается во рту. она видит свои копии,
которые застыли в зеркалах, как девушки в клею
в одних трусиках, в стеклянных колбах.
и кружится, кружится голова:
кто-то ее высасывает через соломинку у виска, там, за ухом,
в пигментной патине, которое уже не целовали давно.
серебряными вилами по черной воде – седина у корней –
это борьба с пустынями, пластиковые саженцы на краю
пропасти, губ, бровей. курсанты послушно красят песок
в зеленый цвет, и пристальный взгляд в зеркало:
так брюхатый заряженный револьвер
подносят к отражению в зеркале – ствол к стволу,
зрачок к зрачку, но никто не стреляет – почему
мягкие игрушки падают с книжных полок:
мишка, собачка, слон,
а когда игрушки касаются паркета, то рассыпаются в прах:
трухлявые, с жемчужным ремешком.
она отворачивается от зеркала
и смотрит в окно:
капли дождя тускло сверкают
на гнутых железных хвостах решетки,
грусть скорпиона, рыхлая грусть
ржавчины, и голос мяукающий Мари Лафороне льется с экрана.
осенний дождливый день как водянка,
которую она, дура, сковырнула иглой,
смоченной духами, а там аромат бензина и терпкость грецкого ореха,
гниющие громадные листья в луже, как царские деньги. да.
эта музыка будет вечной, но не я...

звук ножниц,
звук ножниц нарастает: икебанист сокращает её, отрезает
сюжетные линии, возможности, нитки, кусочки плоти.
она выпьет на ночь лес, хвойный лес в чашке с мятой,
две таблетки снотворного, чтобы не слышать тихий
неумолчный скрежет в зеркалах:
это черные конькобежцы печали, согнувшись,
наворачивают спирали на мерзлых заиндевевших глазах.
память, обманывай, обманывай меня...

Стихотворение состоялось. 


3 место

АЛИСА ОРЛОВА «Доктор Адрианов»
http://stihi.ru/2018/11/16/3252 номинатор Нестор Иванофф

В актовом зале института Склифосовского –
ёлочка для врачей.
Мероприятие довольно философское,
прежде всего – мимолётностью своей.
Выпили и чокнулись, чокнулись и выпили.
На смартфоны щелкнулись. И с руководителем!
Замелькали белые-белые халаты,
Только пара тостов и надо по палатам.

С самого адского раннего утра
у врачей – шампанское, у врачей – икра.
Запах цветов, шорох пакетов.
Море презентов. За пациентов?
За пациентов. За пациентов!
Тили-тили трали-вали, трали вали ай-люли.
Пьем за тех, кого спасали. Пьем за тех, кого спасли.

В стороне от общего накала,
В дальнем уголке большого зала
Притаился мрачный мужичонка
Выпил сам с собой, ни с кем не чокаясь
И подпер ладошкой щеку
У него – терзанья и мученья,
он чужой на празднике леченья,
что-то вроде черненькой дыры.

Он досадный минус, исключение
этой увлекательной игры.
Не принес никто ему конфеты, коньяка, шампанского, икры.
Нету у него презентов, нету ни единого букета,
Да и пациентов – нету, нету, нету.
Он уже не трезвый, но еще не пьяный
Патологоанатом Адрианов
Два стакана водки как с куста
Он от медицины – сирота.

А ближе к полуночи, когда коллеги разворачивают скатёрки
Помят молчалив и суров
патологоанатом Андрон Адрианов
засыпает в каптерке, не дождавшись боя часов.

Но ровно в полночь спящего Андрона
вдруг кто-то трогает за плечо
Андрон отбивается, потом все-таки просыпается
Не открыв глаз спрашивает: «Чо?»
И слышит тихий голос:
«Извините Андрон Николаевич.
Я от лица общественности пришел вас поздравить».
Андрон с усилием открывает глаза.
И видит того кто это сказал.

