Оттенки

Светлана Климашова Дерягина
        Эмоциональный отклик по творчеству Виктора Пашкова.
 


 Я назвала свой эмоциональный отклик , может быть , немного странно. "Оттенки".
 Почему так?
 Об этом ниже.
 
 Сегодня, я хочу сказать о том, как понимаются  стихи Виктора, немного об откликах читателей, которые есть и на моей странице.
  Приведу пример одного из них на "Разговор с Поэтом -24".
   "Мне понравилось само стихотворение Виктора за непередаваемое ощущение мимолётности нашего бытия... безыскусственности, естественности всех житейских и общественных перепетий. Какой-то особой яркости в стихе нет (по мысли, по образам), но оно "доброе, своё"..."
   (Разговор с Поэтом -24. 26.03.20)
   Хорошее мнение автора этого отклика о стихотворении Поэта "Долгий дождь говорит, не смолкая".
 Выделила из отклика несколько фраз. Это : безыскуственности, естественности,
...но оно доброе , своё" (орфография автора сохранена).
 Своими словами, своё понимание выразил читатель.
   Написала немало аналитических откликов, давно сложилось своё понимание и отношение к стихам Поэта.
  Постоянно возникают новые мысли. Желание откликаться на стихи не пропадает.
Наоборот, всё глубже погружаюсь в его произведения. Дна нет.
  Скажу словами Поэта из стихотворения "Зачем встречаться, видеться, звонить"

     "...там дна нет:
      там БЕЛАЯ  живая бесконечность"(выделила я).
 

Поэт говорит о себе, я позволила себе его словами сказать о стихах .
И всё -таки, как бы я ответила не в аналитических откликах на вопрос о том, за что мне нравятся стихи Виктора Пашкова?
  Ответ сложился давно.  Слово в моём сознании, но никогда его не употребляла в своих эссе.
  ЗЕМНЫЕ!
  Да , именно так одним словом  о стихах.
Мои слова подтверждает Поэт:
  "...пишу о том, что знаю, пережил и переживаю..."
(Из разговора с читателем. 27.03.20)


    Одного слова ,разумеется мало, если речь идёт о высокой Поэзии.
 Сформулирую полностью ":Стихи Поэта-земные стихи, в которых его мысли выражены неповторимыми образами"

 Это самый краткий ответ.  Более подробно говорить не буду. Об этом в аналитике.
   Поэт сам часто говорит о простоте своих стихов.
Сначала это слово не принимала. Да, он скромен в оценке своих произведений, но "простота " в данном случае, соответствует, на мой взгляд выражению  "земные стихи". Наполненные глубоким смыслом, стихи о нашей реальной земной жизни.
 
И опять слова Поэта:
"Я не виноват, что вижу реальность, а не придумываю сказок".
(Из разговора с читателем. 09.01.20)

  Читаю много стихов на сайте. Много прекрасных стихов, много прекрасных поэтов.
   Но немало вычурности, придуманности, такой "сладости " и непонятной яркости в образах, что начиная читать стихотворение, я уже на второй строфе не понимаю, о чём идёт речь. Остаётся только догадываться, что имел ввиду автор, желая поразить читателей своей необузданной фантазией.

  Свой стиль сложился у Виктора Пашкова. Опять остановлю внимание читателей на его словах:
"В стихах не должно быть "воды", лишних слов, неряшливости, повторов и плагиата. Всё просто: образы, метафора; выверено каждое слово, запятая , точка; мысль и философия должны пронизывать стихотворение от начала до конца; должен быть свой стиль, своя музыка со своими мелизмами, неповторимыми и неповторяемыми. Этого добиться крайне трудно, но стараться надо, если есть желание заниматься настоящей Поэзией"
(Ответ на мою рецензию на стихотворение "Не нужна мне любовь неземная")

 Именно так и работает Поэт без придумывания сказок, без манипулирования с образами, порой доходящими у некоторых поэтов  до абсурда.
  Не все читатели  принимают его стиль, не все принимают его литературные особенности в стихах.
 Приведу пример.
  Прочитав стихотворение о Петербурге "Мне нужны твои узкие улицы", читательница не поняла строку из этого стихотворения.
 "Тротуары с избитой судьбой - это как?"-  задала вопрос с оттенком, мне так показалось,  замечания. Так не бывает , звучало в её вопросе.
 Видимо автор вопроса совершенно не помнит истории прекрасного города Петрограда, Петербурга, Ленинграда.
 Поэту одной строкой удалось поведать о непростой истории  города.
Вчитайтесь внимательнее и сделайте свой вывод.
  Сама , Её Величество История, шагала по тротуарам города, то в ботиночках на каблучках, то в тяжёлых солдатских сапогах, а то и босая...
 Вот и вся "разгадка" этой строки.
 Восхищаюсь и преклоняюсь перед талантом Поэта в очередной раз. Браво, Поэт!

  Поэт не "плетёт словеса". Понимая язык стихосложения, вкладывая всю свою душу, он создаёт гармонию сюжетов и образов в своих стихах.
В них трепет жизни, ЗЕМНОЙ жизни и бесконечный лиризм.

       Начала писать  эссе и совершенно неожиданно возникли в моих глазах  примеры яркой , бьющей в глаза хохломской росписи, где глубоко насыщенные красные и золотые цвета на чёрном фоне.
 Рядом  изделия  гжельских мастеров - двадцать оттенков синего цвета на белом фоне.
   Не настоящее золото в хохломских работах, но настоящая, не бьющая в глаза синева на изделиях  расписанных гжелью.
 Покоряют и притягивают мой взгляд оттенки синего цвета, небесного , цвета жизни , покоя и умиротворения, цвета духовности.
  Стихи автора, многоплановые, разнообразные, я вижу в этих оттенкак синего на белом фоне.  Это наружное видение.
 Всё богатство красок Поэта,их сочетание  неисчерпаемая палитра, проявляется после прочтения его стихов, погружения в душевную песню, пропетую мягким голосом Поэта.



Говорила о стихах:
1.Долгий дождь говорит, не смолкая.   http://www.stihi.ru/2018/07/20/6550

2.Зачем встречаться, видеться, звонить. http://www.stihi.ru/2014/11/23/4166

3. Не нужна мне любовь неземная. http://www.stihi.ru/2016/02/26/9869


4.Мне нужны твои узкие улицы. http://www.stihi.ru/2014/07/27/2733