Перед ним стоит мужичок в красном зипуне на голое тело.
И говорит: «Доктор у нас к вам дело.
Знаете мы, мертвецы, как дети.
Хочется по-человечески праздник отметить.
А вы нам как отец родной,
Скучаем, когда у вас выходной.

Понимаете, со средствами у нас не очень.
Вот скинулись вам на веночек
И протягивает еловый венок с черной лентой:
 «Андрону от благодарных пациентов»
«Выпейте с нами доктор!
В прозекторской собрался народ
И вас очень ждет.

Есть и у нас и Снегурочка
Девочка недурная со всех сторон.
Есть Васька фокусник и Серж – выдающийся баритон
Публика подобралась что надо.
На соседних столах – ух,
такие люди расположились рядом.
Так что вливайтесь в дружные наши ряды.
Выпейте с нами доктор мертвой воды.

И Андрон Николаевич походкой нетвердой
Идет с Death Морозом в сторону морга.

Когда наутро по служебным делам открыли каптерку
Обнаружили что Адрианов совершенно мертвый.
А рядом с ним венок с черной лентой:
«Андрону от благодарных пациентов!»


Понравилось стихотворение. Его можно читать много раз. Не надоедает. Оно мне близко по духу: множество ритмов, характеров… Над характерами героев можно еще поработать, расширить стихотворение, может быть получится поэма…


4 место

ИРИНА РЕМИЗОВА «Хлебное»
http://www.stihi.ru/2019/08/12/5950 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

сегодня отдают за меру две –
хоть всё бери, не надорвать бы плечи.
расстелен август на сухой траве –
орех и мёд, антоновка и греча.

овечья шерсть на глади вышних вод,
галдеж и драка в птичьей монопольке…
внутри неугомонный счетовод
диктует, что берём, почём и сколько.

покуда за мешком несут мешок,
да столько, что дышать в телеге тесно,
душа щебечет в глиняный рожок
о чём-то бестолковом и чудесном

и, невзначай дотронувшись до лба
соломинками вечных сухоцветов,
не помнит: ей до ночи печь хлеба
и раздавать, ни крошки не отведав.

Хорошее стихотворение. В данном случае также необходимо мнение редактора, который будет редактировать книгу автора. После первого прочтения, мне показалась последняя строфа лишней, стихотворение может существовать и без неё. Даже приобретет некую поэтическую недосказанность, тайну, многоточие… Но после второго и третьего прочтения – показалось, что последняя строфа нужна, не смотря на некую неуклюжесть последних двух строк. Решать автору. Или редактору.


5 место

АЛЕКС ФО «Игрок»
http://stihi.ru/2008/11/15/1390 номинатор Елена Лерак Маркелова

Снова прикуп не в масть. И привычно вселенная рухнет. И не хватит на ставку остатка божественных сил… Ты вернешься домой и тайком поплетешься на кухню – там в буфете наперсток мартини (я знал, не допил). Будешь ныть – мол, такая судьба (да уже никакая…), налакавшийся спирит, просравший свои миражи, – и сидеть на подушке, рыдая и в штору сморкаясь, у моей головы, непутевый хранитель души. Поутру перегарно и жалобно выдохнешь в темя – ну прости, я дурак, больше я ни за что, никогда!.. Нихрена… ты умеешь транжирить свободное время. А потом – истекая слезами, сгорать от стыда.

Шаг за шагом – по картам, по клеточкам жизни-рулетки, по костяшкам, костям… в общем, всё как у нас, у людей. Мне достался игрок. И по меркам небес – малолетка. Ошалевший пречистый фанат одноруких чертей.
Ты играл – поначалу по-детски, чуть-чуть, понарошку, ставил перышко, ниточку, слово, стишок, интерес – а потом постепенно прибавилось в нашей матрешке – у тебя на плече поселился играющий бес. И когда даже нимб до последней светящейся точки разгребла со стола бестелесно-везучая мразь, ты играл на меня – целиком, по частям, по кусочкам, то спуская, то вновь ухитряясь назад отыграть… И мотало меня, как бомжару в товарном составе, между светом и тьмой – столько раз, что размазал черту… Да, забавный расклад – нелегко без ухмылки представить: ты в долгах, а на мне – три повечностных срока в аду.

Что завидуешь? Сам виноват, но петля – не по чину. Утопись, вымой перья, вон Лета – удобнее нет. Первый блин, говоришь?.. Всё когда-то впервые. С почином. Да не спейся гляди... У тебя еще будет клиент.


Стихотворение получилось, но мне не нравятся такие слова в нём -- «просравший», «Нихрена», «повечностных».


6 место

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВСКАЯ «Просьба»
http://stihi.ru/2017/04/18/591 номинатор Елена Лерак Маркелова

Постоянно приходит ко мне, просит: "Господи, помоги,
Ну позволь ему выбраться, выплыть. Вот что тебе – трудно, что ли?
Прояви сострадание, надо заботиться о других".

Приглядишься внимательней – там совершеннейший алкоголик,
Забулдыга, забросивший напрочь работу, семью и быт,
Разменявший, что было действительно важным, на ахинею.

А она говорит: "Да, я знаю, что люди, увы, слабы,
Ты намного сильнее их, Господи, в тысячу раз сильнее.
И поэтому сжалься над ним, отмени высшей волей казнь,
Отложи до Последнего дня исполнение приговора:
Пусть всё то, что ещё сохранилось, не выставят с молотка,
Пусть хотя бы на время исчезнет проблем неподъёмный ворох.

Да, я знаю: он лгал ради выгод, сдавался, других сдавал,
Мог бы выйти когда-нибудь в люди, но вот никуда не вышел.
Ты зато посмотри, как небрежно он в песни сплетал слова,
Даже чудится: кто-то крылатый ему нашептал их свыше".

"Слышишь, Господи, – просит она, – ты же добр и безмерно мудр".
Сядет рядом, заглянет в глаза и настойчиво повторяет:
"Так не будь понапрасну жестоким, не действуй под стать тому,
Изначальному богу, изгнавшему Еву за грех из рая".

Позже снова тихонько приходит, и поступь её легка,
Ждёт, когда я возьму и вмешаюсь, на час завязав с делами.
Ей мучительно жаль беззаботно порхавшего мотылька,
У которого ныне осталась одна лишь дорога – в пламя.

"Невозможно, – я ей объясняю, – и этих спасти, и тех,
За всё зло, совершенное ими, расплачиваться не мне же?
Ты подумай, он сам это выбрал, он сам на огонь летел..."

А она улыбнётся в ответ, и на сердце светло и нежно...
И тогда я встаю, развожу облака, надеваю нимб.
"Ну, действительно, – с ней соглашаюсь, – по сути, такая малость.
Я же ведь, – говорю, – всемогущий, а значит, и чёрт бы с ним.
Пусть живёт, не печалится".
И про себя добавляю: "Мама".


Автор умеет писать, профессионально… Но стихотворение почему-то не «цепляет». Скорее всего – нет какого-то нового образа в данной теме, хотя концовка дает некую надежду…

______________________________________

О некоторых других стихотворениях:

СЕРГЕЙ ПАВЛОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «Крупный писатель»
http://www.stihi.ru/2017/10/23/11653 номинатор Юрий Семецкий

Крупный писатель лежал на кровати,
Лежал и смотрел в потолок
На крупную муху, которая, кстати,
Смотрела загадочно вбок,
Где толстый паук, ещё более толстый,
Чем муха, смотрел с потолка
На крупную рыбу, которая просто
В два раза крупней паука,
Глазевшую, надо сказать, не мигая,
Как будто бы удивлена,
На очень упитанного попугая,
Упитаннее, чем она,
Который сидел и поглядывал молча
На кошку, размером (о-го!)
Гораздо крупней и значительно толще,
Крупнее и толще него,
Которая глаз не сводила с кровати,
Где, хоть не такой, как кровать,
Но тоже довольно обширный писатель
Хотел это всё описать,

Устало открыл блокнот –
Всё стало наоборот,
Смущённо закрыл блокнот,
Открыл удивлённо рот:

Что-то не так, обстановка другая,
И кошка глядит, между тем,
Не на писателя, – на попугая,
Который не так крупнотел
И смотрит на более мелкую рыбу,
А ту привлекает теперь
Паук, он поменьше, чем рыба, калибром,
Но тоже порядочный зверь,
Который косится на толстую муху,
Чья тушка не так велика,
Как туловище паука, а толстуха
Поглядывает свысока

Туда, где какая-то точка в кровати,
Некрупное что-то в огромной кровати,
Должно быть – букашка лежит на кровати,
А, может быть – хлебная крошка в кровати,
И, уж конечно – не крупный писатель,
Не видно почти ничего на кровати,

Ведь крупный писатель, лежащий в кровати,
По мнению мухи, так мал –
Поскольку, пока ещё крупный писатель
Ни буковки не написал.


По композиции -  интересно… Даже очень интересно! Сама задумка. Но стихотворение еще не состоялось - на мой взгляд, надо поработать над ним, не сразу понятно что к чему… Или четче прописать некоторые куски, которые не сразу понятны: «А ту привлекает теперь»…


АННА КОРНЕТ "Если что"
http://www.stihi.ru/2019/08/27/3517 номинатор Ильдар Харисов

Я глаза поднять не смею –
верных слов в кармане нет.
Зябнут нежные космеи –
август экономит свет.

Между веток паутинно
серебрится спелый плод.
Это яблоко, не дыня,
будет падать – не убьёт.

Стукнет по лбу молодильно,
рассмеёшься: сам дурак.
Мы работали не пыльно.
Мы любили кое-как.

Разводить такие пары –
удовольствие одно.
Наши тары-растабары –
сериальное кино.

Обхожу сторожко лужи,
добираясь до авто.
...Мне и даром ты не нужен,
если что.


Задумка стихотворения понравилась!  Есть в тексте несуразности. «Я глаза поднять не смею – верных слов в кармане нет»… Почему в кармане? Не оправдано ни чем такое уточнение…
«Мы работали не пыльно»… Не пыльно – не очень точно.
«Разводить такие пары» – тоже можно заменить, не совсем понятно. Первая строфа плохо прописана, кроме первой строки…


СВЕТЛАНА ТИМАШЕВА «Замять»
http://www.stihi.ru/2018/12/19/5154 номинатор Ильдар Харисов

Не знать, не помнить, не желать,
в лесу страстей совою ухать.
Кольчуга неба тяжела,
а хлопья снега легче пуха.

Студёный норд лизнёт, как пёс,
в лицо и окунётся в замять,
а мне глядеть в неё до слёз,
до пелены перед глазами.

Узреть заснеженных ундин
и в пустоту нырнувших орков.
Сквозную дырочку в груди
зима затянет льдистой коркой.

И будет день брести, как вол,
отпугивая тьмы гаргулий,
и будет, словно в Рождество,
метель младенцем в яслях гулить.


На мой взгляд, стихотворение пока не получилось. Над ним надо поработать. Видно, что  автор может работать… Опять простые и второстепенные истины – «а хлопья снега легче пуха»… А вот «Кольчуга неба тяжела» – интересно и неожиданно.


МАРТА БУТ «Михаилово»
http://stihi.ru/2019/02/18/6002 номинатор Юрий Семецкий

К Михаилу приходил Михаил.
Михаилу Михаил говорил:
"Вечность кончилась, покаяться срок.
Что же, Миша, ты жену не берёг?
На амбиции, на медь разменял.
А она просила слёзно меня,
Чтобы я тебя пустил во врата,
Чтобы в свет с тобой пошла даже та,
Соблазнившая безумной тоской,
Разделившая посмертный покой».

Михаилу Михаил отвечал:
"А тебе, архангел, что за печаль?
Пусть не венчана, Елена – жена,
А другая, верь не верь, – не нужна.
Нет меня для прочих не-Маргарит».

Михаил вздыхал: «Душа не болит?
А чего орал, во сне видя тьму:
"Тася, – воду. Грей воды. Я тону
В колком холоде замёрзших чернил!
Тася, – скальпель, Тася, – опий". Забыл?
А для Таси строят дом у ворот.
Не покоится, в безвременье ждёт:
Без тебя ни в рай, ни в ад, как в плену.
Бог послал тебе спасенье – жену".

"Искушаешь, – простонал Михаил, –
Совесть знает то, что разум укрыл:
Нет покоя, есть прозрения страх:
Память ждёт на Воробьевых горах,
Недосказанность грустит на Тверской,
И на кладбище – "Голгофа" с доской.
Жёны-ангелы (и чёрен, и бел):
Тасю – предал, Лену – нет, не успел".


При чтении я запутался в образах и героях… А читать второй раз – не захотелось.
Хотя начало понравилось…


СМАГИНА ВИКТОРИЯ «Потом»
http://stihi.ru/2019/06/09/1003 отборочный тур для резидентов

между сломанных словечек
с закавыченным хвостом
ходит чёрный человечек
вопрошает что потом
чтопотомлен
гекатомблен
переломлен
утомлён

вырвем ёлки с корнем-комлем
выжжем синий-синий лён
голубые вертолёты
разобьём на вираже
пролетательным пилотам
не икарится уже
не божится клитемнестрам
не саврасится грачам
надин маленький оркестрик
любу ищет по ночам

волга-волга мать ли фильм ли
сколько спичей утекло
по обочинам итиля
всё княжнами поросло
посмотри какие цацы
крона к кроне шелестят
генетических мутаций
антистеньковый отряд
вздрогнут стеньки встав у стенки
у волчков голодный год
и венки плывут по венкам
в небо божеских невзгод
вот подснежники от тани
от марыси васильки
под прикрытием литаний
порох держится сухим

в знаньях многия печали
плачут жрец игрец кузнец
как же как же мы проспали
наступающий вездец
гарью пахнет мёртвый ветер
кровью слово-воробей

да отстань ты человечек
от заслуженных зомбей


Стихотворение понравилось… Показалось немного затянутым.
Не совсем удачный переход с первой на вторую строфу - словно  из другого стихотворения.

 
СЕРГЕЙ ДУКОВ «Гайки»
http://stihi.ru/2019/04/18/7772 отборочный тур для резидентов

Пахнет в воздухе тускнеющем, не сельском
ладаном полынным и извёсткой.
Маршируют тучи за Козельском,
и энергосберегающие звёзды
в принебесной нише тлеют вполнакала...
В платье белом уезжает слива, –
ждёт свой рейс у мёртвого вокзала
пятый год уже, наивно, терпеливо.
У порога – лишнее ведро раствора.
На стекле – налёт уставшей пыли.
Шансов нет совсем у разговора,
только крутится в башке что «жили-были…»,
только, кажется: сидеть бы там, где пела
циркулярка, вечно... в чистой майке,
и смотреть на эту дуру «в белом»
с чемоданом, где – кило гвоздей и гайки.

 
Стихотворение неплохо задумано, но как-то неуклюже начало (Видимо, из-за слова «не сельском»): «Пахнет в воздухе тускнеющем, не сельском ладаном полынным и извёсткой.»

Понравилось: «Маршируют тучи за Козельском, и энергосберегающие звёзды…»
Хотелось бы «над Козельском», Козельск – не Москва.
Не совсем понравилось – «в ПРИНЕБЕСНОЙ нише тлеют вполнакала...»


КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ «От короткой строки...»
http://www.stihi.ru/2019/12/14/5445 номинатор Термитник поэзии

От короткой строки до трамвайной петли,
От второго до третьего Рима,
Человеческий возглас по линии дли,
Коль его колебание длимо.

От Голанских высот до голландских красот,
Через все серпантинные трассы
Малахитовой кобры кинжальный бросок
Настигает развенчанных нас, и

Обретённое знание будет беречь
Наш ребёнок, чтоб снова и снова
Затвердевшую в горле, беззвучную речь
Рассекало — как лезвие — Слово.

В стихотворение есть композиция, оно построено. Начинается «От короткой строки», доходит до «голландских красот», далее – то ли автор «забуксовал» на одной из «трасс», проходя через все серпантинные трассы», то ли попытался окунуться с головой в сюрреализм – «Малахитовой кобры кинжальный бросок / Настигает развенчанных нас, и»,
заостряя внимание на данном этапе красивой и богатой рифмой: «трассы – нас, и».
Но почему трассы серпантинные – не понятно. То ли Новый год, то ли праздник? Или серпантин – на дороге? Или трассы вьются, как серпантин? Наверное, последнее. Ну и далее – сюрреалистическое лезвие – слово. Петля, лезвие, слово… Рим, Голландия, Слово… Может быть, в этом есть какая-то тайна – не знаю. Почему-то вспомнил библейское Слово.
Автор выстроил стихотворение, вероятно, оно имеет право на существование. Стихотворение, особенно концовка, напоминают новаторские стихи раннего Вознесенского, но влияние классика не чувствуется. Это хорошо. Можно отнести к собственному почерку или особенности. 


СЕРГЕЙ СЛАВНОВ «так октябрь по асфальту червонное золото мусором...»
http://www.stihi.ru/2019/10/20/9187 номинатор Термитник поэзии

так октябрь по асфальту червонное золото мусором
(как исчерканный лист со стола разрывая и в печь)
вот такой и пребудет в веках наша лучшая музыка –
навсегда черновой и на пару ни с кем не напеть

только это и любишь теперь – дошагав до шлагбаума
только шелест ночей (но сиянье как не было днем):
"для кого мы светились во тьме и шептали все главное
и срывались с ветвей в пустоту небывалым огнем?"

вот моя душа тоже – как есть задарма разбазарена
и когда пустота навсегда что же в сердце возьму?
эта жизнь о любви и похожа на фильм Вуди Аллена
и в финале включите нам джаз когда титры во тьму

о печальной судьбе обо всякой назначенной участи –
и пора бы пойти не пускает октябрь со двора –
но и жить не умел умирать уже разве научишься
и зачем тогда листья бессонным огнем до утра?


Думаю, что над стихотворением следует поработать. Посыл дан хороший. Основательный. Но с  третьей строфы начинается пробуксовка - «вот моя душа тоже – как есть задарма разбазарена». Такое ощущение, что автору с этой строки медведь на ухо начал наступать. Далее - можно упрекнуть автора в отсутствие мастерства. Не помогает «Вуди Аллен»  (так и хочется добавить Ален Делона или одеколон, например, «Шипр»), а под финал просят включить  «нам джаз когда титры во тьму». В финале – винегрет из слов «но и жить не умел умирать уже разве научишься и зачем тогда листья бессонным огнем до утра?» Что это? Как это понять «зачем тогда листья бессонным огнем до утра?» Как-то не по-русски…
 Или это снова элементы сюрреализма?


ТАТЬЯНА ПОЛОВИНКИНА «Ещё ловчит в траве кузнечик ломкий...»
http://www.stihi.ru/2019/10/29/3549 номинатор Женис Казанкапов

* * *

Ещё ловчит в траве кузнечик ломкий,
Прозрачно с берегов речное дно,
И слышатся со дна – камней обмолвки:
Любое слово глыбы-полукровки
Горбаторечно произнесено.

Дрожит, как патефонная иголка,
Истёртый луч – и с ним теснись, жидей,
Покуда день не забренчал легонько –
Подслеповато, ласково и колко
На пианоле рисовых дождей.

Где по углам невидимым не смолкли
Сухие угли в бархатной золе,
Как будто дым – горячий и прогорклый –
Ныряя за рогозы и пригорки,
Идёт овинник древний по земле.

В данном случае необходимо мнение редактора, который будет редактировать книгу автора. Например, что делать с данной строкой «Истёртый луч – и с ним теснись, жидей…»? Лично я, над строкой поработал бы.
Стихотворение сделано. Есть образ, есть философия, проступает мысль. Но если судить по большому счёту – стихотворение, так скажем, среднего уровня. Тихая лирика. Есть стихи на данную тему намного лучше. У того же Николая Рубцова, у Владимира Соколова... Запоминается образ «Дрожит, как патефонная иголка, / Истёртый луч…» Почему луч истёртый? – тоже не понятно.
 

АЛАН (АЛЕКСАНДР ЛАНИН) «Ушебти»
http://stihi.ru/2019/11/26/2245 номинатор Женис Казанкапов

– Уш;бти (египетское: "ответчики") — статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. По верованиям древних, должны были замещать умершего на работах в загробных полях Осириса.

........

Когда из склепа восходит месяц спасать ушедших,
Под лунным светом на нашем месте стоят ушебти.
Нам не пошили души из драпа, яиц из стали.
И вот ушебти стоят квадратом, где мы не встали.

Они б и рады кричать о рае, молчать о смерти,
Но нам – парады, иным – Израиль, а им – Освенцим.
Им затхлый воздух сжигает ноздри, их лодки утлы,
Погасли звёзды, затихли ноты, упали куклы.

Хранят могилы за нас ушебти. А что нам делать?
Вокруг – другие, они же дети, они ж не деды.
Титаны духа, пророки мозга, не Бёлль, так Шиллер.
Жужжит над ухом семижды Оскар, всемирный Шиндлер:
Мол, всё проходит, и всё бывает, но всё проходит.
И тех, кто годен, не убивают, покуда годен.

А время шепчет: да ты пойми, да. Нам в тот же поезд.
Стоят ушебти, как пирамиды, в песке по пояс.
Им дел огромных и дел невинных по край налито –
Достроить домну, донянчить сына, допеть молитву,
Сплясать на свадьбе, успеть влюбиться, суметь родиться...
И если надо стрелять в убийцу – стрелять в убийцу.

Как будто знают: ковчег разболтан, и мир за бортом.
И выполняют мою работу, твою работу.


Композиционно стихотворение «Ушебти» получилось, но в нём, кроме загадочных статуэток, перечислены известные истины:  построить дом, посадить дерево… Жаль, что сами статуэтки так и не «нарисовались»…Окончание напомнило строку известной песни: «Стрелять, так стрелять» = «И если надо стрелять в убийцу – стрелять в убийцу».


СЕРГЕЙ ПАХОМОВ СТАНИСЛАВОВИЧ «Осень Ефросиньи»
http://www.stihi.ru/2019/12/15/8010 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Голубые сосны… Осень Ефросиньи…
Над полями просинь, над лесами – ливни.
Облетают клёнов золотые листья,
В лужах воспалённых – перебежки лисьи.
Низкие туманы прячутся в лощине…
Ефросинья встанет рано по причине
Важной, вековечной. Выйдет за дровами –
Задымится печка с красными блинами.
Горькие калины, тонкие берёзы…
В небе тёмно-синем – Ефросиньи слёзы.
Засыпает цапля, словно на ходулях,
Снег летит, как пакля, забиваясь в улей,
В конуру собачью, щелину в заборе,
И горит, горячий, шапкою на воре,
Снова без усилья сыплется от брюха…
Плачет Ефросинья – радостно и сухо.


Стихотворение очень напомнило стихи Сергея Есенина. Или вот эти стихи: «Наступила осень, Отцвела капуста …» 
Похожая интонация. Что посоветовать – не знаю. Тут, как говорят, три путя.
Первый. Не читать стихи Есенина.
Второй. Продолжить читать стихи Есенина. Но так не писать.
Третий. Продолжать в том же духе. Собрать книжку, издать, номинироваться на премию Есенина.